Петровские реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:49, доклад

Краткое описание

Петр I вошел в историю России как великий реформатор. Не было такой сферы общественной жизни, которую российский император не подверг коренному переустройству. Целью его было превращение России в великую европейскую державу, и в этом деле он много преуспел. Петровская Россия стала активным и влиятельным участником европейской политики, прорыв к Балтийскому морю способствовал углублению экономических и культурных связей с Западом. Плодотворными были и многие внутренние преобразования той эпохи, причем некоторыми из них мы пользуемся и сейчас.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 27.01 Кб (Скачать файл)

Петровские реформы

Петр I вошел в историю России как великий реформатор. Не было такой сферы общественной жизни, которую российский император не подверг коренному переустройству. Целью его было превращение России в великую европейскую державу, и в этом деле он много преуспел. Петровская Россия стала активным и влиятельным участником европейской политики, прорыв к Балтийскому морю способствовал углублению экономических и культурных связей с Западом. Плодотворными были и многие внутренние преобразования той эпохи, причем некоторыми из них мы пользуемся и сейчас.

Дискуссии о том, стихийно или продуманно, по плану, действовал император, упреки в том, что нередко его политика носила бессистемный характер, поскольку отсутствовала предварительно продуманная всесторонняя программа преобразований, основаны скорее всего на не до конца осознанном убеждении, что подобного рода программу составить все-таки можно и если хорошо ее разработать и постараться, то можно и осуществить. Однако история не знает таких примеров. Человек и общество - это сложные самоорганизующиеся системы: общество состоит из отдельных людей с разнообразными и даже разнонаправленными интересами, а человек в своих действиях нередко руководствуется чувствами, а не соображениями разума. Примирить противоречивые интересы, объединить людей с совершенно разными потребностями, предусмотреть и просчитать всевозможные природные, экономические, общественные и иные последствия непосильно даже самому гениальному человеку.

Петр I, как правило, действовал по ситуации, активно и действенно откликаясь на те или иные события[1]. Так, готовясь к войне со Швецией, он реорганизовал армию по европейским образцам, а также на основе накопленного в самой России опыта. Для ведения войны требовалось много денег, оружия и снаряжения, а потому начались лихорадочные поиски денежных источников, вводились новые налоги, подстегивалась промышленность в ущерб будущему народа (в противном случае несколько не ясно, зачем разорять основу общества и государства - крестьян, купцов и ремесленников). Для Петра I благо Отчизны, которой он так ревностно служил, и его собственные интересы как самодержца - одно и то же, однако понимание народом своего блага было иным. Не благоденствие народа было главной целью Петра I. Он много раз говорил и предписывал беречь крепостных крестьян и заботиться о них, но интересовали царя не крестьяне как таковые, не их благосостояние, а исправное несение ими податей и других многочисленных повинностей ради главного дела его жизни - армии и флота, Санкт-Петербурга, Великой России. Результат известен - вконец обнищавшие крестьяне, ремесленники и купцы. Поэтому в низах, вынесших на себе основную тяжесть петровских реформ, наблюдался значительный протест, проявлением которого стали увеличение количества беглых крестьян и массовые народные восстания (крупнейшим был мятеж под руководством Кондратия Булавина). В верхах же общества серьезной оппозиции реформаторскому курсу Петра не существовало, что говорит о том, что необходимость преобразований понимали многие[2]. Однако именно с оппозицией была связана личная трагедия царя: его сын, царевич Алексей, выступил на стороне ревностных сторонников и охранителей традиций Московского царства и погиб в борьбе с отцом.

Можно выделить следующие направления петровских реформ:

1) В области строительства  заводов

К концу XVII в. – 30 мануфактур.

В петровское время – более 100.

Складывание двух промышленных районов: Урала и Петербурга.

Активное развитие металлургии.

К середине XVIII в. – выплавка чугуна больше, чем в Англии, I-е место в мире.

Тула, Кашира, Калуга + Карелия (Петрозаводск и т.д.) – новые металлургические заводы.

К середине XVIII в. – 61 завод из 75 – на Урале.

Крупнейшие металлургические заводы: Невьянский, Каменский, Нижне-Тагильский, Екатеринбургский и т.д.

Оружейные заводы: Тульский, Сестрорецкий, Олонецкий[3].

1719 г. – указ о  Берг-привилегии. Свободная разведка и добыча (с разрешения Берг-комиссии) полезных ископаемых.

Центр страны – текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная промышленность.

Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры Воронежа, Казани, на Украине.

Первая четверть XVIII в. – новые производства.

·          судостроение (Петербург, Воронеж, Архангельск)

·          шелкопрядение

·          стеклянное и фаянсовое дело (Москва, Петербург)

1722 г. – указ о  создании ремесленных цехов.

1721 г. – указ-разрешение  заводчикам-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы = «посессионные крестьяне».

Крупнейшие промышленники: Строгановы, Демидовы, Походяшины, Осокины, Баташевы, Мясниковы и др.

2) В области сельского  хозяйства

Освоение территорий на юге, в Поволжье, Сибири. Табак.

Расширение посевов технических культур, разведение новых пород скота.

Усиление крепостного гнета. Размер повинности определяется помещиком

1704 г. – 100 медных  копеек = 1 серебряный рубль.

Образование купеческих гильдий (1-я и 2-я).

1724 г. – указ о  поощрении экспорта и ограничении  импорта.

1726 г. – экспорт = 2x импорт.

3) В области социальной  политики

1714 г. – «Указ  о единонаследии».

1722 г. – «Табель  о рангах»

·          Разделение гражданской, военной и придворной службы

·          14 иерархических должностей

·          чиновник, достигший 8 класса, или офицер = дворянин Þ господствующий класс пополняется наиболее талантливыми

·          все население, кроме дворянства и духовенства, платит налоги государству

1718- начало переписи  населения, составлении «ревизских  сказок»

1718-1724 гг. – подушная  перепись всего мужского населения

·          единица налогообложения = «душа мужского пола»

·          все мужское население заносится в «ревизские списки» и обязано ежегодно платить «подушную подать»

·          холопы и «вольные гулящие люди» обязаны платить налог наравне с крепостными

·          жители городов прикреплены к месту уплаты подушной подати

4) В области государственного  устройства

1699 – создание  Ближней канцелярии, а в 1701 г. –  Консилии (Совета) министров вместо Боярской думы

1704 г. – создание  Кабинета царя (будущая Е.И.В. канцелярия)

1708 г. – учреждение  губерний

1711 г. – замена  Боярской думы на Сенат

Задачи: законодательная, следить за финансами, контроль администрации.

1721 г. – провозглашение  Петра императором.

1718-1721 г. – замена  множества приказов 11 коллегиями 

1700 г. – после  смерти последнего патриарха  Андриана новый не назначен, а  выбран местоблюститель патриаршего  престола.

1721 г. – учреждение  Синода.

·          упразднение должности патриарха

·          наблюдение за Синодом – обер-прокурор

1722 г. – утверждение  штата священнослужителей.

1720 г. – Генеральный  регламент. Единая система делопроизводства.

5) В области армии  и флота

1705 г. – введение  рекрутской повинности.

1716 г. – введение  нового военного устава сухопутных  сил

1720 – Морской  устав

Даже когда в конце своего царствования Петр I начинает готовить реформы, стремится проводить их продуманно, поставив четкую цель и сформулировав программу в конкретном указе или регламенте, а затем берется осуществлять, то из его благих порывов мало что получается, а потому еще ярче проявляется утопизм его намерений все предусмотреть. Глубокий и внимательный анализ сущности процессов, протекавших в государственной, социальной и экономической сферах России в указанный выше период, произошедшие изменения в целом носят больше количественный, а не качественный характер.

Важнейшим следствием петровской административной реформы явились существенные изменения в составе аппарата управления - в бюрократии[4]. Практическая деятельность по реорганизации аппарата управления велась с момента создания Сената и его канцелярии, в деятельности которой накапливался опыт, использованный затем при формировании коллегий. Принцип комплектования аппарата новых учреждений был подчинен следующим целям: появление их не должно было нарушать раньше времени работу старых учреждений (приказов), аппарат коллегий следовало комплектовать из специалистов, утративших старые деловые связи. Основной контингент аппарата канцелярии Сената и позже - коллегий составили специалисты московских приказов и отчасти губернских учреждений. Новым контингентом в коллегиях стали иностранцы.

Численность состава аппарата центральных учреждений во время перехода от приказов к коллегиям изменялась в ходе реформы, В 1711 г. она составила 1906 человек, в 1715 г.- 1396 чел., в 1721 г.- 3101 чел.

Уменьшение числа чиновников аппарата центральных учреждений в 1715 г. объясняется начавшейся перестройкой - в новые учреждения привлекались не все старые специалисты, Кроме того, власти экономили денежные средства, о чем постоянно упоминается в документах. Происходил отсев служащих в связи с переводом учреждений в новую столицу - Петербург и наборами чиновников в армию. На 1715 г. установлены данные о численности аппарата не только центральных учреждений, но и губерний. Общая численность чиновников аппарата по России в целом составила 5478 человек. При общем сокращении аппарата центральных учреждений в 1715 г. внутри него наблюдается перераспределение: так, сокращается штат старых ведомств и в то же время растут штаты учреждений, ведавших военными и дипломатическими делами, комплектуется канцелярия Сената.

Источники позволяют проследить социально-экономическое положение госаппарата управления, в частности сопоставить оклады чиновников новых и старых учреждений. Основная тенденция состояла в увеличении окладов и унификации их в однородных учреждениях. Растет разрыв в величине окладов высшей категории в сравнении с низшей, углубляется имущественное неравенство отдельных групп чиновничества.

Важнейшим итогом и вместе с тем законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая табель о рангах, введенная 24 января 1722 г.[5] Эта Табель представляла собой закон о порядке государственной службы, обозначивший разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Как известно, основное историческое значение Табели состояло в рационализации (унификации, систематизации и т. д.) административной службы: в ее основание в качестве важнейшего принципа иерархического (чиновного) деления вместо принципа происхождения, знатности рода или "породы" был положен принцип служебной годности. В социальном плане это означало (по крайней мере теоретически) известную демократизацию правящего сословия, поскольку узаконено было приобретение дворянства выслугой и пожалованием государя (а не передачей сословных преимуществ лишь по наследству). Наконец, была создана четкая иерархическая система: новые должности расписывались по 14 классам или рангам, причем каждый из них в свою очередь подразделялся на чины военные, гражданские (статские) и придворные.

Созданная в результате петровских реформ административная система оказалась весьма устойчивой и в главном сохранялась на протяжении всего дореволюционного периода, хотя некоторые учреждения были со временем отменены или стали выполнять другие функции, например коллегии в 1801 г. были заменены министерствами. Но несмотря на это, структура управления, механизм власти и ее функции оставались прежними. Спор о закономерности, прогрессивности и даже целесообразности петровских преобразований идет в науке уже давно и восходит едва ли не ко времени самих реформ[6]. Причем вплоть до настоящего времени исследователи дают полярные, взаимоисключающие ответы. Тем более странно поэтому, что большинство из них даже не пытается поставить вопрос о сравнительном изучении этих преобразований, определить их место не только в русской, но и в мировой истории. На наш взгляд, только такой подход позволяет интерпретировать реформы Петра как объективное историческое явление, позволяет понять их закономерный и прогрессивный характер с точки зрения не только отечественной но и всеобщей истории, осветить их типичные и уникальные, своеобразные стороны в ряду других однотипных реформ.  

 
Заключение

 Безусловно, успешное  внедрение проведенных Петром I реформ  базировалось на том, что данные  реформы созрели в обществе. Об  устойчивости и стабильности  этих тенденций в развитии  государственного аппарата свидетельствует  уже то, что они не просто  сохранялись, но и развивались  на всем протяжении существования  старого порядка в России. Разумеется, этот процесс не шел прямолинейно, в нем были существенные отклонения. Одно из них связано с ревизией  результатов административных реформ  Петра в послепетровский период. В результате этой ревизии произошел отказ от многих нововведений как в центральном, так и в местном аппарате управления. В управлении наблюдаются шаги в сторону его децентрализации, возвращения к приказным порядкам.

Таким образом, петровские реформы при всех положительных тенденциях имели один существенный недостаток – они были «насажены» сверху, именно поэтому многие из них были забыты или откорректированы уже вскоре после смерти Петра I.

Список использованной литературы

1.         Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – М., Просвещение, 1989 – 253 с.

2.         Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века – СПб., Юристъ, 2008

3.         Багер Х. Реформы Петра Великого. – М., Просвещение, 1985 – 275 с.

4.         Брикнер А.Г. История Петра Великого. – М., ЭКО, 2006 – 382 с.

5.         Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России в XVIII веке – М., РГГУ, 2001 – 295 с.

6.         Чистяков А.С. История Петра Великого. – М., 2007

 

 


Информация о работе Петровские реформы