Правление Николая 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:21, реферат

Краткое описание

Николай 1 (1825-1855) – третий из пятерых сыновей императора Павла 1, поэтому не мог рассчитывать на престол, что определило направление его воспитания и образования.
Николая не готовили к управлению Россией. В молодости он пренебрегал получением серьез¬ного образования. Его интересовало лишь военное дело, особенно внешняя сторона – парады, маневры и муштра.

Вложенные файлы: 1 файл

11. Правление Николая 1..docx

— 26.97 Кб (Скачать файл)

Правление Николая 1.

  1. Николай 1. Характеристика его правления.
  • Николай 1 (1825-1855) – третий из пятерых сыновей императора Павла 1, поэтому не мог рассчитывать на престол, что определило направление его воспитания и образования.
  • Николая не готовили к управлению Россией. В молодости он пренебрегал получением серьезного образования. Его интересовало лишь военное дело, особенно внешняя сторона – парады, маневры и муштра. Однако природный ум и железная воля, умение подбирать способных исполнителей его предначертаний дали Николаю возможность достаточно эффективно управлять государством. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения.
  • Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной “заразы”. Свое программное заявление: “Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока… я буду императором” он осуществлял реальными политическими мероприятиями.
  • Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай 1 не мог не видеть углубляющегося экономического и социально-политического отставания России от передовых западно-европейских стран.
  • Не мог он также не учитывать недовольство крестьян, выливавшееся в восстания и бунты, и подъем общественно-политического движения, проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной традиции. Европейские буржуазные революции, окончательная ломка абсолютистских режимов, выход на политическую арену новых социальных слоев, общая либерализация государственного строя во многих странах – все это также оказывало большое влияние на мировоззрение и деятельность российского императора.
  • Поэтому в Манифесте по случаю коронации (лето 1826 г.) Николай обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Он призвал население довериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда следует сделать. Однако царь очень своеобразно понимал направление этих усовершенствований.
  • При Николае 1 роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Система министерств, созданная при Александре 1, была подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Она разделялась на несколько отделений, вмешивавшихся в политическую, общественную и духовную жизнь страны.
  • В годы правления Николая 1 вырослаармия чиновников до 70-тысяч человек, половину составляли военные. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свитские генерал- и флигель-адъютанты. Бюрократическая система охватила всю страну.
  • Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.
  • Как и его предшественники, Николай 1 проводил продворянскую политику. При нем было ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. (В 1832 году был введен институт “почетных граждан”). Правительство стремилось все служебные посты в органах власти предоставлять исключительно дворянам.

 

  1. Внутренняя политика Николая 1.
    1. Кодификация законов.
  • Николай 1 твердо верил, что неукоснительное следование всех граждан букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства.
  • Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства.
  • Однако консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного Уложения 1649 г. Их опубликовали в “Полном собрании законов Российской империи” (45 томов).
  • В отдельный “Свод законов” (15 томов) были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.
  • В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине 19 века по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации.
  • Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине 19 века система государственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала 20 столетия.
    1. Крестьянский вопрос.
  • При Николае 1 крестьянский вопрос обострился еще больше.
  • Крестьяне и передовые общественные деятели требовали его немедленного решения.
  • Создаваемые правительством Секретные комитеты для изыскания средств к улучшению состояния крестьян сводили свою деятельность к бесплодным дискуссиям.
  • Общее направление политики на консервацию старых порядков мешало освобождению крестьян.Поэтому, как и в первой четверти 19 века, так и во второй правительство предпринимало меры, направленные на смягчение крепостного права.
  • Было запрещено отдавать крепостных на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.
  • В 1841 году принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли.
  • В 1843 году безземельных дворян лишили права приобретать крестьян. Так было покончено с самыми уродливыми формами крепостничества, когда разрушались крестьянские семьи, а их члены использовались как домашние рабы.
  • В 1842 году был издан указ “Об обязанных крестьянах”. Он продолжил линию, намеченную указом 1803 года о “свободных хлебопашцах”. Он не обязывал помещиков предоставлять землю крестьянам, получавшим личную свободу без выкупа. За данный в пользование надел крестьянин обязан был отрабатывать определенные повинности.
  • Регламентация взаимоотношений между помещиками и крестьянами западных губерний выразилась во введении инвентарей, которые определяли размеры крестьянских наделов и повинностей, способы возможного наказания крестьян. Однако все это были частичные меры, не менявшие сути крепостнических отношений в стране.
  • В 1837-1841 годах под руководством графа Киселева была проведена широкая система мероприятий – реформа управления государственными крестьянами.
  • Они составляли более трети сельского населения, платившего подати, и находились в ведении Министерства финансов.
  • Цель реформы – поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов, и показать помещикам пример отношения к крестьянам.
  • Реформа улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, ввела принцип крестьянского местного самоуправления. Созданное Министерство государственных имущество заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Оно проводило размежевание земель и увеличивало наделы малоземельных крестьян, создавало семенной фонд и продовольственные склады на случай неурожая, следило за справедливой раскладкой налогов, открывало в деревнях начальные школы и больницы.
  • В целом крестьянский вопрос в течение первой половины 19 века не был окончательно решен и крепостное право оставалось незыблемым. Но к середине века в правительственных кругах был накоплен некоторый опыт его решения, на который могли опереться государственные деятели 50-60-х годов.
    1. Правиельственная политика в области образования.
  • В 1826году при Николае 1 был создан Комитет по устройству учебных заведений. Его задачи: проверить все уставы учебных учреждений, выработать единые принципы просвещения, определить набор учебных дисциплин и пособий.
  • Комитет разработал основные принципы правительственной политики в области образования. Законодательно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828года.
  • Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени и, главное, ограничение в получении образования представителями низших сословий составляли сущность созданной системы образования. Это был один из рычагов сохранения господства дворян и удержания народа в покорности.
  • Реакция обрушилась и на вузы, сеть которых, тем не менее, была расширена в связи с потребностями в квалифицированных кадрах чиновников, инженеров, агрономов, юристов и других специалистов.
  • Устав 1835 года фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов. Подавлялись инициатива и творчество, не согласованные с пожеланиями начальства. В вузах насаждалась казарменная дисциплина.
  • За нарушение распорядка студента могли посадить в карцер, исключить и даже отдать в солдаты. Такая политика тормозила не только развитие образования и науки, но и всей культуры России. К середине века явственно проявилась назревшая необходимость реформирования сложившейся системы образования.
    1. “Мрачное семилетие”.
  • Во внутренней политике последних лет правления Николая 1 (1848-1855) реакционно-репрессивная линия еще больше усилилась. Россия стала образцом бюрократически-полицейского государства. Цензура свирепствовала, деятельность жандармов и 3-го отделения устрашала всю страну.
  • Однако это не снизило назревания в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ. Правительство Николая не решило ни одного важного государственного вопроса. Не были проведены преобразования в экономике, чтобы спасти хозяйство страны. Финансы были расстроены, вырос внешний и внутренний долг. К середине 50-х годов Россия оказалась “колоссом на глиняных ногах”.
  • Это предопределило провалы во внешней политике, поражение в Крымской войне 1853-1856 годов и вызвало реформы 60-х годов.

 

  1. Внешняя политика Николая 1.
  • Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза (консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка.)
  • Возросла роль России в борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни. (Именно в правление Николая 1 Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы».)
  • Так, по просьбе Австрийской империи Россия приняла участие в подавлении венгерской революции, направив 140-тысячный корпус в Венгрию, пытавшуюся освободиться от гнёта со стороны Австрии; в результате был спасён трон Франца Иосифа. Последнее обстоятельство не помешало австрийскому императору, опасавшемуся чрезмерного усиления позиций России на Балканах, вскоре занять недружественную к Николаю позицию в период Крымской войны и даже угрожать ей вступлением в войну на стороне враждебной России коалиции, что Николай 1 расценил как неблагодарное вероломство.
  • Русско-австрийские отношения были безнадёжно испорчены вплоть до конца существования обеих монархий.
  • Впрочем, австрийцам император помогал не просто из благотворительности. Весьма вероятно, что Венгрия, победив Австрию, в силу сложившихся обстоятельств вынуждена была бы оказать деятельное содействие замыслам польской эмиграции.
  • Особое место во внешней политике Николая 1 занимал Восточный вопрос.
  • Россия при Николае 1 отказалась от планов по разделу Османской империи, которые обсуждались при предыдущих царях  и начала проводить совершенно иную политику на Балканах — политику защиты православного населения и обеспечение его религиозных и гражданских прав, вплоть до политической независимости.
  • Впервые эта политика была применена в Аккерманском договоре с Турцией 1826 года. По этому договору Молдавия и Валахия, оставаясь в составе Османской империи, получили политическую автономию с правом избрания собственного правительства, которое формировалось под контролем России. Спустя полвека существования такой автономии на этой территории было образовано государство Румыния — по Сан-Стефанскому договору 1878 года. При новом столкновении России с Турцией вассальная зависимость уничтожалась. Так образовалось Сербское княжество по Адрианопольскому договору 1829 года, греческое королевство — по тому же договору и по Лондонскому протоколу 1830 года.
  • Наряду с этим Россия стремилась обеспечить своё влияние на Балканах и возможность беспрепятственного мореходства в проливах (Босфор и Дарданеллы).
  • В ходе русско-турецких войн 1806—1812 гг. и 1828—1829 годов Россия добилась больших успехов в осуществлении этой политики. По требованию России, объявившей себя покровительницей всех христианских подданных султана, султан был вынужден признать свободу и независимость Греции и широкую автономию Сербии; по Ункяр-Искелесийскому договору (1833) , ознаменовавшему пик российского влияния в Константинополе, Россия получила право блокировать проход иностранных кораблей в Чёрное море (которое было ей утрачено в результате заключения второй Лондонской конвенции в 1841 году).
  • Эти же причины: поддержка православных христиан Османской империи и разногласия по Восточному вопросу, — толкнули Россию на обострение отношений с Турцией в 1853 году, следствием чего стало объявление ею войны России.
  • Начало войны с Турцией в 1853 году было ознаменовано блестящей победой русского флота под командованием адмирала П. С. Нахимова, разгромившего противника в Синопской бухте. Это был последний крупный бой парусного флота.
  • Военные успехи России вызвали негативную реакцию на Западе.
  • Ведущие мировые державы не были заинтересованы в усилении России за счет дряхлеющей Османской Империи.
  • Это создало основу для военного союза Англии и Франции.
  • Просчёт Николая 1 в оценке внутриполитической обстановки в Англии, Франции и Австрии привел к тому, что страна оказалась в политической изоляции.
  • В 1854 году Англия и Франция вступили ввойну на стороне Турции. Из-за технической отсталости России было сложно противостоять этим европейским державам.
  • Основные военные действия развернулись в Крыму. В октябре 1854 года союзники осадили Севастополь. Русская армия потерпела ряд поражений и не смогла оказать помощи осаждённому городу-крепости. Несмотря на героическую оборону города, после 11-месячной осады, в августе 1855 года, защитники Севастополя были вынуждены сдать город. В начале 1856 года по итогам Крымской войны подписан Парижский мирный трактат. По его условиям России запрещалось иметь на Чёрном море военно-морские силы, арсеналы и крепости. Россия становилась уязвима с моря и лишалась возможности вести активную внешнюю политику в этом регионе.
  • Ещё более серьёзными были последствия войны в экономической области. Сразу после окончания войны, в 1857 году, в России был введен либеральный таможенный тариф, практически отменивший пошлины на западноевропейский промышленный импорт, что возможно являлось одним из условий мира, навязанных России Великобританией. Результатом стал промышленный кризис: уже к 1862 году выплавка чугуна в стране упала на 1/4, а переработка хлопка — в 3,5 раза. Рост импорта привел к утечке денег из страны, ухудшению торгового баланса и хронической нехватке денег в казне.

 

  1. Итоги правления  Николая 1.
  • Во внутренней политики Николай 1 не добился больших успехов, даже скорее наоборот погразил страну в упадок. Увеличилась корупция. Остались теже дворяне. Из-за которых не получается убрать крепостное право, а это ведет к тому что падает экономика России.
  • Строгое отношение к обучению. Все находилось под цензурой. Поэтому промышленность тоже не могла развиваться, люди не могли полноценно учиться наукам.
  • Во внешней политика дела не лучше. Русско-австрийские отношения были испорчены .
  • Начальные военные успехи вызвали недовольство Англии и Франции, что послужило основанием для изоляции России.
  • Из-за поражения в Крымской войне, России теперь запрещалось иметь на Чёрном море военно-морские силы, арсеналы и крепости. Россия становилась уязвима с моря и лишалась возможности вести активную внешнюю политику в этом регионе.
  • Это все так же повляияло на экономическое отставание россии от других держав.

Информация о работе Правление Николая 1