Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:03, реферат
Цели реформ Петра I (1682-1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшие сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский.
Военная реформа. Созданы регулярная армия с помощью рекрутской повинности, введены новые уставы, построен флот, экипировка на западный манер.
14. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.
Цели реформ Петра I (1682-1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшие сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский.
Военная реформа. Созданы регулярная армия с помощью рекрутской повинности, введены новые уставы, построен флот, экипировка на западный манер.
Реформа государственного управления. Боярская Дума заменена сенатом (1711), приказы —коллегиями. Введена «Табель о рангах». Указ о престолонаследии позволяет царю назначать наследником кого угодно. Столица в 1712 г. перенесена в Петербург. В1721 г. Пётр принял императорский титул.
Церковная реформа. Ликвидировано патриаршество, церковь стала управляться Святейшим синодом. Священники переведены на казенное жалованье.
Изменения в экономике. Введена подушная подать. Создано до 180 мануфактур. Введены казенные монополии на разные товары. Строятся каналы и дороги.
Социальные реформы. Указ о единонаследии (1714) приравнял поместья к вотчинам и запретил их дробить при наследовании. Для крестьян вводятся паспорта. Крепостные и холопы фактически приравниваются.
Реформы в области культуры. Созданы Навигацкая, Инженерная, Медицинская и пр. школы, первый публичный театр, первая газета «Ведомости», музей (Кунсткамера), Академия наук. Дворян отправляют учиться за границу. Вводится западное платье для дворян, бритье бород, курение, ассамблеи.
Итоги. Окончательно формируется абсолютизм. Растет военная мощь России. Обостряется антагонизм между верхами и низами. Крепостное право начинает приобретать рабские формы. Высший класс слился в одно дворянское сословие.
В 1698 г. восстали недовольные ухудшением условий службы стрельцы, в 1705-1706 гг. шло восстание в Астрахани, на Дону и в Поволжье в 1707-1709 гг. — восстание К. А. Булавина, в 1705-1711 гг. —в Башкирии.
Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал указ о изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.
В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой , проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.
Радикально изменяется положение женщины в обществе. Петр попытался приобщить ее к современной светской жизни, по примеру Запада, обеспечить высшие круги к новым формам обхождения.
Укрепился господствующий класс
в целом. Была создана централизованная
бюрократическая система
Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.
1. История
в системе социально-
Место истории в системе наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее
с людьми «уходит» в историю.История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Объект истории — жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом
исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса. История — это сложный процесс развития человечества, а также наука, которая изучает этот процесс. Историки не просто собирают факты (с лат. — «сделанное, совершившееся»), но и осмысливают их с разных теоретических позиций. Сторонники различных религий считают историю проявлением божественной воли (провиденциализм). Марксисты в историческом
развитии видят пять сменяющих друг друга крупных формаций (формационный подход). Приверженцы цивилизационного подхода в мировой истории выделяют разное количество культурно-исторических типов или цивилизаций. Сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный,статистический метод, метод периодизации и другие методы по-
зволяют историкам реконструировать прошлое. Профессиональные историки придерживаются принципа научности (объективности), то есть стараются выявить все факты по изучаемому вопросу, а не подбирают факты под готовую схему. Любая проблема рассматривается
в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени 6 (принцип историзма), в развитии (принцип диалектики). Знание исто-рии помогает людям понять себя и окружающий мир (познавательная функция), обеспечивает передачу опыта из поколения в поколение (функция социальной памяти), формирует чувство долга и любви к Родине (воспитательная функция), предостерегает от возможных шибок (прогностическая функция). История как наука представляет
собой особую форму общественного сознания, важную часть политической культуры личности. В России «Иванами, не помнящими родства» называют тех, кто плохо знает или игнорирует исторический опыт. История занимает важное место в группе гуманитарных и соци-
альных наук, так как предоставляет огромный материал, «пищу для размышлений» для политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов. История как наука состоит из нескольких блоков дисциплин. Историки изучают развитие
человеческих сообществ на определенных территориях (история России, других стран, определенного региона, континента, всего мира). Разные стороны исторического прошлого изучаются по отраслям, отдельным предметам, проблемам: история государства и права,
экономики и экономических учений, религий, культуры, гендерная, социальная и т. д. Несколько десятков вспомогательных и специ альных исторических дисциплин в XVIII–XX вв. сформировалось
в сфере методики и техники исторических исследований: археология, архивоведение, геральдика, нумизматика, ономастика, историческая антропология, демография, метрология и многие другие.
Во второй половине XX в. наряду с изучением политической, социально-экономической жизни, деятельности выдающихся людей историки стали изучать отношения простых людей, особенности
духовной, повседневной жизни людей, семей, небольших групп. В современной исторической науке возникли такие направления, как «история ментальностей», «новая социальная история», «новая рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования», «история повседневности», «гендерная история» и др. История России — неотъемлемая часть всемирной истории. Всемирная история и история России соотносятся как общее и осо-
бенное в историческом развитии.
Методология науки и курса всеобщей истории. Метод(способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.
Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.
Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественной – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.
Существуют также специально-исторические методы исследования:
А ЕЩЕ В ТЕТРАДИ НАПИСАНО ПРО ЭТО В САМОМ НАЧАЛЕ
Информация о работе Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России