Палітычная і прававая думка у даваенны перыяд (1919-1941 гг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 22:50, реферат

Краткое описание

В 1917–1919 гг., воинственные большевистские лидеры (а они в пограничную с Западом Беларусь прибыли с войсками Западного фронта и в абсолютном большинстве своем были далеки от белорусских интересов) были ослеплены идеей проведения всемирной революции и открыто враждебно относились и к проблеме существования белорусского государства, и к культуре белорусов. Действительно, все как будто располагало к доверию.

Вложенные файлы: 1 файл

КСР №3.docx

— 25.62 Кб (Скачать файл)

Палітычная і прававая думка у даваенны перыяд (1919-1941 гг)

 

Беларусь начала развивать национальную государственность и культуру в рамках советского режима в результате «второго провозглашения БССР» 31 июля 1920 г. (первое состоялось 1 января 1919 г.) на советской территории на небольшой части бывшей Минской губернии.

В 1917–1919 гг., воинственные большевистские лидеры (а они в пограничную с Западом Беларусь прибыли с войсками Западного фронта и в абсолютном большинстве своем были далеки от белорусских интересов) были ослеплены идеей проведения всемирной революции и открыто враждебно относились и к проблеме существования белорусского государства, и к культуре белорусов. Действительно, все как будто располагало к доверию. В резолюции Х съезда РКП(б) (март 1921 г.) предусматривалась необходимость добиваться доверия ранее угнетенных наций, развивать на их родном языке органы власти, суда, курсы и школы, как общеобразовательного, так и профессионально-технического направления, культурно-просветительные учреждения, прессу, театр. В октябре–ноябре 1921 г. ЦК КП(б) Беларуси утвердил и опубликовал тезисы «Белорусский национальный вопрос и коммунистическая партия», где ставилась задача неограниченного употребления белорусского языка и развития белорусской национальной культуры. До этого пришлые большевистские руководители демонстративно отказывались говорить по-белорусски.

В 1924 и 1926 гг. Беларуси были возвращены от РСФСР ранее занятые ею территории (кроме Смоленщины). Территория Беларуси выросла до 125854 км², а население  до 5 млн. человек. В июле 1924 г. пленум ЦК КП(б) Беларуси провозгласил широкую программу национально-культурного возрождения. В этом же месяце ЦИК БССР принял постановление о проведении в республике «национальной политики», или политики «белорусизации».

Под белорусизацией имелось в виду следующее:

1) развитие белорусской культуры: создание школ, техникумов, ВУЗов  с белорусским языком обучения, открытие культурно-просветительных  учреждений, развитие белорусской  литературы, издание на белорусском  языке книг, газет, журналов, развертывание научно-исследовательской работы по всестороннему изучению истории Беларуси;

2) выдвижение белорусов на партийную,  советскую, профессиональную и  общественную работу;

3) перевод делопроизводства партийного, государственного, профессионального  аппаратов и частей Красной  Армии на белорусский язык.

Так как белорусы составляли в это  время около 81% населения, местные  большевики объясняли необходимость  белорусизации задачей «приспособить государственный аппарат, школы, искусство, литературу к обслуживанию основной массы населения на его родном языке». Хотя белорусов было большинство, основную их массу составляло сельское население. В городах и местечках преобладали по-прежнему евреи и новоприбывшие русские, для которых белорусский язык был чужим, крестьянским и неперспективным.

Политика белорусизации, как и почти все, проводимое большевиками, осуществлялась во многом с помощью директивно-командных методов. Вместе с тем, именно такая национально-культурная политика большевиков во многом способствовала в 1920-х гг. расцвету просвещения и культуры в Беларуси.

Напомним, что в результате царской  политики после национально-освободительных  восстаний 1830 и 1863 гг. в Беларуси не осталось ни одного высшего учебного заведения. Теперь же, в 1921 г., открылся Белорусский государственный университет  в Минске (идея его открытия возникла еще во времена БНР), в 1922 г. – Институт белорусской культуры, преобразованный  в 1926 г. в Академию наук Беларуси. Позже  из БГУ выделилось несколько отдельных  институтов, например, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный. В 1924 г. был открыт ветеринарный институт в Витебске и Белорусская сельскохозяйственная академия в Горках. Было также создано несколько десятков техникумов, которые открывались в разных городах Беларуси.

В 1924 г. был принят декрет, который  провозглашал равноправие четырех  основных языков Беларуси: белорусского, русского, идиш и польского. Открывались школы национальных меньшинств. Национальные отделы открывались также и в Академии наук, а национальные секции – в БелАПП (Белорусская Ассоциация пролетарских писателей).

Активно в эти годы шла работа на театральной ниве. В сентябре 1920 г. в Минске состоялось открытие Белорусского государственного театра, в котором ставились спектакли  белорусских, русских, польских и еврейских  авторов. В 1921–1931 гг. художественным руководителем  БГТ работал известный белорусский  драматург, режиссер Евгений Мирович. Огромной популярностью пользовались его исторические постановки по пьесам «Машэка», «Кузнец-воевода», «Кастусь Калиновский» и другие. В 1926 г. театр стал называться Первым Белорусским театром – БДТ-1. Также был создан белорусский передвижной театр под руководством Владислава Голубка, который очень много сделал для пропаганды и развития белорусской культуры.

В сентябре 1921 г. в Москве была основана белорусская драматическая студия. Ее выпускники создали в Витебске в 1926 г. Второй Белорусский театр  – БДТ-2. В его создании приняли  участие такие известные белорусские  актеры, как Александр Ильинский, Константин Санников, Стефания Станюта и другие. Театр начал активно ставить пьесы белорусских авторов, но именно это сразу не понравилось властям. В 1926–1927 гг. из репертуара театра цензурой были сняты пьесы В. Шашалевича «Апраметная» и Я. Купалы «Тутэйшыя», как содержащие элементы национал-демократизма. Пьеса «Тутэйшыя» была даже удостоена специального обсуждения и осуждения на заседании бюро ЦК КП(б)Б 17 декабря 1926 г.

За короткое время театры стали  местом формирования национального  самосознания. Они раскрывали зрителям неизвестные страницы истории народа, его обычаи, современные проблемы развития общества. Театр очень быстро приобретал популярность среди широких  слоев населения. Может быть, именно поэтому театральные деятели  открыли счет жертвам сталинизма.

Не забудем, что развивалось  театральное искусство и национальных меньшинств, населяющих Беларусь. В  стране действовали польский, русский, еврейский театры. Однако уже 18 августа 1927 г. секретариат ЦК КП(б)Б принял резолюцию «О задачах партии в области театральной политики», где, в частности, подчеркивалась необходимость проведения решительной линии по запрету постановки пьес, которые содержат враждебную пролетариату идеологию, элементы национал-демократизма, шовинизма, упадничества и антипролетарских настроений.

Заметными были успехи и в изучении и развитии изобразительного искусства. Изучение истории белорусского искусства  началось по инициативе известных белорусских  искусствоведов М. Щекотихина и М. Касперовича. М. Щекотихин создал в БГУ кафедру  истории белорусского искусства, издал  «Нарысы з гісторыі беларускага мастацтва», в которых доказал, что еще в ХІІ веке, оказавшись под византийским и западноевропейским влиянием, белорусская архитектура по своему перерабатывала иностранные формы и на основе местных особенностей вырабатывала своеобразный художественный стиль.

М. Касперович организовал изучение белорусского искусства при Витебском  художественном техникуме, много сделал для популяризации достижений культуры Беларуси. Интересно, что поиски новых  направлений в изобразительном  искусстве особенно ярко проявились в работе Витебской художественной школы, которая в 1922 г. была преобразована  в Витебский художественно-практический институт. Именно здесь работали такие  известные художники, как Марк Шагал, Казимир Малевич. Позже они по разным причинам вынуждены были покинуть Витебск. В то же время появилась  группа художников, которые плодотворно  работали в академическом стиле, – В. Волков, Я. Кругер, В. Кудревич, М. Станюта, М. Филипович, И. Ахремчик. Здесь же в Витебском художественном техникуме начала формироваться белорусская школа скульпторов. В нем учились Заир Азгур, Алексей Глебов, Андрей Бембель, Александр Орлов, Абрам Жоров и др.

В 1920-х гг. начинает создаваться  белорусское кино. По инициативе властей  была создана киностудия «Советская Беларусь», которая вначале занималась хроникальными съемками. Первым белорусским  фильмом стала «Лесная быль»  Ю. Тарича, посвященная борьбе белорусских партизан в 1920-х гг. В 1928 г. вышел в свет фильм В. Гардина «Кастусь Калиновский».

Развивались и другие отрасли культуры, активно работали научные, музейные, культурно-просветительные и образовательные  учреждения.

Таким образом, при помощи инициированной властью и поддержанной национальной интеллигенцией политики белорусизации было много сделано по формированию национального самосознания народа, поднятию его культурного уровня. Белорусизация пробудила к сознательной национальной жизни широкие слои населения, дала огромный толчок к развитию белорусской культуры и укреплению национальной государственности. Но эту политику проводили большевики, они ее и отменили. С одной стороны, видимо, культура не всегда «получалась» советской, ибо уже осенью 1927 г. XI съезд КП(б)Б заявил, что националистические круги интеллигенции подменяют пролетарское содержание культуры мелкобуржуазным, отходят от формулы «культура пролетарская по содержанию и национальная по форме». Это означало окончательную подмену в культурном развитии общечеловеческих ценностей классовыми. С другой стороны, необходимо отметить, что и политика белорусизации, и укрупнение территории БССР в 1924 г. и в 1926 г., другие политические и культурные акции во многом специально проводились в противовес польской политике в Западной Беларуси. Заметим также, что «укрупнения» начались только после образования в декабре 1922 г. СССР, частью которого стала советская часть Беларуси.

С конца 1920 – начала 1930-х гг. начала резко меняться политическая ситуация и в Cоветской Беларуси. Особенности политической и культурной жизни Беларуси, вызванные политикой белорусизации, не устраивали руководство СССР, в котором полным ходом шло установление тоталитарного режима. Руководство РКП(б), стремясь унифицировать политическую, хозяйственную и культурную жизнь на территории всего СССР, не могло допустить существования какого-либо белорусского своеобразия.

Беларусь часто оказывалась  на передней линии. Так случилось  и в рассматриваемое время. Политические репрессии в Беларуси начались уже  в конце 1920-х гг., раньше, чем в других регионах Советского Союза. Был сделан абсурдный вывод о враждебности и контрреволюционности национал-демократов: «Если мелкобуржуазный национализм и национал-демократизм в Белоруссии в прошлом был прогрессивным явлением, боролся с самодержавием и давал отпор русскому царизму, то в условиях диктатуры пролетариата он сделался реакционным явлением, направленным против диктатуры пролетариата».

Уже в конце 1920-х гг. началась открытая борьба против сохранения и развития национального в белорусской  культуре. В официальный обиход вместо выражения «белорусская культура»  было введено определение «культура  Советской Белоруссии», что само по себе должно было показать разницу  между новыми реалиями и всем тем, что было до прихода к власти большевиков. Началось открытое влияние властей  на театральный репертуар. Для этого  Народный комиссариат просвещения  создал при Главлите (Главное управление в делах литературы и издательской деятельности при Совете Министров  БССР – орган советской цензуры) специальную структуру – Главрепертком, персональный состав которого утверждался ЦК КП(б)Б. На театральной сцене вместо постановок белорусских авторов появились, правда переведенные на белорусский язык, пьесы русских писателей («Мятеж» Дм. Фурманова, «Разлом» Б. Лавренева, «Броненосец 14–69» Вс. Иванова). Попытки белорусской интеллигенции высказаться за необходимость развития белорусского театра на основе национальной литературы привели к принятию 17 декабря 1928 г. ЦК КП(б)Б постановления «О результатах дискуссии по театральным вопросам», в котором было заявлено о недопущении «отмежевания белорусской культуры от культур других национальностей СССР и в первую очередь от русской культуры». Было заявлено о необходимости отказа от так называемой «теории самобытности» белорусов, что очень быстро привело к полному отказу от постановок, посвященных истории белорусского народа. Все то, что было до советской власти, объявлялось феодальным и мелкобуржуазным упадничеством и поэтому ненужным и вредным.

Белорусские историки сделали однозначный  вывод о том, что с конца 1920-х  гг. в Беларуси сознательно проводилась  операция по уничтожению национальной интеллигенции и разрушению национальной культуры. Был снят с должности  председатель правительства БССР Иосиф  Адамович за проведение политики белорусизации. Обвинениям и преследованию были подвергнуты президент Академии наук БССР Всеволод Игнатовский и первый председатель Совета народных комиссаров БССР Змитер Жылунович. Из более 800 участников белорусского национального движения 1917–1924 гг. были репрессированы все, кто остались жить на территории СССР. В первую очередь потерпели реэмигранты – те, кто поверил большевикам и вернулся в страну из-за границы (Ф. Алехнович, В. Ластовский, А. Цвикевич, М. Горецкий, В. Жилка и др.).

После репрессий конца 1920-х гг. прошли еще три репрессивные волны 1930–1931, 1933–1934 и 1937–1938 гг. Апогеем борьбы с  национал-демократизмом стало расследование деятельности выдуманной спецорганами организации «Саюз вызвалення Беларусі» (СВБ). В 1931 г. за приналежность к ней постановлением коллегии ОГПУ были осуждены 90 работников науки, искусства, советско-партийного аппарата. 80 из них были приговорены к высылке из Беларуси сроком на пять лет, а десять человек – на десятилетний срок в концлагеря. Среди них были нарком просвещения Антон Балицкий, нарком земледелия Дмитрий Прищепов, заместитель Директора Госиздательства Петр Ильюшонок, вице-президент Академии наук Степан Некрашевич, академики Вацлав Ластовский, Язэп Лёсик, Аркадий Смолич, Гаврила Горецкий, его брат Максим Горецкий, Александр Цвикевич.

В результате репрессий уничтожены более 100 научных сотрудников Академии наук БССР, большинство преподавателей Белгосуниверситета, работников Государственного академического большого театра и филармонии. Из 238 белорусских литераторов ужасы репрессий пережило только 20 человек. Погибли Максим Горецкий, Владислав Голубок, Михась Чарот, Алесь Дудар, Платон Головач, Михась Зарецкий и др. Президент Академии наук историк Всеволод Игнатовский покончил жизнь самоубийством, у Янки Купалы попытка самоубийства сорвалась.

Был нанесен огромный удар по белорусской  культуре. Нация, абсолютное большинство  которой по-прежнему составляло крестьянство, в очередной раз утратила свою интеллигенцию.

В 1930-х гг. была практически полностью  уничтожена белорусская академическая  наука. От репрессий пострадало 26 академиков и шесть членов-корреспондентов  АН БССР. В 1938 г. осталось всего шесть  аспирантов из 139, которые были в 1934 г. Уничтожив белорусских ученых, ЦК КП(б)Б в 1933 г. ставил вопрос о присылке взамен их выходцев из России. Благодаря такой политике коммунистической партии процесс формирования национальной интеллигенции фактически был прерван.

Информация о работе Палітычная і прававая думка у даваенны перыяд (1919-1941 гг)