Православная церковь в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть православную церковь Древней Руси и выяснить период принятия христианства.
Задачи:
1)показать необходимость замены язычества христианством ;
2)рассказать о становлении христианства в Древней Руси;
3) выявить значение церкви;
4)узнать какого было влияние запада.

Содержание

Введение ............................................................................................................... 3
I. Замена язычества христианством…….............................................................. 5
П. Положительные и отрицательные стороны принятия христианств ............ 7
III. “Устроение” русской православной церкви.................................................. 9
IV. Формирования церковной организации в Древней Руси…………………12
Заключение ........................................................................................................... 14
Список использованной литературы ................................................................. 15

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 38.89 Кб (Скачать файл)

 
Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный  технический университет»

(ВолгГТУ)

Факультет экономики и управления

Кафедра «История, культура и социология» 
 
 
 
РЕФЕРАТ

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ»

 

 

Тема 3: «Православная церковь в Древней Руси»

 
 
 
 
Выполнил:

 
Студент  группы РМЗ -141с

Кадетов А.С.

(№ зачетки 20122073)

Проверил:

Преподаватель кафедры ИКС

Иванов А.И

 
 
 
 
Волгоград   2012

Содержание

Введение ............................................................................................................... 3

I. Замена язычества христианством…….............................................................. 5

П. Положительные и отрицательные стороны принятия христианств ............ 7

III. “Устроение” русской православной церкви.................................................. 9

IV. Формирования церковной организации в Древней Руси…………………12

Заключение ........................................................................................................... 14

Список использованной литературы ................................................................. 15

 

Введение

За много веков до крещения Руси святым Владимиром, на территории современной России было проповедано  Слово Божие. По преданию, еще в  апостольские времена христианство распространилось на юге, где тогда  были многочисленные греческие колонии. Считается, что этот край посетил  святой апостол Андрей Первозванный. Как повествует преподобный Нестор Летописец, он поднялся вверх по Днепру, и на одной из высот киевских, где потом был построен Киев, водрузил святой крест и предсказал своим  ученикам, что «на сих горах  возсияет благодать Божия, имать град велик быти и церкви многи Бог воздвигнута имать», потом, продолжая свой путь, достиг самого Новгорода и до варягов.

В 98 году в Крым был сослан епископ римский Климент, который  нашел там многих ссыльных христиан, работавших на каменоломнях, и обратил  к вере окрестных жителей. После  его мученической кончины в 101 году, христианство продолжало укрепляться  на Крымском полуострове. Главным центром  был город Херсонес, расположенный  рядом с нынешним Севастополем. В  нем прославились святители Василий, Ефрем. Капитон, Евгений, Еферий, Елпидий и Агафадор, которые занимали Херсонесскую кафедру в III и IV веках.

С югом России связана также  первая миссионерская поездка святого  Кирилла в 861 году в Хазарию. После  нападения норманнов и русских  на Царьград 18 июля 860 года, патриарх Фотий послал святого Кирилла к хазарам для привлечения их и славян к христианской вере. Святые братья Кирилл и Мефодий, с детства свободно говорившие по-славянски, составили славянскую азбуку (кириллицу) и перевели Священное Писание и богослужебные книги на славянский язык, т.е. наречие окрестностей Салоник (Фессалоник), которое они лучше всего знали и которое было понятно всем славянским народам той эпохи.

Значение святых братьев  для дела просвещения России очень  велико. Благодаря им, русский народ с самого начала мог учиться православной вере на своем родном языке. Вскоре в Киев и другие русские города прибыли миссионеры из просвещенной в 864 году святыми Кириллом и Мефодием Болгарии. Они проповедовали и совершали богослужение на понятном населению языке.

Цель работы: рассмотреть православную церковь Древней Руси и выяснить период принятия христианства.

Задачи:

1)показать необходимость замены язычества христианством ;

2)рассказать о становлении христианства в Древней Руси;

3) выявить значение церкви;

4)узнать какого было  влияние запада.

 
 
Глава 1. Замена язычества  христианством.

 
Важнейшей чертой государственности  является особая идеология, объявляемая, как правило, официально поддерживаемой и охраняемой государством. В большинстве  случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования  государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает  его устраивать, в результате чего происходит смена государственной  идеологии.

Подобное развитие событий  характеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество  в конце Х в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно  встает вопрос, почему и при каких  обстоятельствах произошла эта  смена. 
В советской исторической науке ответ на этот вопрос вытекал из общеметодологического классового подхода. Переход к классовому строю, согласно этому объяснению, требовал такой религии, которая обосновывала бы власть господствовавшего класса. Язычество же, как религия бесклассового общества, не могла решить эту задачу, а потому была отброшена и заменена более подходящим для этих целей христианством. Однако такое объяснение выглядит не вполне удовлетворительным. Ведь в классовых, по меркам советской историографии древнегреческом, или древнеримском обществах язычество нисколько не мешало осуществлять власть над рабами. Более того, и само-то христианство возникло как религия низших слоев населения.

По-видимому, реальные причины  смены религии можно понять лишь в том случае, если рассматривать  религию не просто как веру в сверхъестественное, а как, и это главное, - форму  мировоззрения. Каждая религия пытается по-своему объяснить человеку мир. Если изменяется мир вокруг человека, то возникает и потребность изменить способ его объяснения. 
Применяя этот подход к нашему случаю, можно определить язычество как систему взглядов на мир человека в его неразрывной связи с природой, где он и себя рассматривает как часть этой природы. Но по мере развития человека он становится все более независимым от нее, для него все более важным становится объяснение его связей с себе подобными, понимание себя самого и окружающего его общества. Именно такое объяснение и дают мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), в центре которых как раз и стоит человек (богочеловек).

Понятно, однако, что эти  общие подходы не дают объяснения причин выбора тем или иным народом  конкретной религии в определенный отрезок времени. Оно может быть получено лишь при рассмотрении реальной истории того или иного народа в его взаимосвязи с другими.

 

Поэтому важно остановиться на проблемах язычества восточных  славян.

 

Языческая религия восточных  славян к VIII - IX вв. приобрела сравнительно развитые формы. Языческие боги (Перун, Даждьбог, Стрибог, Ярило и др.) имели общеславянский характер, хотя единой иерархической системы, по-видимому, еще не сложилось. Культ поклонения предполагал жертвоприношения поставленным на холмах "идолам" - каменным или деревянным статуям богов. Руководство религиозными отправлениями осуществляли жрецы - волхвы, колдуны, кудесники.

 

Иными словами, перед нами сравнительно развитая система язычества, хотя и не достигшая высших ступеней развития, характеризующаяся выделением главных богов, общих для всего  народа, со своей сложившейся иерархией.

 

Первые признаки несоответствия религиозной языческой идеологии  новым реалиям возникают еще  в начале Х в., когда среди русских появляются первые христиане, однако сам выбор православия в качестве замены язычества не был неизбежен. Перед русскими князьями оказались весьма широкие возможности выбора, как минимум из четырех мировых религий: ислам (Волжская Болгария), иудаизм (Хазарский каганат), католичество (Священная Римская империя) и православие (Византия). Периферийное положение Волжской Болгарии и давние враждебные отношения с хазарами во многом предопределяли выбор в пользу христианства. Что касается разновидностей последнего, то здесь чаша весов не могла не склониться на сторону православия, более знакомого верхушке древнерусского общества, к тому же, признававшего приоритет светской власти над духовной. Важным являлось и то обстоятельство, что ослабевшая Византийская империя не могла претендовать на установление той или иной формы зависимости Руси от нее в случае принятия православия при ее содействии.

 

Впрочем, при всех очевидных, казалось бы, преимуществах смены  религии, процесс христианизации оказался весьма длительным. Первый его этап относится примерно к первой половине Х в., когда основной массой христиан на Руси оказались древнерусские купцы, торговавшие с Византией. Их крещение часто имело сугубо прагматический характер, объясняясь стремлением обеспечить себе более благоприятные условия торговой деятельности на территории Византии. Отсюда, сохранение, наряду с исполнением христианских обрядов, языческих верований ("двоеверие").

 

Однако постепенно число  адептов новой веры на Руси росло, свидетельством чего становится крещение одного из высших лиц Древнерусского государства - княгини Ольги. В то же время, успехи православия на Руси вызвали явное недовольство среди  наиболее приверженной традициям части  дружинников (особенно в правление  Святослава), в результате чего противоборство язычников и христиан в 50-х - первой половине 80-х гг. Х в. заметно обостряется. Так, попытку укрепить позиции язычества предпринял в 980 г. князь Владимир, создав в Киеве пантеон языческих богов, по-видимому, рассчитывая объединить главных богов всех языческих племен. Очевидно эта попытка не принесла успеха, что заставило князя начать интенсивный процесс христианизации Руси, хотя, по всей видимости, он не слишком отвечал желаниям самого князя. В результате довольно длительной интриги, сопряженной как с оказанием помощи византийскому императору, так и с военными действиями против него и женитьбой на его сестре, Владимир крестился. Летопись относит это событие к 988 г. Вслед за крещением князя начался процесс крещения Руси, где мирным (Киев), а где и насильственным (Новгород) путем. Тем самым, завершился третий этап христианизации Руси, результатом которого стало провозглашение православия официальной государственной религией Древней Руси.

 

Процесс христианизации на этом не завершился, растянувшись еще  на несколько веков - вплоть до XIII - XIV вв., однако выбор был сделан: православие  превратилось в господствующую религию  Российского государства. Одновременно, это привело к созданию мощной и крайне влиятельной организации  на Руси - Русской православной церкви. В течение Х - XII вв. церковь сумела широко распространиться по Руси, создав весьма разветвленную структуру. Во главе ее стоял киевский митрополит, которому подчинялись епископы. По всей стране быстро стали расти монастыри, сосредоточившие в своих руках значительные богатства.

 

Значение принятия христианства на Руси большинство историков оценивает  чрезвычайно высоко, прежде всего, в  плане воздействия на развитие древнерусской  культуры: письменность, школы, архитектура, живопись, летописание - все испытало на себе влияние христианства. Однако ряд историков, порой не без убедительности, доказывает определенную преждевременность  крещения Руси, обращая внимание на недостаточную готовность значительной части славянского населения  к восприятию норм христианской морали.

Однако в любом случае крещение Руси стало заметнейшей вехой в становлении российского государства, создав один из важнейших атрибутов государственности вообще.

 

Глава 2. Положительные  и отрицательные стороны принятия христианства

 

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной  религии оказало большое влияние  на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание  местных, племенных различий в отдельных  областях Руси и формирование древнерусской  народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также  способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться, и  обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные  части Руси обособились друг от друга  или попали под власть иноземных  завоевателей.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты  и особенности. Подобно тому, как  христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание  единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало к консолидации древнерусского сознания - как этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могло не усилить и сознание единства происхождения славян и  славянской общности. Чувство этой общности часто переплеталось с  древнерусским этническим самосознанием. Это характеризует многие памятники  древнерусской письменности. По этому  поводу высказался Нестор Летописец: «Бе один язык словенеск... А словеньскый язык и рускый одно есть».

В то же время в области  культуры с принятием христианства связаны и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского времени  была богатой и разнообразной. И  в том, что значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями.

С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась в Киеве  и других русских центрах раньше, но вплоть до конца X в. широко распространения  она не получила. И лишь в XI в., главным  образом со времени правления  Ярослава Мудрого, возникает древнерусская  литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило  из христианской среды, тесно связанной  с Византией и Болгарией.

Информация о работе Православная церковь в Древней Руси