Реформы Петра1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:59, реферат

Краткое описание

Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов. Петр I стал первым абсолютным монархом в истории Российского государства. Поскольку предшествующие монархи не являлись абсолютными они, в силу объективных причин, не могли устранить представительные органы с политической арены. Только после фактического слияния всех русских земель в единое государство, отрыва царя от старой аристократии, уменьшения политической роли последней стала возможной полная ликвидация боярской Думы и Земских соборов и утверждение самодержавия.

Содержание

1. Реформы центральных органов власти и управления: царская власть,
сенат, коллегии
2. Реформы местного и городского управления
3. Военная реформа
4. Суд и процесс

Вложенные файлы: 1 файл

реформы Петра 1 для ИОГП.docx

— 20.82 Кб (Скачать файл)

1. Реформы центральных органов  власти и управления: царская  власть,   

 сенат, коллегии 

2. Реформы местного и городского управления 

3. Военная реформа 

4. Суд и процесс

 

Великий реформатор претворил в государственное  устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов.

Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в истории Российского государства. Поскольку предшествующие монархи не являлись абсолютными они, в силу объективных причин, не могли устранить представительные органы (прежде всего Боярскую Думу) с политической арены. Только после фактического слияния всех русских земель в единое государство, отрыва царя от старой аристократии, уменьшения политической роли последней стала возможной полная ликвидация боярской Думы и Земских соборов и утверждение самодержавия (абсолютизма).

Установление абсолютизма  в России не сводилось лишь к освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет обуславливали необходимость перестройки всего государственного аппарата, поскольку доставшаяся Петру I от предшественников форма управления государством не отвечала новым государственным задачам. Абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов.

В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве). Формально она являлась канцелярией Боярской Думы, но ее работой руководил приближенный Петру I сановник (Никита Зотов). В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало как правило 8 человек, все они управляли различными приказами, и это совещание получило название Консилии министров. Этот совет превратился в Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел.

Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной  и исполнительной власти.

Указом «О престолонаследовании» 1722 г. было отменено последнее на тот момент сохранявшееся ограничение власти монарха по назначению себе приемника.

В 1718 году начинается реорганизация   Сената.   Именным   указом   "О

должности Сената", опубликованным в декабре 1718 года, было установлено, что этот орган должен состоять только из президентов коллегий. Таким образом, в Сенат были включены   "верховные   господа"   — "принципалы", обладавшие и ранее фактической  властью  в  государстве.   

В 1717 — 1720 годах  Петр I провел радикальную реформу органов центрального отраслевого управления, направленную на создание централизованного бюрократического по своей организации государственного аппарата,   сосредоточивающего   в   своих руках выполнение однородных функций в определенных областях жизни общества и государства.  В ходе реформы и были образованы коллегии как центральные органы управления с    общегосударственной    компетенцией, подчиненные монарху и Сенату. Коллегиям подчинялся местный аппарат управления.

Коллегия состояла из присутствия и канцелярии. В  состав присутствия входили президент — по назначению государя и вице-президент   — по назначению Сената, но с утверждения государя, четыре советника и четыре асессора по назначению Сената. Во главе канцелярии стоял секретарь, подготавливавший доклады для присутствия и осуществлявший надзор за деятельностью канцелярских чиновников. Петр I полагал,   что  подобная  система  будет способствовать   большей   авторитетности  правления  и  поможет  вести борьбу со взяточничеством. По  своей   компетенции   коллегии были не только административными, но и судебными учреждениями.

В начале XVIII века устраняется и духовный противовес единоличной власти царя. Церковными делами руководил поставленный царем местоблюститель, которого сменила в последствии Духовная коллегия. В Регламенте Духовной коллегии (1721) верховенство власти царя получает юридическое закрепление. В 1722 г. Духовная коллегия была преобразована в Святейший правительствующий синод, который уравнивался в правах с Сенатом и подчинялся непосредственно царю. Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений, как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. 

 

Реформы местного и городского управления

Управление  городами в конце XVII века основывалось на принципах строгой централизации. Возглавлял городское управление воевода, назначенный приказом, к ведомству которого относился данный город. Воевода — представитель центральной администрации. Через него осуществляли свою власть многочисленные приказы.

С конца XVII —начала XVIII столетия самодержавие предприняло ряд попыток укрупнить и привести в систему административно-территориальные единицы. Разгар народного  движения на юге в 1708 году вызвал необходимость усиления аппарата власти на местах, в связи с чем указом 18 декабря 1708 г. страна была разделена на восемь губерний, поименованных в указе с перечислением входивших в них городов: Московскую, Ингерманландскую (в 1710 году переименована в Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую, Сибирскую.

Губернии были очень  неравноценны по территории и числу  городов, ибо в основу их были положены уже существовавшие административные связи.

Указ 28 января 1715 г. предписывал образовывать ландратские доли только там, где в городах не было комендантов.

Вторая областная  реформа (1719—1720 гг.) проводилась с  учетом преобразований в системе  высших государственных органов. Смысл ее заключался в том, что деление на провинции стало общим для всей страны. Это позволило создать на местах более мощный и разветвленный аппарат местного управления.

Развитие формы государственного единства охватывало те же основные этапы, которые характерны для большинства  преобразований Петра I.

Реформы Петра I можно разделить  на три этапа:

Первый — преобразования, которые проводились до 1709 года. Это — "время разрушения старого государственного порядка".

Второй этап реформ Петра I, продолжавшийся с 1710 по 1718 год, характеризуется как период кризиса государственных учреждений. Все, что создается в этот период, создается под влиянием неотложных текущих потребностей для их удовлетворения.

И только третий этап, охватывающий последние семь лет правления  Петра I, относится ко времени, когда  проводится систематическая реорганизация  всего государственного механизма.  

Реформирование местного управления Петром, имеющее  непреходящее значение, связано прежде всего с созданием единой централизованной системы этого управления.

 

 

 

Военная реформа

Вооруженные силы русского государства имели в XVII веке структуру, которая была характерна и для  более раннего времени: дворянская конница, городское и сельское ополчение, а также стрелецкое войско, появившееся  при Иване Грозном. Поместная  и поселенная система содержания войск, когда после окончания  боевых действий дворяне возвращались в поместья, а стрельцы и посоха — к занятиям ремеслом и сельским хозяйством, не способствовали повышению  боеспособности вооруженных сил. 

Осенью 1699 года были реформированы  стрелецкие полки  в Москве, а ряду сподвижников Петра было поручено сформировать три дивизии по девять полков в каждой, набор в которые осуществлялся из даточных людей (лица из тяглого населения, отданные на пожизненную военную службу) со всего государства, а также из "охочих" людей Москвы. В течение зимы 1699-1700 годов новобранцы доставлялись в Преображенское, где лично Петр со списком в руках определял годность каждого и сам распределял их в полки, командовать которыми были назначены иноземцы, начальствовавшие раньше в полках "иноземного строя".

С 1699 года изменяется принцип комплектования. Постепенно вводится рекрутская система набора. В военном отношении она была для своего времени прогрессивной, хотя легла тяжелым бременем на плечи простого люда. Условия существования рекрутов были невыносимо суровыми, что приводило к высокой смертности и массовым побегам.

  Одновременно при Петре 1 был создан военно-морской флот.

Радикально   изменилась   система    военного    управления.    Вместо многочисленных приказов,  между  которыми  ранее  было  раздроблено  военное управление, Петр I учредил военную  коллегию  и  адмиралтейств-коллегию  для  руководства  армией  и  военно-морским  флотом.   Таким   образом,   военное управление было строго централизировано.

 

Суд и процесс

 

      Судебная  реформа явилась составным   элементом  реформы  центральных   и местных органов государственного аппарата. Судебную  реформу  Петр  I  начал проводить в 1719 г., когда были учреждены Юстиц-коллегия, надворные  суды  в губерниях и нижние суды в провинциях.

      Смысл  реформы состоял в отделении  суда от  администрации,  чтобы   дать

правовые  гарантии  купцам  и  промышленникам  от   притеснений   дворянской

администрации. Однако идея отделения суда от  администрации  и  вообще  идея  разделения властей, заимствованная с Запада, не  соответствовала  российским

условиям начала XVIII в. На практике   подданные   видели   власть   в   лице   губернаторов   и    иных администраторов,  им  и  обжаловали  решения  надворных  судов.  Губернаторы вмешивались в судебные  дела.  Хаос  во  взаимоотношениях  судов  и  местных властей привел к тому, что в  1722  г.  вместо  нижних  судов  были  созданы провинциальные суды в составе воеводы и асессоров (заседателей),  а  в  1727 г. упраздняются и надворные  суды.  Их  функции  передавались  губернаторам.

Дела по  политическим  обвинениям решались  в органах политической полиции (Тайной  канцелярии,  Тайной  экспедиции)  и  в Сенате, а нередко и лично  императорами.  Таким  образом,  попытка  судебной реформы в начале XVIII в. потерпела неудачу.

      Общая  тенденция развития процессуального  законодательства  и  судебной практики  предшествующих  веков  —  постепенное  увеличение  удельного  веса розыска в ущерб так называемому суду, т. е. замена состязательного  принципа следственным, инквизиционным — привела к  полной  победе  розыска  в  начале правления Петра I. 

      Тенденция  к замене суда розыском  определяется  обострением  классовой

борьбы, неизбежно вытекающим из общего развития феодализма.


Информация о работе Реформы Петра1