Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:20, реферат
История предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще в конце Ш тысячелетия н. э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытно-общинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая и частную, мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы, выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм деятельности.
1. Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … стр. 3
2. Биография Мешкова Н.В. … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … стр. 4
3. Деятельность Мешкова Н.В. … … … … … … … … … … … … … … … … … … … .. стр. 8
3.1. Пароходчики … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … . стр. 8
3.2. Мешков и его университет … … … … … … … … … … … … … … … … … … . стр. 12
4. Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … стр. 17
5. Литература … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … . стр. 18
6. Приложение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … стр. 19
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТРОИЦКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛГУ» |
кафедра управления |
РЕФЕРАТ |
На тему: «Предприниматели Урала: Мешков Николай Васильевич» |
Выполнила:
Студентка Касумова А.Ф.
ТУ 201
Проверила:
Преподаватель Юдина Л.С.
2010 Г. |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
История предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще в конце Ш тысячелетия н. э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытно-общинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая и частную, мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы, выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм деятельности.
БИОГРАФИЯ
Никола́й Васи́льевич Мешко́в (30 мая (11 июня) 1851 года — 19 июня 1933 года) — известный российский купец, меценат и общественный деятель.
Николай Васильевич Мешков родился в городе Весьегонске Тверской губернии. Его отец, Василий Николаевич, служил в торговой фирме, занимался поставками за границу продовольствия и кожевенного сырья.
Учился в уездном училище, курс не окончил. Летом 1866 вместе с отцом работал в торговой фирме в селе Новодевичье Симбирской губернии (участвовал в закупках у местного населения сельскохозяйственных продуктов для отправки в Петербург по Волге и Мариинской водной системе).
После смерти отца, в 1870 году переехал в Казань, поступил на службу в главную контору купца И.Н. Соболева (судовладельца, лесопромышленника, владельца доходных домов в Казани, Нижнем Новгороде, Рыбинске), с конца года заведовал лесной дачей в 15 тыс. десятин (дача - участок леса сдаваемого в аренду государством. Прим. ВШ) и лесными заготовками в Макарьевском уезде Нижегородской губубернии.
В период 1872-74 годов собирался заняться изготовлением и продажей спичек, но Михаил Иванович Шулятиков рекомендовал Н. В. Мешкову заняться перевозкой грузов по Волге (со слов старшего поколения Шулятиковых. Прим. ВШ.). В 1874 году занимался водными перевозками грузов купца Соболева.
В 1875 году, чтобы изучить транспортное дело на реках Волжско-Камского басейна, перешёл на службу в крупную пароходную компанию - Товарищество Волго-Камского пароходства (доставляло рельсы, цемент, телеграфные принадлежности, паровозы, вагоны, рельсовые скрепления для строившейся Уральской железной дороги от Перми до Екатеринбурга).
В 1876 году служил "полным доверенным" Товарищества в бассейне реки Кама, управлял хозяйством пароходства (6 грузовых пароходов, 28 барж).
В 1877 году вместе
с другом Михаилом Ивановичем Шулятиковым
взял в долг 800 руб. на 6 месяцев. На эти
деньги они арендовали пароход "Пожва"
в 30 л. с, за одну навигацию на перевозках
по Каме заработали 5,2 тыс. руб. С отъездом
компаньона в конце 1877 года, Мешков
стал единоличным арендатором
Мешков состоял
также членом ревизионной комиссии
акционерного общества Сызрано-Печорской
асфальтовой и горной промышленности
(учреждено в 1882г.), был одним из
ведущих акционеров С.-Петербургского
товарищества для производства Глухоозерского
портландцемента и других строительных
материалов (учреждено в 1879г.), акционером
пароходного общества "Самолёт"
(учреждено в 1853г.), член правления
Пермского отделения
В 1910 году Мешков
приобрёл у наследников издательство
Ф. Ф. Павленкова. Издавал (совместно с
Г.А. Фальборком) журналы "Минувшие годы",
"Русский учитель" (1912-13, Петербург),
газету "Школа и жизнь" (1910-17, Петербург).
В 1914 учредил акционерное общество Оренбург-Уфимской
железной дороги. Накануне 1917 года его
имущество оценивалось в 60 млн. руб. (в
т. ч. пароходство - в 20 млн. руб.).
В 1897 году Мешков
избран почетным членом Уральского общества
любителей естествознания. Состоял
гласным Пермского губернского
земского собрания (1893-1901), член правления
Пермского губернского
В 1902 году организовал
в Перми курсы для сельских
учителей, на которые прибыли лидеры
партии эсеров Е. К. Брешко-Брешковская,
Г. А. Гершуни; лекции читал Н.К. Михайловский.
В 1904-05 дом Мешкова в Перми был явочной
квартирой для революционеров разных
направлений. Помогал семьям высланных
в Пермь народников, в частности З.О. Хлусевич
(девичья Гордон - ВШ), осуждённой по делу
А. И. Ульянова, вносил залог за арестованных
революционеров, выплачивал жалованье
забастовщикам, финансировал кассы бастующих.
Оказывал финансовую помощь различным
партиям: эсерам, меньшевикам и большевикам.
В 1905 году поддерживал
бастовавших в Перми почтовых
работников. В 1902 и 1907 годах за помощь революционерам
подвергался арестам. (Был подвергнут
обыску в феврале 1908 года в связи с арестом
А. М. Распутиной (Шулятиковой). После смерти
Распутиной оплачивал обучение её дочек
Кати и Наташи в Московской Частной женской
гимназии М.Т. Брюхоненко. После кончины
матери Владимира Михайловича Шулятикова
в 1916 году организовал, её похороны и собирался
поставить памятник на могиле, но события
1917 года нарушили его планы. Добавлено
ВШ.)
Мешков выделял
значительные средства дирекции народного
училища Перми, выплачивал стипендии
200 студентам из числа неимущих. В
1911-12 оказал финансовую поддержку попавшим
в бедственное положение Высшим
женским курсам П.Ф. Лесгафта в Петербурге.
В 1912 году построил
в Перми комплекс зданий для неимущих
водников. Был одним из инициаторов учреждения
в Перми университета (1916 год; первоначально
открылся как отделение Петроградского
университета), выделил на его основание
500 тыс. руб. и передал 3 корпуса Дома просветительных
учреждений, построенного на его средства
для камских водников.
В 1917 году избран
первым почетным членом Пермского университета.
Весной 1917 финансировал экспедицию А.П.
Кадлубовского и П.С. Богословского (Усолье-Соликамское,
Чердынь, Пыскор, Бахари на р. Вишера), собравшую
богатый фольклорный, этнографический
и археологический материал. Мешков хорошо
знал Максима Горького, А.И. Куприна, С.Т.
Морозова, И.Д. Сытина, Л.Н. Толстого, С.А.
Чаплыгина, Ф.И. Шаляпина.
После Октябрьской
революции переехал в Москву. В
конце 1917 года арестован, вскоре освобождён
благодаря вмешательству Л. Б. Красина.
В начале 1918 года съезд работников
пароходства Товарищества братьев
Каменских и Мешкова принял решение
избрать Мешкова комиссаром пароходства
(мнение служащих не было учтено). В
марте 1918 пароходство национализировано,
В 1920-31 годах Мешков работал консультантом
транспортно-планового отдела Наркомата
путей сообщения. В марте 1931 по ходатайству
профессора В.Н. Беклемишева, Г.М. Кржижановского,
акад. С.П. Обнорского и Ю.А. Орлова, Л.А.
Фотиевой Мешкову назначена персональная
пенсия.
Умер Н.В. Мешков
19 июля 1933г. Прожив яркую и полезную
жизнь.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕШКОВА Н.В.
ПАРОХОДЧИКИ
Весной 1877 года
Николай Васильевич Мешков делает первый
шаг как частный
Мешков попросил разрешения у правления “Товарищества Волго-Камского пароходства”, в котором он служил, приобрести или арендовать буксирный пароход. Получив разрешение, Мешков предложил Шулятикову войти с ним в компанию, Шулятиков дал согласие. Заняв денег, компаньоны арендовали у купца Грана винтовой пароход “Пожва”. За одну навигацию “Пожва” принесла им большой денежный доход.
Несомненно, дела компаньонов и в дальнейшем процветали бы, но Шулятиков решил покинуть Пермь. Теперь все зависело от личных способностей Мешкова, умения вести дело. Того и другого у него хватало с избытком. Надо сказать, что и удача способствовала ему с первых шагов. Деятельность транспортника повседневно связывала Мешкова с местными властями и деловыми кругами Перми на железной дороге.
Он очень быстро
ориентировался в тогдашней обстановке
на Каме и находил в борьбе с
конкурирующими предпринимателями
наилучшие способы
Из года в год Мешков приобретал, модернизировал и заказывал новые пароходы. Расширялись его торговые операции.
В 1892 году Мешков
становится гласным губернского
земского собрания и состоит в
этой должности три избирательных
срока. Губернское земское собрание
выдвигает его в правление
Пермского отделения
Он избирается
от земства в губернский училищный
совет, получает ответственные поручения.
Он энергично ходатайствует перед
земским собранием об увеличении
пособия Пермской бесплатной библиотеке.
На одной из
очередных сессий губернского собрания
Мешков поддержал ходатайство
Отлично изучив
все звенья транспортной работы, Мешков
очень ценил инициативных, деятельных
людей, требовал от своих управляющих
отделениями представлять ему наиболее
толковых и энергичных служащих и
рабочих для премирования и продвижения
по службе. Сам превосходный организатор,
Мешков и у подчиненных ценил
умение организовать производство.
Не терпел Мешков небрежного выполнения заданий и сурово взыскивал за нерадение. Расширяя свое пароходство, он внимательно следил за новыми достижениями отечественного и зарубежного пароходостроения, ежегодно много средств вкладывал Мешков в модернизацию своих пароходов.
Только в 1915 -
1916 годах он заново отремонтировал
и перестроил, добиваясь лучшего
обслуживания пассажиров и доставки
грузов, семь своих пароходов.
Коммерческая
борьба заставила владельцев пароходов
к концу первого десятилетия
ХХ века искать спасение во взаимном соглашении.
Они разделили сферы влияния.
На Волге и Каме (от Перми до Нижнего
Новгорода) вошли в соглашение фирмы
бр. Каменских, Любимовой и Кашиной,
на Каме от Перми до Чердыни –
пароходовладельцы Ржевин и Беклемишев,
на реке Вятке – Булычев, Александров,
Тырышкин и Вятско-Волжское пароходство,
на реке Белой – Якимов, Тупицин, Сорокин.
Информация о работе Предприниматели Урала: Мешков Николай Васильевич