Предпринимательства в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:29, реферат

Краткое описание

Становление предпринимательства в дореволюционной России
Особенности предпринимательства времен военного коммунизма
Новая экономическая политика - период частичного возрождения отечественного предпринимательства
Предпринимательство времен перестройки
Охарактеризуйте основные черты кризисной ситуации для предпринимательства с факторами производства.
В чем особенности для предпринимательства кризисной ситуации, складывающейся на рынке сырья и вспомогательных материалов?

Вложенные файлы: 1 файл

управление малым бизнесом.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)
  1. Становление предпринимательства в дореволюционной  России

До 19 века на Руси это были купцы-первопроходцы (в  отношении которых термин «предприниматель»  сегодня носит еще дискуссионный  характер), а также другие торговцы (бояре, чиновники); позже этот слой незначительно пополнялся за счет выходцев из дворянской среды и разночинцев. После издания Александром I в 1803 г. «Указа о вольных хлебопашцах», разрешающего помещикам отпускать крестьян на волю за денежный выкуп, российское предпринимательство пополнило свои ряды деловыми людьми крестьянского происхождения. Отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в истории предпринимательства, развивается новая экономическая формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений.

Отмена крепостной зависимости крестьян от помещиков  касалась небольшой части сибирского населения и вела к хозяйственному освоению новых земель, давала толчок разложению крестьянства на местах нового поселения. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капиталистических отношений в сельском хозяйстве, но оставшиеся в нем докапиталистические пережитки его тормозили. 1914 год, война оказала серьезное влияние на экономическое развитие Сибири. Усиление монополий, концентрация производства. Война создала условия для широкого развития кооперативного движения. Бешеная спекуляция крупных капиталистов и острый дефицит промышленных товаров вызвали массовый приток крестьянства в потребительскую кооперацию.

Приток новых  членов увеличил капиталы кооперативов, и они смогли успешнее конкурировать  с крупным капиталом. В 1915-16 гг. многие купцы ликвидировали свои дела, не довольствуясь прибылями, вложили  капиталы в производство на войну. Потребительские кооперативы вкладывали свои капиталы и в производство. маслозаводы. 

  1. Особенности предпринимательства времен военного коммунизма

Слабые темпы  развития современного предпринимательства, особенно аграрного, его колоссальная деформированность по видам и основным социально-экономическим параметрам объясняются не только издержками государственной политики, но и почти полным незнанием, а следовательно, и невостребованностыо богатейшего опыта созидательной деятельности российского третьего сословия с допетровских времен до 1917 г. Этот опыт, выведший в начале XX в. Россию на 10—12% ежегодного прироста ВВП, был перечеркнут и предан забвению. В то время, когда во всем мире этот опыт не только чтили, но и тщательно изучали, на своей родине он предавался постоянной анафеме. Пришла пора перевести бойцовский дух и, наконец, собрать и взвесить оставленное нам наследие, соизмерив с ним все то, что мы имеем сегодня. главная движущая сила российского предпринимательства — это молодежь. традиционному предпринимательству приходилось функционировать в обстановке глубокого отчуждения со стороны российской общественности. как традиционному, так и современному предпринимательству приходилось и приходится действовать в условиях постоянного, скрытого и явного, противодействия государственного аппарата, чиновничьей бюрократии. В то же время сравнительно-исторический анализ "старого" и "нового" предпринимательства позволяет выявить немало существенных различий между ними, которых нельзя не учитывать в условиях воссоздания рыночной модели экономики и соответствующей социальной структуры. Современное предпринимательство вышло из "верхов" (партийно-комсомольская номенклатура, бюрократическая элита, управленцы), а также из "теневой экономики" и криминальной среды. цель современного — достижение прибыли в сфере обращения. в основе предпринимательских начинаний — мощная бюрократическая подстраховка, основанная на принципе круговой номенклатурной поруки. В предпринимательской среде превалируют идеи космополитизма, адаптации многочисленных вариантов будущего страны к западным или восточным моделям развития. 
 

  1. Новая экономическая  политика - период частичного возрождения  отечественного предпринимательства

Новая экономическая  политика — как основа сохранения предпринимательства. Это была политика восстановления товарооборота между городом и деревней, а, следовательно, политика восстановления товарно-денежных отношений вообще. А восстановление товарно-денежных, т.е. экономических, отношений требовало, в свою очередь, перехода от административных к экономическим методам хозяйствования. Капиталистическое предпринимательство допускалось преимущественно в форме госкапитализма. Частные предприятия разрешались только с числом рабочих не более 20 человек. А поскольку еще раньше Ленин писал, что 20 рабочих — это граница между капиталистическим предприятием и заведением простого товарного производства, то это значит, что было разрешено только докапиталистическое производство. 

А все остальные  разрешенные формы предпринимательства  относились к государственному капитализму: смешанные акционерные общества с участием государственного и частного капитала, сдача хозяйственных объектов в аренду своим капиталистам и в концессии иностранному капиталу. Во всех этих случаях собственником средств производства оставалось государство. Частник, «нэпман», мог только временно получать свою прибыль, используя государственную собственность. 

Объединение государственных  предприятий в тресты и синдикаты  было копированием опыта капиталистических  монополий. Целью такого объединения была победа в конкурентной борьбе капиталистов-аутсайдеров. 

  1. Предпринимательство времен перестройки

уже не просто предпринимательство, а малое и среднее как наиболее доступное (МП в производственной сфере  начало развиваться лишь во времена  перестройки). На сегодняшний день дают следующие определения:  а) предпринимательство - это процесс создания чего - то нового, что обладает стоимостью [2]; б) предпринимательство- это процесс создания хозяйственных организаций (фирм) за счёт собственных или заёмных денег ради производства товаров или оказания услуг и получении на этой основе дохода, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все силы, берёт на себя весь риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.[19] Это определение не даёт достаточно точного представления о предпринимательстве, особенно в России 90 - х годов. В Законе РФ «О предприятии и предпринимательской деятельности» отмечается, что «предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли» (основные законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий, содержатся в таблице  приложения). 

  1. Охарактеризуйте основные черты кризисной ситуации для предпринимательства с факторами производства.

Кризис предприятия  вызывается несоответствием его  финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных  причинах разразившегося кризиса лежит  много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:

1. Внешние (не  зависящие от деятельности предприятия);

2. Внутренние (зависящие  от деятельности предприятия).

Внешние факторы  возникновения кризиса можно  в свою очередь подразделить на:

1. Социально-экономические  факторы общего развития страны

(o Рост инфляции; o Нестабильность налоговой системы; o Нестабильность регулирующего  законодательства; o Снижение уровня  реальных доходов населения; o Рост  безработицы.)

2. Рыночные факторы 

(o Снижение емкости  внутреннего рынка; o Усиление монополизма на рынке; o Нестабильность валютного рынка; o Рост предложения товаров-субститутов.)

3. Прочие внешние  факторы 

(o Политическая нестабильность o Стихийные бедствия o Ухудшение криминогенной ситуации)

Внутренние факторы  возникновения кризиса:

1. Управленческие 

(o высокий уровень коммерческого риска; o недостаточное знание конъюнктуры рынка; o неэффективный финансовый менеджмент o плохое управление издержками производства; o отсутствие гибкости в управлении; o недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности)

2. Производственные 

(o Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса; o Устаревшие и изношенные основные фонды; o Низкая производительность труда; o Высокие энергозатраты; o Перегруженность объектами социальной сферы.)

3. Рыночные 

(o Низкая конкурентоспособность продукции; o Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.) 
 

  1. В чем особенности  для предпринимательства кризисной  ситуации, складывающейся на рынке  сырья и вспомогательных материалов?

Основная  проблема — недостаточная ресурсная  база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически  государству предстоит создать  новый широкий сектор Народного  Хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой  сектор у нас в существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей в условиях крайнего недостатка средств, не могло образоваться резерва, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они крайне трудно реализуемы из-за отсутствия у большинства из частников необходимого залогового обеспечения и кредитных историй

  1. В чем особенности для предпринимательства кризисной ситуации, складывающейся на финансовом рынке?
  2. Как проявляются основные факторы деструктивного влияния на предпринимательство сложившейся правовой среды.

Деструктивное влияние на малое предпринимательство сложившейся правовой среды проявляется, во-первых, в нестабильности законодательства: происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий в области налогообложения вплоть до введения законов и нормативных актов задним числом. Во-вторых, - в существенных законодательных пробелах: отсутствие земельного кодекса не позволяет развивать ипотечное кредитование. В-третьих, - запрет на передачу в лизинг пассивной части основных фондов приводит к тому, что обеспеченность малых предприятий собственными производственными площадями остается на низком уровне. Негативное влияние на субъектов малого предпринимательства оказывает и нынешнее налоговое законодательство. С правовой точки зрения, представители МП, как мелкие собственники, не имеют достаточной защищенности в отношениях с государственным аппаратом на всех уровнях, что делает его "удобным" объектом для формального и неформального манипулирования с целью получения от него дополнительных финансовых и материальных ценностей, и в то же время он практически не защищен и от действий преступного мира. 

  1. В чем особенности  для предпринимательства кризисной  ситуации, складывающейся на рынке  труда?

        Еще одна важная проблема —  кадры. В России ощущается недостаточный уровень профессиональной подготовки организаторов предпринимательской деятельности.  

      Комплекс  непростых проблем связан и с  социальной защитой предпринимательской  деятельности. Известно, что ранее  существовавшая система социальных гарантий и социального обеспечения в современных условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более. 

  1. Как проявляются  основные факторы деструктивного влияния на предпринимательство сложившейся социокультурной среды.

      Слабо осознанные корпоративные интересы и высокая индивидуализация деятельности субъектов МП, сегментация рынка, территориальная разобщённость  и неразвитость рыночной инфраструктуры, недостаточная правовая подготовка ведут к ряду негативных последствий для представителей МП, которые могут быть преодолены организационным путём на основе общности интересов и совместных усилий в рамках корпоративных объединений и союзов МП.

Деструктивную деятельность человека оказывают социокультурные основания. К их числу относятся, прежде всего, информационные различия между представителями отдельных социокультурных групп, а также растущее отчуждение человека от природы и общества. Стремясь преодолеть тотальное отчуждение, люди совершают трансгрессивные действия – конструктивные или деструктивные, позволяющие им оказывать влияние на окружающий мир и реализовывать свой творческий потенциал. Деструктивная деятельность является попыткой разрешить противоречия между универсальностью, тотальностью человеческой жизнедеятельности и ее социальной формой, между базальными потребностями людей и социально обусловленными возможностями их удовлетворения. Как показывают исследования, деструктивные тенденции усиливаются в условиях ценностно-нормативного кризиса в обществе. Именно отсутствие общепринятой системы ценностей, единой идеологии приводит к росту изолированности и отчужденности отдельных членов общества и, как следствие, – к деструкции. Однако и чрезмерное интегрирование индивида в общественные отношения, при котором подавляется его индивидуальность, ограничивается свобода и уменьшается возможность в самореализации, также способствуют росту деструктивных устремлений индивида. Потенциальным источником деструкции является резкая нисходящая или прерванная восходящая социальная мобильность. Также росту разрушительных импульсов способствует увеличивающееся число бытовых, экономических проблем, обилие отрицательной, пугающей информации, изменение социальной роли семьи. Определенное влияние на формирование деструктивной деятельности оказывают и условия социализации индивида. 

  1. В чем  особенности для предпринимательства  кризисной ситуации, складывающейся на информационном рынке?
  2. Охарактеризуйте отношение государства к предпринимательству.

В России преобладает  чисто прикладной фискальный подход к определению целей и задач  государственной политики в отношении  предпринимательства, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным. 

Информация о работе Предпринимательства в дореволюционной России