Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:55, реферат
Процесс первоначального накопления капитала наиболее ярко проявился в Англии. Англия - островная страна, к началу 16в. была сравнительно небольшим государством, её население (3,5 млн. человек) было, примерно, в пять раз меньше, чем во Франции. Большая часть отраслей промышленности Англии была развита слабее, чем в некоторых континентальных странах Западной Европы. Английский торговый флот значительно уступал Голландскому.
В XVI в. Англия была аграрной страной; по числу жителей, степени развития промышленности, мореплавания, торговли и других отраслей она значительно уступала странам континентальной Европы. 20% населения Англии проживало в городах, подавляющее большинство (80%) - в сельской местности.
Доклад
По истории экономики
на тему:
«Особенности зарождения капитализма в Англии. Первоначальное накопление в Англии»
Выполнила: студентка группы МН-11БО
Грибова Кристина
ЯРГУ им. П.Г. Демидова
2013
Процесс первоначального накопления капитала наиболее ярко проявился в Англии. Англия - островная страна, к началу 16в. была сравнительно небольшим государством, её население (3,5 млн. человек) было, примерно, в пять раз меньше, чем во Франции. Большая часть отраслей промышленности Англии была развита слабее, чем в некоторых континентальных странах Западной Европы. Английский торговый флот значительно уступал Голландскому.
В XVI в. Англия была аграрной страной; по числу жителей, степени развития промышленности, мореплавания, торговли и других отраслей она значительно уступала странам континентальной Европы. 20% населения Англии проживало в городах, подавляющее большинство (80%) - в сельской местности.
Но уже в этот период главной отраслью промышленности Англии было суконное производство, которое быстро росло благодаря хорошо развитому овцеводству. К началу XVII в. больше половины рабочих Англии было занято в производстве шерстяных тканей, доля которых в английском экспорте достигала 90%. Высокое качество английских тканей расширяло рынки их сбыта во всех странах.
Быстро растущее шерстяное производство требовало все больше сырья (шерсти) и свободных рабочих рук. Нужны были большие площади пастбищ для овец, но земли были заняты крестьянами. Английские землевладельцы (лендлорды) стали насильственно сгонять крестьян с земельных участков без всякой компенсации за жилища и хозяйственные постройки. Освободившиеся таким экспроприаторским методом земли их владельцы (лендлорды) огораживали рвами и частоколами и превращали в пастбища для овец с целью выгодной продажи шерсти собственникам Ткацких мануфактур. Этот процесс был назван «огораживанием».
Лендлорды часто сами не занимались разведением овец, а сдавали свои земли в аренду фермерам-скотоводам, имевшим деньги для аренды земли и найма на работу большого числа свободных рабочих. В XVI в. в Англии появилась многочисленная прослойка населения без всякой работы и средств существования. В число нищих и бродяг попали бывшие дружинники феодалов и их бывшие служащие, а также вышеупомянутые согнанные с земель крестьяне.
Насильственная экспроприация крестьянских земель была связана также и с церковной реформой, проведенной английским королем Генрихом VIII. Церковь в Англии была крупнейшим землевладельцем. Ей принадлежало около одной трети всех земель, большая часть которых находилась в пользовании у крестьян в качестве наделов. Церковная реформа сопровождалась упразднением монастырей и конфискацией их имущества и земель. Бывшие церковные земли частью передавались приближенным короля, частью продавались за взятки по низким ценам дворянам, спекулянтам, горожанам, которые сгоняли с этих земель надельных крестьян и насаждали пастбищное овцеводство. Монастырские крестьяне превращались в нищих.
Этот процесс именовался секуляризацией.
Завершающим этапом на пути насильственного создания класса людей, лишенных работы и средств производства, была так называемая «очистка имений» от сельскохозяйственных рабочих в начале XIX в. Самостоятельное крестьянство было по существу ликвидировано в Англии. Сельскохозяйственных рабочих, проживающих в имениях, где они работали по найму, также в этот период стали изгонять из имений. Изгнанным людям предоставляли узкую полоску на берегу моря, где можно было заниматься только рыболовством. На месте снесенных построек в имениях были созданы пастбища для овец.
При помощи таких методов одновременно достигались две цели: увеличение капиталов и создание огромного источника дешевой рабочей силы для городских промышленных предприятий.
В XVIII в. бездомных людей стали загонять в «работные дома» или заключать в тюрьмы, где они также должны были работать на предприятиях.
Накоплению огромных денежных капиталов в руках будущих английских капиталистов способствовал грабеж принадлежащих Англии колоний (в Америке, Индии, Африке). Несметные богатства достались будущим английским предпринимателям благодаря обману и физическому уничтожению туземного населения: в процессе колонизации Америки было ограблено и уничтожено 12-15 млн. туземцев, на острове Гаити из 1 млн. всех жителей было уничтожено 985-987 тысяч.
Огромным источником первоначального накопления денежного капитала в руках английских капиталистов была колониальная торговля, в том числе торговля рабами. С этой целью создавались торговые компании: Восточная, Московская, Левантская, Гвинейская (специализировавшаяся на работорговле), Ост-Индская. Правительство Англии предоставило им монополию на ведение всей торговли и право неограниченной эксплуатации колоний. Прибыли до 500% годовых на вложенный капитал были обычными, иногда они достигали 2000% годовых и более. Крупные состояния росли стремительно. Особенно выгодной была торговля рабами, с этой целью на негров в Африке организовывалась охота. Их продавали в Америку, где в это время развивалось крупное плантаторское хозяйство. За период с 1680 по 1775 г. англичанами вывезено в Америку более 3 млн. негров.
Значительным
источником накопления денежных капиталов
были государственные займы. Капиталисты,
предоставлявшие займы
Кроме того, английское
правительство применяло
Большое значение в этом сыграл принятый в Англии в 1651 г. Навигационный акт. Согласно этому закону, внешнеторговые перевозки товаров в Англию и из Англии можно было осуществлять только на английских судах или на судах той страны, откуда импортировался товар. Этот закон был направлен против Голландии - главного английского конкурента в судостроении и судоходстве. Голландцы были посредниками в морских перевозках, в том числе и английских товаров. Таким образом, Навигационный акт способствовал выходу Англии на первое место в мире по уровню судостроения и судоходства.
Итак, благодаря многочисленным факторам в Англии был создан мощный фундамент для промышленного переворота, который совершился прежде всего в английской экономике столь бурными темпами.
Доклад
По истории экономики
на тему:
«Промышленный переворот в Англии»
Выполнила: студентка группы МН-11БО
Грибова Кристина
ЯРГУ им. П.Г. Демидова
2013
Промышленный переворот (промышленная техническая революция) - это система экономических и социально-политических изменений в феодальном обществе на этапе разложения феодальной общественной экономической формации. На этой основе и был осуществлен переход от мануфактуры к фабрике - крупной машинной индустрии. Начался промышленный переворот с изобретения и внедрения в производство рабочих машин, а завершился развитием машинного производства.
ЭТАПЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В АНГЛИИ
Промышленный переворот как переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии произошел исторически прежде всего в Англии, и начался он в хлопчатобумажной промышленности этой страны (с последней трети XVIII в.). Этому способствовал ряд причин.
Мощные по тому времени машины стоили очень дорого, поэтому их внедрение в производство требовало больших сумм капитала. Кроме того, развитие машинной индустрии невозможно было без наличия многочисленного класса юридически свободных, но разорившихся ремесленников и свободных, но лишенных земли крестьян. Эти основные предпосылки промышленного переворота сформировались в Англии раньше, чем в других странах. Первоначальное накопление капитала в Англии началось несколько позднее, чем в других странах Европы, но этот процесс пошел в Англии быстрыми темпами и в больших масштабах.
Накопленные денежные капиталы вкладывались в самые выгодные отрасли английской экономики. Хлопчатобумажная промышленность в последней трети XVIII в. была молодой, новой отраслью. Она не была стеснена мелочной регламентацией и рутиной, которые препятствовали техническому прогрессу в других отраслях.
Хлопчатобумажная
Английская текстильная промышленность быстро развивалась. Но теперь ткачество стало отставать от прядения. Это отставание было преодолено изобретением в 1785 г. и широким распространением механического ткацкого станка Картрайта. Теперь один ткач производил на таком станке столько же ткани, сколько 40 ткачей при ручной технике. Применение машин в прядении и ткачестве вызвало целую революцию в белильном, красильном и ситцепечатном производстве.
Из хлопчатобумажной промышленности машинное производство распространилось на все отрасли текстильной промышленности, в том числе и на шерстяную, а также на такие отрасли, как бумажное и полиграфическое производство.
Но широко применяемые в то время двигатели приводились в движение водой, что являлось тормозом для развития промышленности, так как привязывало ее к рекам. Промышленность требовала универсального, не зависящего от воды двигателя. В 1784 г. (по некоторым данным, в 1782 г.) механик Джеймс Уатт получил патент на паровой двигатель, универсальный по своему техническому применению. С изобретением и применением двигателя Уатта начинается век пара, строятся паровые прядильные фабрики, а затем паровые двигатели стали широко применяться во всех отраслях промышленности и на транспорте. Как уже упоминалось, промышленная революция началась в Англии в текстильном производстве на основе широкого применения машинной техники, окончательная победа машинного производства становится возможной с развитием металлургической, топливной и машиностроительной промышленности на основе их механизации.
Массовое применение
машин резко увеличило спрос
на металл, но его производство ограничивалось
применяемыми плавильными печами, в
которых использовался
Переворот в промышленности вызвал техническую революцию и в средствах транспорта. Быстрое развитие крупной промышленности, расширение рынков сбыта товаров, мировых рыночных связей требовали создания целой системы новых транспортных средств - речных пароходов, железных дорог, океанских пароходов, а также создания новых средств связи - телеграфа. В 1807 г. в США был построен первый пароход Фултона, в 1814 г. Стефенсон изобрел паровоз, а в 1825 г. в Англии строится первая железная дорога, которая была закончена в 1830 г., она связала Манчестер и Ливерпуль.
Развитие железнодорожного строительства, речного и морского судоходства и других отраслей, в свою очередь, воздействовало на металлургическую промышленность, в особенности на машиностроение. Вначале машины изготовлялись ручным способом, поэтому они были дорогими и невысокого качества. Машиностроительная промышленность также стала переходить от ручного труда к машинному, в начале XIX в. в Англии стали применять металлорежущие станки (токарные, строгальные, фрезерные). Промышленный переворот в 1-й половине XIX в. в Англии завершился созданием машиностроительной индустрии (производство машин машинами).
К 40-м гг. XIX в. Англия превращается в передовую индустриальную державу, в «фабрику мира». К этому времени Англия переходит к политике фритредерства, т.е. к свободной торговле, что привело к снижению экспортно-импортных пошлин на территории страны. Были отменены высокие заградительные импортные пошлины на ввоз товаров в Англию, так как английские предприниматели, производя более качественные и дешевые товары, перестали бояться конкуренции иностранных товаров. Более того, английские товары, вывезенные в другие страны, успешно завоевывали рынки сбыта.
Информация о работе Особенности зарождения капитализма в Англии. Первоначальное накопление в Англии