Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 09:28, реферат
Давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы. Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что, к сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы снова и снова повторяем ошибки прошлого, чтобы наши потомки в свою очередь и в свое время забыли об ошибках наших.
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История земельных отношений»
на тему:
«Причины проведения реформ, суть проводимых П.А.Столыпиным реформ»
Содержание
Давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы. Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что, к сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы снова и снова повторяем ошибки прошлого, чтобы наши потомки в свою очередь и в свое время забыли об ошибках наших. Хочется верить, что максимально использовать опыт предыдущих поколений все-таки возможно. Тема реформ в российской истории тщательно и основательно исследована наукой, причем особенно много публикаций было сделано за последние 10 лет. Естественно, что интерес к реформаторам прошлого регулярно обнаруживается в связи с неудачами реформаторов современности, постоянно возникают и анализируются различные исторические параллели. Настоящая работа является попыткой анализа причин и целей проведения аграрной реформы 1906 г., раскрытия сущности намеченных преобразований, прерванных событиями Первой мировой войны и Октябрьской революции.
Следует сказать несколько слов о принципах, положенных в основание данной работы. Первый принцип - связь с современностью. Некоторые проблемы, рассмотренные в реферате, имеют свои прямые аналоги в настоящем. Второй - использование исторических параллелей реформы 1906 г., к примеру, реформы 1861 г., а также их краткая сравнительная характеристика. Это сделано в попытке рассмотреть проблему, не вырывая ее из исторического контекста, а в тесной связи с ним.
В результате крестьянской реформы, упразднившей в 1861 году крепостное право, был изменен и порядок землепользования в сельском хозяйстве.
Согласно Манифесту «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года и ряду последующих законодательных актов, помещики, сохраняя собственность на все принадлежавшие им земли, были обязаны предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел. Крестьяне перестали быть крепостными, но стали считаться «временнообязанными», т.е. получили полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.
Если придомовой участок, предоставлялся в пользование самому крестьянину (при этом крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян признавалось их личной собственностью), то земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые были специально учреждены для этой цели. Участие крестьян в сельском обществе было обязательным.
Минимальный и максимальный размеры крестьянского надела для каждой местности устанавливали законом, а сельское общество могло периодически перераспределять надельную землю между своими членами, сообразно размерам их семей (так называемые переделы). При этом часть земель (леса, сенокосы, проезды) оставалась в нераздельном владении сельских обществ. Хотя полевые наделы были переданы в пользование сельским обществам, за пользование недельными земельными участками, крестьяне, как и при крепостном праве, были обязаны в течение девяти лет платить оброк или отбывать барщину, и были не вправе от этого отказаться до истечения этого срока.
Сельские общества имели право выкупа у помещика придомового участка, после чего такой участок становился собственностью сельского общества, которое в свою очередь предоставляло его крестьянину в пользование. По соглашению с помещиком, сельское общество могло выкупить у него полевые наделы, после чего обязательства крестьян перед помещиком прекращались, и такие крестьяне именовались «крестьянами-собственниками». Выкуп сельскими обществами полевых наделов у помещиков обеспечивался государством: крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Соответственно, крестьяне затем рассчитывались с государством в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6% выкупной суммы. Вместе с тем, чтобы стать «крестьянами - собственниками», крестьяне могли не выкупать у помещика полевой надел целиком, а получить одну четвёртую его часть бесплатно.
При выделе полевых участков, помещики разделили землю таким образом, что они оказались отрезанными помещичьей землей от водопоев, лугов, дорог. В результате они были вынуждены арендовать помещичью землю на невыгодных условиях. Такие помещичьи земли получили название отрезков, т.к. они отрезали крестьянские наделы от других необходимых им земель. В мемуарах и описаниях, написанных самими помещиками, эта практика отрезков описывалась как повсеместная — практически не было помещичьих хозяйств, где бы ни существовало отрезков. В одном примере помещик хвастался, что его отрезки охватывают, как кольцом, 18 деревень, которые все у него в кабале; едва приехавший арендатор-немец в качестве одного из первых русских слов запомнил atreski и, арендуя имение, прежде всего, справлялся, есть ли в нем эта драгоценность.
Землеустроение при освобождении крестьян было произведено зачастую без должной заботы о хозяйственной эффективности сельской общины. Во многих случаях сельские общества вообще не располагали лесом и были недостаточно обеспечены пастбищами и лугами (традиционно для общины использовались коллективно), что давало помещикам возможность сдавать эти земли в аренду по откровенно завышенным ценам. Кроме того, разграничение помещичьих и надельных земель зачастую было неудобным, встречалось даже чересполосное владение помещиков и крестьян в одном поле. Все эти неудовлетворительно разрешенные земельные отношения служили источниками тлеющих конфликтов.
В целом, структура аграрной собственности не признавалась крестьянами и держалась только на силе; как только крестьяне чувствовали, что эта сила слабеет, они были склонны немедленно переходить к экспроприации. Недовольство сельского населения аграрным строем, вынудило правительство обратить внимание на этот вопрос. До 1904 года состоялся ряд правительственных заседаний по аграрному вопросу, актуальность которого стала еще более очевидной после того, как в ответ на Высочайший указ Николая II от 18 февраля 1905 года, призывавший население подавать предложения по вопросам государственного благоустройства, последовал неожиданный для правительства поток предложений (наказов) сельских обществ.
С весны 1905 года начинаются аграрные волнения, совпавшие по времени с революцией 1905 года. В августе 1905г был создан Всероссийский крестьянский союз, с организациями в Сибири и на Дальнем Востоке, объединивший до 200 тыс. человек. Среди программных требований этой организации была отмена частной собственности на землю и распределение ее в пользование тем, кто ее обрабатывает.
В апреле 1906 года С.Ю. Витте уходит в отставку с поста председателя Совета министров, а на его место назначается И. Л. Горемыкин, а министром внутренних дел был назначен П.А. Столыпин. 4 марта 1906 года учреждаются землеустроительные комиссии, пока что ещё с очень небольшими и плохо продуманными полномочиями. Из указа об учреждении комиссий видно, что правительство ещё не вполне продумало свою аграрную программу.
Тогда же в апреле 1906 года состоялось открытие Первой Государственной думы, которая просуществовала 72 дня и была распущена 8 июля 1906 года. В тот же день П.А. Столыпин был назначен председателем Совета министров, с сохранением за ним поста министра внутренних дел.
Общеизвестно, что во главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачи реформы создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь четко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна. 5 декабря 1908 года в речи о “земельном законопроекте и землеустройстве крестьян” Столыпин утверждал, что “настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является преградой для развития революционного движения, видно из трудов последнего съезда социалистов революционеров, бывшего в Лондоне в сентябре настоящего года... вот то, что он постановил: правительство, подавив попытку открытого восстания и захвата земель в деревне, поставило себе целью распылить крестьянство усиленным насаждением личной частной собственности или хуторским хозяйством. Всякий успех правительства в этом направлении наносит серьезный ущерб делу революции".
Кроме политических устремлений, в закон 9 ноября 1906 правительство заложило и экономический смысл. Столыпин утверждал в речи перед Государственным Советом 15 марта 1910, что “...именно этим законом заложен фундамент, основание нового социально экономического крестьянского строя”. Экономические аспекты реформ основывались на том, что без нормального аграрного фундамента, без процветающего сельского хозяйства, без выплескивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян, дешевой рабочей силы, промышленность России будет обречена на чахлую жизнь при постоянной “подкормке” в виде казенных заказов.
Действительно, согласно концепции Столыпина, модернизация страны требовала нескольких условий. Первое - сделать крестьян полновластными собственниками, чтобы “крепкие и сильные”, освободившись от опеки общины, могли обойти “убогих и пьяных”. Второе - добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.
Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем. Упор был сделан не на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.
Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 ноября 1906 года, но и другие законы 1909-1911 гг., предусматривающие роспуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября Государственной Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. В этой главе мы не можем рассмотреть содержание этих двух законов здесь уместно изложить их сущность, основные черты. По своему экономическому содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы, способствующие развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивные. Разные исследователи дают различную сущностную характеристику этих законов.
9 ноября 1906 года издается (по ст. 87 Основных законов) главный законодательный акт аграрной реформы — указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Указом был провозглашен широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса крестьян — полноправных собственников земли.
Указ провозглашал, что «каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Собственность на бывшие надельные земли оставалась, однако, связанной некоторыми ограничениями: земля могла быть продана только крестьянам, их обществам или товариществам; право принимать бывшую надельную землю в залог имел только Крестьянский банк. Важным моментом было то, что укрепленная земля становилась личной собственностью крестьянина-домохозяина, а не коллективной собственностью крестьянской семьи.
В тех обществах, где переделов общинной земли не было свыше 24 лет, каждый домохозяин мог безвозмездно закрепить в собственность тот участок земли, которым он пользовался на постоянной основе. В тех обществах, где переделы были, безвозмездному закреплению в собственность подлежал такой участок, который данному домохозяйству в настоящий момент следовал по тем принципам, по которым был произведен последний передел (например, по количеству работников в семье); дополнительная земля уже подлежала выкупу у сельского общества.
При укреплении в собственность участков за новыми собственниками сохранялось прежнее право пользования неразделяемыми общинными землями (луга, пастбища, леса, неудобные земли, проезды).
Домохозяева, желающие закрепить землю в собственность, должны были заявить о том сельскому обществу. Сельское общество было обязано в месячный срок собрать и принять необходимое решение, для чего требовалось 2/3 голосов. Если такое решение не было вынесено, заявитель мог обратиться к , который далее принимал решение об укреплении своей властью. Жалобы на постановления сельских сходов и решения земских начальников подавались в «Уездный съезд».
Особое внимание уделялось тем крестьянам, которые желали получить свои участки выделенными к одному месту, вместо нескольких полос в разных полях (эти участки назывались «отрубами», а если на участке стоял и дом владельца — «хуторами»). Если крестьянин желал выделиться «на отруб», сельское общество в подавляющем большинстве случаев технически не могло это исполнить путем частичной перекройки существующих полосок; требовался полный передел земель. Закон разрешал сельскому обществу в таком случае отказаться от полного передела и предоставить желающему выделиться на выбор владение той чересполосной землей, которой он уже пользовался, либо выход из общины без земли с получением адекватной денежной компенсации. Но если община принимала решение произвести передел, она должна была отрезать участки к одному месту всем домохозяевам, которые о том просили.
Закон стимулировал выход на отруба путем предоставления собственникам отрубных участков более качественных прав собственности. Собственники чересполосных участков были уравнены в правах со старыми подворными владельцами. Они не могли огораживать и окапывать свои полоски и должны были пускать на них скот односельчан (в те периоды, когда данное поле не было засеяно); таким образом, им приходилось синхронизировать свой сельскохозяйственный цикл со всей общиной. В то же время, собственники отрубных участков могли огородить свои участки и использовать их по своему усмотрению. Собственники чересполосных участков могли наследовать землю, но не могли продавать её без согласия общины; собственники отрубных участков могли совершать с ними любые сделки.
Информация о работе Причины проведения реформ, суть проводимых П.А.Столыпиным реформ