Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России.
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..... 3
Реформы Петра I ………………………………………………………...... 5
Преобразования Петра I в области культуры в литературе, живописи, театральном искусстве, архитектуре, образовании и науки ………………… .8
Заключение …………………………………………………………………….. 16
Список использованной литературы …………………………………………. 17

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ СПБ1.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………..... 3

  1. Реформы Петра I ………………………………………………………...... 5
  2. Преобразования Петра I в области культуры в литературе, живописи, театральном искусстве, архитектуре, образовании и науки ………………… .8

Заключение …………………………………………………………………….. 16

Список использованной литературы …………………………………………. 17                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Процесс изменения  культуры России в эпоху Петра  Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России.

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в  составе Великого посольства ряда европейских  стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. 14 января 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики". Почти одновременно с ней была создана Артиллеристская школа. В 1712 г. в Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит  Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 г. в  Москву приглашается труппа Куншта для  создания театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга "Юности честное  зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти  преобразования исходили исключительно  сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для  низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

В своей контрольной работе я раскрою такие вопросы как: Реформы Петра I, Преобразования Петра I в области культуры: в литературе, живописи, театральном искусстве, архитектуре, образовании и науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реформы Петра I.

 

У Петра I не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство.

Реформаторская деятельность Петра I порождала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Петр действовал решительно, целенаправленно и с крайней жестокостью.

В народных массах России петровские преобразования выразились двояко. С одной стороны, тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой — в духовной жизни народа отразился положительный образ Петра – преобразователя в песнях о Полтавской победе, в "плачах" о царе и т.д.

Петровские  реформы кардинально изменили русскую  культуру. Причем термин "культура" здесь понимается в самом широком смысле – от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской жизни государства.

Сближение с  западом проявилось и в том, что  Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца.

26 августа 1698 года, на следующий день после  прибытия из-за границы, царь  выступил в роли цирюльника. Он  велел подать ему ножницы и  самолично обрезал бороды у  шокированных этой выходкой бояр.

Подобную операцию Петр повтори несколько раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.

Законодательно  было установлено обложение налогом  тех, кто носил бороду. Знатные  и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.

Тем, кто не желал  этого делать надлежало платить  большие налоги с учетом положения  в обществе.

В такой же форме  Петр I организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у Лефортова  дворца.

Гости прибыли  на пир разряженные в традиционную русскую одежду — в шелковых зипунах  яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь — длинное широкое платье из бархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульей. Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движения, и мешавшая работе. На пиру Петр I взял ножницы и принялся укорачивать рукава.

В январе 1700г. в  Москве, в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служивым, приказным и  торговым людям носить иноземные  короткие кафтаны. Были установлены  сроки перехода на новую одежду для мужчин: конец 1770г. Для женщин — чуть позже.

Эти перемены повлияли и на русскую легкую промышленность, стали развиваться мастерские и  фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы для нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары.

Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно  носившим бороды угрожала ссылка на каторгу  и конфискация имущества. В 1700 году у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жители сибирских городов выпросили освобождение от новой одежды "по скудости своей". В конечном счете камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки и парики вытеснили старую русскую одежду. Быстрее всего утвердилась западная одежда среди женщин.

Дворянский  быт изменялся и в следствие  того, что царь заставлял дворян учиться, служить в армии и  флоте, в учреждениях гражданского управления. Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в церкви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф и другие наказания.

Подданных Петр I снабдил массой распорядительных и нормативных актов, определяющих их семейную, хозяйственную и духовную жизнь. Разительные перемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя. Упрощались традиции, исчезала скованность.

Петровские  реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и так называемых «подлых людей», все податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учетом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов, ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т.д.

В городской  быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы — взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.

И все-таки влияние  петровских реформ на народный быт  было незначительным.

 

 

 

 

 

  1. Преобразования Петра I в области культуры в литературе, живописи, театральном искусстве, архитектуре, образовании и науки.

 

Слово «учиться» стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Петр с большим уважением относился к наукам и учению. По некоторым сведениям, Петр 1 в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно. Во время второго заграничного путешествия в 1717 г. Ему было присвоено звание почетного члена французской Академии наук. Задумал Петр создать и Российскую академию. В 1724 г. он подписал указ о ее основании: «учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги».

Что было особенно важным, что  Российская академия находилась на содержании государства, в то время как иностранные  академии вынуждены были сами изыскивать средства для существования.  Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год и обещал академикам «довольное жалованье», квартиру, дрова, свечи. Самих же академиков приглашали из-за границы. В их числе были ученые с мировым именем – математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли. Впоследствии Эйлер, автор более 800 работ,  признавался: «я всем обязан своему пребыванию в Петербургской Академии». В состав Академии помимо научно-исследовательской части входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический театр, ботанический сад и граверная палата. Академический университет явился первым светским учебным заведением стремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России.

Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать “с принуждением”. Около пятисот учеников школы получали «кормовые деньги», а те,  кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии.

В 1703 г. открылась Немецкая школа, которую можно считать первой российской гимназией. Обучались в ней дети мелких царских чиновников. Возглавил школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время  Северной войны. Любопытно, что до его пленения в его доме в Мариенбурге воспитывалась Марта Скавронская,  будущая русская императрица Екатерина 1 – жена Петра.

В 1714 г. Петр 1 подписал указы  об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Стали  создаваться цифирные школы, где  помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. Время от времени царь устраивал в Москве или Петербурге смотры служивших и не служивших взрослых дворян и недорослей, и нередко сам распределял их по полкам и школам, а также определял, кому учиться в России, а кому за границей. При Петре появился обычай посылать дворян учиться за границу. Для многих это было тяжелым испытанием: будущий известный дипломат Петр Толстой отправился учиться в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой. Во Франции русские гардемарины голодали, т.к.  жалованье приходило с большим опозданием. Царь был тверд  в своем намерении заставить дворян учиться.

В петровское время юноши,  закончив учебу к пятнадцати годам,  обязаны были поступить на военную  или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с «фундаменту», т.е. в армии и на флоте – рядовыми, в гражданском учреждении – низшим чиновником.

В 1722 г. была введена  «Табель о рангах», в соответствии с которой различались три вида службы: военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов или классов. На военной службе низшим чином считался фендрик, позже прапорщик или корнет, высшим – генерал-фельдмаршал. На гражданской – коллежский регистратор и действительный тайный советник,  или канцлер. Петр стремился пополнять ряды дворян за счет талантливых выходцев из других сословий. Не дворянин,  дослужившийся до прапорщика в армии, автоматически получал потомственное дворянство. «Табель о рангах» уравняла старое родовитое дворянство, кичившееся своим происхождением, и новую, безродную знать.

При Петре 1 появился и первый российский музей – Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу служили  различные древние предметы и  редкости, собранные царем во время заграничного путешествия. Во время второго путешествия царь приобрел в Данциге  для Кунсткамеры коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей  и насекомых. Там же он приобрел уникальную анатомическую коллекцию. Собрание Кунсткамеры пополнялось также и отечественными редкостями. Петр издал указ с призывами к населению доставлять « каменья необыкновенные, кости человеческие и скотския, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть… старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно…». Присылавших диковины для музея поощряли солидным вознаграждением. Кунсткамера впервые была открыта для обозрения в палатах Кикина в 1719 году. Вскоре для Кунсткамеры на Васильевском острове выстроили отдельное здание. Здание Кунсткамеры венчает высокая башня, где размещалась одна из самых первых российских обсерваторий. По сей день в ней хранится Готторпский глобус диаметром в три с половиной метра. Сделан он был в Германии и подарен Петру 1 герцогом Голштинским. Снаружи глобус изображает Землю, а внутри – небесную сферу. Есть в нем дверца, через которую зрители проникали внутрь, и, усаживаясь на скамью, наблюдали за вращением. В движение глобус приводился водяным двигателем. Один оборот, как и в природе, совершался за сутки.  Понимая значение музея для просвещения россиян, Петр 1 велел сделать вход бесплатным, «…если кто придет с компанией смотреть редкости, то угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки». На эти цели из казны выделялась немалая по тем временам сумма – 499 рублей в год.

Информация о работе Реформы Петра I