РФ в современном мире, пути развития РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:15, доклад

Краткое описание

После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.

Вложенные файлы: 1 файл

РФ в современном мире. Перспективы развития РФ.docx

— 28.89 Кб (Скачать файл)

После распада СССР и образования  СНГ сложилась принципиально  новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в  своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских  портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и  Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной  Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как  бы отдалилась от Европы, стала еще  более северной и континентальной  страной.

Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали границы  с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики национализировали наиболее мощные военные группировки на своих  территориях. Необходимо было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое влияние  на страны Центральной и Восточной  Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и  Варшавскому договору связывали  свои планы на будущее с Европейским  союзом и НАТО. Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье  и беженцев из соседних государств.

Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы  управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций – имперских  попыток силового восстановления союзного государства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря  этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько дистанцировались от России. Однако продолжалось это не долго, у  каждой из этих стран появилось множество  проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились  вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.

В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).

Но с началом экономических  реформ в России (особенно с освобождением  цен на энергоносители и изменением структуры экспорта) Содружество  пережило в 1992 году первый серьезный  кризис. Экспорт российской нефти  сократился вдвое (в то время как  в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны.

В настоящее время мнения о будущем Содружества изменились, и СНГ представляется большинству  экспертов временным и не слишком  устойчивым образованием, которое может  трансформироваться либо по линии полной или частичной дезинтеграции, либо в направлении конфедерации из нескольких стран СНГ или их военно-оборонительного  союза

Таким образом, с высоты сегодняшнего дня выглядят беспочвенными первоначальные представления российских демократов о том, что бывшие союзные республики, благодарные Москве за предоставленную  свободу и разделяющие с ней  общие идеалы, будут стремиться к  сохранению "братских уз" с преобразившейся  метрополией. Оказались утопией  и радужные надежды на то, что  после окончания "холодной войны" народы заживут дружной семьей и  на земле возобладают мир, стабильность, порядок и добрососедство. Развеялись иллюзии относительно того, что Запад  является для новой России самым  надежным идеологическим и политическим союзником, щедрым и бескорыстным донором, идеальным образцом для подражания в вопросах социально-экономического развития.

Справедливости ради необходимо отметить то, что Запад осуществляет политику в отношении России не самым  лучшим образом. Так, вопреки сопротивлению  нашей страны произошло расширение НАТО за счет вступления в нее Венгрии, Польши и Чехии. Судя по заявлениям западных политиков, двери этой организации  открыты для приема в нее некоторых  государств, возникших на постсоветском  пространстве. В соответствии с принятой доктриной «гуманитарная интервенция» Североатлантический альянс вышел  за пределы зоны своего влияния и совершил нападение в марте 1999 г. на Югославию. США не прислушались к доводам России и не отказались от нанесения ракетного удара по Ираку. Сегодня активно обсуждаются американские планы выхода из Договора о ПРО 1972 г., которые в случае их реализации разрушат всю существующую систему контроля над ядерными вооружениями в мире. Видимо, в этот ряд недружественных действий по отношению к России со стороны Запада необходимо занести жесткое финансово-экономическое давление по линии МВФ, Парижского клуба государств-кредиторов, а также осуществление дискриминационных «антидемпинговых» санкций.

В последние годы наряду с ростом добывающих отраслей, катастрофически падает доля наукоемкого производства. Россия выбивается в мировые лидеры по производству сырья, кувалд и лопат. Развиваются те виды производства, которые основаны на применении тяжелого физического, неквалифицированного труда. Конкурентоспособность России создается за счет низкой оплаты труда, связанной с ней низкой культуры производства, высокой трудоемкости. Квалификация труда, его экономическое качество быстро и неуклонно падают. За годы неуправляемых "реформ" выпуск специалистов с высшим образованием на единицу населения в России снизился на десять процентов, а в странах Европы и в США за это время он возрос более чем в два раза. Россия по этому показателю быстро упала с пятого на двадцать шестое место в мире. В то время, как в России доля населения, работающего в фундаментальной науке, за десять лет снизилось на пятьдесят процентов, в передовых странах этот показатель вырос почти в два раза. В странах Европы и Америки на науку сегодня выделяется около пяти процентов бюджета, в России - 1,2 процента. Япония планирует за пять лет увеличить число рабочих мест, на которых работают специалисты с высшим образованием, в два раза, Америка в 1,7 раза, а в России этот показатель неуклонно снижается. Положение с наукой в России близко к катастрофе. Скоро мы будем вынуждены смириться с отсталостью.

Несмотря на всю серьезность  внутренних проблем нашей страны не последнюю роль в потере Россией авторитета на международной арене играют внешнеполитические и внешнеэкономические стратегии последнего времени. Если Советский Союз, как известно, имел на международной арене и безусловных сторонников, и явных геополитических противников, то в настоящее время внешнее окружение России носит не столь однозначный и очевидный характер. Основных дипломатических и торговых партнеров России можно условно разделить на несколько групп:

 

  • К первой группе "братских" стран можно отнести Белоруссию, Армению и Индию.
  • Ко второй группе "дружеских" - Югославию, Казахстан, Китай, Иран и Германию.
  • Третья группа - страны "скорее дружеские". Это - Узбекистан, Украина, Израиль, Франция.
  • Четвертую группу стран можно охарактеризовать как "нейтральные". Это - Азербайджан, Япония, Великобритания, Чехия.
  • Пятая группа - "недружественные". Это - Афганистан, страны Балтии и США. Кроме того, к "недружественным" странам можно отнести также Грузию, Польшу и Венгрию.

 

Особняком на этом фоне выглядят российско-американские отношения. Если еще пять лет назад  число считающих США дружественной  страной было примерно таким же, как и сейчас (8% и 10% соответственно), то доля экспертов, оценивающих отношения  США к России как недружественные, выросла в настоящее время  более чем в два раза (с 22% до 59%). Тому много причин, и одна из них - балканский кризис 1999 года, в результате которого, было зафиксировано новое  соотношение сил в мире с доминированием США. Среди экспертов не находит  широкого распространения точка  зрения о том, что во-первых, среди  европейских держав возросли настроения дистанцирования от США, и, во-вторых, что в результате этого кризиса возникли предпосылки для более тесного политического союза между Россией и Европой. Другая причина охлаждения отношений России и США, по мнению экспертов, связана с первыми шагами новой американской администрации во главе с Дж. Бушем. Эти шаги дают основания считать, что внешняя политика США станет более жесткой по отношению к России, чем политика предшествующей администрации.

Прямо противоположная тенденция  наблюдается, судя по оценкам экспертов, в отношениях между Россией и  Германией. За последние пять лет  почти в три раза (с 19% до 52%) возросла доля экспертов, относящих Германию к дружественным по отношению к России странам при сохранении доли тех, кто относит ее к недружественным государствам (10% в 1996 г. и 13% в 2001 г). В качестве проблем все еще осложняющих российско-германские отношения отмечаются:

 

  • Задолженность России Германии.
  • Так называемый "Калининградский фактор".
  • Избыточная интегрированность Германии в ЕС и НАТО.
  • Несостыковка экономических систем России и Германии (несовершенство законодательной базы в России, отсутствие гарантий прав собственников и инвесторов, коррупция и т.д.).
  • Проблема перемещенных культурных ценностей (реституция).

 

Не мало препятствий и на пути налаживания нормальных отношений с другими странами ЕС, причем, большинство экспертов на первое место ставят некоторую предубежденность против России со стороны европейских государств:

Основные причины  сложностей в отношениях России и  ЕС, в %

  • 71,9 - В ЕС сохраняются определенные предубеждения против России.
  • 57,6 - Интересы России и ЕС по объективным причинам не совпадают.
  • 51,9 - ЕС не заинтересован в интеграции России в европейские структуры.
  • 22,9 - Россия претендует на особый привилегированный статус в европейских делах, неприемлемый для ЕС.
  • 21,4 - На самом деле Россия просто не стремится интегрироваться в европейские структуры.

 

 

Несомненно, что главным  для России региональным приоритетом  является постсоветское пространство - в силу исторических, геополитических, экономических, гуманитарных и иных соображений. Есть механизм для упрочения  наших позиций на пространстве СНГ.

Но очевидно, что члены  СНГ в неодинаковой степени готовы к сближению. Учитывая европейский  опыт, а равно интересы и позиции  наших соседей на постсоветском  пространстве, наиболее достижимо на нынешнем этапе экономическое взаимодействие. В зависимости от ситуации следует  выбирать формы взаимодействия: в  общих рамках СНГ или в более  узких объединениях, таких, как Таможенный союз, в структуре Договора о коллективной безопасности. Высшая на сегодняшний  день форма интеграции - создающийся  Союз России и Белоруссии.

В новой «Концепции внешней  политики РФ» записано: «Упор будет делаться на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами - участниками СНГ. Практические отношения с каждым из них необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников. … Приоритетное значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом».

В условиях все нарастающих дезинтеграционных  тенденций в отношениях России и  стран СНГ особое значение приобретают  так называемые транснациональные  корпорации, т.е. фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в  двух и более странах и управляющие  этими подразделениями из центра на основе проведения согласованной  политики для достижения наивысшего результата. Целью ТНК является развитие межгосударственной торговли, расширение сбыта продукции на общей территории и предоставления услуг путем  создания в этих странах дочерних предприятий и производственных и торговых филиалов. Благодаря этому  у многих ТНК “иностранный компонент” в производстве, торговле, услугах, капиталах, общем числе занятых  достигает 50 – 90%. Возникла уникальная возможность объединить весь цикл — научные исследования, технологические разработки, производство, сбыт и последующее обслуживание в ходе комплектования — в единое целое, не ограниченное государственными пределами и с широким использованием конкурентных методов. На 600 крупнейших зарубежных ТНК приходится 20-25% всей добавленной стоимости в товарах стран с рыночной экономикой.

Еще один традиционный приоритет внешней  политики России - Европа. Мы неразрывно связаны с этим континентом географически, исторически, цивилизационно; от ситуации в Европе и наших отношений  с европейскими странами напрямую зависят  безопасность России и перспективы  ее политического и экономического реформирования.

Отношения с ЕС имеют для России ключевое значение. При этом эксперты называют несколько основных направлений  сотрудничества России и ЕС.

Наиболее важные для России направления сотрудничества с ЕС, в %

  • 80,0 - Участие России в общеевропейских технологических проектах (авиация, космонавтика, атомная энергетика, инфраструктура)
  • 64,3 - Сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью
  • 56,7 - Укрепление системы общеевропейской безопасности
  • 54,3 - Отмена остаточной дискриминации в торговле
  • 38,6 - Расширение формата и повышение результативности политического диалога
  • 29,5 - Военно-техническое сотрудничество (с учетом перспективы создания "европейской оборонной идентичности")
  • 26,2 - Развитие культурных обменов
  • 19,0 - Углубление интеграции и коммерциализации научного потенциала сторон
  • 19,0 - Содействие становлению евро в качестве международной валюты
  • 17,6 - Закольцовывание инфраструктурных и информационных систем РФ и ЕС ("европейское информационное общество")
  • 11,9 - Превращение Калининградской области в "пилотный регион" для отработки механизма взаимодействия с ЕС

Информация о работе РФ в современном мире, пути развития РФ