Федеральное государственное
автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Хакасский технический институт
Кафедра «Экономика и менеджмент»
НАУЧНОЕ ЭССЕ
по истории экономики
«Проведение спортивных олимпиад
экономически нецелесообразно для принимающих
стран»
Преподаватель
_______________
Г.И. Никитина
подпись, дата
Студент
____________________ ________
______________
номер группы, зачетной книжки
подпись, дата инициалы, фамилия
Абакан 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………….... |
3 |
1 Общие сведения о проблеме
…………………….... |
4 |
1.1 История возникновения
проблемы ..……………………….. |
4 |
1.2 Факторы, определившие
развитие проблемы……………….... |
5 |
1.3 Экспертные оценки в
пользу тезиса ..…………………………... |
6 |
2 Авторские суждения ……………………… |
8 |
2.1 Ценностные критерии
авторов…………………………...... |
8 |
2.2 Аргументы в пользу
(против) исходного тезиса…………….... |
9
|
Заключение ………………………………………………………………… |
10 |
Список использованных источников
…………………………………...... |
11 |
ВВЕДЕНИЕ
Современные Олимпийские игры — крупнейшие международные
комплексные спортивные соревнования, которые проводятся раз в четыре года
под эгидой Международного олимпийского
комитета.
Традиция проведения Олимпийских
игр, существовавшая в Древней Греции,
зародилась как часть религиозного культа.
Игры проводились с 776 до н.э. по 393 н.э. (всего
было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом.
От Олимпии произошло и название Игр.
Современные Олимпийские игры были возрождены
в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном.
Олимпийские игры, известные также как летние Олимпийские игры,
проводились каждые четыре года, начиная
с 1896 года, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены зимние Олимпийские игры,
которые первоначально проводились в
тот же год, что и летние. Однако начиная
с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских
игр сдвинуто на два года относительно
времени проведения летних Игр.
В тех же местах проведения Олимпийских
игр спустя несколько дней проводятся Паралимпийские игры для
людей с ограниченными возможностями.
Спорт относится к числу важных
факторов развития человека, расходы семьи
и общества на их развитие рассматриваются
в качестве вложений в человеческий капитал,
в поддержание здоровья нации. Спорт –
один главных приоритетов политики государств.
Спортивные победы повышают
статус государства, являются доказательством
конкурентоспособности нации. Спорт в
настоящее время стал сферой зрелищного
бизнеса, индустрией развлечений с большим
денежным оборотом. Он является значимой
частью экономики большинства стран.
1.ОБЩИЕ
СВЕДЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ
1.1 История возникновения
проблемы
Все научные исследования,
посвященные оценке экономической прибыли
и убытков от проведения Олимпийских игр,
показывают, что положительный эффект
Олимпиады гораздо ниже издержек.
В 1976 году произошло переломное
событие, коренным образом изменившее
структуру финансирования Олимпийских
игр и определившее их нынешнюю экономическую
модель. Летнюю Олимпиаду тогда принимал
Монреаль. Городские власти прогнозировали,
что Игры обойдутся в $124 млн. В итоге, Монреаль
набрал долгов на $2,8 млрд (около $10 млрд
в долларах 2009 года), расплачиваться по
которым пришлось на протяжении 30 лет.
К концу Олимпиады в Монреале Москва уже
пообещала принять Игры-1980, но ни один
город не хотел подавать заявку на Олимпиаду-1984.
После некоторого сопротивления Олимпиаду
согласился принять Лос-Анджелес, но лишь
c условием: не брать на себя никаких финансовых
обязательств. У Международного олимпийского
комитета (МОК) не было выхода: условие было
принято, Лос-Анджелес получил право провести
летние Игры-1984.
Оргкомитет Олимпийских игр
в Лос-Анджелесе (LA OCOG) исполнил бюджет
с небольшим профицитом, чуть более $300
млн, изменив модель финансирования Олимпиады.
Доля госрасходов сократилась, а частного
финансирования – увеличилась. Лос-Анджелес
крайне мало потратил на строительство,
а председатель LA OCOG, Питер Уберрот сумел
собрать значительные средства, найдя
спонсоров среди корпораций. Относительный
финансовый успех Олимпиады в Лос-Анджелесе
открыл новую эру международного соперничества
за право провести Игры. К сожалению, опыт
Лос-Анджелеса оказался исключением. Следующим
городам, принимавшим Олимпиаду, не удалось
заручиться такой поддержкой со стороны
частного сектора. Несколько миллиардов
долларов госсредств было потрачено в
Сеуле (1988), Барселоне (1992), Нагано (1998), Сиднее
(2000), Афинах (2004) и Пекине (2008). Олимпиада в Барселоне оставила
центральному правительству Испании $4
млрд долгов, местные власти задолжали
еще $2,1 млрд. Оргкомитет Нагано исполнил
бюджет с профицитом в $28 млн, но японское
правительство набрало долгов на $11 млрд. В Афинах госинвестиции
превысили $10 млрд, а в Пекине – $40 млрд.
1.2 Факторы определяющие развитие
проблемы
Первоначальные бюджеты (в случае Олимпиады
это бюджет олимпийского оргкомитета)
заведомо недооценивают окончательную
стоимость Игр. Бюджет олимпийских оргкомитетов
покрывает лишь операционные расходы
на проведение Игр, включая церемонии
открытия и награждения, транспортировку
спортсменов к олимпийским объектам, организацию
досуга, создание телекоммуникационного
центра и обеспечение безопасности.
Помимо этого принимающему
городу приходится инвестировать в строительство
и модернизацию спортивных комплексов,
размещение спортсменов и зрителей, организацию
пресс-центров и сопутствующую инфраструктуру.
Многие объекты (вроде велодромов или
санно-бобслейных трасс) строить особенно
дорого из-за их специализированного характера.
К тому же олимпийские объекты должны
обладать исключительно большой вместимостью.
Стадионы, на которых проходят церемонии
открытия и закрытия летних Олимпийских
игр, часто вмещают не менее 100 000 зрителей.
За время, которое проходит с момента подачи
заявки до самого мероприятия, стоимость
земли и расходы на строительство могут
существенно вырасти. К тому же сторонникам
проведения Олимпиады в том или ином городе
выгодно занижать истинную стоимость
проекта, чтобы заручиться поддержкой
общественности. А когда города-претенденты
вступают в борьбу с другими кандидатами,
у них возникает естественное желание
не уступать соперникам и еще больше приукрасить
свою заявку.
1.3 Экспертные оценки в
пользу тезиса
Запланированного бюджета никогда
не хватает, чтобы покрыть фактические
издержки. Афины вначале прогнозировали,
что Олимпиада обойдется им в $1,6 млрд,
но в итоге потратили около $16 млрд (включая
расходы на строительство и инфраструктуру).
Пекин рассчитывал вложить $1,6 млрд (операционный
бюджет оргкомитета пекинской Олимпиады),
но окончательная сумма составила $40 млрд
(с учетом расходов на строительство и
инфраструктуру, включая расширение пекинского
метро). Бюджет зимних Игр-2014 в Сочи первоначально
составлял около $12 млрд. К концу 2009 года
прогнозные расходы достигли $33 млрд, включая
$23 млрд госсредств.
Города-претенденты потратили до $100 млн
только на то, чтобы подготовить заявки
на проведение Олимпийских игр. Если бы
борьба за право принять Игры проходила
в условиях совершенной конкуренции, ожидаемые
экономические выгоды было бы легко уничтожить
с помощью более высокой заявки. Город,
рассчитывающий получить максимальную
прибыль, мог бы выиграть, назвав сумму,
всего на $1 превышающую прогнозную прибыль
второго претендента, что не принесло
бы ему большой экономической выгоды.
Но в процессе отбора учитываются не заявленные
суммы, а предусмотренные планом объекты,
финансовая обеспеченность и гарантии
безопасности. После 11 сентября 2001 года
расходы на безопасность были огромными.
В Афинах в 2004 году они превысили $1,4 млрд,
а всего за обеспечение безопасности отвечали
40 000 человек. Во время Олимпиады-2008 в Пекине
безопасность обеспечивали более 80 000
человек.
Лондон ожидал, что Игры-2012 будут
стоить менее $4 млрд, но сейчас они оцениваются
в $19 млрд. По мере роста расходов ряд проектов
пришлось свернуть. Отказались от строительства
крыши над олимпийским стадионом, но сам
он все равно обойдется более чем в $850
млн вместо первоначально запланированных
$406 млн. Правительству не удалось найти
футбольный клуб или команду по регби,
которые могли бы стать якорным арендатором
стадиона после Олимпиады-2012. А значит,
британским налогоплательщикам придется
ежегодно выкладывать миллионы долларов,
чтобы поддерживать объект в рабочем состоянии.
Неудивительно, что министр по делам Олимпиады
Тесса Джоуэлл сказала: «Знай, мы то, что
знаем сейчас – стали бы мы подавать заявку
на проведение Игр? Почти наверняка –
нет».
Часть расходов позволяет улучшить
и модернизировать инфраструктуру принимающего
города. Но большинство сооружений становятся
для него бесполезным балластом. Например,
одной из главных проблем для организаторов
Олимпиады, становятся так называемые
«белые слоны» – сооружения и объекты,
возведённые специально к соревнованиям,
но, после их проведения, не использующиеся
и приносящие лишь убытки.
Неиспользуемые объекты, зачастую
грандиозные не только по площади, но и
по затраченным на их создание средствам,
есть во многих странах мира, где проходили
олимпийские соревнования.
Многие объекты, построенные
специально для Олимпийских игр, после
16–17 дней состязаний не используются
вообще или используются недостаточно
активно. Эти сооружения занимают дефицитную
землю, а на поддержание их ежегодно требуются
десятки миллионов долларов. К примеру,
строительство бобслейной трассы в Турине
обошлось в $108 млн. А вице-президент оргкомитета
Туринских Олимпийских игр Эвелина Кристиллин
призналась в интервью WallStreetJournal: «Не буду
лукавить. Очевидно, что бобслейной трассе
уже не найти другого применения. Это невосполнимые
затраты».
Суммарный доход от летних Олимпийских
игр в среднем составляет около $4–5 млрд.
От зимних – примерно вдвое меньше, но
ниже и затраты (поскольку в этих Играх
участвует меньше спортсменов, задействовано
не так много объектов, меньше масштабы
строительства). Около половины заработанных
средств идет на поддержку деятельности
международных федераций, национальных
Олимпийских комитетов и самого МОК.
Очевидно, что если организация
Олимпийских игр и сулит какие-либо экономические
выгоды принимающей стороне, они вряд
ли связаны с улучшением бюджета местных
властей.
2. АВТОРСКИЕ СУЖДЕНИЯ
2.1 Ценностные критерии
авторов
На данный момент для г. Сочи
является актуальным вопрос не столько
ускорения возвратности средств, сколько
разработка способов выхода спортивных
объектов на стадию безубыточности.
Стоимость Олимпиады в Сочи-2014
по оценкам на 2013 год превысила расходы
на все прежние Олимпиады. Общие затраты
на Олимпиаду превысили плановую стоимость
в 5 раз и поставили абсолютный олимпийский
«рекорд». Стоимость рассмотренных 8 олимпийских
объектов в среднем выросла за 2007—2012 гг.
в 2,68 раз. Объем перерасхода по 7 объектам
Олимпиады составляет примерно 1,82 млрд.
$ + 2,96 млрд. $ перерасхода по трассе от Адлера
до Красной поляны [1].
По официальным данным, расходы
на строительство спортивных сооружений
и объектов, обеспечивающих их функционирование,
составляют 214 млрд. руб. Из них госсредства
— 100 млрд. руб. (остальное — вложения частных
инвесторов). Расходы же на развитие инфраструктуры
региона в целом (это очистные сооружения,
дороги, энергетическое переоснащение
и т. д.) составляют 1,3 трлн. руб.
Таблица
1.
Приблизительные
расходы на строительство спортивных
объектов для Олимпиады в г. Сочи
Тип объектов |
Бюджетные средства |
Частные инвесторы |
Итого |
Инфраструктура региона |
430 млрд. |
900 млрд. |
1,3 трлн. |
Спортивные объекты |
100 млрд. |
114 млрд. |
214 млрд. |
2.2 Аргументы в пользу
(против) исходного тезиса
Финансовые потоки
на различных этапах организации и проведения
Олимпийских игр
Плюсы |
Минусы |
Предолимпийский этап —
инвестиции:
|
Государство
Спонсоры
Общественные организации |
Строительство
Инфраструктура
Подготовка персонала
Спортивное оборудование и
инвентарь |
Этап проведения олимпиады:
|
Туризм
Расходы посетителей
Сувениры
Спонсоры
Продажа билетов
Трансляция
|
Гостиницы
Транспорт
Содержание объектов
Питание
Коммунальные расходы
Организаторские расходы
Аренда
Обеспечение безопасности
|
Постолимпийский этап:
|
туризм
проведение соревнований
имидж
|
Эксплуатационные
расходы |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно добавить,
что бюджет олимпийских оргкомитетов
не покрывает все расходы на проведение
Игр, так как первоначальные бюджеты заведомо
недооценивают окончательную стоимость.