Проблема этногенеза восточных
славян.
Один из самых сложных вопросов
науки - проблема этногенеза, происхождения
народов Это очень длительный
процесс, занимающий не одно
тысячелетие
Одна из новейших концепций
славянского этногенеза сводится
к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще
не выделились в самостоятельную этническую
группу. До сих пор не ясно, на какой территории
и когда славяне отделились от индоевропейского
этноязыкового единства. Анализ лексики
древнеслаиянского языка позволил ученым
предположить, что предки славян входили
в балто-славянекую языковую общность,
занимавшую территории) к югу от линии
Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали
с финно-угорскими, а на юге с иранскими
этнокультурными массивами. В начале I
тыс. н.э. из единой балто-славянской общности
выделяется праславянекая группировка.
Во II - IV вв. ее соседями являются два крупных
межэтнических объединения, возглавляемых
на юге готами и на западе вандалами. Известный
петербургский ученый Г.С. Лебедев утверждает,
что в составе или в контакте с этими образованиями
праславяне прошли важный этап этнической
консолидации: к IV в. относятся первые
известия о политической активности венедов
и актов.
Название «славяне» появится
лишь в VI в. Античные авторы
упоминали славян под именем венедов,
готские хронисты называли их антами (некоторые
авторы полагают, что антами славян называли
степняки), византийцы - склавннами По
мнению И, М. Дьяконова, к IV - V ив праславяне
разделились на три группы: венеды - на
западе, склавины - на юге, анты - на востоке.
Великое переселение народов,
проходившее с IV пo VII в., существенно
изменило этническую картину
мира. Магистральным путем для
движения этносов с востока
на запад стало Северное Причерноморье.
Кочевые племена волна за волной
накрывали Восточную и Среднюю Европу.
Гунны в IV - V вв. разгромили державу готов,
тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые
степняками, двинулись на запад и юго-запад,
«взламывая границы Римской империи»
(Г. С. Лебедев)
В образовавшуюся географическую
нишу и устремились праславяне, в ходе
мошной экспансии заселившие огромные
пространства. Начиная с V -VI вв. они фиксируются
(и археологически, и письменными источниками)
на территории от южного побережья Балтийского
моря на севере до Дуная на юге, от Вислы
и Одера на западе до среднего Днепра и
Дона на востоке. Они дошли до верховьев
Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес
и в Малую Азию.
Период древ неславянского единства
заканчивается в последней четверти
I тыс., когда славянская общность
распадается на три ветви восточную, западную
и южную. «Таким образом, в отличие от своих
арийских собратьев, например романцев
и германцев, славяне сравнительно поздно
выходят на поприще мировой истории. Подобное
запаздывание способствовало длительному
сохранению близости языка, духовной и
материальной культуры, основных черт
общественного устройства славянских
народов».
Самостоятельная история восточных
славян начинается в VIII - IX вв.
К этому времени восточнославянские
племена полян, древлян, волынян
и дреговичей занимают лесостепь и леса
днепровского правобережья, тиверцы и
уличи — Прикарпатье и междуречье Прута,
Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи
- днепровское левобережье, вятичи - бассейн
верхнего течения Оки, кривичи - верховья
Днепра, Волги, Западной Двины и Псковщину,
ильменские словене - территорию вокруг
Ильмень-озера.
В VI в. восточные славяне жили
родовым строем по обычаям,
свойственным всем варварским
племенам. Главной ячейкой общества
был род - группа родственников
из нескольких десятков, а то и сотен
человек, которые совместно владели землей,
лесом, пастбищами и т. п., вместе трудились
и поровну делили результаты труда. Во
главе рода стояли старейшины, а по наиболее
важным вопросам собирался совет веся
родичей. 3-5 близких по происхождению родов
составляли племя. Племена объединялись
в союзы с вождями во главе.
В VII - IX вв. родовые отношения у
восточных славян стали распадаться
а связи с появлением металлических
орудий труда и переходом от
подсечного к пашенному земледелию,
так как уже не требовались совместные
усилия всех членов рода для ведения хозяйства.
Основной хозяйственной единицей стала
отдельная семья.
Как и все народы, находившиеся
иа стадии разложения первобытнообщинного
строя, славяне были язычниками.
Они поклонялись явлениям природы, обожествляя
их. Так. богом неба был Сварог, богом солнца
- Дажльбог (другие названия: Дажбог, Ярило,
Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом
ветра - Стрибог, богиня плодородия - Мокошь.
В VI в., по свидетельству византийского
историка Прокопия Кесарийского, славяне
признавали повелителем Вселенной одного
бога - Перуна, бога грома, молнии, войны.
В то время еше не было общественных богослужения,
не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения
богов в виде каменных или деревянных
фигур (идолов) ставились на определенных
открытых местах - капищах, богам приносились
жертвоприношения - требы. Славяне чтили
духов, берегинь и русалок, живших в темных
омутах рек и озер, хранителей домашнего
очага - домовых, леших. В целом религия
восточных славян была политеистической
(политеизм - многобожие).
Основным занятием восточных
славян было земледелие. Это подтверждается
археологическими раскопками, обнаружившими
семена злаков - рожь, пшеница, ячмень,
просо и огородных культур
- репа, капуста, свекла, морковь,
редька, огурцы. Выращивались и технические
культуры, такие как лен, конопля.
На севере, в районе густых
таежных лесов, господствующей
системой земледелия была подсечно-огневая.
Основными орудиями труда были:
топор-мотыга, заступ и борона-суковатка.
Серпами собирали урожай. Зерно
размалывали каменными зернотерками и
ручными жерновами.
В южных районах ведущей системой
земледелия бал перелог. Здесь
было много плодородных земель,
и участки земли засевали по
два-три года, а потом переходили
на новый. Основными орудиями
здесь было рало, а позднее - деревянный
плуг с железным лемехом. С земледелием
было тесно связано и скотоводство. Народ
разводил свиней, коров, овец и коз. Занимались
охотой, ловили рыбу, собирали грибы, ягоды,
орехи, мед диких пчел. Начало появляться
ремесло и торговля. Научились плести
лапти и делать кожаные сапоги.
С развитием торговли связано
у славян появление городов.
В "Повести временных лет"
же называются города Киев, Чернигов,
Смоленск, Любеч,Новгород, Псков, Полоик,
Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось
около 24 крупных городов. Варяги называли
славянскую землю ГардарикоЙ - страна
городов
Появились первые княжества: Куябия
(Куяба - вокруг Киева), Славия (в
районе озера Ильмень с центром
в Новгороде) Появление таких
центров свидетельствовало о
возникновении новых внутриплеменных
отношений в организации восточных славян,
которые создали предпосылки для появления
у них государства.
Основные этапы становления государственности
у восточных славян.
Первый этап, очевидно, связан с
образованием военного союза славян
в Карпатах, который в VI веке распался
на составлявшие его племена. Второй этап
связан с заселением восточными славянами
Восточно-Европейской равнины. Племена
объединяются в союзы племен во главе
с князьями.
Третий этап относится к VIII
веку. Происходит образование городов,
сначала как торговых центров. Их торговые
округа стали их государственными территориями,
городовыми областями. Некоторые из них
сделались княжествами.
Соединение этих княжеств привело
к образованию сначала Великого
Княжества Киевского, а затем Новгородского
супер-княжества. Во глав первого стояли
князья Аскольд и Дир, а во главе второго
- Рюрик, В 882 году Новгородский князь Олег
(879 - 912) со своей варяго-угорской и славяно-финской
ратью захватил Киев, убил Аскольда и Дира,
и превратил его в центр объединенного
государства.
Образование единого древнерусского
государства с центром в Киеве
-закономерный процесс, результат
социально-экономического и политического
развития древнерусского общества.
К этому времени рост производительности
труда привел к отделению ремесла от сельского
хозяйства, образованию городов, усилению
торговых связей, появлению частной собственности,
обогащению части населения. Родовая и
племенная знать прибрала к своим рукам
власть и превратилась в привилегированный
слой общества. Этому способствовали и
религиозная общность и необходимость
объединения военных усилий для отпора
внешним врагам и организации дальних
завоевательных походов. Образовавшееся
государство было раннефеодальным: рабство
существовало, но оно носило патриархальный
характер, а основные средства производства
принадлежали знати - феодалам.
В XVIII - XIX вв. многие историки придерживались
так называемой норманнской теории,
приписывающей скандинавским викингам,
на Руси их называли варягами, создание
Русского государства. Основанием для
этойтеории послужил летописный рассказ
о призвании на княжение в Новгороде в
862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса
и Трувора. Три варианта этого рассказа
(ЛаврентьевскиЙ и Ипатьевский списки
«Повести временных лет и Новгородская
первая летопись) сообщают, что первоначально
варяги брали дань с новгородцев, затем
были изгнаны, однако между племенами
начались междоусобицы, и племена словени,
кривичи, чудь и меря обратились к варягам
со словами: «Земля наша велика и обильна,
а наряда (т.е. порядка) в ней нет. Да пойдете
княжить и володети нами». Варяги откликнулись
на призыв и выбрали трех братьев: Рюрика
- севшего в Новгороде, Синеуса - на Белоозере
и Трувора — в Изборске.
В этой легенде многое до сих пор
неясно. Если вымышленность Синеуса и
Трувора признается большинством историков
(в древнешведском языке слова «сине хус
трувор» означают «с домом и дружиной»),
то историчность Рюрика, хотя и не бесспорная,
не отвергается рядом исследователей.
И сторонники норманнской теории, и их
оппоненты, авторы дореволюционных исследований,
исходили из возможности «научить» государству,
что, естественно, идеализировало и персонифицировало
процесс его создания. Подобный подход
был решительно отвергнут в советской
исторической науке: возникновение государства
рассматривалось как следствие внутреннего
развития общества, его разделения на
классы и борьбы между ними. При этом вопрос
об этническом происхождении княжеской
династии отходил как бы на второй план,
тем более, что варяжская знать очень быстро
ассимилировалась с местным населением,
и на Руси внук, согласно летописной генеалогии,
Рюрика — Святослав носил уже славянское
имя. При таком взгляде важно было другое:
государственность - не предмет экспорта
или импорта, а закономерный результат
многовекового исторического пути народа.