Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:54, творческая работа
Великая Отечественная война отразилась негативным образом на всех сферах жизни Советского Союза, в том числе и на потребительской кооперации. Были урезаны бюджетные ассигнования на ее развитие, что самыми отрицательными последствиями сказалось на расширении сети потребкооперации, обеспечении ее материальной базы, подготовке кадров. Подводя итоги работы потребительской кооперации в военное время, следует отметить, что ее деятельность была многообразной и результативной. Потребкооперация сумела справиться с трудностями военного времени и успешно решить стоящие перед ней задачи.
Потребительская кооперация в годы Великой Отечественной Войны и во время Хрущевской оттепели
В июле 1941 г. появились карточки на хлеб и сахар, позднее, в конце 1941 - начале 1942 года - на мясо, рыбу и жиры. Снова, как в 1928-1935 годах, устанавливались разные нормы. Рабочие оборонных предприятий получали снабжение по первой категории, (от 800 граммов до 1-1,2 кг хлеба в сутки), других предприятий - по второй категории - 500 гр. хлеба, иждивенцы и дети до 12 лет - по 300-400 гр. хлеба в сутки.
1.Состояние потребительской
Военные действия на огромной территории страны нанесли колоссальный урон народному хозяйству, в том числе и потребительской кооперации. На временно оккупированной территории находилось более половины предприятий потребительской кооперации. Их оборот составлял около 48% общего розничного кооперативного товарооборота.
В ходе боевых действий в оккупированных районах было полностью разрушено 44,4 процента торговой сети - 345тыс. кооперативных магазинов, складов, оптовых баз, частично разрушены - 24,6 тыс. торговых предприятий, разграблены и уничтожены лучшие районные универмаги, оптовые базы, построенные перед войной и оснащенные передовым в ту пору оборудованием. Общая сумма ущерба потребительской кооперации превысила 6 млрд. руб. Кооператоры приступили к восстановлению разрушенного сразу после освобождения Красной Армией оккупированных районов. Первым делом они налаживали работу пекарен, столовых и магазинов. Особенно большие трудности возникали из-за острой нехватки складского хозяйства и транспорта. Лишь 13% грузовых машин от довоенного уровня осталось у кооператоров.
Кооператоры вносили свои личные средства в фонд обороны, на строительство танков и самолетов Люди отдавали деньги, драгоценности теплые вещи. Так, например, более 4 млн. руб. внесли весной 1942 г. на создание танковой колонны «Потребительская кооперация» работники потреб. союзов Омской и соседних областей. Более 2,3 млн. руб. собрал на эскадрилью самолетов коллектив Якутского потреб. союза, 170 тыс. руб. отдали на строительство танков кооператоры Бурятии
Много сил приложила кооперация, чтобы организовать снабжение и питание эвакуированного населения из западных районов и жителей городов и сел, освобожденных от противника, военных госпиталей (в том числе и в прифронтовых районах), больниц, детских садов, школ, интернатов. Громадную работу несли на своих плечах в основном женщины. На фронт ушли наиболее квалифицированные и опытные кадры потребительской кооперации. Трудиться приходилось от зари до зари, причем, закончив основную работу, идти в подсобные хозяйства, собирать дикорастущие плоды и ягоды, лекарственные растения. Кроме того, кооператоры участвовали в строительстве оборонных сооружений, дорог, дежурили в отрядах противовоздушной обороны. Миллионы полушубков, валенок, шерстяных носков, ватных штанов и курток, заготовленных и изготовленных потребительской кооперацией, собранное лекарственное сырье, спасли жизнь сотням тысяч солдат и офицеров и вернули их в строй.
Великая Отечественная война отразилась негативным образом на всех сферах жизни Советского Союза, в том числе и на потребительской кооперации. Были урезаны бюджетные ассигнования на ее развитие, что самыми отрицательными последствиями сказалось на расширении сети потребкооперации, обеспечении ее материальной базы, подготовке кадров. Подводя итоги работы потребительской кооперации в военное время, следует отметить, что ее деятельность была многообразной и результативной. Потребкооперация сумела справиться с трудностями военного времени и успешно решить стоящие перед ней задачи.
В июне 1958 г. состоялся V съезд уполномоченных потребительской кооперации СССР, отметивший некоторые положительные показатели в работе кооперативных организаций. К этому времени в кооперации насчитывалось 18,8 тыс. потребительских обществ, объединивших 37,4 млн. пайщиков. Потребительская кооперация использовала в своей работе демократические принципы, восстановленные в период «хрущевской оттепели». В деятельности системы сохранялись экономические формы управления, материальная заинтересованность трудовых коллективов и отдельных ее членов – пайщиков.
2.
Потребительская кооперация в годы хрущевской
оттепели