Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 09:38, доклад
Столыпин был одной из самых масштабных фигур в истории модернизации России. Он сумел предложить и что самое главное - реализовать целостную программу модернизации нашего государства. Прежде всего, известна его аграрная реформа. Но это же не все. Очевидно, что речь шла и о перестройке промышленности, перевооружении армии, об укреплении государства Российского в целом. Серьезный импульс в те годы получила и общественная жизнь в тех институтах, которые существовали в нашей стране.
Доклад по истории на тему:
«Реформы Столыпина»
Столыпин был одной из самых масштабных фигур в истории модернизации России. Он сумел предложить и что самое главное - реализовать целостную программу модернизации нашего государства. Прежде всего, известна его аграрная реформа. Но это же не все. Очевидно, что речь шла и о перестройке промышленности, перевооружении армии, об укреплении государства Российского в целом. Серьезный импульс в те годы получила и общественная жизнь в тех институтах, которые существовали в нашей стране. Не будем повторять те цифры, которые показывают впечатляющие темпы подъема страны в те годы. Они общеизвестны, сегодня они попали во все учебники. Особое внимание следует уделить анализу «столыпинских реформ» и их оценке в свете современных российских проблем. Фактически мы возвращаем долг признания и уважения к одной из самых масштабных фигур в истории модернизации России .Анализируя опыт тех аграрных преобразований, мы понимаем, что они выходили далеко за рамки земельного переустройства, организации так называемой переселенческой политики, по сути, шла глубинная модернизация нашего общества. Отмене подлежали статьи старого законодательства, предусматривавшие: что ставка была сделана на тех, кто реально хочет трудиться, на сильных и ответственных, на тех, кто обладает инициативой и предприимчивостью. Очевидно, что при анализе того, что было сделано, мы должны исходить из реальной жизни, холодным разумом оценивать и достоинства, и недостатки того, что происходило. Любые реформы, которые проводятся, в любой стране, тем более в такой огромной стране, как Россия, всегда штука мало популярная, всегда находит огромное количество скептиков, недоброжелателей, и так было в начале XX столетия. Отметим, что "большое всегда, в соответствии с известной пословицей, видится на расстоянии". За последнее десятилетие российское общество преодолело необходимую дистанцию для взвешенных оценок. "Действительно, за последние по сути 10 лет произошла переоценка личности Столыпина как государственного деятеля".«Столыпинская реформа» представляет интерес, актуальный сегодня. "Реформы Столыпина способствовали интенсификации торговых отношений, а также переселению народов в Cибирь. Тогда правительство выделило на развитие Сибири огромные деньги. В результате туда переехало жить 2 млн. 800 тысяч человек", но примерно каждый пятый из переселившихся вынужден был вернуться обратно. Еще одним примером позитивного влияния «столыпинских реформ» с точки зрения министра стал рост экспорта зерна в России. "В начале ХХ века экспорт достиг 15 млн. тонн. - И только спустя 90 лет мы смогли впервые побить этот рекорд и экспортировали 16,5 млн. тонн зерна". Однако следует помнить, что это был так называемый "голодный вывоз", в ущерб собственной экономике и потреблению, когда десятки тысяч крестьян голодали, а миллионы недоедали. Напомним, что в ноябре 1906 года был подписан указ о начале «столыпинской аграрной» реформы. Крестьянам был разрешен выход из общины и создание частных (фермерских) хозяйств. Однако за годы реформ только около четверти земледельцев смогли покинуть общину. Важно отметить, что Петр Аркадьевич Столыпин был вынужден проводить реформы в обстановке первых революционных волнений, действуя "кнутом и пряником". Либеральная экономическая политика тогдашнего председателя Совета министров сочеталась с политическими репрессиями (виселицы были названы "столыпинскими галстуками") и антидемократическим Третьеиюньским переворотом 1907 года, повлекшим изменение избирательного законодательства и формирование "ручной" Государственной думы. На сегодняшний день реализацию национальных проектов вполне можно рассматривать как продолжение реформ Петра Столыпина, начатых ровно сто лет назад. Многие идеи этого реформатора остаются актуальны и используются нынешним правительством - например, при реализации нацпроекта в сфере сельского хозяйства. Сейчас перед Россией стоят задачи, во многом схожие с теми, с которыми пришлось столкнуться правительству сто лет назад. Столыпин сумел предложить и реализовать целостную программу модернизации нашего государства. Прежде всего, известна его аграрная реформа, но это было не все. Речь шла и о перестройке промышленности, о перевооружении армии, об укреплении Российского государства в целом. Очень впечатляют цифры, характеризующие рост российской экономики во времена премьерства Петра Столыпина. В значительной мере мы даже отсчитываем какие-то рубежи сегодня от тех цифр, которые были заложены в период тех реформ - заявил Медведев. Между прочим, нынешнему кабинету министров пока еще не удалось повторить экономические успехи «столыпинского правительства»: к 1910 году рост ВВП в Российской империи превысил восемь процентов и продолжал быстро расти вплоть до начала Первой мировой войны. И это притом что в те времена наша экономика не находилась в полной зависимости от экспорта сырья. Главное, что показали «столыпинские реформы», это то, каким огромным созидательным потенциалом обладает народ России, ведь ставка при их проведении была сделана в первую очередь на тех, кто хочет трудиться, на тех, кто обладает инициативой и предприимчивостью". Точно так же и сегодня правительство старается поддерживать инициативных граждан. Как и во времена Столыпина, в России в настоящее время активно развивается система кредитования крестьян. В 2006 году в рамках нацпроекта "Развитие АПК" было выдано примерно 150 тысяч кредитов. А в 2005 году крестьяне взяли всего несколько тысяч кредитов. Сейчас в нашей стране насчитывается около 16 млн. подсобных хозяйств и 257 тысяч фермерских, "а малые формы хозяйствования на селе становятся все более активными в агропроизводстве". Это вселяет уверенность, что наши общие усилия по возрождению российского села обязательно принесут эффект. Несмотря на истекшие очень трудные для нашего села годы в России сохранились крестьянские устои. Нашей стране только в 2002 году удалось повторить те рекордные показатели по экспорту зерна, которые были зафиксированы в 1912 году благодаря аграрной реформе Столыпина. Исторические параллели между реформами Столыпина и национальными проектами очевидны. Изучая данные о состоянии экономики и демографии в России перед Первой мировой войной, можно сделать однозначный вывод, что наша страна к 1945 году должна была завоевать доминирующие позиции в мировой экономике, а численность ее населения могла к этому времени достигнуть 450 млн. человек. Однако достижения и недостатки эпохи Столыпина следует оценивать холодным взглядом. Сергей Витте обвинял Петра Столыпина в неоправданном "зажиме" прав и свобод граждан, неуважении к парламенту и даже в коррупции. Возможно, слова Медведева о том, что "нет никакого смысла переносить в наше время все применявшиеся Столыпиным подходы" были навеяны как раз изучением истории реформ в России начала двадцатого века. Основные положения реформ столетней давности еще предстоит воплотить в жизнь. Но очень не хотелось, чтобы еще через сто лет историки говорили о нынешних реформах точно так же, как говорят сейчас о столыпинских: как о незаконченных и прерванных. Россия, как и сто лет назад, находится в поиске путей решения аграрного вопроса. Наши задачи - извлечь опыт из реформ и учесть его сегодня. Многие пункты приоритетного национального проекта "Развитие АПК" пересекаются со «столыпинской реформой». Несмотря на улучшение ряда показателей в отечественном агропроме за последние пять лет, в сельской местности по-прежнему не удается существенно улучшить качество жизни. В настоящее время 48% сельских жителей имеют доходы ниже прожиточного минимума, что в пять раз выше международных пороговых норм. По сравнению с 90-ми годами масштабы безработицы на селе выросли втрое и составляют почти 2 млн. человек. Размер получаемой на сегодня сельхозпроизводителями прибыли недостаточен даже для простого воспроизводства. Для кардинальных изменений ситуации в области сельского хозяйства академики считает необходимым, в частности, "принять федеральный закон "Об устойчивом развитии сельских территорий", в котором должны быть определены основные социальные параметры и обозначена ответственность федеральных и региональных властей". Рассматривая деятельность Петра Аркадьевича Столыпина на посту премьер-министра России 1906-1911 г.г., невозможно не прийти к мысли, что существует поразительно много буквальных совпадений с положением России в то время с ситуацией современной России, а принимаемые меры во многом похожи, разумеется, с поправкой на наше время. Петр Столыпин был назначен на пост премьер-министра в момент, когда народное хозяйство было в полном расстройстве. Финансовая система - в упадке. Самое страшное для государственника - народ не верил российскому государству, революционеры всех мастей требовали решительного слома государственной машины и не останавливались ни перед чем для достижения этой своей заветной цели. Бунтовали целые губернии, в городах свирепствовали террористы. Под них маскировались обыкновенные бандиты и убийцы. Национальные окраины требовали независимости и тоже не стесняли себя в выборе средств борьбы. В этой ситуации Петр Столыпин принял единственно, пожалуй, возможное решение: прежде всего - решительно навести законный порядок в стране. При этом он отчетливо понимал, что тем самым обрекает себя на проклятия со стороны интеллигенции. Но его желание противопоставить "кровавому бреду террора" исключительные законы для предотвращения распада государства было решительным и непоколебимым. Он четко обозначил пределы политической и экономической свобод, при которых во главу угла ставились не какие-то абстрактные понятия, надерганные по большей части из различных академических теорий, а абсолютно конкретные цели и задачи. Ему надо было вывести Россию из кризиса и разработать механизмы ее дальнейшего процветания. Поэтому с точки зрения прошедших ста лет, как бы мы ни упрекали Петра Столыпина за жесткость при наведении порядка в стране, остается непреложным тот факт, что он дал России четкие ориентиры развития. В политике это - парламентаризм и законность, в экономике - широчайшее поле деятельности для частной инициативы и создание экономически сильного среднего класса как основного гаранта стабильности и процветания государства. Без таких ориентиров и без жесткости в наведении порядка страна вполне могла бы развалиться на куски. Потому он решительно отстаивал необходимость Госдумы как законодательного органа, заставил работать и Государственный совет, который до Петра Столыпина был лишь непонятно для чего существующей структурой без определенного регламента работы. Столыпин превратил этот орган в верхнюю законодательную палату, тесно привязав его деятельность к работе Думы. Тем самым он обеспечил эффективное и управляемое прохождение через законодательные органы России наиболее важных законов, без которых выход страны из кризиса был бы невозможен. И эти законы были приняты. Среди самых важных дел была, разумеется, земельная реформа. За нее Столыпин получил едва ли не больше шишек, чем даже за решение передавать дела по террористам и бандитам, захваченным с оружием на месте преступления, в ведение военно-полевых судов. Существовавшая на протяжении веков единственная форма собственности на землю - община - если и имела какие-то исторические обоснования и смысл при наличии помещичьего землепользования, после 1861 года лишилась всех преимуществ и даже стала наносить вред российскому сельскому хозяйству и российской экономике в целом. Главная заслуга государственника Петра Столыпина заключается в том, что он не дал себя запутать и никогда не смешивал политические, моральные и экономические вопросы. Лишь создание многочисленного класса мелких земельных собственников, лишь развитие среди крестьян инстинкта собственности - несомненно, и ныне существующего, но ослабленного и подавленного, словом, лишь предоставление крестьянам возможности стать полноправными самостоятельными собственниками, наравне с прочими гражданами Российской империи, - могут поднять, наконец, нашу деревню и упрочить ее благосостояние. Основу реформ П.А. Столыпина составила опора на эффективное сельское хозяйство, ставка на собственников земли. Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" впервые за многие годы продемонстрировал, что государство считает сельское хозяйство ключевой отраслью экономики и признает важнейшую роль настоящего хозяина на земле. |