Правление Николая 1
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:21, реферат
Краткое описание
Николай 1 (1825-1855) – третий из пятерых сыновей императора Павла 1, поэтому не мог рассчитывать на престол, что определило направление его воспитания и образования.
Николая не готовили к управлению Россией. В молодости он пренебрегал получением серьез¬ного образования. Его интересовало лишь военное дело, особенно внешняя сторона – парады, маневры и муштра.
Вложенные файлы: 1 файл
Правление
Николая 1.
- Николай 1. Характеристика
его правления.
- Николай
1 (1825-1855) – третий из пятерых сыновей императора Павла
1, поэтому не мог рассчитывать на престол,
что определило направление его воспитания
и образования.
- Николая
не готовили к управлению Россией. В молодости
он пренебрегал получением серьезного
образования. Его интересовало лишь военное
дело, особенно внешняя сторона – парады,
маневры и муштра. Однако природный ум
и железная воля, умение подбирать способных
исполнителей его предначертаний дали
Николаю возможность достаточно эффективно
управлять государством. Свою деятельность
на троне он рассматривал не как право,
а как обязанность, данную ему по праву
рождения.
- Цель
своей политики он видел в укреплении
внутреннего и внешнего положения России,
в недопущении в нее революционной “заразы”.
Свое программное заявление: “Революция
на пороге России, но, клянусь, она не проникнет
в нее, пока во мне сохранится дыхание
жизни, пока… я буду императором” он осуществлял
реальными политическими мероприятиями.
- Вырабатывая
свой внутриполитический курс, Николай
1 не мог не видеть углубляющегося экономического
и социально-политического отставания
России от передовых западно-европейских
стран.
- Не
мог он также не учитывать недовольство
крестьян, выливавшееся в восстания и
бунты, и подъем общественно-политического
движения, проявившийся в формировании
либеральной оппозиции и развитии революционной
традиции. Европейские буржуазные революции,
окончательная ломка абсолютистских режимов,
выход на политическую арену новых социальных
слоев, общая либерализация государственного
строя во многих странах – все это также
оказывало большое влияние на мировоззрение
и деятельность российского императора.
- Поэтому
в Манифесте по случаю коронации (лето
1826 г.) Николай обещал провести усовершенствование
внутреннего состояния государства. Он
призвал население довериться правительству
и ждать, когда оно само решит, что, как
и когда следует сделать. Однако царь очень
своеобразно понимал направление этих
усовершенствований.
- При
Николае 1 роль Государственного совета
как законосовещательного органа значительно
уменьшилась. Система министерств, созданная
при Александре 1, была подменена разросшейся
Собственной Его Императорского Величества
канцелярией. Она разделялась на несколько
отделений, вмешивавшихся в политическую,
общественную и духовную жизнь страны.
- В
годы правления Николая 1 вырослаармия
чиновников до 70-тысяч человек, половину
составляли военные. Все высшие бюрократические
посты занимали любимцы царя, лично ему
преданные свитские генерал- и флигель-адъютанты.
Бюрократическая система охватила всю
страну.
- Бюрократизация
имела двоякий результат. С одной стороны,
она действительно на какое-то время могла
обеспечить больший порядок в стране.
С другой стороны, она привела к пробуксовыванию
государственного механизма, к волоките,
коррупции, казнокрадству и взяточничеству.
- Как и его предшественники,
Николай 1 проводил продворянскую политику.
При нем было ограничено получение дворянства
выходцами из других сословий. (В 1832 году
был введен институт “почетных граждан”).
Правительство стремилось все служебные
посты в органах власти предоставлять
исключительно дворянам.
- Внутренняя политика
Николая 1.
- Кодификация законов.
- Николай 1 твердо верил, что
неукоснительное следование всех граждан
букве закона обеспечит порядок в стране.
Поэтому в его царствование была проведена
кодификация (упорядочение) архаичного
и запутанного российского законодательства.
- Эта работа была поручена возвращенному
из ссылки М.М. Сперанскому. Он намеревался
собрать и классифицировать все имевшиеся
законы, создать на этой основе принципиально
новую систему законодательства.
- Однако консервативные тенденции
во внутренней политике вынудили его ограничиться
более скромной задачей. Под его руководством
были обобщены законы, принятые после
Соборного Уложения 1649 г. Их опубликовали
в “Полном собрании законов Российской
империи” (45 томов).
- В отдельный “Свод законов”
(15 томов) были помещены действующие законы,
соответствовавшие правовому положению
в стране. Все это также было направлено
на усиление бюрократизации управления.
- В целом высшее государственное
управление России перестраивалось в
первой половине 19 века по линии укрепления
личной власти царя и усиления централизации.
- Проведенные преобразования
не затронули основ самодержавного строя.
Созданная в первой половине 19 века система
государственного управления просуществовала
с небольшими изменениями вплоть до начала
20 столетия.
- Крестьянский вопрос.
- При Николае 1 крестьянский
вопрос обострился еще больше.
- Крестьяне и передовые общественные
деятели требовали его немедленного решения.
- Создаваемые правительством
Секретные комитеты для изыскания средств
к улучшению состояния крестьян сводили
свою деятельность к бесплодным дискуссиям.
- Общее направление политики
на консервацию старых порядков мешало
освобождению крестьян.Поэтому, как и
в первой четверти 19 века, так и во второй
правительство предпринимало меры, направленные
на смягчение крепостного права.
- Было запрещено отдавать крепостных
на заводы и ограничено право помещиков
ссылать крестьян в Сибирь.
- В 1841 году принят закон, запрещавший
продавать крестьян поодиночке и без земли.
- В 1843 году безземельных дворян
лишили права приобретать крестьян. Так
было покончено с самыми уродливыми формами
крепостничества, когда разрушались крестьянские
семьи, а их члены использовались как домашние
рабы.
- В 1842 году был издан указ “Об
обязанных крестьянах”. Он продолжил
линию, намеченную указом 1803 года о “свободных
хлебопашцах”. Он не обязывал помещиков
предоставлять землю крестьянам, получавшим
личную свободу без выкупа. За данный в
пользование надел крестьянин обязан
был отрабатывать определенные повинности.
- Регламентация взаимоотношений
между помещиками и крестьянами западных
губерний выразилась во введении инвентарей,
которые определяли размеры крестьянских
наделов и повинностей, способы возможного
наказания крестьян. Однако все это были
частичные меры, не менявшие сути крепостнических
отношений в стране.
- В 1837-1841 годах под руководством
графа Киселева была проведена широкая
система мероприятий – реформа управления
государственными крестьянами.
- Они составляли более трети
сельского населения, платившего подати,
и находились в ведении Министерства финансов.
- Цель реформы – поднять благосостояние
этой категории крестьян, чтобы облегчить
сбор налогов, и показать помещикам пример
отношения к крестьянам.
- Реформа улучшила правовое
и материальное положение государственных
крестьян, ввела принцип крестьянского
местного самоуправления. Созданное Министерство
государственных имущество заботилось
об удовлетворении хозяйственных и бытовых
нужд подведомственных крестьян. Оно проводило
размежевание земель и увеличивало наделы
малоземельных крестьян, создавало семенной
фонд и продовольственные склады на случай
неурожая, следило за справедливой раскладкой
налогов, открывало в деревнях начальные
школы и больницы.
- В целом крестьянский вопрос
в течение первой половины 19 века не был
окончательно решен и крепостное право
оставалось незыблемым. Но к середине
века в правительственных кругах был накоплен
некоторый опыт его решения, на который
могли опереться государственные деятели
50-60-х годов.
- Правиельственная
политика в области образования.
- В 1826году при Николае 1 был создан
Комитет по устройству учебных заведений.
Его задачи: проверить все уставы учебных
учреждений, выработать единые принципы
просвещения, определить набор учебных
дисциплин и пособий.
- Комитет разработал основные
принципы правительственной политики
в области образования. Законодательно
они были закреплены в Уставе низших и
средних учебных заведений 1828года.
- Сословность, замкнутость,
оторванность каждой ступени и, главное,
ограничение в получении образования
представителями низших сословий составляли
сущность созданной системы образования.
Это был один из рычагов сохранения господства
дворян и удержания народа в покорности.
- Реакция обрушилась и на вузы,
сеть которых, тем не менее, была расширена
в связи с потребностями в квалифицированных
кадрах чиновников, инженеров, агрономов,
юристов и других специалистов.
- Устав 1835 года фактически ликвидировал
автономию университетов и поставил их
под жесткий контроль попечителей учебных
округов, полиции и местных властей. Была
повышена плата за обучение и сокращен
набор студентов. Подавлялись инициатива
и творчество, не согласованные с пожеланиями
начальства. В вузах насаждалась казарменная
дисциплина.
- За нарушение распорядка студента
могли посадить в карцер, исключить и даже
отдать в солдаты. Такая политика тормозила
не только развитие образования и науки,
но и всей культуры России. К середине
века явственно проявилась назревшая
необходимость реформирования сложившейся
системы образования.
- “Мрачное семилетие”.
- Во внутренней политике последних
лет правления Николая 1 (1848-1855) реакционно-репрессивная
линия еще больше усилилась. Россия стала
образцом бюрократически-полицейского
государства. Цензура свирепствовала,
деятельность жандармов и 3-го отделения
устрашала всю страну.
- Однако это не снизило назревания
в обществе антиправительственных настроений
и ожидания реформ. Правительство Николая
не решило ни одного важного государственного
вопроса. Не были проведены преобразования
в экономике, чтобы спасти хозяйство страны.
Финансы были расстроены, вырос внешний
и внутренний долг. К середине 50-х годов
Россия оказалась “колоссом на глиняных
ногах”.
- Это предопределило провалы
во внешней политике, поражение в Крымской
войне 1853-1856 годов и вызвало реформы 60-х
годов.
- Внешняя политика
Николая 1.
- Важной стороной внешней политики
явился возврат к принципам Священного
союза (консервативный союз России, Пруссии и Австрии,
созданный с целью поддержания установленного
на Венском конгрессе (1815) международного
порядка.)
- Возросла роль России в борьбе
с любыми проявлениями «духа перемен»
в европейской жизни. (Именно в правление
Николая 1 Россия получила нелестное прозвание
«жандарма Европы».)
- Так, по просьбе Австрийской
империи Россия приняла участие в подавлении венгерской
революции, направив 140-тысячный корпус
в Венгрию, пытавшуюся освободиться от
гнёта со стороны Австрии; в результате
был спасён трон Франца Иосифа. Последнее
обстоятельство не помешало австрийскому
императору, опасавшемуся чрезмерного
усиления позиций России на Балканах,
вскоре занять недружественную к Николаю
позицию в период Крымской войны и даже
угрожать ей вступлением в войну на стороне
враждебной России коалиции, что Николай
1 расценил как неблагодарное вероломство.
- Русско-австрийские отношения
были безнадёжно испорчены вплоть до конца
существования обеих монархий.
- Впрочем, австрийцам император
помогал не просто из благотворительности.
Весьма вероятно, что Венгрия, победив
Австрию, в силу сложившихся обстоятельств
вынуждена была бы оказать деятельное
содействие замыслам польской эмиграции.
- Особое место во внешней политике
Николая 1 занимал Восточный вопрос.
- Россия при Николае 1 отказалась
от планов по разделу Османской империи,
которые обсуждались при предыдущих царях
и начала проводить совершенно иную политику
на Балканах — политику защиты православного
населения и обеспечение его религиозных
и гражданских прав, вплоть до политической
независимости.
- Впервые эта политика была
применена в Аккерманском договоре с Турцией
1826 года. По этому договору Молдавия и
Валахия, оставаясь в составе Османской
империи, получили политическую автономию
с правом избрания собственного правительства,
которое формировалось под контролем
России. Спустя полвека существования
такой автономии на этой территории было
образовано государство Румыния — по Сан-Стефанскому
договору 1878 года. При новом столкновении
России с Турцией вассальная зависимость
уничтожалась. Так образовалось Сербское
княжество по Адрианопольскому договору
1829 года, греческое королевство — по тому
же договору и по Лондонскому протоколу
1830 года.
- Наряду с этим Россия стремилась
обеспечить своё влияние на Балканах и
возможность беспрепятственного мореходства
в проливах (Босфор и Дарданеллы).
- В ходе русско-турецких войн 1806—1812 гг.
и 1828—1829 годов Россия добилась больших
успехов в осуществлении этой политики.
По требованию России, объявившей себя
покровительницей всех христианских подданных
султана, султан был вынужден признать
свободу и независимость Греции и широкую
автономию Сербии; по Ункяр-Искелесийскому
договору (1833) , ознаменовавшему пик российского
влияния в Константинополе, Россия получила
право блокировать проход иностранных
кораблей в Чёрное море (которое было ей
утрачено в результате заключения второй
Лондонской конвенции в 1841 году).
- Эти же причины: поддержка православных
христиан Османской империи и разногласия
по Восточному вопросу, — толкнули Россию
на обострение отношений с Турцией в 1853
году, следствием чего стало объявление
ею войны России.
- Начало войны с Турцией в 1853
году было ознаменовано блестящей победой
русского флота под командованием адмирала П. С. Нахимова, разгромившего противника
в Синопской бухте. Это был последний крупный
бой парусного флота.
- Военные успехи России вызвали
негативную реакцию на Западе.
- Ведущие мировые державы не
были заинтересованы в усилении России
за счет дряхлеющей Османской Империи.
- Это создало основу для военного
союза Англии и Франции.
- Просчёт Николая 1 в оценке
внутриполитической обстановки в Англии,
Франции и Австрии привел к тому, что страна
оказалась в политической изоляции.
- В 1854 году Англия и Франция вступили
ввойну на стороне Турции. Из-за технической
отсталости России было сложно противостоять
этим европейским державам.
- Основные военные действия
развернулись в Крыму. В октябре 1854 года союзники осадили
Севастополь. Русская армия потерпела
ряд поражений и не смогла оказать помощи
осаждённому городу-крепости. Несмотря
на героическую оборону города, после
11-месячной осады, в августе 1855 года, защитники
Севастополя были вынуждены сдать город.
В начале 1856 года по итогам Крымской войны
подписан Парижский мирный трактат. По
его условиям России запрещалось иметь
на Чёрном море военно-морские силы, арсеналы
и крепости. Россия становилась уязвима
с моря и лишалась возможности вести активную
внешнюю политику в этом регионе.
- Ещё более серьёзными были
последствия войны в экономической области.
Сразу после окончания войны, в 1857 году,
в России был введен либеральный таможенный
тариф, практически отменивший пошлины
на западноевропейский промышленный импорт,
что возможно являлось одним из условий
мира, навязанных России Великобританией.
Результатом стал промышленный кризис:
уже к 1862 году выплавка чугуна в стране
упала на 1/4, а переработка хлопка — в 3,5
раза. Рост импорта привел к утечке денег
из страны, ухудшению торгового баланса
и хронической нехватке денег в казне.
- Итоги правления
Николая 1.
- Во внутренней политики Николай
1 не добился больших успехов, даже скорее
наоборот погразил страну в упадок. Увеличилась
корупция. Остались теже дворяне. Из-за
которых не получается убрать крепостное
право, а это ведет к тому что падает экономика
России.
- Строгое отношение к обучению.
Все находилось под цензурой. Поэтому
промышленность тоже не могла развиваться,
люди не могли полноценно учиться наукам.
- Во внешней политика дела не
лучше. Русско-австрийские отношения были
испорчены .
- Начальные военные успехи вызвали
недовольство Англии и Франции, что послужило
основанием для изоляции России.
- Из-за поражения в Крымской
войне, России теперь запрещалось иметь
на Чёрном море военно-морские силы, арсеналы
и крепости. Россия становилась уязвима
с моря и лишалась возможности вести активную
внешнюю политику в этом регионе.
- Это все так же повляияло на
экономическое отставание россии от других
держав.
Информация о работе Правление Николая 1