Особенности зарождения капитализма в Англии. Первоначальное накопление в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:55, реферат

Краткое описание

Процесс первоначального накопления капитала наиболее ярко проявился в Англии. Англия - островная страна, к началу 16в. была сравнительно небольшим государством, её население (3,5 млн. человек) было, примерно, в пять раз меньше, чем во Франции. Большая часть отраслей промышленности Англии была развита слабее, чем в некоторых континентальных странах Западной Европы. Английский торговый флот значительно уступал Голландскому.

В XVI в. Англия была аграрной страной; по числу жителей, степени развития промышленности, мореплавания, торговли и других отраслей она значительно уступала странам континентальной Европы. 20% населения Англии проживало в городах, подавляющее большинство (80%) - в сельской местности.

Вложенные файлы: 1 файл

мои доклады).doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Доклад 

 

 

По истории  экономики

 

на тему:

 

 

«Особенности зарождения капитализма в Англии. Первоначальное накопление в Англии»

 

 

 

Выполнила: студентка группы МН-11БО

Грибова Кристина

 

 

 

 

ЯРГУ им. П.Г. Демидова

2013 

Процесс первоначального  накопления капитала наиболее ярко проявился в Англии. Англия - островная страна, к началу 16в. была сравнительно небольшим государством, её население (3,5 млн. человек) было, примерно, в пять раз меньше, чем во Франции. Большая часть отраслей промышленности Англии была развита слабее, чем в некоторых континентальных странах Западной Европы. Английский торговый флот значительно уступал Голландскому.

 

В XVI в. Англия была аграрной страной; по числу жителей, степени развития промышленности, мореплавания, торговли и других отраслей она значительно уступала странам континентальной Европы. 20% населения Англии проживало в городах, подавляющее большинство (80%) - в сельской местности.

 

Но уже в  этот период главной отраслью промышленности Англии было суконное производство, которое быстро росло благодаря хорошо развитому овцеводству. К началу XVII в. больше половины рабочих Англии было занято в производстве шерстяных тканей, доля которых в английском экспорте достигала 90%. Высокое качество английских тканей расширяло рынки их сбыта во всех странах.

 

Быстро растущее шерстяное производство требовало  все больше сырья (шерсти) и свободных  рабочих рук. Нужны были большие  площади пастбищ для овец, но земли  были заняты крестьянами. Английские землевладельцы (лендлорды) стали насильственно сгонять крестьян с земельных участков без всякой компенсации за жилища и хозяйственные постройки. Освободившиеся таким экспроприаторским методом земли их владельцы (лендлорды) огораживали рвами и частоколами и превращали в пастбища для овец с целью выгодной продажи шерсти собственникам Ткацких мануфактур. Этот процесс был назван «огораживанием».

 

Лендлорды часто  сами не занимались разведением овец, а сдавали свои земли в аренду фермерам-скотоводам, имевшим деньги для аренды земли и найма на работу большого числа свободных рабочих. В XVI в. в Англии появилась многочисленная прослойка населения без всякой работы и средств существования. В число нищих и бродяг попали бывшие дружинники феодалов и их бывшие служащие, а также вышеупомянутые согнанные с земель крестьяне.

 

Насильственная  экспроприация крестьянских земель была связана также и с церковной  реформой, проведенной английским королем  Генрихом VIII. Церковь в Англии была крупнейшим землевладельцем. Ей принадлежало около одной трети всех земель, большая часть которых находилась в пользовании у крестьян в качестве наделов. Церковная реформа сопровождалась упразднением монастырей и конфискацией их имущества и земель. Бывшие церковные земли частью передавались приближенным короля, частью продавались за взятки по низким ценам дворянам, спекулянтам, горожанам, которые сгоняли с этих земель надельных крестьян и насаждали пастбищное овцеводство. Монастырские крестьяне превращались в нищих.

Этот процесс  именовался секуляризацией.

 

Завершающим этапом на пути насильственного создания класса людей, лишенных работы и средств производства, была так называемая «очистка имений» от сельскохозяйственных рабочих в начале XIX в. Самостоятельное крестьянство было по существу ликвидировано в Англии. Сельскохозяйственных рабочих, проживающих в имениях, где они работали по найму, также в этот период стали изгонять из имений. Изгнанным людям предоставляли узкую полоску на берегу моря, где можно было заниматься только рыболовством. На месте снесенных построек в имениях были созданы пастбища для овец.

 

При помощи таких  методов одновременно достигались  две цели: увеличение капиталов и  создание огромного источника дешевой  рабочей силы для городских промышленных предприятий.

 

В XVIII в. бездомных  людей стали загонять в «работные  дома» или заключать в тюрьмы, где они также должны были работать на предприятиях.

 

Накоплению  огромных денежных капиталов в руках  будущих английских капиталистов способствовал  грабеж принадлежащих Англии колоний (в Америке, Индии, Африке). Несметные  богатства достались будущим английским предпринимателям благодаря обману и физическому уничтожению туземного населения: в процессе колонизации Америки было ограблено и уничтожено 12-15 млн. туземцев, на острове Гаити из 1 млн. всех жителей было уничтожено 985-987 тысяч.

 

Огромным источником первоначального накопления денежного  капитала в руках английских капиталистов была колониальная торговля, в том  числе торговля рабами. С этой целью  создавались торговые компании: Восточная, Московская, Левантская, Гвинейская (специализировавшаяся на работорговле), Ост-Индская. Правительство Англии предоставило им монополию на ведение всей торговли и право неограниченной эксплуатации колоний. Прибыли до 500% годовых на вложенный капитал были обычными, иногда они достигали 2000% годовых и более. Крупные состояния росли стремительно. Особенно выгодной была торговля рабами, с этой целью на негров в Африке организовывалась охота. Их продавали в Америку, где в это время развивалось крупное плантаторское хозяйство. За период с 1680 по 1775 г. англичанами вывезено в Америку более 3 млн. негров.

 

Значительным  источником накопления денежных капиталов  были государственные займы. Капиталисты, предоставлявшие займы государству, покупая государственные облигации, получали по ним большие проценты. Государственный долг Великобритании вырос с 21 млн. фунтов стерлингов в 1697 г. до 860 млн. фунтов стерлингов в 1716г. Деньги, собранные государством, расходовались не на преумножение национального богатства, не на развитие экономики и помощи бездомным, а главным образом на содержание государственного аппарата. Погашение займов и процентов происходило за счет увеличения налогов на трудящихся.

 

Кроме того, английское правительство применяло систему  протекционизма для преумножения богатства  своих капиталистов. В XVI-XVII вв. правительство устанавливало высокие таможенные пошлины на импорт готовой продукции с целью сокращения ее ввоза и устранения иностранной конкуренции, запрещало ввоз сырья и продовольствия, снижало экспортные пошлины на вывозимую из Англии продукцию. Английская буржуазия в этих условиях господствовала на своих рынках, подчас завышая цены на товары и увеличивая свое богатство.

 

Большое значение в этом сыграл принятый в Англии в 1651 г. Навигационный акт. Согласно этому закону, внешнеторговые перевозки товаров в Англию и из Англии можно было осуществлять только на английских судах или на судах той страны, откуда импортировался товар. Этот закон был направлен против Голландии - главного английского конкурента в судостроении и судоходстве. Голландцы были посредниками в морских перевозках, в том числе и английских товаров. Таким образом, Навигационный акт способствовал выходу Англии на первое место в мире по уровню судостроения и судоходства.

 

Итак, благодаря  многочисленным факторам в Англии был  создан мощный фундамент для промышленного переворота, который совершился прежде всего в английской экономике столь бурными темпами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад 

 

 

По истории  экономики

 

на тему:

 

 

«Промышленный переворот в Англии»

 

 

 

Выполнила: студентка группы МН-11БО

Грибова Кристина

 

 

 

 

 

ЯРГУ им. П.Г. Демидова

2013 

 

Промышленный  переворот (промышленная техническая революция) - это система экономических и социально-политических изменений в феодальном обществе на этапе разложения феодальной общественной экономической формации. На этой основе и был осуществлен переход от мануфактуры к фабрике - крупной машинной индустрии. Начался промышленный переворот с изобретения и внедрения в производство рабочих машин, а завершился развитием машинного производства.

ЭТАПЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В АНГЛИИ

 

Промышленный переворот  как переход от мануфактуры к  крупной машинной индустрии произошел  исторически прежде всего в Англии, и начался он в хлопчатобумажной промышленности этой страны (с последней трети XVIII в.). Этому способствовал ряд причин.

 

Мощные по тому времени  машины стоили очень дорого, поэтому  их внедрение в производство требовало  больших сумм капитала. Кроме того, развитие машинной индустрии невозможно было без наличия многочисленного  класса юридически свободных, но разорившихся ремесленников и свободных, но лишенных земли крестьян. Эти основные предпосылки промышленного переворота сформировались в Англии раньше, чем в других странах. Первоначальное накопление капитала в Англии началось несколько позднее, чем в других странах Европы, но этот процесс пошел в Англии быстрыми темпами и в больших масштабах.

 

Накопленные денежные капиталы вкладывались в самые выгодные отрасли  английской экономики. Хлопчатобумажная промышленность в последней трети XVIII в. была молодой, новой отраслью. Она не была стеснена мелочной регламентацией и рутиной, которые препятствовали техническому прогрессу в других отраслях.

 

Хлопчатобумажная промышленность явилась первым опытным полем  для всякого рода изобретений. В 1733 г. ткач-механик Кэй изобрел механический «летающий челнок». Применение этого челнока позволило ткать более широкую ткань и более быстрыми темпами по сравнению с ручным ткацким станком. Но прядение с его ручной техникой и низкой производительностью труда стало значительно отставать от ткачества. Это отставание дало толчок к появлению ряда изобретений в прядении. Ткачом Дж. Харгривсом была изобретена механическая прядильная машина «Дженни», получившая широкое распространение. В 1769 г. была введена в эксплуатацию прядильная машина Аркрайта. Машина «Дженни» давала тонкую нить, но приводилась в движение рукой, а машина Аркрайта приводилась в движение водой, но давала грубую нить. В1783 г. С.Кромптон соединил достоинства этих двух машин, устранил' их недостатки и на этой базе создал «мюль-машину», приводимую в движение водяным колесом. «Мюль-машина» давала одновременно крепкую и чрезвычайно тонкую нить. С помощью этой машины рабочий стал производить пряжи в десятки раз больше, чем при ручной технике. Машина Кромптона оказала огромное влияние не только на прядение, но и на ткачество. Благодаря необычайной тонкости пряжи стало возможно вырабатывать легкие ткани, превосходящие по своей тонкости и прочности ткани лучших индийских рабочих, которые до этого были вне конкуренции.

 

Английская текстильная промышленность быстро развивалась. Но теперь ткачество стало отставать от прядения. Это отставание было преодолено изобретением в 1785 г. и широким распространением механического ткацкого станка Картрайта. Теперь один ткач производил на таком станке столько же ткани, сколько 40 ткачей при ручной технике. Применение машин в прядении и ткачестве вызвало целую революцию в белильном, красильном и ситцепечатном производстве.

 

Из хлопчатобумажной промышленности машинное производство распространилось на все отрасли текстильной промышленности, в том числе и на шерстяную, а также на такие отрасли, как бумажное и полиграфическое производство.

 

Но широко применяемые  в то время двигатели приводились  в движение водой, что являлось тормозом для развития промышленности, так как привязывало ее к рекам. Промышленность требовала универсального, не зависящего от воды двигателя. В 1784 г. (по некоторым данным, в 1782 г.) механик Джеймс Уатт получил патент на паровой двигатель, универсальный по своему техническому применению. С изобретением и применением двигателя Уатта начинается век пара, строятся паровые прядильные фабрики, а затем паровые двигатели стали широко применяться во всех отраслях промышленности и на транспорте. Как уже упоминалось, промышленная революция началась в Англии в текстильном производстве на основе широкого применения машинной техники, окончательная победа машинного производства становится возможной с развитием металлургической, топливной и машиностроительной промышленности на основе их механизации.

 

Массовое применение машин резко увеличило спрос  на металл, но его производство ограничивалось применяемыми плавильными печами, в  которых использовался древесный  уголь. Дефицит древесного угля объяснялся тем, что еще в XVII в. в Англии были вырублены большие лесные массивы, что угрожало развитию судостроения. Импортный лес был дороже. В то же время богатые природные ресурсы Англии не использовались, а именно в Англии были разведаны огромные запасы каменного угля. Из-за несовершенства технологии выплавки чугуна применение угля резко снижало качество металла. Хотя еще в 1735 г. был изобретен способ выплавки чугуна с использованием угля, он не был широко применен почти полвека. И только когда возникла острая необходимость в резком увеличении выплавки чугуна, этот способ был усовершенствован и внедрен. В 1784 г. была разработана технология обработки чугуна так называемым пудлинговым процессом с применением угля, что увеличило производительность труда в металлургии в 15 раз.

 

Переворот в  промышленности вызвал техническую революцию и в средствах транспорта. Быстрое развитие крупной промышленности, расширение рынков сбыта товаров, мировых рыночных связей требовали создания целой системы новых транспортных средств - речных пароходов, железных дорог, океанских пароходов, а также создания новых средств связи - телеграфа. В 1807 г. в США был построен первый пароход Фултона, в 1814 г. Стефенсон изобрел паровоз, а в 1825 г. в Англии строится первая железная дорога, которая была закончена в 1830 г., она связала Манчестер и Ливерпуль.

 

Развитие железнодорожного строительства, речного и морского судоходства и других отраслей, в  свою очередь, воздействовало на металлургическую промышленность, в особенности на машиностроение. Вначале машины изготовлялись  ручным способом, поэтому они были дорогими и невысокого качества. Машиностроительная промышленность также стала переходить от ручного труда к машинному, в начале XIX в. в Англии стали применять металлорежущие станки (токарные, строгальные, фрезерные). Промышленный переворот в 1-й половине XIX в. в Англии завершился созданием машиностроительной индустрии (производство машин машинами).

 

К 40-м гг. XIX в. Англия превращается в передовую  индустриальную державу, в «фабрику мира». К этому времени Англия переходит к политике фритредерства, т.е. к свободной торговле, что привело к снижению экспортно-импортных пошлин на территории страны. Были отменены высокие заградительные импортные пошлины на ввоз товаров в Англию, так как английские предприниматели, производя более качественные и дешевые товары, перестали бояться конкуренции иностранных товаров. Более того, английские товары, вывезенные в другие страны, успешно завоевывали рынки сбыта.

Информация о работе Особенности зарождения капитализма в Англии. Первоначальное накопление в Англии