Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:04, контрольная работа

Краткое описание

Конец XVII – первая четверть XVIII вв. ознаменовались крупномасштабными реформами Петра I (1689-1725), радикально изменившими уклад российского государства. Петр I родился 30 мая 1672 г. в Москве. На протяжении всей жизни его отличала всесторонность дарований. Он был великим реформатором общественной и государственной жизни, мужественным полководцем и принципиальным дипломатом, незаурядным законодателем и великолепным кораблестроителем.

Содержание

Введение
1. Предпосылки и цели преобразований Петра I
2. Реформа системы управления в России
Реформа центрального управления
Реформа местного управления
Реформа городского управления
3. Финансовая реформа
4. Меры по развитию промышленности и торговли
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 40.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Предпосылки и цели преобразований Петра I

2. Реформа системы управления в России

    1. Реформа центрального управления
    2. Реформа местного управления
    3. Реформа городского управления

3. Финансовая реформа

4. Меры по развитию промышленности и торговли

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конец XVII – первая четверть XVIII вв. ознаменовались крупномасштабными реформами Петра I (1689-1725), радикально изменившими уклад российского государства. Петр I родился 30 мая 1672 г. в Москве. На протяжении всей жизни его отличала всесторонность дарований. Он был великим реформатором общественной и государственной жизни, мужественным полководцем и принципиальным дипломатом, незаурядным законодателем и великолепным кораблестроителем.

Вокруг имени Петра  сложилось множество положительно окрашенных стереотипов, которые для  многих стали аксиомами. К таким  относятся «царь-плотник», «работник  на троне», «прорубил окно в Европу»  и т.п. Это восхищение вполне естественно, ведь Петр навсегда изменил диковатый  облик России, придал ее жизни динамизм. Институты, созданные Петром, показали удивительную жизнеспособность: коллегии просуществовали 80 лет, Сенат – 206 лет, подушная система налогообложения  – 163 года, и этот факт свидетельствует  о значительнейшей глубине петровских преобразований.

  1. Предпосылки и цели преобразований Петра I

В начале XVII в. отсталость России во всех отношениях по сравнению с Западом была очевидна. Впервые осознание неизбежности и необходимости преобразований страны возникает у царя как раз по возвращении из Великого посольства, где он прочувствовал дух, силу, военное и культурное могущество развитой Европы.

В Англии и Нидерландах  прогремели буржуазные революции, в  результате чего торговля, промышленность и мореплавание были на подъеме. Процветали наука и культура. В России же было несколько железоделательных заводов и 20-30 мануфактур.

Экономическая политика Петра  I может быть условно разделена на два этапа: первый (примерно до 1717 года) и второй (1717-1719 гг.).

Петр I осознал необходимость наличия выходов к морям. Отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в дальнейшем экспансией мировых морских держав, потерей Россией национальной независимости. Окрыленный успехом Азовского похода, царь организует выход с сорокатысячной армией к Нарве, шведской крепости на Балтике, тем самым начиная затянувшуюся на 20 лет Северную войну. Военное положение России, решающей неотложные внешнеполитические задачи, требовало мощной материальной базы, которой не было и не могло быть в условиях натуральной экономики. На развитие этой базы и была ориентирована экономическая политика на первом этапе.

В поражение под Нарвой была практически полностью потеряна артиллерия, следовательно, возникала  задача скорейшего ее перевооружения и переоснащения армии, что в свою очередь требовало огромных средств и ресурсов. Необходимо было развитие промышленности, особенно, тяжелой. Поэтому было необходимо вмешательство государства в экономику. А для этого нужны были финансы. Петр I искал пути пополнения государственной казны. В качестве такого пути Петр рассматривал совершенствование торговли и предпринимательства.

Развитие торговли и промышленности было затруднено проблемами денежного обращения, поэтому вполне закономерным было проведение денежной реформы. Кроме того, денежная реформа могла разрешить проблему дефицита бюджета, необходимого для развития, постройки городов, армии, попутно принеся казне дополнительный доход.

Второй этап реформ был  связан с модернизацией России и  выводом ее на уровень мощной европейской  державы. В соответствии с представлениями Петра, который разделял концепцию меркантилизма, о высоком уровне государственного развития свидетельствовало благосостояние подданных и богатство страны. Это и определило пути и средства достижения «общего блага».

  1. Реформа системы управления в России

В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил.

  1. Реформа центрального управления

Последнее упоминание о последнем  заседании Боярской думы относится  к 1704 г. Возникшая в 1699 г. Ближняя  канцелярия приобрела первостепенное значение. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым, ведавший финансами и строительством (после образования Сената ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое существование).

Следующим этапом в реформе  центральных органов власти стало  создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления». Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально входило всего 9 человек, которые решали дела коллективно. С 1718 по 1722 г. Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Указом «О должности Сената» Сенат получил право издавать собственные указы. Круг вопросов, которые находились в его ведении, был достаточно широк. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом.

Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в усилении органов  и средств государственного контроля. А для надзора за деятельностью  администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны быть подчинены провинциал-фискалы (1711). Недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора. В 1720 г. сделан был более сильный нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы здесь «все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было». Когда и это не помогло, через год обязанности и генерального прокурора и обер-секретаря возложили на военных. Наконец в 1722 г. эти функции возложили на специально назначенного генерал-прокурора, который «должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал», иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть «оком государевым» и «стряпчим в делах государственных».

Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное  звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца  XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система (1717-1719 гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации.

Сенат назначил президентов  и вице-президентов, определил штаты  и порядок работы. Кроме руководителей, в состав коллегий входили 4 советника, 4 асессора, секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указам предписывалось с 1720 г. начать производство дел новым порядком. В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в ведении которой находилось дворянское землевладение. На правах коллегий были Главный магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало о ликвидации автономии церкви.

В 1699 г. с целью улучшить поступление в казну прямых налогов  была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли 12 старых финансовых приказов. В 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.

Коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» (1722). Принятие «Табели о рангах» свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое.

  1. Реформа местного управления

Петр I в начале своего царствования пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя вместо земских, выборные элементы управления. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

18 декабря 1708 г. был  издан указ «Об учреждении  губерний и о расписании к  ним городов». Это была реформа,  которая совершенно изменила  систему местного управления. Основная цель этой реформы – обеспечение армии всем необходимым. Согласно этому указу вся территория страны была разделена на 8 губерний. Так началась реформа областного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне 2-й областной реформы. По 2-й реформе 11 губерний были разделены на 45 провинций, во главе которых были поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.

Провинции делились на округа – дистрикты. Администрация провинций  подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора, Юстиции и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев. В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.

Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Губернатору подчинялись 4 его непосредственных подчиненных: обер-комендант (отвечал за военные дела), обер-комиссар (за денежные сборы), обер-правиантмейстер (за хлебные сборы), ландрихтер (за судебные дела).

  1. Реформа городского управления

Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться  органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить городскому сословию полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все городское сословие в России».

По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь делились на 2 гильдии: 1)первая гильдия (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера; 2)вторая гильдия (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы). Деление на гильдии оказалось чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения. Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации.

  1. Финансовая реформа

Основной причиной, послужившей  проведению финансовой реформы, была нужда  в денежных средствах для строительства  флота, обустройства армии, ведения  Северной войны 1700-1721 годов. В условиях крупномасштабных государственно-политических и социально-экономических преобразований осуществлялись огромные финансовые затраты. Первые годы финансовой деятельности Петра I были плохо обдуманы. Вся финансовая политика Петра I осуществлялась под знаком постоянного и напряженного изыскания источников денежных средств. Поэтому обращения Петра к сенату «денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны» может стать своеобразным девизом его правления.

Нехватка денег тормозила  исполнение важнейших предприятий: собранные рекруты от бескормицы умирали и разбегались, солдаты, не получая жалования, принимались  за грабежи, флот из-за недостатка припасов не мог выйти в море. Источник пополнения казны правительство  Петра видело в усиленной эксплуатации монетной регалии. Расширение торгового  оборота требовало дополнительного  количества средств обращения. Недостаток монеты не покрывался даже дополнительным ее выпуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная копейка вновь пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск этой монеты вырос в два раза по сравнению с 1681-82 гг. Используя ситуацию, правительство осуществило переход  к новой денежной системе, сопровождаемый дальнейшим снижением веса серебряной копейки. Серебряная копейка была практически единственной монетой, обслуживающей хозяйственный оборот. «Для всенародной пользы и для общей прибыли ко всякому торгу» был начат в 1700 г. выпуск медных денег. Доходы от чеканки монеты поступали в приказ Большой казны. Прибыль от монетного передела сначала давала огромный доход, но уже в 1703г. доход понизился и, постепенно понижаясь, упал в 1708 г. Однако доход был лишь номинальным, так как количество денег в обращении не отвечало реально произведенному товару, что в последствии привело к росту цен и инфляции.

Информация о работе Реформы Петра I