Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 15:44, реферат
Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико экономической эволюции.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ СПО Бурятский Аграрный колледж им. М.Н. Ербанова
Реферат
Повседневная жизнь западноевропейцев в средние века
Улан-Удэ
2015
Общая характеристика
Средневековое общество Западной
Европы было аграрным. Основа экономики
сельское хозяйство, и в этой сфере было
занято подавляющее большинство населения.
Труд в сельском хозяйстве так же, как
и в других отраслях производства, был
ручным, что предопределяло его низкую
эффективность и медленные в целом темпы
технико экономической эволюции.
Подавляющая часть населения Западной
Европы на протяжении всего периода Средневековья
жила вне города. Если для античной Европы
города были очень важны – они были самостоятельными
центрами жизни, характер которой был
преимущественно муниципальный, и принадлежность
человека к городу определяла его гражданские
права, то в Средневековой Европе, особенно
в первые семь веков, роль городов была
незначительной, хотя с течением времени
влияние городов усиливается.
Западноевропейское Средневековье –
это период господства натурального хозяйства
и слабого развития товарно денежных отношений.
Незначительный уровень специализации
районов, связанный с таким типом хозяйства,
определил развитие главным образом дальней
(внешней), а не ближний (внутренней) торговли.
Дальняя торговля была ориентирована
в основном на высшие слои общества. Промышленность
в этот период существовала в виде ремесла
и мануфактуры.
Эпоха Средневековья характеризуется
исключительно сильной ролью церкви и
высокой степенью идеологизации общества.
Если в Древнем мире каждый народ имел
свою религию, которая отражала его национальные
особенности, историю, темперамент, образ
мысли, то в Средневековой Европе существует
одна религия для всех народов – христианство,
ставшее базой для объединения европейцев
в одну семью, складывания единой европейской
цивилизации.
Средневековье – это время образования
национальных государств, которые существуют
в виде монархий как абсолютных, так и
сословно представительных. Особенностями
политической власти были ее раздробленность,
а также соединение с условной собственностью
на землю. Если в античной Европе право
владеть землей определялось для свободного
человека его национальностью – фактом
его рождения в данном полисе и вытекающими
из этого гражданскими правами, то в средневековой
Европе право на землю зависело от принадлежности
человека к определенному сословию. Средневековое
общество – сословное. Основных сословий
было три: дворянство, духовенство и народ
(под этим понятием объединялись крестьяне,
ремесленники, торговцы). Сословия обладали
разными правами и обязанностями, играли
разную общественно политическую и хозяйственную
роль.
Система вассалитета
Важнейшей характеристикой
средневекового западноевропейского
общества была его иерархическая структура,
система вассалитета. Во главе феодальной
иерархии стоял король – верховный сюзерен
и при этом часто лишь номинальный глава
государства. Эта условность абсолютной
власти высшего лица в государствах Западной
Европы тоже существенная особенность
западноевропейского общества в отличие
от действительно абсолютных монархий
Востока. Даже в Испании (где сила королевской
власти была вполне ощутима) при введении
короля в должность гранды в соответствии
с заведенным ритуалом произносили такие
слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя,
делаем тебя, который ничем не лучше нас,
королем, для того чтобы ты уважал и защищал
наши права. А если нет – то нет». Таким
образом, король в средневековой Европе
– всего лишь «первый среди равных», а
не всемогущий деспот. Характерно, что
король, занимая первую ступень иерархической
лестницы в своем государстве, вполне
мог быть вассалом другого короля или
папы римского.
На второй ступени феодальной лестницы
находились непосредственные вассалы
короля. Это были крупные феодалы – герцоги,
графы; архиепископы, епископы, аббаты.
По иммунитетной грамоте, полученной от
короля, они обладали различными видами
иммунитета (от лат. – неприкосновенность).
Наиболее часто встречающимися видами
иммунитета были налоговый, судебный и
административный, т.е. владельцы иммунитетных
грамот сами собирали со своих крестьян
и горожан налоги, вершили суд, принимали
административные решения. Феодалы такого
уровня могли сами чеканить собственную
монету, которая нередко имела хождение
не только в пределах данного поместья,
но и вне его. Подчинение таких феодалов
королю часто было просто формальным.
На третьей ступени феодальной
лестницы стояли вассалы герцогов, графов,
епископов – бароны. Они пользовались
фактическим иммунитетом в своих поместьях.
Еще ниже располагались вассалы баронов
– рыцари. У некоторых из них также могли
быть свои вассалы еще более мелкие рыцари,
у других – были в подчинении только крестьяне,
которые, впрочем, стояли за пределами
феодальной лестницы. Система вассалитета
была основана на практике земельных пожалований.
Человек, получивший землю, становился
вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором.
Земля давалась на определенных условиях,
важнейшим из которых была служба на сеньора,
обычно составляющая по феодальному обычаю
40 дней в году. Важнейшими обязанностями
вассала по отношению к его сеньору были
участие в войске сеньора, защита его владений,
чести, достоинства, участие в его совете.
В случае необходимости вассалы выкупали
сеньора из плена.
При получении земли вассал приносил клятву
верности своему господину. Если вассал
не выполнял свои обязательства, сеньор
мог отобрать у него землю, однако сделать
это было не так то просто, так как вассал
– феодал был склонен защищать свою недавнюю
собственность с оружием в руках. В целом,
несмотря на кажущийся четкий порядок,
который описывала известная формула:
«вассал моего вассала – не мой вассал»,
система вассалитета была довольно запутанная,
и вассал мог одновременно иметь несколько
сеньоров.
Нравы, обычаи западноевропейского средневекового общества
Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.
Эмоциональная жизнь общества
также была контрастной, так как, свидетельствовали
сами современники, душа средневекового
жителя Западной Европы была необузданной
и страстной. Прихожане в церкви могли
с плачем молиться часами, потом им это
надоедало, и они пускались в пляс здесь
же, в храме, сказав святому, перед изображением
которого только что стояли на коленях:
«теперь ты помолись за нас, а мы попляшем».
Это общество часто и по отношению ко многим
было жестоким. Обычным делом были казни,
и, в отношении к преступникам не было
середины – их либо казнили, либо прощали
совсем. Мысли о том, что преступников
можно перевоспитать, не допускалось.
Казни всегда организовывались как особый
нравоучительный спектакль для публики,
и для ужасных злодеяний придумывались
ужасные и мучительные наказания. Для
множества простых людей казни служили
развлечением, и средневековые авторы
отмечали, что народ, как правило, старался
оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем
истязаний; обычным в таких случаях было
«животное, тупое веселье толпы».
Другими частыми чертами характера средневекового
жителя Западной Европы были вспыльчивость,
корыстолюбие, неуживчивость, мстительность.
Эти качества сочетались с постоянной
готовностью к слезам: рыдания считались
благородными и прекрасными, и возвышающими
всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и
женщин.
Средневековье – время проповедников,
которые проповедовали, переходя с места
на место, возбуждая людей своим красноречием,
очень сильно влияя на общественные настроения.
Так, громадной популярностью и любовью
пользовался вошедший в историю брат Ришар,
живший во Франции в начале XV в. Как то
раз он проповедовал в Париже на кладбище
невинноубиенных младенцев в течение
10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали
громадные толпы народа, воздействие его
речей было мощным и быстрым: многие тут
же бросались на землю и каялись в своих
грехах, многие давали обеты начать новую
жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает
последнюю проповедь и должен идти дальше,
множество людей, оставив свои дома и семьи,
ушли вслед за ним.
Проповедники, безусловно, способствовали
созданию единого европейского общества.
Важной характеристикой общества было
общее состояние коллективных нравов,
общественный настрой: это выражалось
в усталости общества, боязни жизни, ощущении
страха перед судьбой. Показательным было
отсутствие в обществе твердой воли и
желания изменить мир к лучшему. Страх
перед жизнью уступит место надежде, мужеству
и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно
именно с этого времени наступит новый
период в человеческой истории, существенной
чертой которого будет желание западноевропейцев
позитивно преобразовывать мир. Восхваление
жизни и активное к ней отношение появились
не вдруг и не на пустом месте: возможность
этих перемен будет постепенно вызревать
в рамках феодального общества на протяжении
всего периода Средневековья. От этапа
к этапу западноевропейское общество
будет становиться более энергичным и
предприимчивым; медленно, но неуклонно
будет меняться вся система общественных
институтов экономических, политических,
социальных, культурных, психологических.
Проследим особенности этого процесса
по периодам.
Раннее Средневековье (V – Х вв.)
Становление феодальных отношении.
В период раннего Средневековья начала
становления средневекового общества
– значительно расширяется территория,
на которой идет образование западноевропейской
цивилизации: если основу античной цивилизации
составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая
цивилизация охватывает уже практически
всю Европу.
Наиболее важным процессом в раннее Средневековье
в социально экономической сфере было
становление феодальных отношений, стержнем
которых явилось формирование феодальной
собственности на землю. Это происходило
двумя путями. Первый путь – через крестьянскую
общину. Надел земли, которым владела крестьянская
семья, переходил по наследству от отца
к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся
их собственностью. Так постепенно оформлялся
аллод – свободно отчуждаемая земельная
собственность крестьян общинников. Аллод
ускорил имущественное расслоение в среде
свободных крестьян: земли стали концентрироваться
в руках общинной верхушки, которая уже
выступает как часть класса феодалов.
Таким образом, это был путь формирования
вотчинноаллодиальной формы феодальной
собственности на землю, особенно характерный
для германских племен.
Второй путь складывания феодальной земельной
собственности и, следовательно, всей
феодальной системы – практика земельных
пожалований королем или другими крупными
землевладельцами феодалами своим приближенным.
Сначала участок земли (бенефиции) давался
вассалу только при условии несения службы
и на время его службы, а сеньор сохранял
верховные права на бенефиции. Постепенно
права вассалов на пожалованные им земли
расширялись, поскольку сыновья многих
вассалов продолжали служить сеньору
своего отца. Кроме того, важны были и чисто
психологические причины: характер отношений,
складывающихся между сеньором и вассалом.
Как свидетельствуют современники, вассалы,
как правило, были верны и преданы своему
господину.
Преданность ценилась дорого, и бенефиции
все чаще становился почти полной собственностью
вассалов, переходя от отца к сыну. Земля,
которая передавалась по наследству, называлась
лен, или феод, владелец феода – феодал,
а вся система этих общественно экономических
отношений – феодализм.
Классическое Средневековье
(XI-XV вв.)
На втором этапе развития феодализма
завершается процесс формирования феодальных
отношений и все структуры феодального
общества достигают наиболее полного
расцвета.
Создание централизованных государств.
Государственное управление. В это время
укрепляется централизованная власть
в большинстве западноевропейский стран,
начинают образовываться и укрепляться
национальные государства (Англия, Франция,
Германия) и др. Крупные феодалы все в большей
степени зависят от короля. Однако власть
короля попрежнему не является подлинно
абсолютной. Наступает эпоха сословно
представительных монархий. Именно в этот
период начинается практическое осуществление
принципа разделения властей и возникают
первые парламенты – сословнопредставительные
органы, значительно ограничивающие власть
короля. Ранее всего такой парламенткортесы
появился в Испании (конец XII – начало
XII вв.). В 1265 г. парламент появляется в Англии.
В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве
стран Западной Европы. Вначале работа
парламентов не была сколько нибудь регламентирована,
не были определены ни сроки собраний,
ни порядок их проведения – все это решал
король в зависимости от конкретной ситуации.
Однако уже тогда стал важнейшим и постоянным
вопрос, который рассматривали парламентарии,
– налоги.
Парламенты могли выступать и как совещательный, и как законодательный, и как судебный орган. Постепенно за парламентом закрепляются законодательные функции и намечается определенное противостояние парламента и короля. Так, король не мог без санкции парламента вводить дополнительные налоги, хотя формально король был намного выше парламента, и именно король созывал и распускал парламент, предлагал вопросы для обсуждения.
Парламенты были не единственным
политическим новшеством классического
Средневековья. Еще одной важной новой
составляющей общественной жизни стали
политические партии, которые впервые
начинают формироваться в XIII в. в Италии,
а затем (в XIV в.) во Франции. Политические
партии жестко противостояли друг другу,
однако причиной их противоборства тогда
выступали скорее психологические причины,
нежели экономические.
Практически все страны Западной Европы
в этот период прошли через ужасы кровавых
раздоров и войн. Примером может быть война
Алой и Белой Розы в Англии в XV в. В результате
этой войны Англия потеряла четвертую
часть своего населения.
Особенности исторического развития ведущих стран Европы
Германия, несмотря на успешное в целом развитие, тем не менее не являлась страной лидером в области культуры или экономики. В XIV-XV вв. самой образованной и процветающей страной Европы все еще оставалась Италия, хотя политически это было множество государств, нередко откровенно враждебных друг другу. Общность итальянцев выражалась главным образом в едином языке и национальной культуре. Более всех в государственном строительстве преуспела Франция, где процессы централизации начались раньше, чем в других странах. В XIV-XV вв. во Франции уже были введены постоянные государственные налоги, установлены единая денежная система и единое почтовое сообщение. С точки зрения прав человека и защиты личности наибольших успехов добилась Англия, где наиболее четко были сформулированы как закон права народа, добытые им в противостоянии с королем: так, король не имел права без согласия с парламентом налагать новые налоги и издавать новые законы, в своей конкретной деятельности он должен был сообразовываться с уже имеющимися законами. Другой особенностью развития Англии был усиленный рост товарноденежных отношений, широкое использование наемного труда во всех сферах хозяйства, активная внешнеторговая деятельность. Отличительной чертой английского общества было также наличие в нем духа предпринимательства, без чего немыслима быстрая хозяйственная эволюция. Этому психологическому настрою в немалой степени способствовало отсутствие жесткой сословности в английском обществе. Так, еще в 1278 г. был принят закон, по которому лично свободные крестьяне, имеющие годовой доход более 20 фунтов стерлингов, получали дворянское звание. Так формировалось «новое дворянство» – слой экономически активных людей, объективно способствующих быстрому подъему Англии в следующий период.
Информация о работе Повседневная жизнь западноевропейцев в средние века