Политика «просвещенного абсолютизма» в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Через полгода после вступления на престол Петра III – племянника Елизаветы, сына герцога Гольштинского, в результате дворцового переворота в июне 1762г. императрицей была провозглашена жена Петра III Екатерина Алексеевна (до замужества принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская).
Царствование Екатерины II (1762-1796) может быть разделено на два этапа:
1) до крестьянского восстания 1773- 1775 гг.
2) после этого восстания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ………………..5
1.1. Личность Екатерины II……………………………………………5
1.2. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II…………..……5
ГЛАВА 2. ПРОСВЯЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ В РОССИИ…….14
1.2. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.
2.2. Конец эпохи «просвещенного абсолютизма». ………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Ekaterina_2IWord_3.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ………………..5

1.1. Личность  Екатерины II……………………………………………5

1.2.  Внутренняя и внешняя политика Екатерины II…………..……5

ГЛАВА 2. ПРОСВЯЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ В РОССИИ…….14

1.2. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.

2.2. Конец эпохи «просвещенного абсолютизма». ………………..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Через полгода после вступления на престол Петра III – племянника Елизаветы, сына герцога Гольштинского, в результате дворцового переворота в июне 1762г. императрицей была провозглашена жена Петра III Екатерина Алексеевна (до замужества принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская).

Царствование Екатерины II (1762-1796) может быть разделено на два этапа:

1) до крестьянского восстания 1773- 1775 гг.

2) после этого восстания.

        На первый этап падает период «просвещенного абсолютизма». «Просвещенный абсолютизм» в России, как и во многих других странах Европы той поры – Пруссии, Испании, Франции и других, был особой формой самодержавия, характерной особенностью которой было осуществление реформ, обусловленных зарождением и развитием в стране буржуазных отношений и обострением классовых противоречий, но при сохранении всей полноты власти в руках дворянства.

Признаки «просвещенного абсолютизма» имели место еще во времена Елизаветы Петровны, но именно в первые годы царствования Екатерины II «просвещенный абсолютизм» в России достиг своего расцвета.

        Второй этап представляет собой время открытой дворянской реакции, особенно усилившейся в 1789-1790 гг. в связи с выступлением первого русского революционера Радищева и буржуазной революцией во Франции.

Стать на путь «просвещенного абсолютизма» Екатерину II толкнуло обострение классовых противоречий в стране. В своих «Записках» она откровенно писала, что именно это прямо подтолкнуло ее на путь усиления самодержавия в духе политики «просвещенных монархов». Конечно, были и другие побудительные мотивы, заставившие самодержавие стать на этот путь:

  • развитие буржуазных отношений,
  • разложение крепостнической системы,
  • ослабление государственной власти.

        Вся деятельность самодержавия в период «просвещенного абсолютизма» в первую очередь была направлена к тому, чтобы предотвратить «грядущую беду», то есть крестьянскую войну. Вступая на престол, Екатерина поверхностно знала положение дел в империи, свои правительственные средства и ожидавшие ее затруднения, а между тем она должна была сгладить впечатление переворота, путем которого вступила на престол, оправдать незаконное присвоение власти.

        Принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербстская, ставшая императрицей Екатериной Алексеевной, должна была показать и доказать, что иных интересов, кроме российских, для нее не существует. И всем своим правлением, в первую очередь ведением внешних дел, она это продемонстрировала: никаких особых отношений с родиной, с Германией, ни в политике, ни в жизни, ни в быту. Переписка с немецкими владетелями велась исключительно по-французски. Полный разрыв с родственниками – ни один из них не приглашался в Петербург. Сама Екатерина за 52 года пребывания в России ни разу не пересекала ее границ. Она отказалась от модного тогда обычая брать в услужение иностранцев – только россияне. Дипломатам, русским по происхождению, она предписала составлять депеши на родном языке. Российская внешняя политика при Екатерине вновь обрела присущий ей при Петре динамизм, утраченный было при его незадачливых преемниках, и импульс исходил от государыни, обладавшей способностью стратегического мышления, целеустремленностью, силой воли, упорством.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

1.1. Личность Екатерины II.

      Екатерина II родилась  21 апреля 1729 года. Отец, принц Христиан-Август Ангольт-Цербстский, был младшим братом немецкого владетельного князя. Он был очень беден, и ему пришлось служить. Прусский король Фридрих Великий дал ему место губернатора Померании.  Женой принца Христиана стала урождённая Иоанна-Елисавета Гольштейн-Готторпская. Принц нежно любил свою жену и дочь, был образцовым семьянином, управлял Померанской провинцией и командовал Ангальт-Цербстским пехотным полком. Жили родители будущей императрицы бедно, в обыкновенном доме, а не во дворце. Из записок Екатерины известно, что родители дали ей образование: у неё в детстве была гувернантка, француженка Кардель, и два учителя: капеллан Перо и преподаватель чистописания Лоран. Учили её и музыке - немец Религ давал ей уроки игры на клавесине [10. 201]. Благодаря своей гувернантке, Екатерина II познакомилась с Расином, Корнелем, Мольером; учитель немецкого языка Ватер старался внушить ей любовь к немецкой литературе. Опираясь на эти данные, можно сделать вывод, что в отличие от Петра, Екатерина получила светское образование. Он же до конца жизни игнорировал грамматику и орфографию, хотя необразованным человеком Петра назвать трудно: император вполне прилично владел чуть ли не полудюжиной профессий.

Весьма привлекательная внешне, Екатерина Алексеевна умела очаровывать людей, причём не только своим обращением с ними, но и своими сочинениями. Скажем, она настолько тонко и убедительно  дискредитировала в своих «Записках» мужа и сына, что в памяти поколений они так и остались полусумасшедшими монстрами, губившими страну и дававшими полную свободу своему самодурству.…императрице, безусловно, был присущ целый ряд черт истинно государственного человека. Она обладала ясным умом, отшлифованным чтением Плуарха, Цицерона, Монтескье, Вольтера, Корнеля. Екатерина приучила себя к напряжённому ежедневному труду, в первые пять лет царствование она издавала по22 указа в месяц, что не удавалась даже Петру I. Прекрасно разбиралась в людях, умея ценить в  них ум и деловые качества (во всяком случае, если говорить о её помощниках в государственных делах, то случайных персон среди них не было)… Екатерина была щедра, готова к компромиссам и беспринципна (некоторая доля беспринципности в политике необходима). В то же время её трудно назвать идеальной правительницей, сильные стороны уживались у неё со слабостями. Императрица была способной ученицей, но не могла похвастаться умением творчески подойти к проблеме. Зачастую она проявляла алогичность, свойственную слабому полу, но непростительную в государственных людях (по выражению С. Рассадина, «женщина побеждала в ней политика», особенно это стало заметно в последние годы её царствования) [4. 101]. Беспринципность Екатерины часто переходила допустимые границы, и она отказывалась идти против своего окружения даже тогда, когда могла попытаться сделать это. К тому стоит, наверное, добавить и фаворитизм, расцветший при Екатерине II; его трудно объяснить только одиночеством императрицы и государственной необходимостью.

 

1.2. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.

        Основная идея политики Екатерины II заключалась в превращении России в «законную монархию». Этому должна была способствовать созданная самодержцем система законов, обязательная для всех. Формой правления при этом для многонациональной, раскинувшейся на огромной территории России могло стать только самодержавие. Для осуществления указанной цели Екатерина II наметила «пять предметов» – правил управления государством:

1. Нужно просвещать нацию, которой  должен управлять монарх.

2. Нужно ввести добрый порядок  в государстве, поддерживать общество  и заставить его соблюдать  законы.

3. Нужно учредить в государстве  хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету  государства и сделать его  изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

         Для просвещения нации в стране была создана система народного образования. Помимо учебных заведений для высших слоев общества в городах были открыты бессословные училища с единой методикой и программой обучения. Кроме того, большое внимание уделялось изданию книжной продукции [7. 134].

        Для осуществления второго пункта своей программы Екатерина II созвала Уложенную комиссию с привлечением депутатов от дворянства, жителей городов, казачества, государственных крестьян, народов Сибири и Дальнего Востока, а также сотрудников государственных учреждений. В "Наказе" императрицы Уложенной комиссии содержался ряд идей французского Просвещения, в том числе отмена смертной казни. Кроме того, в 1775 г. в России проводится областная (губернская) реформа, значительно изменившая органы местного управления и закрепившая унитарное устройство государства. Это был один из важнейших государственных актов самодержавной России, основные положения которого действовали до начала XX в. Важнейшим шагом для наведения порядка в государстве было издание Екатериной «Жалованной грамоты дворянству» (1785).

       Для исполнения третьего пункта своей программы Екатерина II предусмотрела в своем «Наказе» меры по изменению судебной системы. Были провозглашены принципы презумпции невиновности, права на защиту подсудимых, тщательного расследования уголовных дел. Во исполнение заявленных мер были созданы новые судебные учреждения, отделенные от исполнительной власти. Кроме того, в каждом квартале и части города был создан полицейский участок во главе с начальником, который подчинялся городской управе благочиния. В целях экономического подъема государства в 1775 г. было разрешено заводить любые предприятия без предварительного согласования с правительством. Эта мера привела к росту ряда отраслей промышленности, особенно легкой. В числе заслуг правительства Екатерины II – рост внешней торговли России, развитие банковского дела, увеличение числа ярмарок. Есть основания считать, что Екатерина II, в молодые годы с жадностью штудировавшая труды французских просветителей – Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера, искренне увлекалась некоторыми их идеями. «Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, – вот принцип, от которого я отправляюсь, – писала она еще до воцарения. –...Я хочу, чтоб повиновались законам, а не рабов...». В течение двух лет Екатерина трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме «Наказа» созванной Комиссии о сочинении нового Уложения. В качестве исходных положений в «Наказе» торжественно декларировались идеи естественного права и общего блага; объявлялось, что задача государства и власти – не та, «чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра». Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть, аргументы заимствовались у писателей просветительного направления– это огромность государственного «пространства»: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовати сходно со пространством столь великого государства». Чтобы предотвратить вырождение монархии в деспотию, императрица предлагала утвердить в стране принцип строгой законности, установить равенство всех граждан перед законом. «Наказ» намечал также направления экономической политики – Екатерина II выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности. Руководствуясь принципами французского Просвещения, автор «Наказа» принципиально высказывается против крепостного права, поскольку оно противоречит «закону естественному», но требования освобождения «рабов» не выдвигала. Программа Екатерины II оказывалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой – сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право. [6. 281] В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина II считала, что Сенат присвоил себе слишком большую власть, и в 1764 г. реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената, ослабляло его. Необычайно возросла роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов с 1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе; создание его еще раз ярко продемонстрировало стабильность высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма [3. 222].

        Реформирование местного управления в первую очередь решало задачу усиления власти монарха. Екатерина II собственноручно начертала проект «Учреждения об управлении губерниями», получивший в 1775 г. силу действующего закона. Закон этот централизовал местное управление, увеличив количество губерний и уездов и наделив наместников (под властью каждого наместника, как правило, объединялось 2 – 3 губернии), непосредственно подчиненных императору, широкой единоличной властью. Вместе с тем в основу «Учреждения» 1775 г. были положены идеи Просвещения XVIII в.: выборность суда и отделение его от администрации, придание ему характера сословного «суда равных». Наряду с трехъярусной системой выборных судебно – сословных учреждений (уездный суд в уезде и верхний земский суд в губернии – для дворян, городовой суд и губернский магистрат – для горожан, нижняя и верхняя расправы – для государственных крестьян) в губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Именно этому суду каждый, содержавшийся в тюрьме более трех дней, не извещенный о причине ареста и не подвергнутый допросу, мог подавать жалобу, и если он не был заподозрен в тяжелом преступлении, то освобождался на поруки (попытка заимствовать английскую гарантию неприкосновенности прав личности). Влияние идей Просвещения еще более чувствуется в создании губернского Приказа общественного призрения, тоже состоявшего из выборных представителей от дворян, горожан и государственных крестьян и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, богаделен, сиротских и работных домов.

Стремясь создать более реальные гарантии «просвещенной монархии», Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепляла за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, от государственных податей, от телесного наказания, право собственности на движимое и недвижимое имущество, право судиться только «равными» (т. е. дворянами), вести торговлю, заводить «фабрики, рукоделия и всякие заводы» [7. 76]. Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов (наместников).

Согласно грамоте городам представители «среднего рода людей» (мещане), подобно дворянам, получили личные и корпоративные права – наследственную неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью, свободу промышленной деятельности. Из состава жителей городов выделялись торговцы, записанные в гильдии и получившие особые привилегии – откупаться деньгами от рекрутской повинности и быть свободными от казенных нарядов. Кроме того, купцы 1-й и 2-й гильдий, как и именитые граждане (ученые, художники, банкиры, оптовые торговцы и т. д.), освобождались от телесных наказаний. Городское общество рассматривалось как юридическое лицо; оно имело право обсуждать и удовлетворять свои нужды, избирать городского главу. Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская «общая дума» из депутатов от всех категорий городского общества. Руководствуясь общими принципами свободы экономической жизни, законодательница разрешала жителям деревень «свободно, безопасно свои произрастания, рукоделия и товары в город возить и потребное для них из города вывозить» [3. 88].

Информация о работе Политика «просвещенного абсолютизма» в России