Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:22, доклад
Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н.э. в аристократической семье. Его отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и афинского законодателя Солона, мать – Периктиона, тоже из рода Солона, была двоюродной сестрой одного из 30 афинских тиранов Крития. Платон – третий сын Аристона и Периктионы – получил от родителей имя Аристокл, а «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч.
ПЛАТОН
(427–347 до н.э.) – великий древнегреческий
философ, основатель Академии и родоначальник
традиции платонизма.
Платон родился
в Афинах в 428 или 427 г. до н.э. в аристократической
семье. Его отец Аристон происходил из
рода последнего афинского царя Кодра
и афинского законодателя Солона, мать
– Периктиона, тоже из рода Солона, была
двоюродной сестрой одного из 30 афинских
тиранов Крития. Платон – третий сын Аристона
и Периктионы – получил от родителей имя
Аристокл, а «Платоном» («широким») его
прозвал учитель гимнастики за ширину
плеч. В юности он готовил себя к занятиям
политикой, занимался литературой, слушал
философа Кратила, последователя Гераклита.
Затем в возрасте двадцати лет стал учеником
Сократа, оказавшего на него решающее
влияние. После смерти Сократа в З99 г. он
удалился на некоторое время в Мегару,
к также учившемуся у Сократа Евклиду,
основателю Мегарской школы, а затем возвратился
в Афины. Несколько лет спустя он предпринял
великое путешествие.
Сперва Платон отправился в Египет, и эта
древняя цивилизация произвела на него
глубокое впечатление. Из Египта перебрался
в Южную Италию, задержавшись в Кирене
у математика и астронома Феодора. В Италии
он вступил в контакты с пифагорейцами,
которых было много в этих краях (эта философская
школа переживала тогда период расцвета).
Из своего пребывания среди пифагорейцев
он извлек величайшую любовь к жизни и
общественному благу. Признаки влияния
пифагорейцев прослеживаются и в последних
произведениях Платона.
Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы,
где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился
с молодым зятем тирана, Дионом, пылким
и великодушным принцем, которого вдохновили
нравственные и политические идеалы Платона.
Но Дионисий враждебно отнесся к тому,
что Платон обрел такое влияние на Диона,
и философу пришлось покинуть Сиракузы:
его высадили на острове Эгина, находившемся
в состоянии войны с Афинами, и продали
в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином
Кирен, который находился на острове и
узнал Платона.
Таким образом Платон смог вернуться в
Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет,
он основал Академию, в которой преподавал
до конца своих дней, лишь дважды покинув
Афины ради двух новых путешествий на
Сицилию. Академия была обращена в сторону
Востока. Ученики Платона были даже из
Вавилона. Влияние философии Востока на
Академию еще больше усилилось с приходом
Евдоха, астронома, побывавшего в различных
районах Востока. Платон не сделал, подобно
Сократу, философию предметом социальной
беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись
кругом своих учеников. Однако, благодаря
престижу его имени, несколько греческих
городов просили его составить для них
свод законов, и в некоторых случаях Платон
делал это.
Его последние годы были омрачены трагической
смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г.
до н.э. в возрасте восьмидесяти лет, до
конца жизни сохранив всю полноту своего
могучего ума. Его тело погребено в Керамике,
неподалеку от Академии.
Сочинения. Corpus Platonicum включает 36 диалогов, Апологию Сократа (защита Сократа на суде) и Письма, а также ряд сочинений, написанных в рамках школы, но с древних времен приписываемых Платону. Платон стал выдающимся мастером и реформатором жанра сократического диалога, получившего распространение в школах, основанных учениками Сократа. Главное действующее лицо платоновских диалогов – Сократ, который беседует со своими собеседниками на темы о знании и добродетели, бытии и небытии, справедливости и т.д.
Философский метод Платона связан с пониманием истинного знания как припоминания и созерцания идей. Так как истинное знание не может быть передано в слове или чувственном восприятии, то нужно через воспитание привести ученика к самостоятельному усмотрению истинной сущности.
Учение. Сердцевина философии Платона – учение об идеях. Как тени относятся к реальным существам, их отбрасывающим, так вся область чувственно воспринимаемого в целом относится к вещам умопостигаемым: идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлиннее своей тени. Идеи находятся в «мыслимом месте», – сфере умопостигаемого, которая в самой себе имеет градацию: там пребывают вечные идеи, постижимые только интуитивным умом, но также числа и геометрические объекты. В целом умопостигаемый космос обладает бытием благодаря наивысшему принципу – единому благу, которое «по ту сторону сущности», неизреченно и непознаваемо, но без него никакое бытие невозможно, ибо чтобы быть, всякая вещь должна быть самой собою, быть чем-то единым и одним.
Данный нам в чувствах мир – это область «становления», где все возникает и погибает, вечно меняясь и никогда подлинно не существуя. Вещи существуют лишь благодаря своей причастности идеям, вечным и неизменным образцам. В седьмой книге Государства Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет тот мир, в котором мы живем как пещеру, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на глухую стену, на которую падают отблески света, падающего в пещеру сверху, где находится выход из нее. Глядя на тени люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как источник света и вовсе смотреть невозможно. Наконец, трудно не только восхождение, но и возвращение обратно (трансляция истинного знания) – люди не верят речам об истинном бытии, они высмеивают того, кто говорит не о том, что видят глаза, а о том, что познал разум. Поэтому в одиночку философией заниматься крайне сложно, требуется поддержка со стороны человеческого сообщества, в рамках которого и формируется представление о ценностях и методах воспитания. Эти темы являются фоном всего социально-политического учения Платона, принципиальной особенность которого является интерпретация человека как разумной души – не смертные люди, а бессмертные души действуют в платоновском идеальном Государстве, и критика Аристотелем Платона за несходство с реальной жизнью некоторых положений его учения связана прежде всего с пониманием человеческой природы, единократно или многократно проживающей свой земной век.
Души являются третьей важной реальностью наряду с вещами и идеями, они выступают как посредствующее звено между чувственным и умопостигаемым. Душа представляется у Платона состоящей из трех частей: вожделеющей, пылкой и разумной. Существуя в чувственных телах, души образуют с телом «совокупное целое» – живое существо (под этим словом подразумеваются и животные и люди). Но только души людей обладают разумом и поэтому могут познавать мир идей, если пройдут необходимый путь очищения и воспитания. Души животных (и растений) смертны, а разумные души людей бессмертны, поскольку, согласно изложенному в Тимее учению, они сотворены богом из того же состава, что и бессмертная мировая душа. После смерти души попадают на суд и получают возможность выбрать себе новую жизнь, статус в которой будет зависеть от добродетельности или порочности уже прожитой жизни.
Наиболее похвальное занятие для людей как разумных существ – готовить себя к жизни вечной, упражнять разумную способность, заниматься философией. Но одиночка-философ хотя исторически и возможен (например – Сократ), но все же философия возможна как часть государственной политики, направленной на совершенствование человеческой природы. Платон в диалоге Государство излагает учение, согласно которому построение справедливого и успешного государства возможно только в том случае, если общество людей (т.е. разумных душ, живущих на земле) будет в своей структуре соответствовать истинной иерархии универсума и природе души. Так, поскольку в душе есть три начала, то и в государстве должны быть три слоя граждан: вожделеющей части и интересам соответствуют производители ремесленники и земледельцы, пылкой – воины-стражники, а разумной – правители-философы. Справедливость существует в масштабе всего целого: когда каждый занимается своим делом, к которому способен и которому обучен, тогда общее устроение справедливо. Разные типы несправедливости выражаются в таких формах правления, как тирания, олигархия, демократия, аристократия, а лучшим все же является монархия как власть единого с целью общего блага.
Существенную
роль в учении Платона играет тема
любовного влечения (эроса). Платон
выступает с разоблачением
Философия Платона
оказалась важнейшим
Сочинения: Собрание сочинений, под ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи. Тт. 1–4. М., 1990–1994.
Мария
Солопова