Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:16, реферат
Языческие верования древних славян.
К IХ-Х столетиям славянское язычество пережило многовековую историю. С самого момента своего возникновения на долю русской православной церкви выпало утверждать себя в среде, сохранявшей вполне развитые дохристианские - языческие традиции. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Из-за разрозненности языческих верований, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то довольно скупых. Славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться.
Языческие верования древних славян.
Русско-византийские отношения в 986-989 годах и их значение
в принятии христианства.
3. Введение христианства. Предпосылки, сущность и значение крещения
Руси в политике и культуре.
Вывод.
4. Список используемой литературы.
Кафедра экономической и
Контрольная работа по
«Отечественная история»
на тему:
«ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА»
в принятии христианства.
3. Введение христианства. Предпосылки,
сущность и значение крещения
Руси в политике и культуре.
4. Список используемой литературы.
Языческие верования древних славян.
К IХ-Х столетиям славянское язычество пережило многовековую историю. С самого момента своего возникновения на долю русской православной церкви выпало утверждать себя в среде, сохранявшей вполне развитые дохристианские - языческие традиции. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Из-за разрозненности языческих верований, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то довольно скупых. Славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, то есть идол, олицетворяющий то или иное животное, которому они поклонялись. Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Вплоть до ХХ в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег. Миф о Медведе - хозяине леса и могущественном божестве – сохранился в русских сказках.
С течением времени человек все больше освобождался от страха перед миром животных, и звериные черты в образах божеств постепенно начали уступать место человеческим. Хозяин леса из медведя превратился в лешего все же более напоминающего человека. С принятием христианства леший, как и другие духи природы, стали восприниматься враждебно. Нельзя не упомянуть о погребальных обрядах древних славян. Еще со времен пастушеского быта и вплоть до принятия христианства наиболее распространенной формой погребения было курганное. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней, собак, с женщиной клали серпы, сосуды, зерно, убитую скотину и домашнюю птицу. Тела умерших возлагали на костер, веря, что с пламенем их души попадут сразу в небесный мир.
Похороны завершались пиром - поминками и воинскими состязаниями. И то и другое символизировало расцвет жизни, противопоставляло живых – умершим. Обычай обильного угощения на поминках дожил до наших дней. Введение христианства в славянских землях положило конец
официальному существованию языческих богов, персонажи которых стали рассматриваться как отрицательные, если только не отождествлялись с христианскими святыми, Но сохранилась демонология: вера в лешего, водяного. Многочисленные мифологические образы связывались с домашним хозяйством: например всем известный домовой, у него существовало огромное количество имен.
Существовали также духи отдельных дворовых построек (банник).
Сохранилась вера в многочисленных злых духов — злыдней, кикимору, анчутку. Двойственным было отношение к духам умерших. С одной стороны, почитались покровители семьи: деды, родители, умершие естественной смертью. С другой — считалось опасными «мертвяки», умершие преждевременной или насильственной смертью, самоубийцы, утопленники.
Но, несмотря на столь желаемое для правителей принятие христианства на Руси сам народ всячески сопротивлялся приходу этой "чуждой" ему веры на русскую землю и еще на протяжении долгого времени поддерживались прежние верования, привычки и продолжала существовать древняя вера русского народа. О чем свидетельствуют массовые репрессии против сподвижников и представителей нехристианских учений или отступников. Столь сильное сопротивление русским народом "чужой" вере привело к тому, что, даже насильно навязанная, она не смогла полностью подчинить себе умы людей и то православие, которое мы наблюдаем сейчас в России, очень сильно отличается от христианских религий вообще и даже от собственно византийского православия в частности. Например, один из главных символов веры – вид церкви, или точнее самого православного купола в России не встречается больше ни в одном направлении христианства. Эта религия внедрялась на Русь огнем и мечом.
Русско-византийские отношения в 986-989 годах и их значение
в принятии христианства.
На событиях 988-989 годов
все еще лежит печать тайны, которую
едва ли в состоянии раскрыть историки.
Но тем не менее предпринимались
неоднократные попытки
Это, в принципе общий взгляд большинства историков. Однако в их мнениях существует ряд отличий.
Некоторые ученые полагают, что одним из условий соглашения между императором и Владимиром было требование последнего, чтобы созданная в Киеве церковь обладала особым статусом. Недоверие к императору лишь укрепило Владимира в желании, чтобы русская церковь была независимой от константинопольского патриарха. Многие предположения о первоначальной организации древнерусской церкви имеют своим источником именно этот тезис.
Другие, пытаясь как-то примирить противоречивые данные о месте и времени крещения Владимира, предполагают, что принятие им христианства происходило в два этапа: первый - подготовительный (оглашение) - состоялся во время пребывания византийского посольства в Киеве и второй - само таинство крещения - в Херсонесе после взятия города Владимиром.
Рядом ученых отмечалось, что захват Херсонеса был связан главным образом с открытием для Руси днепровского выхода к Черному морю. Доведенная до крайности, эта гипотеза предполагает, что главной причиной разорения Херсонеса было уменьшение политического и экономического значения этого города как византийского оплота на черноморском побережье.
Ряд историков принимает как доказанный факт визит папских послов к Владимиру в Херсонес после его взятия. Но это посольство было выдумкой московского летописца XVI столетия 2, который, подчеркивая, что решение Владимира о принятии крещения по греческому обряду было добровольным, подводил историческую основу под провозглашение Москвы Третьим Римом.
Некоторые
исследователи, пытаясь
Этот небольшой
обзор показывает, что корсунский
вопрос остается ключевым для
понимания русско-византийских
Введение христианства. Предпосылки, сущность и значение крещения Руси в политике и культуре.
Крещение Руси не следует представлять себе, как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до пятнадцати). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. С самого начала православная церковь стала "заведовать" духовно-моральной жизнью на Руси. Церковь разбирала ссоры между членами семьи, решала все вопросы, касающиеся брака (до революции 1917 г. в России не было "гражданского" брака, а только церковный). Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. Церковные судьи, во-первых, судили за святотатство, волшебство, языческие моления. Церковные судьи, во-вторых, ведали все семейные дела, возникавшие между мужьями и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыкание и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т.п. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества. При этом церкви подчинялись все граждане и все классы общества, включая и князей.
Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги были принесены на Русь на доступном для всех языке славянском. Появившиеся вскоре монастыри явились, вплоть до их уничтожения коммунистической властью, своего рода университетами, в которых учёные монахи занимались науками, развитием сельского хозяйства (без использования рабов) и просвещением народа.
Иконопись положила начало русской живописи. Русь дала целый ряд знаменитых иконописцев, прославивших себя и русскую иконопись на весь мир.
Православие также положило начало русскому зодчеству - архитектуре. В языческой Руси не было храмов. Принятие же христианства в скором времени привело к строительству громадных каменных сооружений в
главных центрах Руси, сначала по византийским образцам ( русско-византийское зодчество ), а потом - в своём, русском стиле.
Православие, наконец, стало краеугольным камнем русской монархии, т.е. такой формы государственной власти, где монарх - царь , в отличие от диктатора или выборного главы государства, имеет неоспоримое, Богом данное право на полную власть над своими подданными. Именно поэтому некоторые историки, понимающие православную сущность русской монархии, называли её диктатурой совести. Другими словами, русские цари, хотя и имели юридическое право казнить любого подданного по своему хотенью, не делали этого, будучи православными государями, т.е. правили "по совести".
Православная вера также придала необычайную крепость русскому государству, строящемуся с этих пор на принципах терпимости и твёрдого убеждения в том, что не в силе Бог, а в правде. Объединила славян. А в последствии сыграла роль в сохранении и расширении России. Именно это помогло русским впоследствии перенести татарское иго, частые нашествия врагов и после каждого бедствия оказаться сильнее, чем до него.
Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, населенные рабами. И изгои, и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила по своему закону и по церковным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князю и становились подданными церкви.
Но все же
факт столь сильного