Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 21:05, курсовая работа
Еще с детства Петр отличался любознательностью, и поражал всех живостью и непоседливостью. Юный монарх отличается от своих братьев Федора и Ивана и отменным здоровьем. В 1682 году по предложению патриарха Иоакима, поддержанного частью бояр и стрельцами, 10-летнего Петра объявили царем. Однако мать царя Петра Алексеевича, царица-регентша, и ее помощники не смогли удержать власть, т.к. не обладали достаточными государственными способностями, и уже осенью 1682 года реальная власть перешла к Софье Алексеевне, дочери царя Алексея от первого брака, сестре Петра.
Введение
Культура Петровского времени
1.1 Реформы в области политики
1.2 Реформы в области науки и образования, культуры
1.3 Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи
Быт Петровского времени
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Культура Петровского времени
1.1 Реформы в области политики
1.2 Реформы в области науки и образования,
культуры
1.3 Реформы в области архитектуры, скульптуры,
живописи
Быт Петровского времени
Заключение
Список использованной литературы
Введение
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник!
А.С.Пушкин
В этих строках выражена самая суть характера
Петра 1 – царя-реформатора. Еще с детства
Петр отличался любознательностью, и поражал
всех живостью и непоседливостью. Юный
монарх отличается от своих братьев Федора
и Ивана и отменным здоровьем. В 1682 году
по предложению патриарха Иоакима, поддержанного
частью бояр и стрельцами, 10-летнего Петра
объявили царем. Однако мать царя Петра
Алексеевича, царица-регентша, и ее помощники
не смогли удержать власть, т.к. не обладали
достаточными государственными способностями,
и уже осенью 1682 года реальная власть перешла
к Софье Алексеевне, дочери царя Алексея
от первого брака, сестре Петра.
В годы правления Софьи Петр номинально
оставался царем, однако никакой роли
в политических делах не играл. Рос мальчик-царь
в обстановке постоянной борьбы боярских
группировок за власть, тогда же против
властей выступили стрельцы и солдаты.
Основное внимание в юные годы он отдавал
воинским играм, ”потехам”. По приказу
юного царя в окрестностях села Преображенское
на реке Яуза построили Пресбург - “потешную
фортецию”, которую осаждали по всем правилам
воинского искусства. В батальоны своих
“потешных”, помимо знатных, Петр собирал
холопов и “ простецов”, лишь бы были
они людьми шустрыми, веселыми и исполнительными.
Недалеко от Преображенского располагалась
Немецкая слобода –Кокуй, где были сосредоточены
иноземцы, мастера всякого рода, военные
специалисты. Петр, вызывая нередко удивление
и осуждение, сближается с иноземцами.
С помощью новых учителей иностранцев
Петр усвоил основы арифметики и геометрии,
артиллерии и фортификации, узнал правила
вождения судов, возведения крепостей,
мог высчитать полет пушечного ядра.
Подраставший царь, занятый “потешными”
играми и учением, с явным неудовольствием
и раздражением следил за действиями сестры-
правительницы. Таков был его характер:
упрямый, самостоятельный, резкий. В 1689
году при поддержке своих “потешных”,
почти всех стрелецких и солдатских полков,
большинства дворян, юный царь Петр берет
власть в свои руки. Начинается самостоятельное
правление Петра.
Культура Петровского
времени.
Реформы в области
политики.
Петровская эпоха известна как эпоха бурной
реформаторской деятельности в России.
Эпитеты “первый”, “впервые” часто употребляют
по отношению к Петровской эпохе.
Детство и юность Петра прошли среди иноземцев,
и у них было чему поучиться. Петр был чрезвычайно
любознателен, за какое бы дело ни брался,
он вникал во все его тонкости. В первой
своей заграничной поездке в 1697-1698 гг.,
он сумел увидеть многое. И это чрезвычайно
поразило Петра. Европа и Россия конца
17 века разительно отличались во многих
областях науки, культуры, искусства, военного
дела. Российская армия состояла из неграмотных
крестьян, искусство развивалось под большим
влиянием церкви: в архитектуре в основном
преобладают церкви, в живописи – иконы.
В ремеслах и науке также велико влияние
церкви. “Ревнители древлего благочестия”
всячески противились всему новому, и
поэтому Россия отставала по многим показателям
от ряда стран Западной Европы.
В Голландии царь побывал в музеях, госпиталях,
воспитательных домах, театрах. В Англии
осмотрел лондонский Тауэр, Гринвичскую
обсерваторию, посетил Английскую королевскую
академию наук и Оксфордский университет.
В Дрездене ему показали королевскую кунсткамеру,
в Вене кунсткамеру и библиотеку. За границей
Петр начал собирать различные произведения
искусства и раритеты.
С большим уважением относился Петр к
знаниям и знающим людям. Петр понимал,
что без знаний, опыта и помощи Европы
не обойтись, поэтому всячески старался
привлечь западных специалистов для работы
в России, не скупясь ни на деньги, ни на
щедрые посулы. Важное условие, которое
Петр ставил приглашенным иностранцам
– обучение русских. Работа рука об руку
с опытными иностранными мастерами была
отличной школой для русских военных,
ученых, архитекторов, скульпторов и живописцев.
Россия конца 17 начала 18 вв.- вожделенна
для иностранцев. Сотнями и тысячами стремились
они сюда в надежде разбогатеть, сделать
карьеру, реализовать свои творческие
способности. Ехали архитекторы, художники,
скульпторы, ювелиры, военные, инженеры,
ученые и просто мастеровые. Приезжали
из Швейцарии, Германии, Англии, Голландии,
Франции, Италии. Многие находили в России
вторую родину, заводили семью, а главное
– трудились на благо России. Наверное,
не было во всей Европе места более благодатного
для творчества, чем Россия.
Приглашая иноземцев в Россию, царь-реформатор
надеялся осуществить дерзкие планы –
расширить границы присоединением Сибири,
подойдя к побережью Ледовитого и Тихого
океанов, и завоевать выход к Балтийскому
морю. Генетический сплав русского и иноземного
на российской почве даст удивительный
результат, изменит развитие России и
породит впоследствии целую плеяду талантливых
людей.
Изменение Петром 1 внутренней и внешней
политики повлекло за собой колоссальные
изменения во внутренней жизни России,
и затронуло все области науки, культуры,
искусства, а также быт всех без исключения
слоев населения.
Реформы в
области науки и образования,
культуры
Слово “учиться” стало
лейтмотивом всех петровских преобразований.
Петр с большим уважением относился к
наукам и учению. По некоторым сведениям,
Петр 1 в совершенстве освоил 14 специальностей,
мог своими руками от начала до конца построить
морское судно. Во время второго заграничного
путешествия в 1717 г. Ему было присвоено
звание почетного члена французской Академии
наук. Задумал Петр создать и Российскую
академию. В 1724 г. он подписал указ о ее
основании: ”…учинить академию, в которой
бы учились языкам, также прочим наукам
и знатным художествам, и переводили бы
книги ”.
Что было особенно важным, что Российская
академия находилась на содержании государства,
в то время как иностранные академии вынуждены
были сами изыскивать средства для существования.
Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч
рублей в год и обещал академикам “довольное
жалованье”, квартиру, дрова, свечи. Самих
же академиков приглашали из-за границы.
В их числе были ученые с мировым именем
– математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли.
Впоследствии Эйлер, автор более 800 работ,
признавался: ”я всем обязан своему пребыванию
в Петербургской Академии”. В состав Академии
помимо научно-исследовательской части
входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория,
типография, анатомический театр, ботанический
сад и граверная палата. Академический
университет явился первым светским учебным
заведением стремя факультетами: юридическим,
медицинским, философским. Создание Академии
положило начало не только науке, но и
высшему светскому образованию в России.
Образование Петр ставил во главу всех
реформ. В Москве одна за другой открывались
школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская,
медицинская, немецкая. Еще со времен первой
поездки за границу, Петр вынашивал план
создания морской школы в России. В 1701
г. его указом открывается в Москве Навигацкая
школа. В составлении программы принимал
участие сам царь, упор делался на математические
и морские науки – арифметика, геометрия,
тригонометрия, астрономия, навигация.
Дворяне в новое учебное заведение поступали
неохотно, поэтому приходилось их брать
“с принуждением”. Около пятисот учеников
школы получали ”кормовые деньги”, а
те, кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала
до 1715 г. и передала эстафету открывшейся
в Петербурге Морской Академии.
В 1703 г. открылась Немецкая школа, которую
можно считать первой российской гимназией.
Обучались в ней дети мелких царских чиновников.
Возглавил школу немецкий пастор Эрнест
Глюк, попавший в плен во время Северной
войны. Любопытно, что до его пленения
в его доме в Мариенбурге воспитывалась
Марта Скавронская, будущая русская императрица
Екатерина 1 – жена Петра.
В 1714 г. Петр 1 подписал указы об обязательном
обучении дворянских детей цифири и геометрии.
Стали создаваться цифирные школы, где
помимо дворян обучались дети приказных,
служилых и посадских людей. Время от времени
царь устраивал в Москве или Петербурге
смотры служивших и неслуживших взрослых
дворян и недорослей, и нередко сам распределял
их по полкам и школам, а также определял,
кому учиться в России, а кому за границей.
При Петре появился обычай посылать дворян
учиться за границу. Для многих это было
тяжелым испытанием: будущий известный
дипломат Петр Толстой отправился учиться
в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой.
Во Франции русские гардемарины голодали,
т.к. жалованье приходило с большим опозданием.
Царь был тверд в своем намерении заставить
дворян учиться.
В петровское время юноши, закончив учебу
к пятнадцати годам, обязаны были поступить
на военную или гражданскую службу. Дворян
на службу принимали по их годности, принимая
во внимание внешний вид, способности,
происхождение и состоятельность. По требованию
Петра дворяне начинали служить с “фундаменту”,
т.е. в армии и на флоте – рядовыми, в гражданском
учреждении – низшим чиновником.
В 1722 г. была введена “Табель о рангах”,
в соответствии с которой различались
три вида службы : военная, штатская и придворная.
Первые две делились на 14 рангов или классов.
На военной службе низшим чином считался
фендрик, позже прапорщик или корнет, высшим
– генерал-фельдмаршал. На гражданской
– коллежский регистратор и действительный
тайный советник, или канцлер. Петр стремился
пополнять ряды дворян за счет талантливых
выходцев из других сословий. Недворянин,
дослужившийся до прапорщика в армии,
автоматически получал потомственное
дворянство. “Табель о рангах” уравняла
старое родовитое дворянство, кичившееся
своим происхождением, и новую, безродную
знать.
При Петре 1 появился и первый российский
музей – Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу
служили различные древние предметы и
редкости, собранные царем во время заграничного
путешествия. Во время второго путешествия
царь приобрел в Данциге для Кунсткамеры
коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме
– заспиртованных животных, рыб, змей
и насекомых. Там же он приобрел уникальную
анатомическую коллекцию. Собрание Кунсткамеры
пополнялось также и отечественными редкостями.
Петр издал указ с призывами к населению
доставлять “ каменья необыкновенные,
кости человеческие и скотския, рыбьи
или птичьи, не такие , какие у нас ныне
есть… старые надписи на каменьях, железе
или меди, или какое старое, необыкновенное
ружье, посуду и прочее все, что зело старо
и необыкновенно…”. Присылавших диковины
для музея поощряли солидным вознаграждением.
Кунсткамера впервые была открыта для
обозрения в палатах Кикина в 1719 году.
Вскоре для Кунсткамеры на Васильевском
острове выстроили отдельное здание. Здание
Кунсткамеры венчает высокая башня, где
размещалась одна из самых первых российских
обсерваторий. По сей день в ней хранится
Готторпский глобус диаметром в три с
половиной метра. Сделан он был в Германии
и подарен Петру 1 герцогом Голштинским.
Снаружи глобус изображает Землю, а внутри
– небесную сферу. Есть в нем дверца, через
которую зрители проникали внутрь, и, усаживаясь
на скамью, наблюдали за вращением. В движение
глобус приводился водяным двигателем.
Один оборот, как и в природе, совершался
за сутки. Понимая значение музея для просвещения
россиян, Петр 1 велел сделать вход бесплатным,
“…если кто придет с компанией смотреть
редкости, то угощать их на мой счет чашкою
кофе, рюмкою вина или водки”. На эти цели
из казны выделялась немалая по тем временам
сумма – 499 рублей в год.
“ Я хочу, чтобы люди смотрели и учились”
- говорил Петр 1.
В конце 1702 г. (точная дата неизвестна)
произошло событие , значение которого
трудно переоценить: вышел первый номер
первой русской печатной газеты “Ведомости”.
Первый дошедший до нас номер, датированный
2 января 1703 г., вышел большим для своего
времени, тиражом – около 1000 экземпляров.
Номер содержал немало информации о внутренней
жизни России. Петр сам выбрал известия
для публикации в первом номере. Первая
русская печатная газета мало чем походила
на современную, и представляла из себя
4 небольших листка бумаги, собранные в
тетрадь, размером чуть больше ладони
взрослого человека. На Красной площади
каждого прочитавшего номер “Ведомостей”
угощали бесплатным обедом. Так власти
пытались приобщить народ к чтению газет.
В 1708-1710 гг. в России перешли на новый шрифт,
который с некоторыми изменениями по сей
день используется. Петр 1 лично отобрал
окончательный вариант нового шрифта.
Нововведения коснулись и правописания.
Из алфавита были изъяты некоторые буквы
– омега, пси, ижица и другие. Числа , писавшиеся
буквами, стали обозначать арабскими цифрами.
В 1703 г. вышли первые книги с арабскими
цифрами, среди них был и первый русский
учебник “ Арифметика, сиречь наука числительная”,
написанный Леонтием Магницким, преподавателем
Навигацкой школы.
Петр прекрасно понимал, что без книг невозможно
распространение знаний, поэтому всячески
способствовал их печатанию. В 1700 г. была
выдвинута целая программа издания книг.
Петр часто сам указывал, какую книгу следует
перевести на русский язык. При этом он
давал такие рекомендации переводчикам:
не столь важно придерживаться близости
к тексту, сколь важно передать его главное
содержание. В петровское время книги
даже стали оформлять по-новому: нумеровать
страницы цифрами, ввели титульный лист,
оглавление, предметный и именной указатели,
в книгах появились чертежи и иллюстрации.
Тексты стали разбивать на абзацы. Изменился
также и формат книг – книги нового времени
были невелики по размеру. В 1708 г. по указанию
Петра были напечатаны первые карманные
книги. За первую четверть 18 века книг
вышло больше, чем за 150 предшествующих
лет.
Рост выпуска книг, большой интерес к знаниям
стимулировали и развитие библиотечного
дела. В 1714 г. в Петербурге была основана
публичная библиотека. В 1725 г. библиотека
насчитывала 11 тысяч книг, включая древние.
Существовало в Петровские времена и немало
личных библиотек, более полутора тысяч
книг было и у самого Петра. В основном
это были издания необходимые царю в повседневной
работе, три четверти собрания составляли
книги нерелигиозного содержания. Большинство
из них имели отношение к морскому делу,
военному искусству, истории, архитектуре
и садово-парковому делу.
В центре внимания светской культуры Петровского
времени главенствует человек. В средневековой
культуре он играл второстепенную роль,
по сравнению с богами или святыми. Особенно
это проявилось в литературе. Среди читающей
публики пользуются популярностью небольшие
приключенческие истории. Произведения
как в зеркале отражают свою эпоху и ее
героев – умных, смелых образованных,
везде добивающихся успеха.
Реформы в
области архитектуры,
“ Его царское величество, по взятии Шлотбурга,
в одной миле оттуда ближе к восточному
морю, на острове новую и зело угодную
крепость построить велел, в ней же есть
шесть бастионов, где работали двадцать
тысяч человек подкопщиков, и тое крепость
на свое государское именование прозванием
Питербурхом обновить указал”. Таково
первое сообщение в “Ведомостях” о строительстве
Петербурга. Город был заложен 16 мая 1703
года. Первоначально Петербург закладывался
как крепость, первый кирпич в основание
будущей каменной цитадели заложил сам
царь Петр. Под камень тот поместили золотой
ковчежец с частицей мощей апостола Андрея
Первозванного. Руководить работами было
поручено Доменико Трезини. Перед приездом
в Россию Трезини находился на службе
у датского короля, и был завербован русским
послом Измайловым. Любопытно, что при
заключении договора Трезини оговорил
возможность беспрепятственного выезда
из России по окончании работ, но так и
не захотел уехать, оставшись в России
до конца своих дней, и полностью посвятив
себя строительству Нового города.
Петербург — один из красивейших городов
мира. Запоминающиеся высотные доминанты,
логичная пространственная композиция,
строгая планировка сети прямых улиц,
просторные площади, величественный облик
зданий, зелень многочисленных парков
и садов, гладь рек и каналов, гранитные
набережные, мосты, узорчатые ограды, выдающиеся
произведения монументальной скульптуры
придают Петербургу уникальный характер
целостного архитектурно-строительного
ансамбля; сооружения центральных, исторически
сложившихся районов города, связанные
рядовой застройкой, а также дворцово-парковые
комплексы являются как бы единым художественным
произведением.
Петербург основывался как крепость, вокруг
которой и близ домика Петра (один из первых
образцов "типового" жилого дома
Санкт-Петербурга) на Городском (ныне Петроградском)
острове начал формироваться город. Первоначально
крепость называлась Санкт-Петербургской,
а позже получила название Петропавловской,
произошедшее от находящегося в ней собора
Петра и Павла. Поначалу храм был деревянным,
позже Трезини перестроил его, сделав
каменным. В Петровское время собор был
нетипичен для русского зодчества, т.к.
он имеет форму базилики – здания, сильно
вытянутого с запада на восток, характерного
для архитектуры Западной Европы. На востоке
отсутствуют привычные для русского храмового
зодчества полукруглые выступы – апсиды.
На храме установлен золоченый шпиль с
фигурой ангела над колокольней. Высота
шпиля 120 метров, что позволило собору
долгие годы считаться самым высоким зданием
России. В 20-е годы на колокольне установили
куранты в 35 колоколов, купленные в Голландии.
Как внешнее убранство было нетипично
для русского зодчества, так внутреннее
поражало своей необычностью. Стены украшали
картины, написанные в новой реалистичной
манере, стены и своды расписаны под мрамор
и украшены ордерными элементами. Пожалуй,
главное отличие архитектуры нового времени
от русского средневековья состояло в
использовании архитектурного ордера.
Ордер в переводе с латыни означает строй,
порядок. Действительно, архитектурные
сооружения петровского времени имеют
четкий конструктивный порядок, состоя
из несущих стен, колонн и несомых сводчатых
и плоских потолков и перекрытий. Любое
более или менее значимое здание сооружается
с использованием ордерных элементов,
а изучение классических ордеров ложится
в основу архитектурного образования.
В мировой истории градостроительства
найдется очень мало примеров создания
крупных городов всего за два-три десятилетия.
Петербург занимает особое место в этом
ряду. Масштабное строительство новой
русской столицы, а так и задумал царь
Петр Алексеевич, невозможно было без
четкой организации и команды лучших зодчих,
знакомых с мировыми достижениями архитектуры.
Строительство приобрело большой размах
и велось планомерно под руководством
архитекторов, приглашенных Петром I из
Италии (Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, Н. Миккети),
Франции (Ж. Б. Леблон), Германии (Г. Шедель,
А. Шлютер, И. Ф. Браунштейн, Г. И. Маттарнови,
Т. Швертфегер), и русских мастеров, обучавшихся
в Москве или вернувшихся из Голландии
(М. Г. Земцов, Г. Н. Усов, И. К. Коробов). В
1706 году для руководства строительством
была учреждена "Канцелярия городовых
дел". В 1714 году для концентрации строительных
усилий был принят указ, воспрещающий
возводить каменные дома где-либо в государстве,
кроме Петербурга. В 1715 – 17 гг. созданы
планы центра Петербурга на Васильевском
острове: один с прямоугольной сетью улиц
и каналов (арх. Д. Трезини; этот план лежит
в основе существующей планировки), другой,
основанный на абстрактной идеальной
схеме овального в плане города-крепости
(арх. Леблон; этот план был отвергнут Петром).
В 1716 году созданы "образцовые" проекты
жилищ, ставившихся по линии улицы (арх.
Леблон и Трезини): кирпичных — для "именных"
и зажиточных; на деревянном каркасе с
заполнением глиной и росписью стен под
кирпич — для "подлых", т. е. для рядовых
горожан. На Троицкой площади и вокруг
Троицкой церкви, складывался городской
центр, были возведены обширные деревянные
и мазанковые здания Сената, Таможни, Монетного
двора. От домика Петра I вверх по Неве
на площади располагались дома вельмож,
высших военных и гражданских чинов, духовенства.
Адмиралтейская крепость стала вторым
центром застройки, градостроительным
ориентиром при формировании новых улиц,
расходившихся лучами, что легло в основу
последующего плана. К 1725 году в застройке
города, организации его пространственно-планировочной
структуры, охватившей все основные острова
и материковую часть, особую роль стали
играть общественные здания. Кроме Петропавловской
крепости и Адмиралтейства, которые явились
доминантами в панораме новой столицы,
привлекали внимание Меншиковский дворец
и строившаяся Кунсткамера — первое монументальное
здание близ стрелки Васильевского острова,
высотная композиция которой перекликалась
со шпилями Петропавловской крепости
и Адмиралтейства. По соседству с ней выделялось
своими размерами и мерными композиционным
ритмом повторяющихся секций здания Двенадцати
коллегий.
Центр Петербурга застраивался домами
знати, но для царя были возведены два
дворца – Зимний и Летний с огромным парком.
В окрестностях Петербурга на самом берегу
моря Петр заложил в 1714 году дворец Монплезир,
что в переводе с французского “Мое удовольствие”.
Петергоф расположен на берегу Финского
залива. Четыре начала составляют чудо
Петергофа – архитектура и скульптура,
зелень и вода. Петр хотел, чтобы Петергоф
был подобием Версаля. Однако, Петергоф
превзошел Версаль. Одну из главных достопримечательностей
составляют фонтаны. С фонтанным искусством
в России познакомились именно в петровское
время. По сей день поражают воображение
дворцы Петергофа, его садово-парковый
ансамбль и каскад фонтанов.
Помимо Петербурга велось строительство
в Москве и других городах Российской
империи. Вследствие пожара в Москве в
1699 году было запрещено возводить деревянные
постройки на пожарищах. Вместе с тем формальное
художественное сближение архитектуры
каменных зданий Москвы с западноевропейским
зодчеством, начавшееся в конце XVII века
стало еще более заметным в начале XVIII
века. Примером этому могут служить: дворец
Ф. Я. Лефорта на Яузе (1697 – 1699 гг.); Старый
Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения
на Покровке (1695 – 1699 гг.); церковь Знамения
в Дубровицах (1690 – 1704 гг.). Это свидетельствует
о том, что отечественные зодчие знали
ордерную тектоническую систему и могли
искусно сочетать ордерные и иные элементы
с русскими традиционными приемами. Примером
такого сочетания может служить Лефортовский
дворец в Немецкой слободе, выстроенный
одним из московских архитекторов. Фасады
дворцы разделены мерным ритмом пилястр
большого коринфского ордена. По сторонам
въездной арки их ритм меняется, и они
формируют пилястровый портик с фронтоном.
Плановая система в тоже время представляет
собой композицию замкнутого каре, принятую
на Руси для торговых и иных дворов.
В петровское время были созданы не только
выдающиеся памятники архитектуры и градостроительного
искусства – Петропавловская крепость
и ее собор, Александро-Невский монастырь,
Петербург и Петергоф. В начале 18 в. В России
сформировались основные принципы зодчества
нового времени – ордерность, “регулярность”.
Русская архитектура стала развиваться
в рамках общеевропейских художественных
стилей.
Скульптура в средние века не была широко
распространена в России. Каменные барельефы
древнего Владимира, народная резьба по
дереву, глиняная игрушка – вот, пожалуй,
и все, что можно отнести к скульптуре
в допетровское время. Знакомство русских
с западной скульптурой произошло задолго
до Петра 1. Однако как уже говорилось ранее,
огромное влияние на развитие искусства
и культуры оказывала церковь. Ее мнение
было решающим. Первое же “узаконенное”
появление трехмерной скульптуры в России
относится к 1695 году. Тогда в Москве была
сооружена Триумфальная арка в честь взятия
Азова. Арку венчали вырезанные из дерева
фигуры Марса и Геракла.
Даже в новое время скульптура непросто
приживалась на русской почве – публика
не готова была ее воспринять. Тем не менее,
уже при Петре 1 статуи стали появляться
во дворцах, парках, храмах, на триумфальных
арках. Одним из наиболее интересных примеров
является Петропавловский собор. Важное
отличие в убранстве данного храма являет
собой скульптура, которую Древняя Русь
почти не знала. Лепные фигуры ангелов
смотрят из-под сводов. Главная же достопримечательность
- иконостас, подаренный Петром 1. Со времен
Московской Руси в храмах ставили иконостасы
в виде сплошной стены, полностью скрывающей
алтарь. Иконостас Петропавловского собора
иной. Он выполнен в виде нарядной триумфальной
арки и украшает его главным образом скульптура,
а не живопись.
Постепенно все большую роль скульптура
стала играть и в оформлении внутреннего
убранства интерьеров. Помимо статуй появилась
лепнина. Без них уже не обходилось убранство
ни одного дворца.
Не имея за своими плечами многовековой
традиции скульптуры, Россия не сразу
освоила этот вид искусства. Поначалу
пробел восполняли иностранные мастера.
Одним из самых ярких представителей был
итальянский скульптор Бартоломео Карло
Растрелли. Наше представление о Великом
Петре сложилось во многом благодаря скульптурам
Растрелли. Его, как и многих работавших
в России иностранцев, занимала необыкновенная
личность русского царя – преобразователя.
В 1719 г. скульптор снял с лица Петра гипсовую
маску, которая послужила образцом для
работ не только самого Растрелли, но и
для головы знаменитого “Медного всадника”
Фальконе. Незадолго до смерти Петра мастер
выполнил бронзовый бюст царя.
Скульптор и создаваемая им статуя стали
символами Петровских преобразований.
На личном штандарте царе был изображен
ваятель, высекающий женскую фигуру.
Скульптура при Петре 1 заняла важное место
при оформлении дворцов парков, фонтанов,
храмов, и навсегда вошла в нашу жизнь.
Благодаря Петру 1 в конце 18 века в русских
городах получили распространение скульптурные
монументы, без которых сегодня мы не мыслим
архитектуры наших городов.
Как и в архитектуре и скульптуре в живописи
происходят революционные перемены. Основным
художественным методом становится реализм.
Кардинально изменяются способы изображения.
Русские художники начинают постепенно
отходить от традиционной, иконописной
манеры письма. Они приобщаются к новой
живописи, известной в Западной Европе
еще с эпохи Возрождения, где проблемы
формы и пространства решались иначе.
Древнерусские художники не стремились
передать объем предметов и глубину окружающего
пространства. Живописцы нового времени,
наоборот, осваивают искусство светотени,
а для создания трехмерного пространства
обращаются к линейной перспективе –
одному из величайших достижений изобразительного
искусства эпохи Возрождения.
Основной постулат линейной перспективы
гласит: параллельные прямые, уходящие
вдаль, пересекутся в одной точке на линии
горизонта. Любой из нас наблюдал этот
эффект стоя на железнодорожных путях.
Древнерусские художники не следовали
этому правилу. Художники нового времени,
взявшие на вооружение линейную перспективу,
создавали на плоскости холста убедительную
иллюзию глубины пространства.
Помимо линейной художники стали пользоваться
и световоздушной перспективой. Принято
считать, что первым этот прием открыл
Леонардо да Винчи. Он обратил внимание
на то, что по мере удаления от зрителя
предметы не только становятся все менее
различимы, но и погружаются в дымку. Этот
оптический эффект создается благодаря
толстому слою воздуха, насыщенного пылью.
По-другому художники стали относиться
и к проблеме времени в живописи. В средние
века иконописец мог на одной иконе изобразить
два или три разновременных действия с
одними и теми же персонажами. В новое
время на картине изображают событие в
момент его свершения, вместе с тем живописец
пытается преодолеть статичность средневековой
живописи и создать иллюзию движения.
В петровское время начали формироваться
жанры живописи, такие как батальный, портретный,
пейзажный, бытовой, натюрморт. Сам Петр
отдавал предпочтение морским пейзажам.
Формально, самым “высоким” среди жанров
считается исторический, самым же распространенным
портрет.
Изменяется и техника письма, появились
новые материалы. Раньше иконописец писал
на доске. Теперь же картины выполняются
на холсте, темперу – краску, замешанную
на яичном желтке, сменяют масляные краски.
Готовую картину, в отличие от иконы, вставляют
в раму. Она играет важную роль в восприятии
произведения.
Именно в петровское время появился в
России выдающийся живописец, вставший
вровень с европейскими мастерами, - Иван
Никитин. Петр заметил талантливого юношу
и в 1716 г. отправил его вместе с братом
учиться в Италию. Петр высоко оценил талант
Никитина и по возвращении его в Россию
подарил художнику дом близ Зимнего дворца,
и назначил его “двора его величества
живописцем”. Художник целиком посвятил
себя портретной живописи, и выполнил
много великолепных работ, которые донесли
до наших дней характер изображенных личностей,
их быт.
Реформы в живописи в петровскую эпоху
позволили перейти от иконописи к реальному
изображению, живопись стала светской
, жанровой, реальной, и сегодня мы имеем
возможность увидеть портреты не только
самого царя Петра Алексеевича, но и многих
его современников.
Быт Петровского
времени.
Самый устойчивый компонент
жизни людей – это быт, но и он испытал
серьезные изменения в петровскую эпоху.
Поставив целью сформировать породу новых
людей, Петр стремился привить дворянам
хорошие манеры, дать им светское воспитание
и образование.
С начала 18 в. многое изменилось как в устной,
так и в письменной русской речи. Издавались
книги с правилами хорошего тона, рекомендациями
по этикету, поведению в различных сферах
жизни. Появились обращения на “ Вы”,
“ Милостивый государь”, “ Господин”.
Письма заканчивали подписями:” Ваш покорный
слуга”, “ Остаюсь к услужению готовый”.
Русский язык в петровскую эпоху обогатился
множеством новых слов, преимущественно
иностранного происхождения.
В царствование Петра в обиход вошел юлианский
календарь. Летоисчисление стали вести
от Рождества Христова. В связи с этим
событием началом года теперь считалось
1 января, а не 1 сентября : ” Указал великий
государь впредь лета счислять в приказах
и во всяких делах и крепостях писать с
нынешнего генваря с числа 1 от Рождества
Христова 1700 года “. Таким образом, вместо
7208 года в России начался 1700 год. Отныне
1 января предписывалось поздравлять друг
друга с Новым годом, украшать дома ветками
и деревьями сосновыми, еловыми и можжевеловыми.
В честь праздника устраивали пушечную
пальбу и фейерверки. Впервые в России
увидели фейерверки именно при Петре.
Устраивались они по большим праздникам:
в новогоднюю ночь, в день рождения царя,
в честь военных побед.
В январе 1700 г. выходит царский указ об
упразднении старомодного русского платья,
мужчинам и женщинам велено было переодеться
в венгерское и немецкое платье. В городе
на видных местах вывешены были образцы
новой одежды, пошив и продажа старой запрещались.
Новая мода приживалась трудно.
Не менее трудно было Петру заставить
горожан брить бороду, считавшиеся на
Руси признаком мужественности и символом
православия. Непокорным боярам царь стриг
бороды собственноручно. Правда, имея
деньги можно было откупиться от принудительного
бритья.
Во времена Петра1 появились и первые модники.
Наряд русского дворянина изменился до
неузнаваемости, неизменным элементом
мужского платья стала белая рубашка и
галстук в виде ленты, поверх одевался
камзол и кафтан. Кафтан носили незастегнутым
- нараспашку. В те времена законодательницей
мод считалась Франция, поэтому многие
предметы туалета имели французские названия,
например “кюлоты” – короткие мужские
штаны, к ним полагались белые шелковые
чулки. Модной обувью считались тупоносые
туфли на небольшом каблуке с большими
металлическими пряжками, или сапоги –
ботфорты - с широкими раструбами в верхней
части голенищ. В Оружейной палате Московского
Кремля среди предметов одежды хранится
пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших
Петру . Существует мнение, что царь, владевший
многими ремеслами в совершенстве, сшил
их собственноручно.
Тогда же вошел в моду и парик. При всем
своем неудобстве он имел и немалые преимущества:
долго сохранял форму, скрывал лысину,
и придавал своему владельцу представительный
вид.
Однако, как ни богаты и красивы были мужские
наряды, им было трудно тягаться с женскими.
Дама, одетая в нарядное платье, напоминала
изящную фарфоровую статуэтку.
По-новому стало исчисляться и время суток.
Куранты, установленные на Спасской башне
в начале 17 в. имели циферблат с 17 делениями,
вращался циферблат и подводил одну из
цифр к стрелке. Количество дневных и ночных
часов в сутках колебалось от 7 до 17. При
Петре количество часов в сутках стало
неизменным – 24. В начале 18 в. куранты в
Кремле заменили голландскими, с подвижными
часовой и минутной стрелками, и циферблатом
с 12 делениями.
К концу 17 началу 18 вв. постепенно меняется
быт как простых, так и знатных, зажиточных
людей. Меняется на западный манер одежда
, пища, жилище . Бояре и дворяне стригут
волосы и бороды, заводят иностранные
книги и музыкальные инструменты, игрушки,
входит в моду курение табака.