Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:53, реферат
Как мы знаем, римляне унаследовали от греков очень многое. Но любовь к роскоши стала в их интерьерах определяющей доминантой. Поэтому у римлян сложилась та совокупность типов жилых строений, которой мы пользуемся и сейчас. Это муниципальный дворец, либо легко дом (domus), потом — многоквартирный и многоэтажный муниципальный жилой дом, имевший наименование «инеула», и, наконец, загородная вилла.
Как мы знаем, римляне унаследовали от греков очень многое. Но любовь к роскоши стала в их интерьерах определяющей доминантой. Поэтому у римлян сложилась та совокупность типов жилых строений, которой мы пользуемся и сейчас. Это муниципальный дворец, либо легко дом (domus), потом — многоквартирный и многоэтажный муниципальный жилой дом, имевший наименование «инеула», и, наконец, загородная вилла. Все те настоящие интерьеры, что мы можем видеть сейчас благодаря раскопкам в Помпеях, демонстрируют один вид римского жилища - «domus». Их роскошь представляется немыслимой даже по сегодняшним меркам.
Вышеупомянутые Помпеи стали кладезем знаний о быте старой культуры. Вулканический пепел, появившийся во время извержения Везувия в 79 г. н. э., сохранял город в неприкосновенности в течении продолжительных столетий. Тут было значительно больше прекрасных, ухоженных домов, чем, например, в городах средневековья а также ренесанса. Улицы украшены фонтанами и вторыми искусно оформленными водоемами с источниками: вода лилась то из разинутой пасти животного, то, к примеру, из опрокинутого сосуда с сидящим на нем петухом.
Дома
по большей части одноэтажные, реже
двухэтажные и напоминают мелкие
крепости, поскольку выходят на улицу
глухими, без окон, стенками. Через
входной портик визитёр попадал
в маленький коридор, ведший прямо
к атриуму — главному помещению
в доме. При входе в него размешались
домашние алтари с изображениями
маски и богов предков. Освещался
атриум через отверстие в крыше,
в которое также стекала
В римской Империи архитектура была ведущим мастерством. В отличие от Греции, где главным был храм, в римской архитектуре главное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского страны, а потом и императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры. Римский театр, в отличие от греческого, это отдельное строение, в первый раз в нем строится сцена. Одной из вершин римской архитектуры есть амфитеатр Колизей, вмещавший 50000 зрителей, предназначался он для боев гладиаторов. Римские императоры строили дома в соответствии с капризами и личными вкусами. К примеру, Нерон выстроил «Золотой дом» — огромный дворцовый комплекс в центре Рима, внутреннее убранство которого было отделано золотом, перламутром, драгоценными камнями, потолки были обшиты слоновой костью и имели возможность вращаться, наряду с этим с них сыпались живые цветы. Конечно, дома римских патрициев (родовой знати) смотрелись не столь помпезно, как у императора, но были намного более представительными (репрезентативными), чем греческие. Потому что тут хозяин принимал собственных клиентов и не желал «ударить в грязь лицом». Около центрального зала (атриума) размешались спальни (кубикулы) и столовые (триклинии). Причем различались триклинии летние, выходящие в перистиль, и зимние, сообщающиеся с кабинетом хозяина (таблинумом). Перистиль, как и в греческих зданиях, был гордостью хозяев, местом тишины и уюта. Его украшали скульптура (бюсты, статуи, гермы с портретами философов), фонтаны, цветники, мозаика на стенах либо полах. Как и у греков, у римлян были популярны настенные росписи, которые создавали иллюзию расширения внутреннего пространства для тесных помещений. Археологи, делавшие раскопки, даже нарекли строения по сюжету фресок, связанному с личностью обладателя. Конечно, мы не призываем расписывать стенки картинами из профессиональной деятельности хозяев. Но, может быть, стоит поискать в собственной жизни какую-нибудь тему либо идею и воплотить ее в стиле дома.
Примером
могут служить росписи зала на
вилле Мистерий. Таинственное их содержание
исследователи связывают с
Но римляне покрывали стенки собственных домов не только росписью. Их облицовывали мрамором, время от времени гранитом, В I в. н. э. особенно популярным стал таковой вид декора, как мозаика. Она имела возможность украшать и пол, и потолок, а также колонны. Существовал также особенный жанр мозаики, именуемый эмблемата. Это были изделия особой тщательности и красоты выполнения, предназначенные для неспешного разглядывания. Довольно часто они покупались как станковые произведения и включались в разнообразные декоративные схемы. самый впечатляющий предмет такого рода — мозаика, изображающая битву Александра Македонского с царем Дарием, — был отыскан в Помпеях в «доме Фавна». Дом этот, наименование которому дала медная скульптура танцующего Фавна, являет собой лучший пример жилой постройки того периода. Цельность интерьера достигнута благодаря контрастному сочетанию разнообразных мозаичных полов со строгими оштукатуренными стенками, украшенными рельефами. воспроизведения и Всяческого восхищения в оформлении современных домов заслуживает прием направленного естественного света от окна — на змблемату либо второе произведение искусства. Подоконники тут делались такими широкими, что на них умещались маленькие садики. Так, существующая у нас мода превращать лоджию в зимний сад имеет еще древнеримские корни. Возможно, римлянам, как и нам, не хватало в городах живой природы.
В римском атриуме был очаг, посвященный богине Весте, хранительнице дома. В нишах довольно часто помещали бюсты предков — для демонстрации гостям, которых принимали тут же, в атриуме. Богатые дома имели возможность иметь пару атриумов и пару перистилей. В таблинуме пребывала библиотека с манускриптами и папирусами, и вдобавок архивом семьи. В доме существовали еще термы (бани) с бассейнами тёплой (кальдарий) и холодной (фригидарий) воды, красивой медной утварью, фресковыми росписями. Имелась совокупность центрального отопления, которое осуществлялось за плату в городскую казну, и, конечно, известный римский водопровод. Жизнь семьи проходила под покровительством не только богини Весты, но и духов-человека — гениев и покровителей места, которых именовали пенатами и ларами, и которым в доме воздвигались алтари. Убранство парадных помещений дополняли изделия из бронзы и стекла. курильни и Бронзовые треножники; светильники в форме раскидистого дерева, фигуры человека либо фантастических существ (заимствование из культуры этрусков); дверные ручки-кольца с рельефным изображением Медузы-Горгоны, отвращающей зло; сосуды для кипячения воды (самовары) на трех ножках в виде птиц, сфинксов и звериных лап составляли важную часть быта.
К основной части дома патриция примыкали хозяйственные постройки, размешавшиеся по незамкнутому прямоугольнику либо полукругом. Загородная судьба, ведение хозяйства по иным, чем в городе, законам, взяли не только громадную популярность, но и научное обоснование. В трудах римских авторов Варрона и Вергилия воспевались полезность физического труда и удовольствие, доставляемое природой, вдобавок предлагались способы целесообразного применения земельного участка. Были в Риме и ремесленные кварталы, в которых городская беднота жила на узких, многолюдных улицах, в зданиях, имевших до пяти этажей.
Быстро развивались строительная техника, инженерное мастерство. Быт древних римлян был полностью современным — водопроводные совокупности на десятки километров, дороги, мосты, сточные канавы — прообраз канализации. Практичные римляне руководствовались, в первую очередь, разумом, а не чувством. Не открыв ничего кардинально нового в мастерстве, они, однако, владели отлично развитым вкусом. Главными мастерами в империи были или рабы, или подвластные греки. Но жилища римлян были не в пример комфортнее греческих.
Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. Италийский тип дома имел внутренний дворик, окруженный колоннадой, украшенный фонтаном, статуями, цветниками с фонтанами, беседками, большим водоёмом и гротами. Виллы отличались шикарным убранством, применением ценных пород и мрамора дерева. Стенки украшались сложной живописью, имитирующей колонны — так называемый архитектурный стиль. Культура завоеванных народов воздействует и на римскую орнаментику. Не считая классических листьев и симметричных комбинаций цветов, употребляются символические фигуры орлов, львов, сфинксов. Действительно, они не носили столь важного (как у населений украины) содержания, и поэтому у римлян мы, в первый раз в истории, сталкиваемся с осознанной стилизацией.
На
образование стиля
Древесная мебель украшалась резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева вторых цветов, эмали, кусочков фаянса, серебра и золота. Существовала также мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого либо цветного мрамора с мозаичными досками на столах. Римские патриции не через чур загружали дома мебелью, окружая себя только нужным. Как уже было сообщено, греческие формы получали у римлян более богатое декоративное оформление. Неспециализированные формы древнеримской мебели, при изысканности и изяществе основных линий, страдают некоей излишеством украшений и пресыщенностью орнаментации, причем конструктивные части ее остроумно маскируются всевозможными скульптурными украшениями в виде розеток, накладок и пр.
Как и греки, римляне обожали проводить солидную часть времени в полулежачем состоянии. Исходя из этого около стола в большинстве случаев ставили три ложа (каждое — на трех человек). Мужчины возлежали на них («грековали»), а дамы сидели на стульях. Тяжелые прямоугольные столы для трапез были древесными: или на одной опоре — в виде колонны, или на трех — в форме звериных лап. В атриуме пребывали мраморные столики, украшенные резьбой, на которых хранилась посуда для гостей (столовые серебряные сервизы, чаши, кубки).
Кровати в римской Империи были весьма похожи на греческие. Остов кровати в основном делался из дерева с инкрустацией из черепахи, слоновой кости, цветного стекла, и вдобавок медными подробностями (головами львов, лошадей). Между стенками остова помещалась решетка из медных прутьев, на которую клался матрац. Ложе имело точеные ножки прямоугольной либо гнутой формы, либо в виде лап животных. У ложа простирался «ковер» из кубиков мозаики. На базе кровати появились узнаваемые носилки, в которых знатный римлянин «был передвигаем» по городу. В спальнях находились мелкие древесные либо медные столики на трех ножках — для светильников.
За четырехугольным столом с трех сторон ставились ложа, четвертая оставалась свободной для подачи кушаний. На каждом таком ложе помещалось по три человека. Стол с тремя ложами около именовался триклиниумом; так же начала называться и помещение, в которой обедали. Когда в конце республики в моду стали входить круглые столы, ложа стати делать полукруглой формы, и они, стали называться «сигма».
Круглые столы укреплялись на трех ножках, сделанных в виде звериных лап, время от времени изящно изогнутых и богато украшенных. У прямоугольных столов вместо отдельных ножек делались целые боковины с сильной рельефной резьбой, которая изображала двойные фигуры грифонов, львов, орлов и пр. Столовая доска время от времени делалась ровной, время от времени украшалась мозаикой либо каменной инкрустацией.
самые драгоценными считались столовые доски, сделанные из туи, росшей в Африке на горах Атласа, где ствол ее достигал диаметра 1,50 м; у древних римлян это дерево именовалось «цитрус». Известны, к примеру, баснословные суммы, уплаченные Цицероном за доску из такого дерева. Верхние доски, в зависимости от рисунка древесины, разделялись на волнистые, крапчатые, тигровые, с павлиньим пером и т. д. Менее состоятельные люди ограничивались фанерованными столовыми досками. Медные подставки для ламп и складные столики отличаются логично сконструированными мотивами.
Мебель для сиденья, опять-таки, похожа на греческие формы. Особенно распространенными в Римской империи были складкой курульный (нарядный) стул и эргономичная, не смотря на то, что и громоздкая, кафедра — кресло для знати, созданное на базе греческого клисмоса. На этом табурете с плоским сиденьем из слоновой кости либо металла без спинки, на перекрещенных в виде буквы X кривых ножках право сидеть принадлежало лишь высшим чинам древнеримской иерархии: консулам, преторам и пр. К числу мебели особенного характера в собственности и скамейка, рассчитанная на двоих, но на которой сидел в большинстве случаев лишь один человек. Такая скамейка именовалась бицеллиумом, а право пользоваться ею было особенным преимуществом высших чиновниковов либо же граждан, имевших особенные заслуги перед страной. Стулья со спинкой назывались катедрой, а кресло домовладельца, так же как и императорский трон, именовалось солиумом. Делалось оно с подлокотниками, имело высокие ножки, богато украшенная спинка его доходила до плеч сидящего, но время от времени делалась и намного более высокой. Кресло это обыкновенно стояло на низком постаменте. Прямые ножки у столов, скамей и кресел древние римляне часто заменяли богато и изысканно отделанной доской. Обычно ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Подлокотники кресел изображали грифонов, сфинксов, львов и т. п.
Шкафы в жилище были непопулярны, ими обставлялись по большей части лавки. Вещи же хранились в сундуках. самый солидный из них именовался арка. Он был полностью обит железом, ни при каких обстоятельствах не передвигался и служил для хранения очень полезных вещей (таковой «сейф» античности). Вся древнеримская мебель возможно разбита на две многочисленные группы: а) мебель древесная, украшенная резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева вторых цветов, эмали, кусочков фаянса, серебра и золота, и б) мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого либо цветного мрамора с мозаичными досками на столах. Не считая этих двух типов, существовала еще медная мебель, находившаяся ближе к первой группе. Все эти группы мебели имеют орнаментальные украшения и общие пропорции.