Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 15:35, реферат
Краткое описание
С детства Петр отличался любознательностью, живостью и непоседливостью. Юный монарх отличается от своих братьев Федора и Ивана и отменным здоровьем. В 1682 году 10-летнего Петра объявили царем. Основное внимание в юные годы он отдавал воинским играм, ”потехам”. По приказу юного царя в окрестностях села Преображенское на реке Яуза построили Пресбург - “потешную фортецию”, которую осаждали по всем правилам воинского искусства.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный
университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО УрГУПС)
РЕФЕРАТ
На тему: «Реформы Петра
в области культуры и быта»
Руководитель:
Разработал студент
группы:
Екатеринбург
201
Содержание
Введение…………………………………………………………………..…………
3
Введение
С детства Петр отличался
любознательностью, живостью
и непоседливостью. Юный монарх отличается
от своих братьев Федора и Ивана и отменным
здоровьем. В 1682 году 10-летнего Петра объявили
царем. Основное внимание в юные годы он
отдавал воинским играм, ”потехам”.
По приказу юного царя в окрестностях
села Преображенское на реке Яуза построили
Пресбург - “потешную фортецию”, которую
осаждали по всем правилам воинского искусства.
В батальоны своих “потешных”, помимо
знатных, Петр собирал холопов и “ простецов”,
лишь бы были они людьми шустрыми, веселыми
и исполнительными.
В конце XVII в., когда
на русском престоле оказался молодой
царь Петр I, наша страна переживала переломный
момент своей истории. В России,
в отличие от основных западноевропейских
стран, почти не было крупных промышленных
предприятий, способных обеспечить страну
оружием, тканями, сельскохозяйственными
орудиями. Она не имела выхода к морям
- ни к Черному, ни к Балтийскому, через
которые могла бы развивать внешнюю торговлю.
Не имела, поэтому Россия и собственного
военного флота, который охранял бы ее
рубежи. Сухопутная армия строилась по
устаревшим принципам и состояла главным
образом из дворянского ополчения. Дворяне
неохотно покидали свои поместья для военных
походов, их вооружение
и военная выучка отставала от передовых
европейских армий.
Необходимо было реорганизовать
армию, построить флот, овладеть побережьем
моря, создать отечественную промышленность,
перестроить систему управления страной.
Для коренной ломки
старого уклада России нужен был умный
и талантливый руководитель, незаурядный
человек. Таким и оказался Петр I.
Преобразования в сфере
культуры
Слово “учиться” стало
лейтмотивом всех петровских преобразований.
Петр с большим уважением относился к
наукам и учению. По некоторым сведениям,
Петр 1 в совершенстве освоил 14 специальностей,
мог своими руками от начала до конца построить
морское судно. Во время второго заграничного
путешествия в 1717 г. Ему было присвоено
звание почетного члена французской Академии
наук. Задумал Петр создать и Российскую
академию. В 1724 г. он подписал указ о ее
основании: ”…учинить академию, в которой
бы учились языкам, также прочим наукам
и знатным художествам, и переводили бы
книги ”.
Что было особенно
важным, что Российская академия находилась
на содержании государства, в то время
как иностранные академии вынуждены были
сами изыскивать средства для существования.
Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч
рублей в год и обещал академикам “довольное
жалованье”, квартиру, дрова, свечи. Самих
же академиков приглашали из-за границы.
В их числе были ученые с мировым именем
- математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли.
Впоследствии Эйлер, автор более 800 работ,
признавался: ”я всем обязан своему пребыванию
в Петербургской Академии”.
В состав Академии
помимо научно-исследовательской части
входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория,
типография, анатомический театр, ботанический
сад и граверная палата. Академический
университет явился первым светским учебным
заведением стремя факультетами: юридическим,
медицинским, философским. Создание Академии
положило начало не только науке, но и
высшему светскому образованию в России.
Образование Петр ставил
во главу всех реформ. В Москве одна за
другой открывались школы - навигацкая,
инженерная, артиллерийская, медицинская,
немецкая. Еще со времен первой поездки
за границу, Петр вынашивал план создания
морской школы в России. В 1701 г. его указом
открывается в Москве Навигацкая школа.
В составлении программы принимал участие
сам царь, упор делался на математические
и морские науки - арифметика, геометрия,
тригонометрия, астрономия, навигация.
Дворяне в новое учебное заведение поступали
неохотно, поэтому приходилось их брать
“с принуждением”. Около пятисот учеников
школы получали ”кормовые деньги”, а
те, кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала
до 1715 г. и передала эстафету открывшейся
в Петербурге Морской Академии.
В 1703 г. открылась Немецкая
школа, которую можно считать первой российской
гимназией. Обучались в ней дети мелких
царских чиновников. Возглавил школу немецкий
пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во
время Северной войны.
В 1714 г. Петр 1 подписал
указы об обязательном обучении дворянских
детей цифири и геометрии. До выполнения этого повеления
- запрещено было жениться. Петр I отчетливо
понимал насущную необходимость повышения
уровня образования в строившейся им империи. Стали создаваться
цифирные школы, где помимо дворян обучались
дети приказных, служилых и посадских
людей. Время от времени царь устраивал
в Москве или Петербурге смотры служивших
и не служивших взрослых дворян и недорослей,
и нередко сам распределял их по полкам
и школам, а также определял, кому учиться
в России, а кому за границей. При Петре
появился обычай посылать дворян учиться
за границу.
В петровское время юноши, закончив
учебу к пятнадцати годам, обязаны были
поступить на военную или гражданскую
службу. Дворян на службу принимали по
их годности, принимая во внимание внешний
вид, способности, происхождение и состоятельность.
По требованию Петра дворяне начинали
служить с “фундаменту”, т.е. в армии и
на флоте - рядовыми, в гражданском учреждении
- низшим чиновником.
В 1722 г. была введена “Табель
о рангах”. Табель о рангах— закон о порядке государственной службы в Российской империи и Российской республике, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства.
В соответствии с которой различались
три вида службы : военная, штатская и придворная.
Первые две делились на 14 рангов или классов.
На военной службе низшим чином считался
фендрик, позже прапорщик или корнет, высшим
- генерал-фельдмаршал. На гражданской
- коллежский регистратор и действительный
тайный советник, или канцлер. Петр стремился
пополнять ряды дворян за счет талантливых
выходцев из других сословий. Не дворянин,
дослужившийся до прапорщика в армии,
автоматически получал потомственное
дворянство. “Табель о рангах” уравняла
старое родовитое дворянство, кичившееся
своим происхождением, и новую, безродную
знать.
Петровская «Табель о рангах»
насчитывала 263 должности, однако позже
должности из «Табели» упразднялись, и
в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе.
В жизни страны требовалось
подготовка квалифицированных кадров.
Стали открываться светские школы, образование
начинало приобретать светский характер.
Для этого требовалось создание новых
учебников, пришедших на смену церковным.
Развивалось книгопечатания,
которое сопровождалось началом организованной
книготорговли, а также созданием и развитием
сети библиотек. С 1702 года систематически
выходила первая русская газета "Ведомости".
Нововведения были и в правописании.
Из алфавита были изъяты некоторые буквы
- омега, пси, ижица и другие. Числа , писавшиеся
буквами, стали обозначать арабскими цифрами.
В 1703 г. вышли первые книги с арабскими
цифрами, среди них был и первый русский
учебник “ Арифметика, сиречь наука числительная”,
написанный Леонтием Магницким. За первую
четверть 18 века книг вышло больше, чем за
150 предшествующих лет.
В январе 1707 года Петр I собственноручно
нарисовал эскизы, по которым чертежник
и рисовальщик Куленбах, служивший при
штабе армии для начертании карт и диспозиций
(в те годы Россия воевала со Швецией),
сделал рисунки тридцати двух строчных
букв нового алфавита, а также четырех
прописных букв "А", "Д", "Е"
и "Т".
В июне 1707 года Петром I были
получены из Амстердама пробы шрифта среднего
размера, а в сентябре – оттиски пробного
набора шрифтами крупными и мелкими. Затем
в Голландии был приобретён печатный станок
и другое типографское оборудование, приглашены
мастера-типографы для работы в России
и обучения русских специалистов.
Первая книга, напечатанная
новым гражданским шрифтом, вышла в свет
17 марта 1708 года. Она носила заглавие: "Геометрiа
славенскi землемЪрие" (учебник геометрии).
Буквы "я" Петр не предусмотрел, ее
функции выполняло сочетание букв – "и"
десятеричной и "а".
В 1708 году Петр1 ввел гражданский
шрифт для печати светских изданий в результате
первой реформы русского алфавита . Её
целью было приблизить облик русской книги
и иных печатных изданий к тому, как выглядели
западноевропейские издания того времени,
резко отличавшиеся от типично средневековых
по виду русских изданий, которые набирались
церковнославянским шрифтом — полууставом.
Утверждение в 1708 году нового
алфавита с более простым написанием букв
позволила большим людским массам заниматься
чтением и написанием книг. Также благодаря
культурным изменениям в русский язык
вошло более 4500 новых слов, заимствованных
из зарубежных языков.
Однако гражданская
азбука еще не была окончательно выработана.
В течение двух лет, с 1708 по 1710 год, Петр
постоянно вносил разные изменения. В
письме к графу Мусину-Пушкину от
25 января 1709 года он говорил: "Я только
писал, чтобы силы (ударение) ставили, а
ныне и сил ставить не вели". В своем
письме государь также замечал, что "печать
толста перед прежней – чаю от того, что слова уже притупились – чего надобно смотреть и чаще переливать". Усмотрев "кривизну" в новой печати, Петр дал такое распоряжение графу Мусину-Пушкину (4
января 1709 года): "литеру буки, также
и покой вели переправить: зело дурно сделаны".
Несколько раз государь производил
изменения в новом шрифте, стараясь его
более усовершенствовать, для чего неоднократно
Печатный Двор представлял государю пробные
оттиски азбуки. Только в начале 1710 года был выработан образец, который
устроил государя.
Реформы в
области архитектуры, скульптуры, живописи.
Особое значение имело строительство
каменного Петербурга, в котором принимали
участие иностранные архитекторы и которое
осуществлялось по разработанному царём
плану. Им создавалась новая городская
среда с незнакомыми прежде формами быта
и времяпрепровождения (театр, маскарады).
Изменилось внутреннее убранство домов,
уклад жизни, состав питания и пр.
Петербург основывался
как крепость, вокруг которой и близ домика
Петра (один из первых образцов "типового"
жилого дома Санкт-Петербурга) на Городском
(ныне Петроградском) острове начал формироваться
город. Первоначально крепость называлась
Санкт-Петербургской, а позже получила
название Петропавловской, произошедшее
от находящегося в ней собора Петра и Павла.
Поначалу храм был деревянным, позже Трезини
перестроил его, сделав каменным. В Петровское
время собор был нетипичен для русского
зодчества, т.к. он имеет форму базилики
- здания, сильно вытянутого с запада на
восток, характерного для архитектуры
Западной Европы. На востоке отсутствуют
привычные для русского храмового зодчества
полукруглые выступы - апсиды. На храме
установлен золоченый шпиль с фигурой
ангела над колокольней. Высота шпиля
120 метров, что позволило собору долгие
годы считаться самым высоким зданием
России. В 20-е годы на колокольне установили
куранты в 35 колоколов, купленные в Голландии.
Как внешнее убранство было нетипично
для русского зодчества, так внутреннее
поражало своей необычностью. Стены украшали
картины, написанные в новой реалистичной
манере, стены и своды расписаны под мрамор
и украшены ордерными элементами. Пожалуй,
главное отличие архитектуры нового времени
от русского средневековья состояло в
использовании архитектурного ордера.
Ордер в переводе с латыни означает строй,
порядок. Действительно, архитектурные
сооружения петровского времени имеют
четкий конструктивный порядок, состоя
из несущих стен, колонн и несомых сводчатых
и плоских потолков и перекрытий. Любое
более или менее значимое здание сооружается
с использованием ордерных элементов,
а изучение классических ордеров ложится
в основу архитектурного образования.
Центр Петербурга застраивался
домами знати, но для царя были возведены
два дворца - Зимний и Летний с огромным
парком. В окрестностях Петербурга на
самом берегу моря Петр заложил в 1714 году
дворец Монплезир, что в переводе с французского
“Мое удовольствие”. Петергоф расположен
на берегу Финского залива. Четыре начала
составляют чудо Петергофа - архитектура
и скульптура, зелень и вода. Петр хотел,
чтобы Петергоф был подобием Версаля.
Однако, Петергоф превзошел Версаль. Одну
из главных достопримечательностей составляют
фонтаны. С фонтанным искусством в России
познакомились именно в петровское время.
По сей день поражают воображение дворцы
Петергофа, его садово-парковый ансамбль
и каскад фонтанов.
Помимо Петербурга велось строительство
в Москве и других городах Российской
империи. Вследствие пожара в Москве в
1699 году было запрещено возводить деревянные
постройки на пожарищах. Вместе с тем формальное
художественное сближение архитектуры
каменных зданий Москвы с западноевропейским
зодчеством, начавшееся в конце XVII века
стало еще более заметным в начале XVIII
века. Примером этому могут служить: дворец
Ф. Я. Лефорта на Яузе (1697 - 1699 гг.); Старый
Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения
на Покровке (1695 - 1699 гг.); церковь Знамения
в Дубровицах (1690 - 1704 гг.). Это свидетельствует
о том, что отечественные зодчие знали
ордерную тектоническую систему и могли
искусно сочетать ордерные и иные элементы
с русскими традиционными приемами. Примером
такого сочетания может служить Лефортовский
дворец в Немецкой слободе, выстроенный
одним из московских архитекторов. Фасады
дворцы разделены мерным ритмом пилястр
большого коринфского ордена. По сторонам
въездной арки их ритм меняется, и они
формируют пилястровый портик с фронтоном.
Плановая система в тоже время представляет
собой композицию замкнутого каре, принятую
на Руси для торговых и иных дворов.
Скульптура в средние века не
была широко распространена в России.
Каменные барельефы древнего Владимира,
народная резьба по дереву, глиняная игрушка
- вот, пожалуй, и все, что можно отнести
к скульптуре в допетровское время. Знакомство
русских с западной скульптурой произошло
задолго до Петра 1. Однако как уже говорилось
ранее, огромное влияние на развитие искусства
и культуры оказывала церковь. Ее мнение
было решающим. Первое же “узаконенное”
появление трехмерной скульптуры в России
относится к 1695 году. Тогда в Москве была
сооружена Триумфальная арка в честь взятия
Азова. Арку венчали вырезанные из дерева
фигуры Марса и Геракла.
Даже в новое время скульптура
непросто приживалась на русской почве
- публика не готова была ее воспринять.
Тем не менее, уже при Петре 1 статуи стали
появляться во дворцах, парках, храмах,
на триумфальных арках. Одним из наиболее
интересных примеров является Петропавловский
собор. Важное отличие в убранстве данного
храма являет собой скульптура, которую
Древняя Русь почти не знала. Лепные фигуры
ангелов смотрят из-под сводов. Главная
же достопримечательность - иконостас,
подаренный Петром 1. Со времен Московской
Руси в храмах ставили иконостасы в виде
сплошной стены, полностью скрывающей
алтарь. Иконостас Петропавловского собора
иной. Он выполнен в виде нарядной триумфальной
арки и украшает его главным образом скульптура,
а не живопись