Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:54, реферат
Идеологией цивилизации и в начале XXI в. оправдывается экономическая и политическая экспансия развитых стран. Происходит насаждение определенных ценностей, религиозных и моральных институтов, например демократии. При этом дискуссия оказывается возможной лишь в рамках европейского (европоцентризм) или американского (американоцентризм) понимания той или иной проблемы.
Введение……………………………………………………………………...…3
1. Взаимодействие цивилизаций.……………………………………………...4
2. Формы взаимодействия……………………………………………………..7
3.Межцивилизационные войны……………………………………………….8
4. Диалог цивилизаций………………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………….14
Список использованных источников………………………………………...15
РЕФЕРАТ
По дисциплине: История мировых цивилизаций
На тему:
Проблема взаимодействия цивилизаций
в исторической науке и современном обществе.
Введение…………………………………………………………
1. Взаимодействие
цивилизаций.…………………………………………….
2. Формы
взаимодействия…………………………………………
3.Межцивилизационные войны……………………………………………….8
4. Диалог
цивилизаций…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...15
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «цивилизация» является весьма популярным. Чаще всего термин «цивилизация» применяется для характеристики достижений материальной и экономической культуры, для оценки уровня техники, комфорта, образа жизни, определения степени развитости образования, воспитания и досуга, позитивных накоплений в духовно-интеллектуальной сфере и т. д. Фактически речь идет об определенной теории и идеологии, которая оправдывает и закрепляет превосходство одних обществ над другими. Необходимостью защитить «цивилизацию» от тех или иных угроз оправдываются любые действия, любая политика, включая уничтожение целых культур, практику колониализма и неоколониализма, многочисленные войны. Например, во время американской интервенции в Ираке в результате военных действий погибло немало памятников древней шумеро-вавилонской цивилизации.
Идеологией цивилизации и в начале XXI в. оправдывается экономическая и политическая экспансия развитых стран. Происходит насаждение определенных ценностей, религиозных и моральных институтов, например демократии. При этом дискуссия оказывается возможной лишь в рамках европейского (европоцентризм) или американского (американоцентризм) понимания той или иной проблемы.
В конце XX в. в связи с завершением «холодной войны» и крахом «советской цивилизации» спор вокруг проблемы «всемирная цивилизация или сохранение цивилизационного многообразия» возобновился.
Взаимодействие
цивилизаций
Проблема взаимодействия цивилизаций одна из самых актуальных проблем современности. Большое внимание ее исследованию уделял американский социолог и политолог Самюэль Хантингтон. Он выделяет три этапа во взаимодействии цивилизаций.
До VI в. контакты между цивилизациями отсутствовали или были ограничены. Они были разделены во времени и пространстве. Если какое-либо достижение передавалось от одной цивилизации к другой, то на это уходило несколько столетий. Например, бумага была изобретена в Китае во II веке н.э. В Европе она стала известна лишь в XIII в.
С VI в. по XIX в. включительно формируется моноцивилизационная система, в которой лидирует западноевропейская цивилизация. В течение многих веков западная цивилизация отставала в развитии, но в XI – XII вв. она начинает бурно развиваться на основе достижений других цивилизаций и собственных источников развития. В XV в. начинается ее активное воздействие на другие цивилизации, в результате чего одни цивилизации погибли, а другие были покорены. В это время создаются величайшие западные колонии. Отношения становятся неравноправными.
В XX – начале XXI вв. происходит формирование полицивилизационной системы. Отношения между цивилизациями более интенсивны и более равноправны. Запад утрачивает лидерство и даже его экспансия сменяется «восстанием» против него. Началом этого периода Хантингтон считает утверждение марксизма в России, когда возникает мировая социалистическая система.
Большой резонанс вызвали статья и книга Хантингтона о столкновении цивилизаций. Приведем некоторые положения, позволяющие понять позицию, сформулированную Хантингтоном: Понятие всемирной цивилизации является характерным продуктом Запада. В XIX в. идея „бремени белого человека" использовалась для оправдания распространения западного политического и экономического господства над незападными обществами. В конце XX в. концепция всемирной цивилизации способствует оправданию западного культурного господства над другими обществами и необходимости для этих обществ имитировать западные образцы и институты. Универсализм – это идеология Запада, используемая в конфронтации с незападными культурами…
Деления человечества, вызванного „холодной войной", более не существует, однако сохраняется и порождает новые конфликты деление народов по этническим, религиозным и цивилизационным признакам.
Влияние Запада, США на современный мир весьма велико. В повседневной жизни абсолютное большинство выбирает не утопии (религиозные или квазирелигиозные), не борьбу во имя принципов и веры, а обеспеченную, благополучную и спокойную жизнь «как в Америке», «как в Европе».
Религиозный
фундаментализм (например, иранская теократическая
революция) повлиял на активизацию
радикальных мусульманских и
других религиозных течений в
разных странах (Алжир, Судан, Египет, Израиль).
У фундаменталистов есть не только
сторонники, но и многочисленные противники
– прозападная интеллигенция, постепенно
формирующийся прозападный
Не
спешат внедрять у себя демократию
американского образца «
Согласно классификации Хантингтона сейчас выделяют 9 цивилизаций: Западная, Исламская, Индуистская, Синская, Японская, Православная, Латиноамериканская, Африканская и Буддистская. Главным фактором международной жизни становятся культурно-цивилизационные различия.
Формы взаимодействия цивилизаций
Выделяют следующие формы взаимодействия цивилизаций: столкновение, противостояние, диалог, сотрудничество и партнерство.
Столкновение цивилизаций — это вооруженный конфликт на разных уровнях, от мировой до региональной войны. Оно может завершиться либо установлением нового равновесия между воюющими государствами, либо покорением или уничтожением потерпевшей поражение цивилизации, уходом ее с исторической арены, с включением ее остатков в состав цивилизации-победителя (как это случилось, например, с включением персидской цивилизации в состав мусульманской или гибелью древнеамериканских культур).
Противостояние, противоборство цивилизаций в геоцивилизационном пространстве, которое может длиться столетиями, иной раз, перерастая в конфликты.
Диалог между цивилизациями в различных аспектах, постепенно расширяющий взаимопонимание между ними, содействующий ослаблению враждебности, повышению толерантности, готовности к сотрудничеству. Примером может служить взаимоотношение между евразийской и японской цивилизациями после Второй мировой войны.
Сотрудничество цивилизаций в решении общих проблем на взаимовыгодной основе: при военных конфликтах (например, между евразийской, североамериканской цивилизациями и частью западноевропейских стран во время Второй мировой войны), в решении общих стратегических задач (например, нераспространения ядерного оружия), при экологических катастрофах и т. п. Полем такого сотрудничества служат ООН и другие международные организации.
Партнерство — высшая форма сотрудничества цивилизаций на долгосрочной, устойчивой, взаимовыгодной основе при наличии широкой сферы общих интересов, что не исключает их расхождения в некоторых вопросах.
Межцивилизационные
войны
Самой
острой формой конфликтов между цивилизациями,
государствами, классами, национальными
и социальными группами является
вооруженное столкновение. Хотя военные
столкновения между неолитическим
племенами происходили еще в VI
тысячелетии до н.э. и вызвали
необходимость строительства
Поскольку
армия и военная экономика
обеспечивали жизненные потребности
государства и пользовались приоритетной
поддержкой правителей, обычно лично
возглавлявших армии, в эту сферу
шла наиболее активная, квалифицированная
и агрессивная часть общества,
здесь постоянно изобретались и
применялись все более
Российский историк И.М. Дьяконов считал, что прогресс в производстве оружия оказывает непосредственное влияние на смену производственных отношений, играет решающую роль в переходе от одной фазы человеческого общества к другой, если изменения в военной технологии сопровождаются сменой ценностной ориентации. С этой точки зрения развитие военных технологий можно считать фактором общественного прогресса. Но нужно учитывать и отрицательную, разрушительную роль армий, гонки вооружений и войн в динамике общества. В эту сферу отвлекается от производства материальных и духовных ценностей самая активная и квалифицированная часть общества, во время военных столкновений гибнут десятки и сотни тысяч, а то и миллионы людей, разрушаются города, гибнут культурные ценности. Войны послужили причиной исчезновения многих процветавших государств и цивилизаций с политической карты мира.
С
каждым новым этапом в развитии общества,
с каждой новой мировой цивилизацией
в армию втягивается все больше
людей, растут потери в военных столкновениях.
Об этом свидетельствуют данные о
длительности войн, численности армий
и числе жертв военных
В период становления древних обществ количество лет, в которых происходили войны, преобладало. Однако на последующих фазах их жизненного цикла количество военных лет резко сокращалось.
Средневековье характеризовалось устойчивой тенденцией роста численности армии (в 4,3 раза за 300 лет) и опережающим увеличением числа потерь (в 9,5 раза), так что для военнослужащих риск оказаться в числе жертв войны возрос с 2,6% в XII в. до 5,7% в XV в., но не намного превысил уровень потерь в Древней Греции и Риме.
Раннеиндустриальная цивилизация, эпоха колониальных войн и первоначального накопления капитала характеризовалась скачком в численности армий (в 5 раз в XVI в. против XV в.), числа потерь (в 12,7 раза за тот же период) и их отношения к численности армии (с 5,7 до 14,6%); война становилась все более рискованным, но тем не менее прибыльным занятием; соответственно росла и военная экономика.
Период
зрелости индустриального общества
– XIX в. – характеризуется небольшим
ослаблением военной
Информация о работе Проблема взаимодействия цивилизаций в исторической науке и современном обществе