Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:19, курсовая работа
Модернизация — 1) усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы (например, модернизация компьютера); 2) историософское значение — макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного — к индустриальному. Этот процесс не произошёл одновременно во всех странах, вследствие чего учёные говорят о лидирующих странах и странах с догоняющим типом модернизации.
Министерство образования Республики Беларусь
Частное
учреждение образования «Институт
предпринимательской
Кафедра
гуманитарных дисциплин
«Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы:
начало капиталистической модернизации в белорусских
губерниях.»
Выполнила
Студентка I курса
Факультета экономики и бизнеса (сокр.)
Группа С14ТН
№ зачетной книжки
Проверил
Минск 2011
Модернизация — 1) усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы (например, модернизация компьютера); 2) историософское значение — макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного — к индустриальному. Этот процесс не произошёл одновременно во всех странах, вследствие чего учёные говорят о лидирующих странах и странах с догоняющим типом модернизации. Изучением модернизации занимается теория модернизации.
Политическая модернизация предполагает создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений.
Ее составляющие:
Политическая
модернизация началась с появления
в Европе первых национальных централизованных
государств, углубление политической
модернизации в Европе и Америке
привело к увеличению количества
централизованных государств, установлению
конституционного строя, парламентской
форме правления, внедрения принципа
разделения властей, становления политических
партий и движений, всеобщего избирательного
права, правового государства, развития
демократии и внедрения паритетной
демократии. В то же время она
привела и к региональной и
глобальной экспансии централизованных
буржуазных государств, процесс образования
мировых колониальных империй (начало
XVI в.) и — в XIX в. — к развитию
империализма как высшего, системного
способа такой экспансии, направленного
на разделение мира на зависимые территории
и зоны влияния.
Вступление России на путь капиталистического развития и проведения буржуазных реформ 60 - 70-х годов XIX в. коснулись и территории Беларуси как неотъемлемой составной части Российской империи.
Реализация буржуазных реформ в Беларуси имела некоторые особенности. Так, по крестьянской реформе 1861 г. за крестьянами трех губерний Беларуси (Виленской, Гродненской и Минской) было признано право на сохранение дореформенного надела земли, т.е. с самого начала на этой территории крестьянская реформа проводилась в жизнь на лучших условиях, чем в центральных губерниях России, в Витебской и Могилевской губерниях, где имели место «отрезки» и чересполосица, которые ухудшали положение крестьян.
Более того, восстание крестьян под руководством К.Калиновского в 1863 г. заставило царизм в Виленской, Гродненской, Минской и части Витебской губерниях отменить с 1 мая 1863 г. временно обязанное состояние крестьян, которое в других губерниях России длилось до 1883 г., т.е. на большей части территории Беларуси крестьянская реформа была проведена на более льготных условиях. Что касается пореформенных органов крестьянского самоуправления в Беларуси, то их система, структура и компетенция ничем не отличались от аналогичных органов других губерний России.
Все другие буржуазные реформы (земская 1864 г., городская 1870г., судебная 1864 г.) были проведены в Беларуси значительно позднее (на 10 - 20 лет), чем в центральных губерниях России, и с такими особенностями, которые сводили на нет выборные начала и другие прогрессивные положения буржуазных реформ. Но даже в таком виде проведенные буржуазные реформы в Беларуси создавали более благоприятные условия для развития буржуазных отношений во всех сферах общественной жизни, чем те, которые господствовали в России в первой половине XIX века. Именно благодаря буржуазным реформам Россия, в том числе и Беларусь, прочно встала на путь капиталистического развития (не в результате революции, как это было во всех странах Западной Европы).
Эволюционный путь буржуазного развития был прерван недальновидной внутренней и внешней политикой царизма, террористической деятельностью радикально настроенных сил общества, которые привели Российскую империю к социальному взрыву - революции 1905-1907 гг. Преобразования, предпринятые в ходе революции и после нее во всех сферах общественной жизни, свидетельствовали, что в России, в том числе и в Беларуси, в начале XX в. углубляются процессы, направленные на формирование буржуазного общественного и государственного строя. Об этом свидетельствуют нормы Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 года.
В
начале 20 века на Беларуси, как и
в других районах Российской империи,
происходили значительные изменения
в политическом, экономическом и
социальном развитии. В начале 20 века
в белорусских губерниях
Однако площадь земельных угодий среди крестьян распределялась так, что значительное их большинство не могло прокормиться только со своей земли. Крестьяне, по-прежнему, повсеместно страдали от безземелья и неизмеримо больших налогов. Поэтому не имели реальной пользы для крестьян ни земская, ни судебная, ни другие реформы.
Переход
к капиталистическому хозяйствованию
на Беларуси проходил постепенно. На смену
крепостничеству первоначально
пришла смешанная форма
1
января 1864 года было выдано Положение
о губернских и поветовых
1
января 1864 года было издано «Положение
о губернских и поветовых
Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:
-
курия уездных землевладельцев,
-
городская курия, участники
-
сельская курия, в которой не
был установлен материальный
ценз, но была введена система
трехступенчатых выборов:
Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоящий из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы- министром внутренних дел.
Земские
учреждения создавались для управления
местным хозяйством, народным образованием,
медицинским обслуживанием
В Беларуси земская реформа не проводилась до начала ХХ века в связи с тем, что после восстания 1863 - 1864 гг. царизм не доверял местным ополяченным помещикам, которые представляли большинство в крае и в случае выборов земских учреждений могли захватить власть в свои руки.
Что касается структуры и компетенции земских губернских и поветовых собраний и управлений, то губернаторам и министру внутренних дел было дано право останавливать исполнение их распоряжений, если они противоречили законам или государственной выгоде.
Реформа городского самоуправления, по «Городскому положению» от 16 июня 1870 г. началась в Беларуси только в 1875 г. Она базировалась на буржуазном принципе всесословных выборов органов управления при соответственном имущественном цензе. Выборным правом пользовались все, кто платил налоги в городскую казну. Они выбирали на некоторый срок членов городской думы (гласных), которые формировали свой исполнительный орган - городскую управу. Старшинствовал в городской думе и управе городской голова. Деятельность этих органов регулировалась губернскими по городским делам учреждениями, подчиненными губернаторам.
Таким
образом, если характеризовать местное
управление Беларуси в период капитализма,
то необходимо выделить специфические
черты, которые отличают его от управления
во внутренних районах Российской Империи.
Прежде всего нужно отметить, что до конца
самодержавия тут оставалось Виленское
генерал-губернаторство и по мере обострения
противоречий полномочия генерал-губернатора
возрастали, а территория расширялась
путем присоединения соседних губерний.