Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:17, реферат
Характерной особенностью Древней Индии было деление общества на варны и касты. Это деление сформировалось в ходе разложения родовых отношений, в процессе социальной и имущественной дифференциации. Важным фактором было освящение этого деления религией – брахманизмом.
В 6 веке до нашей эры в Индии стал распространяться буддизм. Он нанес серьезный удар по варнам. На смену варнам стали создаваться касты. В 5 веке нашей эры каст были тысячи.
Реферат по теме:
«Особенности деления общества Древней Индии на варны и касты»
Характерной особенностью Древней Индии было деление общества на варны и касты. Это деление сформировалось в ходе разложения родовых отношений, в процессе социальной и имущественной дифференциации. Важным фактором было освящение этого деления религией – брахманизмом.
В 6 веке до нашей эры в Индии стал распространяться буддизм. Он нанес серьезный удар по варнам. На смену варнам стали создаваться касты. В 5 веке нашей эры каст были тысячи.
Принадлежность к каждому из сословий определялась исключительно рождением. Еще в индийских Законах Ману можно найти упоминание о следующих индийских варнах, которые существуют и по сей день:
Государственное управление
сосредотачивалась в руках
До сих пор в Индии очень сильна вера в то, что, соблюдая все правила касты и не нарушая запретов, человек в следующей жизни перейдет в более высокую касту (а тех, кто нарушает требования, ждет понижение по социальной лестнице).
Самой «высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья – неприкосновенные. Брахманы в Индии — это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше, чем должность правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием народа: преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями.
Брахманы имеют очень много запретов:
Брахманы как члены высшей варны имели особый статус. Они считались земными божествами, поэтому были свободны от налогов, всяких повинностей и телесных наказаний. Религиозные ритуалы, которые совершали жрецы по древнеиндийским верованиям, магия, укрощение стихий и даже богов – все эти таинства принадлежали брахманам. Интересен один из пунктов «Закона Ману» об этом привилегированном сословии, где сказано, что все, существующее в мире, принадлежит брахману, именно по превосходству своего рождения он имеет право на все.
Вторая варна - это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатрии должны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников. Долг кшатриев – охранять подданных. Они должны раздавать милостыню, взимать налоги, изучать Веды, отказываться от мирских утех. Они освобождаются от грехов, когда ревностно охраняя подданных, взимают даже четвертую часть урожая. А защитив вайшьев оружием, они законно имеют право взыскать с них налог.
Третья варна-вайшьи тоже обязаны изучать Веды, делать жертвоприношения, раздавать милостыню, но, кроме этого, выращивать скот, заниматься земледелием и торговлей. Члены каст этой варны признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и ещё более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.
Четвертая варна- шудры. Они не были членами общин. Шудры были переселенцами, отбившимися от своего рода. У них не было своей земли, поэтому они были вынуждены обслуживать брахманов, кшатриев и вайшьев. За убийство шудры полагалось только покаяние, как за убийство, к примеру, кошки. А если сам шудра провинится, то его настигало суровое наказание.
«Чистые» шудры
Члены вышеперечисленных «дважды рожденных» каст составляют только меньшинство жителей любой сельской местности, большинство же аграрного населения состоит из одной или нескольких каст, называемых «чистыми» кастами шудр. Хотя такие касты входят в четвертую варну, это не означает, что они занимают низшую ступень в социальной иерархии: существует много районов, где крестьянская каста, благодаря своей численности и владению значительной частью местных земельных угодий, играет важнейшую роль в решении социальных и политических вопросов. В давнее время крестьянские касты шудр признавали политическое господство кшатриев, правивших в данной местности, но сегодня эти отношения отошли в прошлое, и превосходство помещиков-кшатриев признается лишь в ритуальном плане, и то не всегда. Крестьяне нанимают брахманов в качестве семейных священнослужителей и сбывают свою продукцию через членов торговых каст. Отдельные индивиды из «чистых» шудр могут выступать арендаторами участков у брахманов, помещиков, торговцев. Все крестьянские касты эндогамны, и даже при примерно равном их статусе, как это наблюдается во многих районах, внекастовые браки не разрешаются. Правила, касающиеся приема пищи, у каст землепашцев менее строгие, чем у «дваждырожденных», они употребляют в пищу мясо. Их предписания оставляют также гораздо большее пространство для социальных актов, разрешая, например, замужество вдов и разведенных женщин, что строжайше запрещено в среде «дваждырожденных».
«Низшие шудры»
Ниже тех шудр, которые заняты сельским хозяйством, стоят многочисленные касты, профессия которых носит сугубо специализированный характер, но в целом считается менее почтенной. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других. Членам этих каст положено заниматься своей наследственной профессией или ремеслом; впрочем, если шудра в состоянии приобрести землю, любой из них может заняться сельским хозяйством. Члены многих ремесленных и других профессиональных каст искони находятся в традиционных отношениях с представителями более высоких каст, которые заключаются в предоставлении услуг, за которые не выплачивается денежного содержания, а ежегодно выдается вознаграждение натурой. Эта оплата производится каждым двором в деревне, запросы которого удовлетворяются данным представителем профессиональной касты. Например, у кузнеца свой круг клиентов, для которых он круглогодично изготавливает и ремонтирует инвентарь и другие металлические изделия, за что ему, в свою очередь, выдают определенное количество зерна.
Неприкасаемые
Эти люди не входили ни в одну из варн, они считались нечистыми. Нечистоту на них могли навлечь в прошлых поколениях убийство брахмана, нарушение сословных правил, выполнение грязных работ (уборка нечистот, мусора, трупов и т.д.). Неприкасаемые должны обитать вне селений и появляться там только с особой меткой на одежде. Они не допускались к общим колодцам, потому что это осквернило бы чистую воду. Именно неприкасаемые исполняли приговоры царя к казни, а одежду мертвецов они должны были забирать себе, и только ее и должны были носить.
По «Законам Ману» вайшьям и шудрам, не должно было позволять отклоняться от предписанных им функций, так как в противном случае в мире воцарился бы хаос. Отсюда в древних текстах делался естественный вывод о том, что кшатрии не могут благоденствовать без поддержки брахманов, а брахманы - без поддержки кшатриев. Только в союзе друг с другом могут они преуспевать и править миром.
Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.
Варны как социальная составляющая общества возникли раньше, чем касты. Археологические изыскания, письменные источники Древней Индии позволяют считать, что появление варн связано с расселением ариев на территории Северной Индии и с распадом их родоплеменного строя, когда выделились аристократия и жречество. Принадлежность к определенной варне обозначалось происхождением и наследовалась. Деление на сословия было и в других древних обществах, но в древнеиндийском обществе оно было особенно прочным и четким.
Социальная структура Индии является наиблее специфической и не имеющей аналогов. Ни одно общественное явление в Индии не вызвало такого интереса, как касты. В той или иной мере элементы кастовости имелись у многих народов. Вместе с тем касты иногда рассматриваются, как явление чисто индийское, так как нигде кастовая систем ни приобретала столь законченной формы и не продержалась так долго. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, по своему характеру являвшимися этническими, и закрепленными моралью. При этом данные нормы носили отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) , содержались в сборниках религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций- дхармасур и дхармашарстр. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются «Законы Ману» .
Ссылки
Статья «Варны» в энциклопедии «Кругосвет»
Статья «Касты» в энциклопедии «Кругосвет»
Информация о работе Особенности деления общества Древней Индии на варны и касты