Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:31, реферат
Цель исследования в том, чтобы сформулировать понятие и особенности первобытного общества, власти при родовом строе, а также исследование общей последовательности возникновения государства.
Актуальность данной темы заключается в том, что власть в различные периоды истории, имела свои специфические особенности, черты, присущие именно той или иной эпохе.
Введение.
Цель исследования в том, чтобы сформулировать понятие и особенности первобытного общества, власти при родовом строе, а также исследование общей последовательности возникновения государства.
Актуальность данной темы заключается в том, что власть в различные периоды истории, имела свои специфические особенности, черты, присущие именно той или иной эпохе.
В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причём первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.
Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на каменный век, бронзовый век и железный век.
В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так: эпоха первобытного стада; эпоха родового строя; эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).
Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. В настоящее время считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя заканчивается на мезолите, когда культурное развитие резко ускорилось и протекало у разных народов разными темпами.
В настоящее время благодаря успехам
Основная часть.
Первобытно - общинный строй.
Общая характеристика первобытно – общинного строя.
Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23-5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300-30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.
Самые ранние формы объединения предков современного человёка — архоантропов и палеоантропов — были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные "семьи", но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо, возникшее уже среди охотников донеандертальской, олдувайской культуры (около 2 млн. лет назад). Эти формы связаны лишь с применением примитивных орудий, которыми служили грубо обработанные палки, колья, камни.
Только спустя тысячелетия первобытные люди научились делать своими руками более совершенные орудия палеолитической культуры (древнего каменного века): грубо обработанные каменные копья, топоры, скребки, костяные и каменные "крючки" для рыбной ловли, стали добывать огонь, строить примитивные жилища. В это время возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей первобытных людей, появляется первобытная родовая община, ставшая основной общественной ячейкой первобытного человека.
Основной ячейкой первобытного общества
был род. Он возник вследствие
длительной эволюции, которая происходила
в предшествующий период. Люди, жившие
"первобытным стадом", под воздействием
труда все более приобретали черты "общественного
человека".
Первостепенную роль в формировании общественного
человека и появлении рода сыграл труд.
Возникновение рода знаменовало собой
большой шаг вперед в социальном развитии.
Родовая община была уже подлинно общественным
организмом, объединением, выступавшим
как производственный хозяйственный коллектив.
Общая собственность на землю, орудия
труда и предметы потребления обусловливали
такие взаимоотношения между сородичами,
при которых господствовали интересы
коллектива. Все члены рода - свободные
люди, связанные кровными узами. Их отношения
строились на основе взаимопомощи, никто
не имел каких-либо преимуществ перед
другими. Род как первоначальная ячейка
человеческого общества был универсальной
организацией, характерной для всех народов.
На ранних ступенях первобытной эпохи
существовал матриархат, женщина занимала
господствующее положение в экономике.
Ее труд, состоявший в собирании и хранении
плодов, приготовлении пищи, а главное
в обработке земли с помощью мотыги, был
в тех условиях гораздо более эффективным
и надежным источником существования,
чем труд мужчины-охотника.
Классический род представлял собой
основанную на коллективном труде и общей
собственности организацию людей, ведущих
происхождение от одной общей родоначальницы.
Весь род являлся носителем власти, которая
не была отделена от общества, а совпадала
с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы
жизни общества, производственной деятельности,
войны, религиозных церемоний, разрешения
споров между отдельными лицами и т. д.
решались собранием (советом) всех взрослых
членов рода - мужчин и женщин. Это собрание,
возникшее вместе с родом, было высшей
властью в нем. Для непосредственного
управления делами собрание выбирало
старейшин (вождей) и военных предводителей
(военачальников), которые не имели каких-либо
материальных преимуществ, трудились
наряду со всеми и пользовались лишь моральным
авторитетом. Эти лица могли быть смещены
собранием в любое время, они осуществляли
свои функции под контролем рода.
Решения собрания являлись совершенно
обязательными для всех и воспринимались
как выражение общей воли.
Для родовой общины определяющими являются следующие признаки:
1) преобладание коллективного характера труда;
2) половозрастное разделение труда;
3) безусловная коллективная собственность на угодья и на получаемый с них продукт;
4) равнообеспечивающий принцип распределения продукта;
5) принцип коллективизма в решении общинных вопросов;
6) отсутствие каких-либо иных видов неравенства за исключением статусного, связанного с ролью того или иного члена общины в поддержании ее жизнедеятельности;
7) мифологическое восприятие мира, основанного на первобытных формах религиозного сознания и связанных с ним практик (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, магия и колдовство).
Таким образом, род (первобытная родовая община) представлял собой первичную ячейку организации первобытно-общинного строя, объединяемую кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства и проистекающими из этих условий равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.
Протогосударство.
Протогосударство (чифдом, вождество, племенное протогосударство) – это политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом деятельностью, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью.
Власть вождя в формирующемся протогосударстве все больше опирается на административную иерархию. Таким образом, протогосударство складывается и формируется не как внешняя сила по отношению к родоплеменной структуре, а как логическое и нормальное развитие общинного строя.
Протогосударство скреплялось и цементировалось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной системы административной иерархии. Во главе системы стоял вождь, власть которого приобрела сакральный и авторитарный характер.
Факторы, способствующие складыванию протогосударства:
Таким образом, ранние государственные
образования возникают не на базе классового
господства, а складываются спонтанно
в ходе естественной эволюции самого общинного
строя. Образование протогосударства
— это своеобразный прорыв человечества
из предыстории в цивилизацию.
На различных континентах и у разных народов,
в силу неравномерностей самого исторического
процесса, такой прорыв происходил в разное
время, растянулся на века и даже на тысячелетия.
Первые цивилизации и протогосударства
сложились на Востоке еще в III—IV вв. до
н.э. Несколько позднее переход к государственности
и цивилизации происходил в Средиземноморском
бассейне — античном мире. У большинства
народов Европы падение первобытнообщинных
порядков и становление государственности
завершается лишь в средние века. В Африке
и в некоторых других регионах земного
шара догосударственные семейно-клановые
отношения просуществовали вплоть до
XIX—XX вв. и уступили свои позиции не в результате
естественного развития, а в ходе европейской
колонизации.
Формы догосударственной организации человечества:
Генезис государства периода родового строя (последствия неолитической революции, этапы формирования протогосударства):
Возникновение права. Признаки права, отличающие от социальных норм первобытнообщинного строя.
Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления – такой организацией становится государство – и появление нового вида социального регулятора – права.
Формирование права шло несколькими путями. Во – первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и доводило их до всеобщего сведения. Правда, нужно заметить, что отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, сельскохозяйственные обычаи), другие, наоборот, стремились изжить (например, обычай кровной мести). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к исполнению. Большую роль в санкционировании обычаев играли жрецы.
Во – вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации.
Табу, религиозные правила постепенно заменялись специально назначенными должностными лицами и такими социальными институтами, как армия и суд. Суды вообще сыграли важную роль в трансформации родовых обычаев, приспосабливая последние путем толкования к изменившимся условиям. Так, в Англии на основе обычаев стало складываться общее право, в основе которого лежали прецеденты, т. е. решения судов. Обычное право было удобно своей консервативностью: нормы обычаев хотя и не были записаны, но были широко известны населению, которое к ним привыкло. Однако оно имело и свои недостатки: при помощи обычаев нельзя было регулировать не известные ранее общественные отношения, складывавшиеся в процессе его развития. Поэтому государство начинает само создавать правовые нормы путем издания специальных нормативных актов.
Таким образом, право выросло из системы социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.
Право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой.
Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, можно выделить признаки права, т. е. существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм. Это следующие признаки: