Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:22, реферат
Задачи реформирования России, преобразования ее промышленности и торговли, армии и флота, культуры и образования не могли быть решены при помощи прежних правительственных учреждений Московского государства. Петр I решительно меняет систему государственного управления, создает вместо прежних Московских приказов одиннадцать коллегий: иностранную, военную, адмиралтейскую и другие.
ДИНИНО!
Задачи реформирования России, преобразования
ее промышленности и торговли, армии
и флота, культуры и образования
не могли быть решены при помощи
прежних правительственных
Стремление к скорому открытию школ обусловило и такую их особенность, которая была связана с проблемой учительства. Фактически петровские школы являлись «полурусскими», так как русских учителей было мало и для преподавания нередко приглашались иностранцы. При плохом владении ими русским языком и при незнании иностранных языков их учениками эффективность обучения оставляла желать лучшего.
Кроме того, поспешность в организации школ приводила к непродуманности, частой хаотичности содержания обучения. Отличительной чертой школ 1-й четверти XVIII в. были энциклопедичность и многопредметность. Сами по себе предметы были весьма обширны, в философию, например, одно время входило изучение логики, психологии, эстетики, риторики, нравоучения, естественного права. В результате за недостатком времени курс проходился не полностью и уровень образования снижался.
Иногда школы, несмотря на их задачу специализированной подготовки, выпускали «служивых людей на всякую государственную потребу», т.е. одновременно и военных и гражданских чиновников.
Существовавшая система образования не готовила людей широко образованных, критически мыслящих, инициативных, с новыми взглядами на жизнь и новыми идеалами. Она не могла их подготовить, поскольку перед ней ставились иные цели и задачи. Необходима была серьезная ломка, коренное преобразование учебных заведений страны, всей образовательной системы. Петр I провел эти преобразования так, как проводил другие свои реформы - придавая им порой насильственный характер, оказав огромное влияние на развитие образования в стране, и тем самым - прямо или косвенно - на состояние ее культуры и хозяйства. Сам Петр не получил сколько-нибудь систематического и тем более основательного образования. Но он всегда высоко ценил знания. Его природная любознательность вела его на судоверфь и на фабрику, в анатомический театр и химическую лабораторию, в университетскую аудиторию и обсерваторию, в мастерскую ремесленника и в естественно-исторический кабинет, в зоологический сад и музей. Всю жизнь он упорно работал над самообразованием. По свидетельству современников, он был искусным плотником и кузнецом, токарем и садовником, резчиком и барабанщиком, в совершенстве знал 14 ремесел. Он посещал Сорбонну и Французскую Академию наук, беседовал со знаменитыми учеными: химиком Кофруа, географом Делилем, философом, математиком, физиком, языковедом Лейбницем и другими. Следует отметить, что Петр очень интересовался прошлым Руси, заботился о собирании исторических памятников, о сохранении их.
В конце своей жизни Петр признавался, что его давняя мысль, - «оградя отечество безопасности» от неприятеля надлежит стараться находить славу государству через искусство и науки».
Взглядам Петра I на образование и его образовательной политике была чужда узко национальная ограниченность. Предусматривалось широкое использование опыта других стран в области просвещения, науки и культуры. Обогащение российского просвещения зарубежным опытом осуществлялось по двум основным направлениям: посылка молодых людей за границу на учебу и приглашение иностранных специалистов в Россию.
Первый,
посылка молодых людей за границу
для получения современных
Понимая, что образование, просвещение и культура не могут успешно развиваться без соответствующего материального обеспечения и, прежде всего, без учебных пособий, Петр I предпринимал большие усилия для создания учебников, книг по специальным предметам как переводных, так и оригинальных отечественных. Причем, многие из этих книг служили не только для обучения, но и для распространения полезных сведений среди любознательных людей. Книгопечатание в начале XVIII в. значительно расширилось, возникли новые типографии. В русских типографиях с 1699 по 1725 гг. было отпечатано 600 наименований книг. Большим знаменательным событием для развития издательского дела и распространения просвещения стало введение Петром I в 1708 г. вместо сложного церковно-славянского более простого гражданского шрифта, которым мы пользуемся по сей день, а вместо обозначения цифр буквами церковно-славянского алфавита более удобных арабских цифр.
Петру I мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего, по предметам естественным, математическим и техническим: астрономия, фортификация и т.д.
Таким образом, в петровское время не сложилось единой системы образования, но были заложены основы начального и профессионального светского и духовного обучения. Так, к концу царствования Петра Великого учреждено было: кроме 2 Академий (Киевской и Московской) 29 училищ для детей духовного звания, 51 народное училище и 59 гарнизонных школ для солдатских детей.
Несмотря на все трудности и неустройства (нехватка учителей, учеников, учебных пособий, научной литературы, отсутствие единых программ и т. д.) первые светские школы дали немалое количество образованных людей, которые обеспечили проведение реформ, способствовали общему подъему русской культуры. Развитие издательского дела, реформа шрифта, появление первой печатной газеты, возникновение новых библиотек также создавали более благоприятные условия для развития образования.
Все годы своего правления в различных областях государственной деятельности Петр I занимался, как важнейшим делом, просвещением народа. Он смотрел на себя в известной степени, как на учителя своего народа и всемерно заботился о поднятии образования.
Без преувеличения можно говорить о том, что именно Петр I был тем российским правителем, при котором вопросы образования, просвещения и науки стали вопросами государственными.
Несмотря
на многие недостатки, петровские преобразования
в области просвещения
Всеми силами и средствами содействуя развитию науки, просвещения и культуры, реформируя систему образования, российский император исходил из потребностей ускорения развития государства, опирался на опыт европейских стран и передовые взгляды своих современников.
Таким образом,
можно сделать вывод, что в
петровскую эпоху в обществе укрепилось
понимание необходимости
ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ МОЖНО ПРОСТО ВСТАВИТЬ КАК ИТОГ
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА I
· Возникла система профессионального образования
· Открылось большое количество школ - цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы и др.
· Молодых дворян отправляют за границу на учебу
· Учеба стала одним из видов государственной службы
· Изменилось содержание образования: на первом месте – не церковные, а светские науки
· Создаются светские учебники, и издается первая печатная газета «Ведомости»
· Основана в1714 году первая библиотека
· Создан первый музей – Кунсткамера в 1714 году в Петербурге
· Создана Академия наук в 1725 году
· Развивается отечественная наука: внедряются русские изобретения, организуются географические, геологические и иные экспедиции
· Введено новое летоисчисление с 1 января 1700 года, от Рождества Христова.