Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:19, реферат
Ни для кого не секрет, что Россия, которую мы сейчас знаем раньше была «царственной» и власть менялась по нескольку раз за век. Так же кроме передающихся по наследству положения в обществе были и самозванцы. На протяжении XVII - первой половины XIX века разного рода Лже обрушивались на страну. Можно подсчитать, что за два с половиной века было около 100 самозванцев. Трижды - при Лжедмитрии I, Лжедмитрии II и Емельяне Пугачеве - самозванцам удалось так "тряхнуть" царством, что общество долго потом искало успокоения.
введение________________________________________________1
раздел 1: «Путь к престолу»._______________________________1-2
раздел 2: «положительные аспекты правления самозванцев»_2-3
вывод.__________________________________________________3
Список использованной литературы и источников________________
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
Кафедра ИСТОРИИ (ОП-10)
Причины и особенности самозванства на Руси.
МГУПИ 2014 |
Содержание:
введение______________________
раздел 1: «Путь к престолу».____________________
раздел 2: «положительные аспекты правления самозванцев»_2-3
вывод.________________________
Список использованной литературы
и источников____________________
1. Введение.
Ни для кого не секрет, что Россия, которую мы сейчас знаем раньше была «царственной» и власть менялась по нескольку раз за век. Так же кроме передающихся по наследству положения в обществе были и самозванцы. На протяжении XVII - первой половины XIX века разного рода Лже обрушивались на страну. Можно подсчитать, что за два с половиной века было около 100 самозванцев. Трижды - при Лжедмитрии I, Лжедмитрии II и Емельяне Пугачеве - самозванцам удалось так "тряхнуть" царством, что общество долго потом искало успокоения.
Но я считаю, что вряд ли стоит считать всех российских самозванцев авантюристами и сознательными обманщиками, но даже такие смогли оказать урок народу. Скорее всего, суть самозванства заключается в широком отождествлении самого себя с тем лицом, имя которого присваивалось и принималось. Самозванство на Руси всегда было связано с темными периодами нашей истории: будь то смута, крестьянские бунты или революция, имели они также и разные цели, от личного обогащения, до самого развала государства российского, но как правило всегда пытались опираться на народ, на его самую темную и необразованную часть, либо на самую недисциплинированную, (к примеру, Пугачев опирался на казаков и беглых крепостных)....К сожалению ,и обмануть народ было нетрудно. О чем мы поговорим ниже.
2.раздел 1:
Путь к престолу.
Для начала погорим о том , какими путями приходилось Лжецам обманывать народ.
Во-первых, для самозванства необходим определенный уровень развития феодальных отношений и государства. Во-вторых, история самозванства в России тесно связана с династиевыми кризисами, время от времени сотрясавшими царский трон. Первый такой кризис относится к рубежу XVI и XVII веков, когда пресеклась династия Рюриковичей и на престоле оказались«боярские цари» — Борис Годунов и Василий Шуйский. «Праведным» в глазах народа выглядел тот монарх, который был, во-первых, «благочестивым», во-вторых, «справедливым», в-третьих, «законным». «Законность» правителя определялась Богоизбранностью — обладанием харизмы (личной благодатью), которая доказывалась наличием «царских знаков» на теле. Именно с их помощью (креста, звезды, месяца, «орла», то есть царского герба) многочисленные самозванцы в XVII—XVIII веках доказывали свое право на престол и обеспечивали себе поддержку в народе. Помимо «царских знаков» имелись и другие отличительные признаки «законного» претендента на престол — поддержка самозванца «всем миром», а также удачливость претендента, свидетельствующая о его Богоизбранности . В литературе устоялось мнение, будто народ поддерживал самозванцев главным образом потому, что те обещали ему освобождение от крепостного гнета, сытую жизнь и повышение социального статуса. При этом допускается возможность того, что трудящиеся (по крайней мере, их часть) могли идти за самозванцами, не веря в их царское происхождение, а просто используя их в своих целях. Подразумевается, что «толпе» все равно, кто взойдет с ее помощью на престол, — главное, чтобы новый царь был «мужицким», «хорошим», чтобы он защищал интересы народа. Однако данная точка зрения далеко не бесспорна. Не секрет, что наряду с такими самозванцами, как Лжедмитрий I и Е. Пугачев, увлекавшими за собой тысячи людей, в России были и другие, которые в лучшем случае могли похвастаться несколькими десятками сторонников. Чем объяснить такую вот избирательную «глухоту»?
Скорее всего, одни самозванцы лучше играли свою роль, их поступки в большей степени соответствовали народным ожиданиям, а другие претенденты на престол не соблюдали общепринятых «правил игры» или же чаще их нарушали.
Обмануть народ было достаточно легко. Показать знаки и убедить, что ты, истинный царь, заручившись поддержкой. Например, в 1732 году в селе Чуеве Тамбовской губернии объявился «царевич Алексей Петрович». Крестьяне поверили самозванцу после того, как его «признал» знахарь, который славился тем, что видел людей насквозь.
3.Раздел 2:
положительные аспекты правления самозванцев.
Хоть и об отрицательных сторонах правлений самозванцев мы можем говорить очень долго, но одной из самых главных положительных сторон я считаю, что Благодаря самозванцам народ и чины стали действовать более слаженно и продуманно для достижения порядка у власти. Хоть и в корыстных целях, но все же, объединение разных национальностей и слоев общества состоялось.
Второй положительной чертой я считаю ,что произошла выработка новой политики по отношению к основному контингенту и опоры самозванцев (например, ускорили переформирование казачьих частей в армейские подразделения. казачьим офицерам активнее передается дворянство с правом владения крепостных, то есть социальное расслоение, казаки разделяются с крестьянами превращаясь в опору самодержавия, недаром во 1905 году, во время революции, ее подавляли именно казачьи части, как самые верные).
Ну и плюс ко всему, та же политика проводилась к местным народностям: местная Татарская и Башкирская знать получила дворянство, с правом владения крепостными (правда только мусульманского вероисповедания), при этом простое население оставлено в тех же правах, тем самым ликвидирована национальная подоплека недовольства
4. Заключение.
В заключении я хочу сказать, что ,скорее всего, самозванство было неизбежным для древних времен. Хотя бы по причине того, что любой бедный крестьянин мечтал о достатке, не говоря уже о власти, которой жаждали почти все и пользовались крайними мерами.
Развитие капитализма в России и отмена крепостного права окончательно вытеснили самозванцев с исторической арены, которую заняли новые герои и «властители народных дум».
Сейчас самозванство не так распространено, так как мы живем в век информационный , и благодаря обилию доступной информации это теряет смысл, так как легко опровергаемо. Но оно не ушло совсем, а скорее видоизменилось: например, появляется на политической арене человек, ранее не известный, но по биографии "чистый", претендует на важный пост, старательно "лепит" образ приличного человека, но если хорошо и глубоко покопаться в его прошлом, то можно выяснить ,что человек этот в прошлом был весьма «не чистым на руку» .
5. Список литературы.
Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.
Мавродин В. В. Крестьянская война под руководством Пугачева.
http://www.wikipedia.com
История Росии. С древнейших времен до конца XVIII века. Изд-во АСТ
История России.А.Н. Сахаров.
Статья Тульчинского Г.Л.
Информация о работе Причины и особенности самозванства на Руси