Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:40, реферат
Алексея Николаевича Косыгина называют самым умным и интеллигентным главой правительства за всю послевоенную историю Советского Союза. При этом не обходится и без восхваления «косыгинской» реформы 1965 года, этой первой после войны попытки перевода советской экономики на рыночные рельсы, хотя она тогда и провалилась. Удивительное дело! Не только либералы, но даже искренние приверженцы
ВВЕДЕНИЕ
1. Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов
2. Основные положения реформы
3. Реализация реформы. «Золотая пятилетка»
4. Развитие реформы
5. Свёртывание реформ, итоги и оценки
ВЫВОД
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ
1. Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов
2. Основные положения реформы
3. Реализация реформы. «Золотая пятилетка»
4. Развитие реформы
5. Свёртывание реформ, итоги и оценки
ВЫВОД
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Алексея Николаевича Косыгина
называют самым умным и интеллигентным
главой правительства за всю послевоенную
историю Советского Союза. При этом
не обходится и без восхваления
«косыгинской» реформы 1965 года, этой
первой после войны попытки перевода
советской экономики на рыночные
рельсы, хотя она тогда и провалилась.
Удивительное дело! Не только либералы,
но даже искренние приверженцы
Возможно, это происходит потому, что не
все знают: истинным «отцом» реформы был
не Косыгин, а ученый-экономист Евсей Григорьевич
Либерман (впоследствии, если не ошибаюсь
эмигрировавший в США). Еще в 1962 году в
«Правде» появилась его нашумевшая тогда
статья «План, прибыль, премия», в которой
предлагалось сделать главными критериями
эффективности работы предприятия прибыль
и рентабельность. В 1962 году Хрущев дал
добро на проведение хозяйственного эксперимента
в духе концепции Либермана на нескольких
предприятиях.
Традиционно проведение реформы
связывали с усложнением
Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС. Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов, ак. С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.
Статья положила начало общесоюзной
экономической дискуссии в
Как альтернатива реформе
в среде интеллигенции
Решающим аргументом стало то, что Либерман издержки на проведение своей реформы оценил в стоимость бумаги, на которой будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы. Косыгин — самый «прижимистый» член Политбюро, умевший считать народную копейку, — выбрал реформу Либермана.
2.Основные положения реформы
Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущёва реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:
• «Об улучшении управления
промышленностью, совершенствовании
планирования и усилении экономического
стимулирования промышленного производства»
(Постановление сентябрьского 1965 г.
Пленума ЦК КПСС)
• «О совершенствовании планирования
и усилении экономического стимулирования
промышленного производства» (постановление
ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)
• «Положение о социалистическом государственном
производственном предприятии», утверждено
СМ СССР 4 октября 1965 г.
• «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования
и расчётов в народном хозяйстве и повышению
роли кредита в стимулировании производства»
(постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)
• «О переводе совхозов и других государственных
сельскохозяйственных предприятий на
полный хозяйственный расчёт» (13 апреля
1967 г.)
• «О переводе предприятий Министерства
гражданской авиации на новую систему
планирования и экономического стимулирования»
(от 7 июня 1967 г.)
• «О переводе железных дорог Министерства
путей сообщения на новую систему планирования
и экономического стимулирования» (от
23 июня 1967 г.)
• «О переводе предприятий Министерства
морского флота на новую систему планирования
и экономического стимулирования» (от
7 июля 1967 г.)
• «О переводе предприятий речного транспорта
союзных республик на новую систему планирования
и экономического стимулирования» (7 июля
1967 г.)
• «О переводе эксплуатационных предприятий
и производственно-технических управлений
связи системы Министерства связи СССР
на новую систему планирования и экономического
стимулирования» (8 июля 1968 г.)
• «О совершенствовании планирования
и капитального строительства и об усилении
экономического стимулирования строительного
производства» (28 мая 1969 г.)
Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:
В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г.:
Экономика СССР составляет
единый народнохозяйственный комплекс,
охватывающий все звенья общественного
производства, распределения и обмена
на территории страны. Руководство
экономикой осуществляется на основе
государственных планов экономического
и социального развития, с учётом
отраслевого и территориального
принципов, при сочетании
Распределение прибыли предприятий до и после реформы
Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).
На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.
Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».
Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар — деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.
В 1970-е гг. СМ и Госплан СССР принимают решения, призванные скорректировать выявившиеся негативные стороны реформированной хозяйственной системы — тенденцию к росту цен, стремление использовать максимально затратные схемы хозяйственных отношений (в том числе жертвуя инновационным развитием), обеспечивающие наиболее высокую рентабельность.
Постановлением СМ СССР от 21 июня 1971 г. «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» были восстановлены, начиная с пятилетнего плана 1971—1975 гг., директивные задания по росту производительности труда, в заданиях по реализации выделялся объём новой продукции.
В 1970-е гг. многоступенчатая
система управления промышленностью
была заменена на двух-, трёхзвенную (министерство —
объединение — предприятие; министерство — хозрасчётныйком
• «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью», постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 2 марта 1973 г.
В 1970 г. существовало 608 объединений
(6,2 % занятого персонала, 6,7 % реализуемой
продукции), в 1977 г. 3670 объединений (45 % персонала,
44,3 % реализованной продукции), в том числе: ЗИЛ, АЗЛК, Воскресенскцемент, Электросила
Новообразованные объединения и комбинаты действовали на основах хозрасчёта, осуществляли основную инвестиционную деятельность, кооперировали хозяйственные связи предприятий. Министерствам отводилась роль проводника общей научно-технической политики. Резко сокращалось количество форм документации и показателей отчётности. Реорганизация сопровождалась значительным высвобождением управленческого персонала.
Агитационный плакат 9-й пятилетки, 1975 г. (укр.)
Следующей группой постановлений
• «О дальнейшем совершенствовании
хозяйственного механизма и задачах
партийных и государственных
органов» постановление ЦК КПСС от
12 июля 1979 г.
• «Об улучшении
планирования и усилении воздействия
хозяйственного механизма на повышение
эффективности производства и качества
работ» постановление ЦК КПСС и постановлением
ЦК КПСС и СМ СССР от 12 июля 1979 г.
•вводился новый плановый показатель
чистой (нормативной) продукции, учитывавший
вновь созданную стоимость — зарплата
плюс усреднённая прибыль, его задачей
было остановить тенденцию к росту цен
и затрат. Вводились поощрительные надбавки
к цене на новую и высококачественную
продукцию и стабильные долговременные
нормативы для фондов экономического
стимулирования. Расширялась практика
составления целевых комплексных научно-технических,
экономических и социальных программ
развития регионов и производственно-