Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:43, реферат

Краткое описание

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Реформы Петра.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Реформы Петра 1

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более молнеиносными и непродуманными и направленными на внутреннее обустройство государства.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Реформа государственного управления

Указом 2 марта 1711 года был образован Сенат. Он заменил Боярскую Думу.

Назначения в Сенат, как и освобождение от присутствия в нём, производились

царём, руководствовавшимся при этом отнюдь не породой, а способностями

кандидата в сенаторы. В итоге зависимость сенатора от царя была неизмеримо

большой. В этом проявилась одна из черт утверждавшейся в России абсолютной,

то есть неограниченной монархии.

   Отмеченные особенности Сената выделились намного позже, а сейчас

мартовским указом 1711 года этот орган власти создавался в спешке, без чётких

представлений о его правах и обязанностях. Уже первая фраза указа у историков

вызывала и вызывает споры о том, каким учреждением представлялся царю Сенат:

временным или постоянным.

   Из текста явствует, что учреждение создавалось на время пребывания царя вне столицы, в данном случае в походе к границам Османской империи. На деле Сенат продолжал существовать и после возвращения Петра из похода.

   Не сразу сложились обязанности Сената. Сохранилось три редакции указа с перечислением поручений Сенату на время отсутствия царя. Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек, превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой система приказов с их расплывчатыми функциями была заменена по шведскому образцу 11 коллегиями — предшественниками будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

Коллегия чужестранных (иностранных) дел.

Военная коллегия — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.

Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.

Камор-коллегия — сбор доходов государства.

Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,

Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.

Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.

Берг-коллегия — горно-металлургическое дело.

Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.

Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).

Духовная коллегия - управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод).

В 1721 году была образована Вотчинная коллегия — ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). 
В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением. 
В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви. 
С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров. 
Кроме того действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. 
«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел. 
На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат. 
Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.

Областная реформа

В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

В результате реформ государственного управления закончилось оформление абсолютной монархии, а также бюрократической системы, на которую опирался император.

Контроль за деятельностью государственных служащих

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712—1719 гг.).

В 1719—1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал, назначаемый государем, его помощником — обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.

Реформы армии и флота

В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией. В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в  связи  с этим ликвидируется  поместное  дворянское ополчение и стрелецкое войско. Допетровская армия обладала плохой выучкой, слабым вооружением, отсутствием дисциплины, это порождалось тем, что воину – держателю поместья не было повода рисковать собой во имя своего государя и государства. «Пётр видел причину неудач русской армии в XVII веке, а также под Нарвой в отсутствии «распоряжения» - чёткой организации, «регулярства» (понятие, охватывающее и выражающее смысл и цель реформы армии)».

   «С 1705 года правительство делает следующий шаг – прекращает приём в «вольницу» и переходит к набору в так называемые рекруты непосредственно с крестьянского населения, чего не было раньше. Это было вызвано острой нехваткой людей в армии потребности, которой уже не могли удовлетворяться за счёт волонтёров и «даточных». Рекрутская система полностью отвечала

особенностям социальной и экономической структуры страны. Если рекрутская система комплектования сложилась в течение 5 лет, то устройство всей армии

вырабатывалось примерно лет десять, вплоть до Полтавы, когда Пётр

окончательно убедился в правильности выбранных решений.

   Основу армии составляла пехота. Наряду с пехотными полками были созданы

гренадёрские полки, солдаты которых, помимо обычного вооружения, были

оснащены гранатами. Не меньшие изменения претерпела кавалерия. Она состояла

из драгунских полков, укомплектованных кавалеристами, которые были обучены

ведению боя в пешем строю.

   Гордостью русской армии стала быстро восстановленная после нарвского

поражения артиллерия, делившаяся на полковую, полевую и осадную. К артиллерии

были приписаны и созданные Петром инженерные части. Кроме того, в России

появились и гарнизонные войска, размещённые в многочисленных крепостях. В

1720-х годах была создана так называемая ландмилиция (территориальные войска,

набираемые на время) из живших на юге однодворцев. Они сторожили опасные

южные границы. Детально и глубоко была разработана система организации и

управления армии. В течение первой четверти XVIII века были созданы

центральные учреждения, ведавшие нуждами армии: Военный, Адмиралтейский,

Провиантский приказы, на смену которым в 1718 – 1719 годах пришли Военная и

Адмиралтейская коллегии.

   Высшей тактической единицей, как и раньше, оставался полк. Полки объединялись в бригады, бригады – в дивизии.

   Действия армии направлялись её основой – полевым (генеральным) штабом во главе с генерал-фельдмаршалом. Было введено, согласно европейской практике,

командование отдельными родами войск: пехотой командовал генерал от

инфантерии, кавалерией - генерал от кавалерии, артиллерией – генерал-

фельдцейхмейстер. Непременным атрибутом управления армией было

функционирование военного совета – совещания всех высших генералов по

важнейшим вопросам ведения военных действий.

Соответственно новым стратегическим и тактическим принципом была изменена

концепция подготовки войск к боевым действиям. На смену прежним смотрам раз в

год, редким учебным стрельбам приходит постоянная подготовка, которая не

кончается с превращением рекрута в «правильного» солдата. Эта подготовка

ориентирована на активные военные действия.

   В основе тактического обучения войск Петра лежали не только одни чисто

технические приёмы, но и воспитание ответственности, инициативы, сознательной

дисциплины, то есть всего того, без чего не может существовать армия.

   Особое значение в этих условиях приобретали воинские уставы, регламенты –

одним словом, кодекс военного права. Пётр уделял их составлениям много

внимания, введя в них основу жизни армии, да и всего общества. На смену

«Учению и хитрости ратного строю» Алексея Михайловича в начале XVIII века

пришли новые уставы: «Строевое положение», «Учреждение к бою» и др.

   В 1716 году был издан знаменитый «Устав воинский», которым определялись не

только организация и устройство армии, обязанности военнослужащих, основы

строевой и полевой службы, но и военно-уголовные, административные законы».

   Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг Преобразователя.

Важное значение для организации армии имела табель о рангах, но она имела

значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил

порядок прохождения службы, как военных, так и штатских чиновников. Табель

предусматривала постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не

исключала возможности обратного движения.

    

Чины военные

 

штатские чины

Классы

Морские

Сухопутные

   

Генерал-адмирал

Генералиссимус

Фельдмаршал

Канцлер

I

Адмирал

Генерал по артиллерии; генерал от кавалерии; генерал от инфантерии.

Ответственный тайный советник.

II

вице-адмирал. Контр-адмирал

Генерал-лейтенант;

генерал-майор.

Тайный советник. Действительный статский советник.

III- IV

Капитан-командор

Бригадир

Статский советник.

V

Капитан I ранга.

Полковник.

Коллежский советник.

VI

Капитан II ранга.

Подполковник.

Надворный советник.

VII

Флота капитан-лейтенант. Артиллерийский капитан.

III ранга.

Майор.

Коллежский асессор.

VIII

Флота лейтенант. Артиллерийский капитан.

Капитан или ротмистр.

Титулярный советник.

Артиллерийский лейтенант.

Штабс-капитан или штабс-ротмистр.

Коллежский секретарь.

Х

   

Сенатский секретарь.

ХI

Флота мичман.

Поручик

Губернский секретарь.

ХII

Артиллерийский констебль.

Поручик

Сенатский регистратор.

ХIII

 

Прапорщик или корнет.

Коллежский регистратор.

ХIV

Информация о работе Реформы Петра I