Реформы и контрреформы Александра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:06, реферат

Краткое описание

В XIX в. территория России продолжала расширяться. Покровительствуя православному населению современной Грузии, Россия вступила в полосу войн на Кавказе. Приходилось воевать и с Персией (Иран), и с Турцией, и с народами Кавказа. В результате к России были присоединены Восточная Грузия (1801 г.), Мегрелия и Имеретия (1804 г.), Гурия (1810 г.), Северный Азербайджан (1813 г.), Нахичеванское и Эриванское ханства (1828 г.). В 1864 г. завершается почти полувековая война за покорение Кавказа. В результате победы в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. к России отошел ряд захваченных в Закавказье крепостей (Карс, Батум, Ардаган).В 1808 г. Россия начала войну со Швецией.

Вложенные файлы: 1 файл

отечественная история лельков.docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

Тема  Реформы и контрреформы Александра I

План

1.1Социально-экономическое развитие России в XIX в.

1.2Рефрмы Александра I.Деятельность М.М Сперанского

В XIX в. территория России продолжала расширяться. Покровительствуя православному  населению современной Грузии, Россия вступила в полосу войн на Кавказе. Приходилось воевать и с Персией (Иран), и с Турцией, и с народами Кавказа. В результате к России были присоединены Восточная Грузия (1801 г.), Мегрелия и Имеретия (1804 г.), Гурия (1810 г.), Северный Азербайджан (1813 г.), Нахичеванское и Эриванское ханства (1828 г.). В 1864 г. завершается почти полувековая война за покорение Кавказа. В результате победы в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. к России отошел ряд захваченных в Закавказье крепостей (Карс, Батум, Ардаган).В 1808 г. Россия начала войну со Швецией. По Фридрихсгамскому мирному договору 1809 г. к России отошли Аландские острова и Финляндия до реки Торнео. Финляндия получила автономию в составе России.Перипетии борьбы за мировую гегемонию приводят Наполеона от союза с Россией к войне с ней. Поход 1812 г. завершился полным разгромом "Великой армии" императора французов. После изгнания наполеоновских войск начинается заграничный поход русской армии.С середины столетия в сферу интересов России попадает Средняя Азия. Правда, первая экспедиция В.А. Перовского против Хивы (1839 г.) оказалась неудачной. Но небольшие среднеазиатские государства не могли отстоять своей независимости. Сила оказалась на стороне северного соседа. В середине 60-х гг. XIX в. русские войска ведут успешное наступление в Средней Азии. В 1873 г. был установлен протекторат России над Бухарским эмиратом и Хивинским ханством. В 1876 г. после подавления антирусского восстания территория Кокандского ханства включена в состав России. Была присоединена и территория завоеванного в 1881 г. Ахалтекинского оазиса (Закаспийская область)Таким образом, в течение XIX в. территория Российской империи значительно расширилась. Одновременно выросла и численность населения страны: с 41 млн. чел. (по данным VI ревизии) до 129 млн. чел. (по данным всероссийской переписи 1897 г.).Господствующим сектором экономики России начала XIX столетия по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Хотя закрепленная Жалованной грамотой 1785 г. монополия дворян на землю и была нарушена, дворянство и государство оставались основными собственниками земли в России. Дворянские земли по-прежнему обрабатывались почти исключительно трудом крепостных. За пользование землей крестьяне несли установленные помещиком повинности. Применение оброчной или барщинной системы эксплуатации крестьянства зависело от местонахождения имения. В губерниях черноземной полосы России господствовала барщина. Ведь богатые почвы этого района еще позволяли получать неплохие урожаи и без какой-либо рационализации агротехники. Полученный хлеб помещик, не нуждавшийся в деньгах (в отличие от крепостного), весной мог продать подороже. В самом начале царствования Александра I покупка крепостных к заводам была окончательно запрещена. Мануфактуристы-недворяне теперь могли использовать лишь вольнонаемных рабочих. В роли таких рабочих и выступали крепостные отходники. Пока на производстве применялся преимущественно ручной неквалифицированный труд, частая смена работников не могла серьезно отразиться на количестве и качестве продукции. Но с конца XVIII в. заводовладельцы все чаще используют машины в процессе производства. Следствием промышленного переворота является переход от мануфактуры к фабрике. Вместе с тем появляются и новые классы общества – слой промышленных рабочих (пролета­риат) и буржуазия.Начало промышленного переворота в России обычно относят к 30-м годам XIX в. Однако пока в стране существовало крепостное право, завершиться этот процесс не мог. И дело не только в упоминавшемся уже отсутствии рынка свободной рабочей силы. Крестьянство, составлявшее 9/10 населения страны, редко нуждалось в изделиях промышленности. В свою очередь, невысокая покупательная способность не позволяла значительно увеличить объемы производства. В условиях крепостничества действовали и другие сдерживавшие развитие промышленности факторы. К таким факторам можно отнести стремление русского купечества получить дворянство и др.Одна из причин отказа Александра I от планировавшихся преобразований справедливо видят в победе реакции по всей Европе в начале 20-х гг. XIX в. Этот же пример позволяет проиллюстрировать и зависимость реформ от личности императора. Только следует иметь в виду, что "хороший царь" Александр I (позднее и Александр II), понимая необходимость преобразований, в конце царствования проводит, казалось бы, несовместимые с таким пониманием мероприятия.Вообще вопрос о соотношении реформ и реакции не сводится к выяснению роли конкретного лица в принятии тех или иных решений, хотя в сознании современников переход к реформам или реакции ассоциировался с деятельностью конкретных лиц. Так, режим, установившийся в России после восстания декабристов, получил наименование николаевской реакции. Ведь создавался он под пристальным контролем императора Николая I. А преобразования 60–70-х гг. XIX в. вошли в историю как реформы Александра II. Но как всякий штамп, названия эти не охватывают всей полноты исторического процесса. В 70-х гг. XIX в. не кто иной, как Александр II начал урезать только что дарованные им самим права. Отмечавшееся ранее несовпадение интересов указанных групп дополнялось в XIX в. новыми противоречиями. Часть дворянства, вступившая на путь капиталистического предпринимательства, была заинтересована в преобразовании существовавших социально-политических отношений. Эти же цели преследовала и формирующаяся буржуазия, хотя политический вес этого класса в России того времени был еще близок к нулю. Идеи реформ распространялись и среди бюрократии, с годами терявшей землевладельческий характер. В то же время контрреформы были неизбежным следствием преобразований, поскольку экономическая, а главное, и политическая власть находилась в руках поместного дворянства. Нередко переход к реакции был связан с отказом от реализации разработанных уже проектов преобразований. Контрреформы, как правило, сводились к ограничению только что дарованных прав или выхолащиванию основного содержания преобразований. Но несмотря на различного рода изъятия и ограничения, реформы XIX в. изменили социально-эконо­мический и политический строй России.

1.2Реформы Александра  I.Деятельность М.М.Сперанского.

Воцарение Александра I не могло  не принести изменений. Их неизбежность объяснялась самим способом прихода  к власти нового императора. Его  отец (Павел I) был убит в результате заговора. И заговорщики (недовольные  не столько содержанием, сколько  методами павловской политики) не без  оснований ожидали, что молодой  император вынужден будет пойти на уступки. В унисон с ожиданиями прозвучало обещание Александра I править "по законам и по сердцу" бабки – Екатерины Великой. И действительно, в полном объеме были восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам, ликвидирована Тайная экспедиция, вновь запрещены пытки, сняты бытовые ограничения и др. Надежды екатерининских вельмож оправдывались и учреждением в апреле 1801 г. Непременного совета. Члены Совета назначались императором. Совет наделялся совещательными функциями.Подобные взгляды не могли, конечно, вызвать сочувствия у большинства сановников. Поэтому разработку проектов преобразований царь не доверил ни одному из государственных органов. Обсуждение планов реформ Александр I перенес в кружок близких ему лиц, а Павел I под разными предлогами удалил их из столицы. Потребовалось несколько месяцев, чтобы графы П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и князь А. Чарторыйский вновь собрались в Петербурге, и с августа 1801 г. начинает работать так называемый Негласный комитет. В сановной среде Комитет скоро окрестили "якобинской шайкой".Члены Негласного комитета решили, что следует начать с выяснения внутреннего состояния империи. Затем – реформировать аппарат управления. И только после этого приступать к разработке конституции. Император же желал поскорее перейти к последнему пункту программы. И уже к коронации (сентябрь 1801 г.) были приготовлены проекты, реализация которых серьезно изменила бы социальную структуру и политический режим в стране. Третьим проектом предлагалось реорганизовать Сенат, наделив его судебными, исполнительными и законосовещательными функциями.Негласный комитет одобрил лишь первый проект. Меры по крестьянскому вопросу показались "молодым друзьям" царя преждевременными. Реорганизация Сената была признана вообще ненужной. Царю настойчиво втолковывали, что какое бы то ни было ограничение самодержавия вредно для России. В результате ни один из документов так и не увидел свет.В полном соответствии со взглядами своих сотрудников Александр I в 1802 г. обращается к реформе органов управления. Ранее отмечалось, что реформа Сената привела к упразднению большинства коллегий. Александр I постепенно ликвидировал коллежскую систему, проведя министерскую реформу 1802–1811 гг.В 1802 г. было создано восемь министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения и финансов.. Вместе с изменением количества министерств регламентировался и порядок их работы. Дело в том, что по закону 1802 г. не определялись четко место министерств в системе высших государственных органов, пределы власти и ответственность министров, границы отраслей управления. Помимо устранения указанных недостатков "Общим учреждением министерств" в 1811 г. упорядочивался порядок прохождения дел в министерствах. Сохранялся установленный еще в законе 1802 г. принцип единоначалия.Учрежденный в 1802 г. Комитет министров был реорганизован в марте 1812 г. Членами Комитета министров были не только министры, но и лица, занимавшие определенные должности, например генерал-губернатор столицы.. За императором оставалось право утвердить одно из высказанных мнений.Характерно, что, создавая новые органы власти, Александр I на деле ни в чем не шел на ограничение самодержавия в России. Свидетельством тому служит не только устройство Комитета министров. В конце 1802 г. была предпринята реорганизация Сената. По закону Сенату предоставлялись очень широкие права. Поскольку указ о двенадцатилетнем сроке службы в солдатах для дворян, не достигших обер-офицерских чинов, противоречил Жалованной грамоте, Сенат и указал государю на это противоречие. Сущность ответа императора можно выразить его же словами, правда, сказанными по иному поводу: "Я – самодержавный государь и так хочу".Следовательно, в первые годы царствования Александра I не было создано ни одного учреждения, реально ограничивавшего власть монарха. Убедившись, что в Негласном комитете его идеи не получат должной поддержки, царь как будто вовсе охладел к преобразованиям. В его окружении даже появляется гр. А.А. Аракчеев.. Для Александра I не менее важно было еще и то, что Аракчеев, какими бы ни были его собственные убеждения, всегда точно исполнял любые поручения.Примерно тогда же выдвигается и Михаил Михайлович Сперанский. Выходец из среды провинциального духовенства, он не мог похвастать даже худородным дворянством.В проекте реформ М.М. Сперанского подчеркивалась мысль о единстве исторического пути России и Европы. Следовательно, и для России пригодно признанное наилучшим европейскими политическими мыслителями устройство государства. И вовсе не обязательно переходить к республиканской форме правления. Главное – исключить возможность концентрации всей полноты власти в одних руках. Поэтому в проекте законодательная, исполнительная и судебная ветви власти предоставляются различным органам. Законодательной властью наделялись Думы от Волостной (волость – несколько близлежащих деревень) и до Государственной. Ни один законопроект не приобретал силу закона без утверждения Государственной думой. Однако Дума обсуждала лишь предложенные императором законопроекты. Дума не была единственным законодательным органом. Прежде, чем закон вносился в Думу, его рассматривал Государственный совет. В отличие от выборной Государственной думы Госсовет назначался императором. Он же в нем и председательствовал. За императором оставалось также право роспуска Государственной думы.Законодательной власти предоставлялся контроль за деятельностью исполнительной. Органами исполнительной власти являлись министерства, ее главой – император. Высшим судебным органом страны должен был стать Сенат. Его члены назначались императором пожизненно из числа кандидатов, избранных губернскими думами.Стройная система органов власти дополнялась гарантиями прав подданных. Гражданские права предоставлялись всем жителям страны, включая крепостных. Избирательные же права получали лишь представители двух первых сословий государства: дворянство и купечество. Право быть избранным (пассивное избирательное право) ограничивалось высоким имущественным цензом. Расширение прав сословий в проекте не связывалось с изменением социальной структуры страны. Одним из следствий такого подхода был отказ от решения проблемы ликвидации крепостного права в России.Во "Введении к Уложению государственных законов" намечалась и последовательность претворения в жизнь данных предложений. Начать следовало с образования Государственного совета. Этому учреждению необходимо было представить для обсуждения заранее приготовленный гражданский кодекс. После его утверждения тем же порядком проходило принятие "Государственного уложения" (новой структуры органов власти). И лишь затем можно было объявить о выборах в Думы.Реализация плана М.М. Сперанского началась с указов 1809 г., регламентировавших государственную службу. Во-первых, по указу о придворных званиях придворные чины становились лишь знаками отличия, не дававшими никаких служебных выгод. Указ был направлен против столичной аристократии. Бывало, что сыновья вельмож, служа лишь при дворе, очень быстро получали штаб-офицерские и даже генеральские чины. А затем тем же чином переводились на гражданскую службу, со спецификой которой они были не знакомы. Во-вторых, указом о порядке производства в некоторые гражданские чины устанавливались дополнительные требования к лицам, назначавшимся на должности коллежского советника (VIII ранг) и статского советника (V ранг). При производстве в указанные чины требовалось предоставить диплом одного из русских университетов. Конечно, реакция на эти два указа в дворянской среде была крайне отрицательной.1 января 1810 г. был образован Государственный совет. Как и предполагалось, Совету был представлен проект "Гражданского уложения". Однако очень скоро начались отклонения от намеченного плана. В Совете были обсуждены и одобрены только две первые части гражданского кодекса. Представленный в начале 1811 г. проект реформы Сената был одобрен большинством Государственного Совета и даже утвержден императором, однако реализован он не был. О формировании же Государственной думы и речи не было.

В начале 1810 г. в Совете был принят и "План финансов" – проект выхода из финансового кризиса. Дело в том, что с 1769 г. в России наряду с серебряными деньгами начинают печатать бумажные – ассигнации.Правительство обещало не печатать лишних денег. Однако частые войны, внутренние волнения и др. привели к тому, что уже к концу царствования Екатерины Великой цена ассигнации резко упала. Павлу I на короткое время удалось стабилизировать ситуацию. Но уже в начале XIX в. вновь прибегли к старому средству пополнения бюджетного дефицита. И к 1810 г. цена 1 руб. ассигнациями упала до 25 коп. серебром. В этих условиях М.М. Сперанский предложил отказаться от новой эмиссии и увеличить налоги. Одновременно был объявлен срочный государственный заем в 100 млн. руб. И хотя меры эти дали ощутимый результат практически сразу, в дворянских кругах они были восприняты однозначно негативно.Эти настроения дворянства нашли отражение в записке "О древней и новой России" Н.М. Карамзина. Записка была составлена по поручению вел. кн. Екатерины Павловны (сестра Александра I) специально для прочтения царю. Разворачивая перед читателем тысячелетнюю историю России, автор приводит его к выводу о самобытности развития страны (вывод прямо противоположный основному постулату М.М. Сперанского). И если европейские государства нуждаются в разделении властей и гарантиях прав граждан, то залогом самого существования Родины для Н.М. Карамзина является самодержавие. Причем император не имел права ограничить собственную власть, поскольку предки его получили эту власть "нераздельной". По мнению автора, столь же очевиден и другой вывод. Место и обязанности каждого из сословий России определены исторически.Ближайшим следствием записки Н.М. Карамзина было нерасположение императора к автору. Но если логическое обоснование ненужности преобразований в России можно было игнорировать, то не замечать доносы на М.М. Сперанского было нельзя. Помимо обвинений в государственной измене (доносчики называли Сперанского французским шпионом), Александру I исправно сообщали о всех неосторожных высказываниях госсекретаря в его адрес. Дело кончилось в марте 1812 г. отставкой М.М. Сперанского и высылкой его из Петербурга. В дальнейшем знания, ум, работоспособность этого незаурядного человека еще не раз будут использоваться императорами Александром I и Николаем I. Однако план реформы государственного аппарата, по существу, останется нереализованным.Очередное поражение не привело Александра I к отказу от планов реформы. Только преобразования снова были прерваны войной. Одним из военных трофеев России стало герцогство Варшавское. И вот Польша, воевавшая на стороне Франции, получила в 1815 г. конституцию и выборный Сейм. Причину отсутствия подобных учреждений в самой России император объяснил неготовностью страны. Возможно, император имел в виду консерватизм подавляющего большинства русского дворянства. И несмотря на сомнения в возможности каких-либо реформ в России, Александр I поручил Н.Н. Новосильцеву разработать проект конституции и для остальной части страны. Проект этот был в основном готов в конце 1819 г. и получил название "Уставной грамоты". Но нельзя даже сказать, что ее постигла судьба проекта М.М. Сперанского. К реализации "Уставной грамоты" вовсе не приступали.Существует несколько гипотез, объясняющих причины отказа от реализации детально разработанных проектов реформы государственного управления. Ряд советских историков считал, что кардинальных изменений и быть не могло, поскольку перед “реформаторами” стояла задача найти лишь новую форму абсолютной монархии. По мнению других исследователей, провести реформы было если не невозможно, то очень трудно из-за неготовности страны (слишком узкой была социальная база).

Крестьянская  реформа 1861 г.

Во второй половине 50-х гг. XIX в. принципиально изменяется способ подготовки отмены крепостного права. Изменение это было вызвано комплексом как объективных, так и субъективных факторов. Крепостное право являлось серьезным препятствием экономического развития страны. Экономическая отсталость России явилась одной из важнейших причин ее поражения в Крымской войне. Война России с небольшим англо-французским экспедиционным корпусом закончилась унизительным Парижским миром 1856 г. Россия вынуждена была признать Черное море нейтральным, ликвидировать базу флота в Севастополе. Кроме того, устанавливалась свобода судоходства по Дунаю. Конечно, такой мир не мог не вызвать оживления патриотических настроений в обществе. С другой стороны, как это обычно бывало во время войны, быстро растет количество крестьянских волнений. Анализируя возможные последствия массового неповиновения крестьян помещикам, Александр II приходит к мысли о том, что лучше освободить крепостных "сверху", пока они не освободили себя "снизу". Еще более чем за полвека до этого вывода русские императоры были убежденными антикрепостниками. Но и Александра I и Николая I от решительных мер удерживала угроза дворцового переворота. Ведь Александр I косвенно, но был замешан в перевороте 11 марта 1801 г. А Николаю I пришлось лично руководить разгромом восстания декабристов. Воцарившийся 19 февраля 1855 г. Александр II Николаевич подобного личного опыта не имел. Зато у него был почти двадцатилетний опыт работы в высших административных учреждениях страны.Хорошо знакомый с методами решения проблемы в прошлом, Александр II сначала пытается идти по тому же пути. В январе 1857 г. под его председательством создается очередной (одиннадцатый и последний) Секретный комитет по крестьянскому делу. Но в комитете дело не двигалось.О желании императора сдвинуть вопрос освобождения крепостных с мертвой точки знал виленский военный, гродненский и ковенский генерал-губернатор В.И. Назимов. Он сумел организовать ходатайство дворянства о разрешении заняться проблемой освобождения крестьян в подчиненных ему губерниях. Долгожданную "инициативу" дворянства поспешили использовать. В рескрипте на имя Назимова от 20 ноября 1857 г. дворянству Виленской, Ковенской и Гродненской губерний позволялось создать губернские комитеты по крестьянскому делу. Возглавить работу комитетов должны были предводители дворянства. В сущности, на комитеты ложилась задача выработать проекты отмены крепостного права. В рескрипте излагалась и точка зрения правительства по принципиальным вопросам готовящегося освобождения. Так, земля признавалась собственностью помещиков. Крестьянину предоставлялось право выкупить усадьбу (дом, хозяйственные постройки, огород). Надел полевой земли предоставлялся крестьянам в пользование за установленные повинности. Признавалось необходимым сохранить общину и вотчинную полицию помещика.Копии рескрипта Назимову были разосланы губернаторам. Означать это могло лишь одно: от дворянства подчиненных им губерний ожидали подобной же "добровольной" инициативы. И уже в декабре аналогичные рескрипты были направлены петербургскому генерал-губернатору и нижегородскому губернатору. В следующем 1858 г. комитеты для улучшения быта помещичьих крестьян были учреждены по всем губерниям. Поскольку дело подготовки реформы приобрело гласный характер, в январе 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем его вскоре был назначен вел. кн. Константин Николаевич (брат царя), активнейший сторонник реформ.Для обсуждения и согласования разработанных на местах проектов освобождения крестьян Главный комитет образовал две Редакционные комиссии. Хотя вскоре они были слиты, название осталось прежним. Работу над общим проектом в комиссиях возглавил Я.И. Ростовцев. После двух лет работы в октябре 1860 г. готовый проект был представлен в Главный комитет, оттуда в январе 1861 г. документы реформы поступили на обсуждение Государственного совета. На обоих этапах обсуждения уже готового проекта в него вносились поправки, долженствовавшие осложнить достижение экономической независимости крестьянами.19 февраля 1861 г. Александр II подписал документы реформы. Но лишь в марте с ними начинают знакомить население. Опасаясь народных волнений, правительство сознательно оттягивало обнародование документов реформы до начала великого поста. Опасения были не напрасны. Уже после прочтения с церковного амвона Манифеста 19 февраля 1861 г. крестьяне обычно расходились с убеждением, что царь волю-то дал, да помещики ее опять скрыли. А когда началось проведение в жизнь "Положений 19 февраля 1861 г.", крестьяне применяли все формы сопротивления: от отказа подписывать уставные грамоты и до массовых волнений. Иногда против крестьян использовались войска, а в селе Бездна применили даже артиллерию. Динамику крестьянских волнений в ходе подготовки и проведения реформы 1861 г. можно отобразить в виде следующей схемы:Причина необычайно высокого подъема активности крестьянства в 1861 г. проста: крестьяне издавна считали себя помещичьими, а землю – своей. Но в документах реформы этот вопрос решался по-иному.

Первой статьей "Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" крепостное право отменялось навсегда. Это означало, что помещик больше не имел права вмешиваться в личную жизнь крестьянина. Например, уходил в прошлое обычай жениться с разрешения владельца имения или по его приказу. Помещик терял также право распоряжаться движимым имуществом крестьян. Однако самый главный для крестьянина вопрос – вопрос о земле – решался в пользу дворянства. Земля оставалась собственностью помещика. Конечно, лишить крестьянина вовсе земли было по-прежнему невыгодно как государству, так и помещику. Поэтому крестьянам предоставлялось право выкупать усадьбы и полевой надел. По желанию крестьян усадьбу разрешалось выкупать отдельно от надела."Положения 19 февраля 1861 г." довольно подробно регламентируют процедуру перехода к новому порядку землевладения. В течение двух лет бывшие крепостные продолжают пользоваться прежними наделами и нести повинности в прежнем объеме. За эти два года составляются и утверждаются уставные грамоты по каждому имению. В уставной грамоте фиксировались размер надела, предоставлявшегося крестьянину в пользование, и следовавшие за этот надел повинности в пользу помещика. Эти размеры должны были определяться путем добровольного соглашения крестьян с помещиком. Если же добровольного соглашения между владельцем имения и бывшими его крепостными достичь не удавалось, уставная грамота составлялась помещиком на основании так называемых "Местных положений о поземельном устройстве крестьян"."Местными положениями о поземельном устройстве крестьян" определялся размер полевого надела, который помещик обязан был предоставить крестьянам в пользование. Вместе с тем устанавливалась сумма повинностей, следовавших за пользование наделом. Эти наделы затем крестьяне могли выкупить у помещика. Крестьянин имел право отказаться от части надела.После введения уставной грамоты прежние отношения с помещиком прекращались. Крестьянин становился временнообязанным. Временнообязанным назывался крестьянин, на основании уставной грамоты пользовавшийся наделом и исполнявший повинности. Крестьянин оставался временнообязанным до тех пор, пока пользовался землей помещика. А точнее – либо до выхода крестьянина из сельского общества и отказа от надела, либо до выкупа земли крестьянином. В документах реформы конкретный срок окончания временнообязанного состояния не указывался. Предпочитавшая получать доходы привычным способом часть помещиков не спешила с переводом крестьян на выкуп. И даже через двадцать лет после реформы, в 1881 г., насчитывалось около полутора миллионов временнообязанных крестьян. По решению правительства все они были переведены на выкуп с 1 января 1883 г.Итак, становясь временнообязанным, крестьянин получал в пользование надел. Размеры надела, как правило, были меньше дореформенных. Только около 5% крестьян получили надел, обеспечивающий прожиточный минимум. Устанавливая в "Местных положениях о поземельном устройстве крестьян" явно заниженную норму обеспечения крестьян землей, правительство решало, как минимум, две задачи. Надел привязывал крестьянина к земле. Но в то же время крестьянин был вынужден искать дополнительные источники заработка. Самым простым из них была аренда земли у помещика. Так и после ликвидации крепостного права дворянство получало возможность жить за счет эксплуатации бывших крепостных.Интересы дворянства учитывались и при проведении выкупной операции. Парадоксально, но факт: при определении суммы выкупа за надел исходили не из рыночной стоимости земли (пусть завышенной), а из величины крестьянского оброка. Расчет выкупной суммы был произведен так, что, положив эти деньги в банк, помещик мог бы ежегодно в качестве процентов получать капитал, примерно равный прежнему оброку крепостных. Еще одним достоинством выкупной операции с точки зрения помещика было то, что помещик получал всю сумму выкупа сразу. Таким образом, помещику предоставлялась возможность жить по-прежнему, заняться предпринимательством или просто промотать полученные деньги. А тратить было что. По подсчетам дореволюционных авторов, рыночная стоимость земли, выкупленной бывшими крепостными, составляла 544 млн. руб. Помещикам же было выплачено 902 млн. руб. Сумма, выплаченная крестьянами, была еще больше благодаря "помощи" государства.Идя навстречу требованиям помещиков, правительство взяло на себя все расчеты с крестьянами, поскольку крестьян, способных заплатить всю требуемую за надел сумму, было очень немного. Поэтому государство обязалось ссудить крестьян деньгами под выкуп надела. Вернее, минуя крестьян, выкупная сумма передавалась помещику. Правительство ссужало обычно 80 % требуемой суммы, 20 % должны были внести сами крестьяне. Ссуда выдавалась крестьянам на 49 лет под 6 % годовых. Государство с помощью выплат по ссудам смогло выйти из тяжелейшего финансового кризиса конца 50-х гг. XIX в.Важным условием реформы было сохранение общины. Община с ее круговой порукой не только гарантировала государству относительно исправное исполнение казенных повинностей. Круговая порука, по мысли, авторов реформы, должна была обеспечить и выполнение повинностей временнообязанными крестьянами, и регулярное поступление платежей и процентов по ссудам. Община также замедляла процесс расслоения крестьянства, предохраняла крестьян от "язвы пролетариатства". Учитывая все вышеперечисленные "плюсы", правительство сохраняет общину (а также общинное землепользование) и после перехода крестьян на выкуп.Проводилась реформа дворянами. Напомним, что уставные грамоты составлялись помещиками. За помещиком оставалось также право вотчинной полиции. Для урегулирования споров между крестьянами и бывшими их владельцами по поводу применения "Положений 19 февраля 1861 г." создавался институт мировых посредников. Мировые посредники "выбирались" губернатором из предложенного уездным предводителем дворянства списка кандидатов. Как правило, эти должности предоставлялись потомственным дворянам-землевладельцам. Такое назначение имело, конечно, одну цель – удовлетворить интересы дворян. Но, несмотря на специальный отбор при назначении на должность, мировые посредники нередко добросовестно исполняли свой долг.Инстанцией, куда и крестьяне, и помещики могли приносить жалобы на деятельность мировых посредников, был уездный съезд мировых посредников. Общее руководство проведением в жизнь "Положений 19 февраля 1861 г." на местах осуществляли губернские и уездные по крестьянским делам присутствия. Высшее наблюдение за деятельностью местных учреждений было возложено на Главный комитет об устройстве сельского состояния (заменил собой готовивший реформу Главный комитет по крестьянскому делу).Обратим внимание, в 1861 г. крепостное право было отменено лишь в помещичьей деревне. Освобождение удельных крестьян, принадлежавших императорской фамилии, проводилось серией указов 60-х гг. XIX в. И только в 1863 г. крепостные отношения ликвидируются в государственной деревне.Итак, при подготовке и проведении реформы учитывались в первую очередь интересы государства и помещиков. Поэтому положения реформы в значительной мере сохраняли пережитки феодализма. В частности, сохранялось помещичье землевладение. По закону земля являлась собственностью помещиков. Чтобы наделить крестьян землей, следовало либо отнять, либо выкупить ее у помещиков. В 1861 г. в России пошли по второму пути. Однако сумма, выплаченная за землю, была не эквивалентна рыночной стоимости земли. Следовательно, крестьянам пришлось заплатить не только за землю, но и за освобождение.Другой феодальный пережиток – сохранение отработок, когда крестьяне обрабатывали помещичью землю за предоставление им в аренду пахотных и других земель. Отработочная система наиболее широкое распространение получила в тех районах, где крестьянство страдало от малоземелья, где отрезки от крестьянских наделов в ходе реформы 1861 г. оказались наиболее значительными, а именно – в черноземной полосе России.Радикальному решению вопроса о земле препятствовало и сохранение общины. Ведь сдерживая процесс расслоения крестьянства, община удерживала рабочие руки в деревне. Это, в свою очередь, вело к так называемому "земельному голоду". Нехватку земли чувствовало уже первое поколение освобожденных крестьян. В дальнейшем положение лишь ухудшалось. Остроту проблемы можно было снять за счет внедрения передовых технологий обработки земли, использования высокопродуктивных агрикультур. Но и этот путь для большинства крестьян был закрыт. Даже желая изменить методы хозяйствования, крестьянин вынужден был обрабатывать землю так, как это делали соседи. Ведь выкупая землю, крестьянин не становился собственником конкретного надела земли. Участок поступал в общинное пользование. Крестьянин же получал свой надел небольшими участками в нескольких полях. И опять-таки, этими участками крестьянин пользовался лишь до очередного передела земли (обычно осуществлявшегося раз в 12 лет). Понятно, что в этих условиях редко кто согласится внедрять какие-либо агротехнические новшества. И поэтому, несмотря на пропаганду новых методов хозяйствования, в земледелии России на рубеже XIX–XX вв. господствовали традиционные способы ведения хозяйства.Таким образом, реформа не уничтожила разом весь старый порядок. Но она явилась мощным катализатором дальнейшего развития России. Ликвидация крепостного права способствовала чрезвычайно быстрому экономическому развитию страны. Промышленность, наконец, получила рабочие руки и капиталы. Наряду с промышленностью развивается и транспорт. В 70-х гг. XIX в. страна переживает железнодорожный бум. Это позволило связать между собой отдаленные районы. Таким образом, к концу XIX столетия завершилось экономическое объединение страны.Отмена крепостного права оказала влияние не только на сферу экономических отношений. Изменилась и структура общества. Гражданские и даже политические права (право выбирать органы крестьянского самоуправления) были предоставлены прежде бесправной части населения страны. Изменения эти неизбежно приводили к преобразованию местного административного аппарата, а также вооруженных сил и системы налогообложения.

 

 
 

Реформы 60–70-х  годов XIX в.

При подготовке Крестьянской реформы ее авторы понимали неизбежность всесторонних преобразований. Поэтому  практически одновременно с подготовкой  освобождения крестьян разрабатываются  проекты других преобразований, в  том числе и судебной реформы. Необходимость преобразования всей судебной системы была очевидна как  для либералов, так и для консерваторов. Структура судебных органов была чрезвычайно громоздка. Помимо сословных  судов для мещан, дворян и государственных  крестьян существовали военные, коммерческие, совестные и другие. Множественность  судебных органов сочеталась с отсутствием  четкости при определении их компетенции. Бывали случаи, когда начатое дело из одного суда передавали в другой, где разбирательство начиналось вновь. При сложности процессуальных требований некоторые дела решались не годами, а десятилетиями. Судопроизводство было письменным. Предполагалось, что суд выносит решение, ознакомившись с доказательствами. Но не члены суда, а закон определял, каким доказательствам следует отдавать предпочтение, а каким не доверять вовсе (система формальных доказательств). Одинаковые процессуальные требования следовало соблюдать как в делах по тяжелым преступлениям, так и при рассмотрении проступка. В этих условиях процветало взяточничество.Таким образом, реформе должна была подвергнуться вся система судопроизводства. Первоначально реформа готовилась во II отделении собственной е. и. в. канцелярии под руководством гр. Д.Н. Блудова. Сам граф не принадлежал к числу либералов. Но царь Александр II и его младший брат вел. кн. Константин Николаевич хорошо понимали необходимость проведения реформы. И дело подготовки реформы было перенесено в Государственную канцелярию. Фактическим руководителем работ на этом этапе стал С.И. Зарудный. Разработкой проекта занимались не только чиновники. В качестве консультантов приглашались специалисты – как ученые-теоретики, так и практики, вплоть до чинов полиции. В результате работы к апрелю 1862 г. проект реформы был готов. Вернее, это было три проекта. Отдельно рассматривались изменения в уголовном и гражданском судопроизводствах, а также реорганизация судебных органов. Примерно тогда же был готов и проект II отделения об организации мирового суда. Все четыре документа после обсуждения в Государственном совете были подписаны Александром II 20 ноября 1864 г., положив начало проведению судебной реформы.Судопроизводство делилось на две стадии: следствие и судебное разбирательство. Следствие оставалось письменным. Судебное разбирательство становилось устным. Вводился принцип состязательности сторон. Подсудимый получал право на защиту. Отменялась система формальных доказательств. Теперь судьи на основании внутреннего убеждения выносили решение о виновности или невиновности подсудимого (больше нельзя было "оставить в подозрении"). Суд становился гласным. Двери зала суда открывались для публики, а в газетах стали печатать отчеты о судебных заседаниях. Все нововведения неизбежно должны были упростить и ускорить прохождение дела через суд. Однако применение новых принципов судопроизводства было невозможно в рамках старой системы судебных учреждений.Основополагающими принципами нового судоустройства были независимость суда от администрации и всесословность. Независимость суда обеспечивалась путем изъятия судебных дел из ведения полиции и других административных органов. Кроме того, коронные судьи назначались на должности пожизненно. Отстранение судей от должности допускалось лишь по решению уголовного суда. Таким образом, был осуществлен принцип несменяемости судей. Вместе с коронными судьями уголовные дела в окружных судах рассматривали присяжные заседатели. Очень часто присяжными становились крестьяне. В подавляющем большинстве юридически неграмотные присяжные выносили решение лишь о виновности или невиновности подсудимого. Если подсудимый признавался невиновным, решение приводилось в исполнение в зале суда. Пожалуй, самым ярким примером тому служит оправдательный приговор В.И. Засулич. Член народнической группы Вера Засулич ранила петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, желая отомстить за расправу над товарищем, и была оправдана судом присяжных.Помимо суда присяжных состязательность процесса обеспечивали институты прокуратуры и адвокатуры. Институт прокуратуры существовал в России и прежде. Однако прокуратура осуществляла надзор за деятельностью административного аппарата. Авторы судебной реформы отказались от общего надзора, чтобы сосредоточить силы прокуратуры для надзора за судом и следствием и поддержания государственного обвинения.Институт адвокатуры был абсолютно новым для России. Осознавая необходимость грамотной защиты интересов подданных в суде, Николай I все же был категорически против введения адвокатуры: "Пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, без них проживем". Столь резкое отрицание адвокатуры объясняется той ролью, которую сыграли адвокаты в революции во Франции.Иначе подходили к вопросу об адвокатуре авторы реформы. Коль скоро процесс становился состязательным, а тяжущиеся получали право на защиту, следовало создать специальные институты для реализации новых норм ведения процесса. Адвокат (присяжный поверенный) являлся представителем, защитником интересов одной из сторон в судебном процессе. Для клиента одной из гарантий соблюдения его интересов в суде являлась относительная независимость адвокатуры, другой – высокие профессиональные и моральные требования к претенденту на должность присяжного поверенного.Одним из достоинств новой судебной системы было значительное сокращение числа судебных инстанций. Судебные органы строятся по значимости рассматриваемых уголовных дел. Для малозначительных дел учреждалась мировая юстиция. Все остальные дела, не ограничиваемые ни тяжестью преступления, ни ценой гражданского иска, разбирались в общих судебных учреждениях.Мировой суд был тоже нововведением. Мировыми судами рассматривались дела, которые могли завершиться примирением сторон или наложением небольшого штрафа. Мировые судьи были выборными. Выборность судей, простота судебного разбирательства, отсутствие волокиты – все это вызывало доверие населения. Остававшиеся прежде безнаказанными проступки (мелкие притеснения, мошенничества, кражи) стали рассматриваться мировой юстицией.Вместе с уголовным и гражданским судопроизводством реформируется и военное. Военно-судебный устав 1867 г. стал частью как судебной, так и военной реформы.Начало военных реформ 60–70-х гг. XIX в. обычно связывают со всеподданнейшим докладом военного министра Д.А. Милютина 15 января 1862 г. Недостатки существовавшей в России системы комплектования, обучения, материально-технического снабжения войск со всей остротой проявились в годы Крымской войны. Необходимо было преодолеть отсталость военной системы страны. При этом ставилась задача сократить военные расходы. Поэтому одной из главных задач военной реформы стало уменьшение численности армии в мирное время при возможности значительного ее увеличения во время войны. Решением вопроса явилось введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Все мужчины в возрасте 21–40 лет должны были пройти действительную военную службу. Срок службы в армии устанавливался в шесть лет, на флоте – семь лет. Этого времени было достаточно, чтобы выработать у солдат навыки обращения с оружием и поведения в условиях военных действий. После окончания срока действительной военной службы военнослужащий зачислялся в запас (в армии – девять лет, во флоте – три года). Законом предусматривалась возможность сокращения срока службы.. Запрещалось рукоприкладство. Отменялись жестокие телесные наказания плетьми, шпицрутенами, клеймение и др. Параллельно с изменением методов обучения солдат шло и перевооружение армии. С 1867 г. принимаются на вооружение нарезные орудия. Несколько позднее пехота, кавалерия и казачьи войска оснащаются винтовкой Бердана.1 января 1864 г. Александром II было подписано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Началось проведение земской реформы. Согласно "Положению" в 1865–1876 гг. земства были созданы в 34 губерниях европейской России. Вопрос о необходимости реформы был возбужден самим императором еще в марте 1859 г. Было очевидно, что Крестьянская реформа вызовет изменения аппарата управления. В связи с подготовкой преобразований местных органов власти император повелел обсудить необходимость предоставления хозяйственному управлению в уезде большей самостоятельности.По закону земские учреждения строились на принципах выборности и бессословности. Однако выборы членов земских учреждений (земских гласных) осуществлялись по трем куриям: землевладельцев, городских жителей, сельских обывателей. По закону половина земских гласных избиралась первой (дворянской) курией. Распорядительным органом местного самоуправления являлось земское собрание, избиравшее на три года членов земской управы (исполнительный орган). Контроль администрации за деятельностью земских учреждений осуществлялся при помощи процедуры утверждения в должности членов управ. Бюджет формировался за счет устанавливавшихся самим земством налогов. При этом земские гласные не получали вознаграждения за службу.Городская реформа была проведена в 1870 г. Шестигласную городскую думу заменила городская управа. В ее ведении находились административно-хозяйственные дела города: благоустройство, народное образование (преимущественно в "хозяйственном" отношении), здравоохранение, общественное призрение, попечение о развитии торговли и промышленности, кредит и др. Городские органы самоуправления, как и земские учреждения, строились на принципах выборности и бессословности.Обязанные заниматься хозяйственными делами на местах, земства нередко вторгались в компетенцию правительственных органов. В основанных земствами школах учителей не хватало. С целью подготовки кадров организовывались учительские семинарии. И конечно же, земства вторгались в прерогативу Министерства народного просвещения. Примеров такого рода много. Это приводило к конфронтации правительственных органов и местного самоуправления. Дело осложнялось и тем, что земства стали базой либеральной оппозиции самодержавию. Поэтому в 80–90-х гг. XIX в. правительство вводит ряд ограничений деятельности земского и городского самоуправления.

Контрреформы 80–90-х  годов XIX в.

Как уже отмечалось, по объективным  причинам контрреформы были следствием реформ. Под контрреформами обычно понимают действия правительства, направленные на искажение, ограничение или отмену начатых преобразований.В связи с развитием народнического движения правительство нуждалось в усилении репрессивного аппарата. Поэтому ранее всего пересмотру подверглись положения судебной реформы. В 1871 г. право расследования политических преступлений было передано чинам корпуса жандармов. Если же в результате расследования улик не хватало оснований для передачи дела в суд, обвиняемого могли выслать административным порядком. Но правительству необходимо было, чтобы подсудимым по политическим преступлениям выносился обвинительный приговор и в ходе судебного разбирательства. С этой целью законом 7 июня 1872 г. большая часть политических преступлений передавалась в ведение Особого присутствия Правительствующего Сената с сословными представителями. В части вынесения приговоров надежды правительства оправдались. Но суд Особого присутствия слишком дорого обходился казне. Да и рассмотрение дел затягивалось. Выход был найден: законом 19 мая 1878 г. оформляется система судебных органов (от судебных палат до Верховного уголовного суда) для рассмотрения государственных преступлений. Несколько раньше преступления против порядка управления были изъяты из компетенции суда присяжных и, по существу, приравнены к государственным преступлениям. А начатый народниками в 1878 г. индивидуальный террор привел к тому, что ряд дел был передан в компетенцию военных судов (судопроизводство по законам военного времени).Убийство народовольцами 1 марта 1881 г. императора Александра II лишь ускорило переход правительства к реакционному курсу. Раньше пересмотр судебных уставов осуществлялся в части судопроизводства по государственным преступлениям. Принцип гласности судебных заседаний был нарушен предоставлением председательствующему на судебном разбирательстве закрывать двери суда. Принцип несменяемости судей был фактически отменен с учреждением Высшего дисциплинарного присутствия Сената, которое могло смещать и перемещать судей. Почти полностью уничтожалась мировая юстиция. А с введением института земских начальников отменялись принципы всесословности и независимости суда от администрации.Институт земских участковых начальников был введен законом 12 июля 1889 г. Земский начальник осуществлял контроль за деятельностью крестьянского самоуправления и являлся первой судебной инстанцией для податных сословий. И судебные, и административные полномочия земских начальников были широки, а их решение – окончательно. В отличие от выборного мирового судьи земский начальник назначался министром внутренних дел из потомственных дворян. С введением института земских начальников завершается судебная контрреформа и начинается земская.Закон 12 июня 1890 г. значительно уменьшил число земских гласных. Вместе с сокращением количественного состава в земских учреждениях увеличивается представительство от дворян. Губернские и уездные предводители дворянства, даже не являясь земскими гласными, принимают участие в работе земских собраний. Подобные изменения объясняются тем, что дворянство на данном этапе действительно являлось социальной базой самодержавия. Однако даже таким земствам в столице не доверяли. Поэтому земские учреждения были поставлены под контроль местной администрации.Реформы 60–70-х гг. XIX в. объективно (независимо от воли и желания людей) начинают процесс трансформации российского самодержавия в конституционную монархию. Контрреформы и должны были приостановить этот процесс, показать, что надежды на изменение общественного строя – лишь "бессмысленные мечтания" отдельных лиц.И все же, несмотря на серьезные изменения, внесенные контрреформами во все сферы жизни русского общества, вернуть страну к дореформенным порядкам уже было невозможно. Великие реформы 60–70-х гг. XIX в. привели к глубоким изменениями экономических, социальных и политических отношений в стране. Необходимость реформ ощущалась уже в конце XVIII в. Однако проведение преобразований на полвека задержали факторы объективного и субъективного порядка. Среди последних назовем то, что проекты реформ разрабатывались в Секретных комитетах. Гласный характер работы по подготовке реформы (с 1857 г.) значительно ускорил ее проведение в жизнь. Однако надо учитывать и фактор неоднозначного воздействия общественного движения на процесс реформ. Восстание декабристов, активизация деятельности народников в конце 70-х гг. XIX в. напрямую связаны с установлением реакции. И все же даже в годы реакции в правительстве рассматривались вопросы преобразований. Причина тому – объективная необходимость преобразований для дальнейшего развития России.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Тихокеанский государственный университет»

Кафедра «История Отечества,государства и права»

Контроьльная работа

По дисциплине

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Вариант №21

 

Тема

Реформы и контрреформы Александра 1

Выполнил:студент группы_____

Заочной   формы   обучения

Лельков Виктор Андреевич

№ зачемтной книжки_________

Проверил___________________

 

Хабаровск 2013

 

 

 



Информация о работе Реформы и контрреформы Александра I