П. А. Столыпин: личность и государственный деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 08:41, реферат

Краткое описание

Тема личности и деятельности Петра Аркадьевича Столыпина выбрана мною для реферата не случайно, так как значение реформаторских замыслов этого человека в области аграрной политики страны, как во времена царской России, так и 100 лет спустя трудно переоценить. Любая страна для поддержания национальной безопасности должна иметь не только современную армию и вооружение, но должна также обеспечивать свое население продуктами питания, при этом доля импортируемых продовольственных товаров не может быть высокой. Производство основных продуктов питания должно быть основано на собственном сырье, поэтому решение аграрного вопроса имеет для большинства стран военно-политическое значение.

Содержание

Введение
1. Социально-экономические и политические условия в России на рубеже XIX-XX вв.
2. Биография П.А. Столыпина
3. Реформы П.А. Столыпина
3.1 Аграрная реформа
3.2 Крестьянский подземельный банк
3.3 Переселенческая программа
3.4 Реформы в образовании, науке и культуре
4. Трагическая смерть реформатора
5. Итоги и результаты преобразований
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

еферат о столыпинеdocx.docx

— 18.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

Факультет компьютерных технологий

Кафедра «История и архивоведение»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Отечественная история»

П.А. Столыпин: личность и государственный деятель

Студент группы 9КБ

С.А. Гальдюк

2009

 

Содержание

Введение

1. Социально-экономические  и политические условия в России  на рубеже XIX-XX вв.

2. Биография П.А. Столыпина

3. Реформы П.А. Столыпина

3.1 Аграрная реформа

3.2 Крестьянский  подземельный банк

3.3 Переселенческая  программа

3.4 Реформы в  образовании, науке и культуре

4. Трагическая  смерть реформатора

5. Итоги и результаты  преобразований

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Тема личности и деятельности Петра Аркадьевича Столыпина выбрана мною для реферата не случайно, так как значение реформаторских замыслов этого человека в области аграрной политики страны, как во времена царской России, так и 100 лет спустя трудно переоценить. Любая страна для поддержания национальной безопасности должна иметь не только современную армию и вооружение, но должна также обеспечивать свое население продуктами питания, при этом доля импортируемых продовольственных товаров не может быть высокой. Производство основных продуктов питания должно быть основано на собственном сырье, поэтому решение аграрного вопроса имеет для большинства стран военно-политическое значение.

Сухие, но беспощадные цифры статистики вопиют о том, что в сегодняшней России для обеспечения национальной безопасности следует в короткие сроки изменить сам принцип построения сельскохозяйственных отношений. Согласно статистическим данным за 2008г надои молока в России составляют 3,5 тыс. литров с коровы, в Европе 8 тыс. литров, средняя урожайность пшеницы России -20 центнеров с гектара, в, то время как в Бельгии -83, Германии-74, Франции-69, Китае-42, Белоруссии-40, США-29. При этом высокий урожай пшеницы, полученный Россией второй год подряд, достигается за счет больших площадей, отведенных под культуру. Понято, что существующая аграрная политика, проводимая государством, не создает условий для высокопроизводительного, эффективного способа освоения земельных богатств России.

За последнее десятилетие в нашей стране проводилось множество реформ, образцом которых чаще всего служили европейские и западные страны со своими индивидуальными специфическими особенностями, где удачный национальный реформаторский опыт был подтвержден десятилетиями и веками. Но в большинстве случаев они были малоэффективны или неприемлемы для нашей страны, приводя в лучшем случаи к удовлетворительной стабильности, а в худшем - к повороту реформирования вспять. И дело не только в лоббировании крупных финансовых и промышленных инвесторов своих интересов, в специфической российской бюрократии и коррупции, но и нежелание учитывать самое ценное, что есть у любой страны - это сохранение и применение исторического опыта предыдущих поколений.

Исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации, а опыт реформаторской деятельности предыдущих поколений помогает приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем.

Не случайно в середине восьмидесятых годов на заре перестройки советские историки, политики, общественные деятели стали все чаще оглядываться в историческое прошлое, пытаться в нем найти ответы на современные вопросы. И в этом отношении П.А. Столыпин является идеальным историческим примером, который попытался во имя процветания государства преодолеть многовековой общинный застой и вечную российскую земельную проблему.

Ведь Столыпин возглавил правительство в труднейшую для страны пору. Тяжелое поражение России в войне с Японией, экономический хаос, кризис власти, падение общественной морали и утрата нравственных ориентиров, разгул преступности, политического террора и массового неповиновения. В том и заключается историческая заслуга великого реформатора, что он прозорливее других увидел основные причины столь бедственного положения России, а главное, сумел предложить и во многом осуществить грандиозные планы ее преобразования, обеспечившие всестороннее и стремительное развитие страны.

Земля в то время была общей, а значит -- ничьей. Отсюда -- равенство в нищете, безынициативность, хозяйственная и социальная апатия тогдашней деревни. И вот эту-то общину, устраивавшую, казалось, всех -- царя, помещиков, различные политические партии и вроде бы самих крестьян, Столыпин поставил целью разрушить и тем снять препятствия в развитии производительных сил страны. Лишь пять лет ему было отпущено судьбой для воплощения в жизнь столь дерзновенного предприятия, но первые значительные результаты он увидел еще при жизни!

В процессе изучения темы ставилась цель - выяснить, в каких экономических и политических условиях находилось российское государство в начале XX века, почему появилась необходимость проведения реформ и в чем они заключались.

Задачей данной работы было желание составить собственное мнение о столь значительном событии в истории России ХХ века, как столыпинская аграрная реформа, а также узнать о многогранной личности самого П.А. Столыпина. Еще одна причина, повлиявшая на мой выбор -- ее несомненная актуальность: сегодня не менее чем в 1907 г. ощущается необходимость реформы аграрных отношений, перевода их в капиталистическое русло, и опыт Столыпина не может не быть интересен нынешним реформаторам.

 

1. Социально-экономические  и политические условия в России  на рубеже XIX-XX вв.

В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира.

Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет.

Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с морскими портами.

Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономическая политика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги.

В экономической политике царизма конца 19 - начала 20 века, было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства.

Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала 20 столетия, который затем сменился длительной "депрессией" 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т.д.). Одновременно с этим идет укрепление банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки). В начале 20 века Россия являлась средне развитой страной. Наряду с высоко развитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального.

 


Информация о работе П. А. Столыпин: личность и государственный деятель