Риски федерализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 00:58, реферат

Краткое описание

Федерализму в России уже больше двадцати лет. Принимая во внимание опыт других стран, этот возраст достаточно опасен. Исследователи не единожды отмечали тот факт, что многие страны, пытающиеся внедрить федеративную форму государственности, спустя десять-пятнадцать лет сталкивались с существенными трудностями и разочарованием. Федерализм, как форма государственного устройства, является самой сложной в мире. Лишь 24 из более чем двухсот государств мирового сообщества являются федерациями. Причины, на наш взгляд, заключаются в том, что для благоприятного развития и функционирования федерализма нужно учитывать много условий и факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

Федерализм.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

 

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра политологии и социальной политики

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

 

Риски федерализма в России

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Выполнила:

                                                                                  студентка 3курса

                                                                    направления подготовки

                                                                        

                                                                                

 

                                            Рецензент:

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

 

Введение

 

Федерализму в России уже больше двадцати лет. Принимая во внимание опыт других стран, этот возраст достаточно опасен. Исследователи не единожды отмечали тот факт, что многие страны, пытающиеся внедрить федеративную форму государственности, спустя десять-пятнадцать лет сталкивались с существенными трудностями и разочарованием. Федерализм, как форма государственного устройства, является самой сложной в мире. Лишь 24 из более чем двухсот государств мирового сообщества являются федерациями. Причины, на наш взгляд, заключаются в том, что для благоприятного развития и функционирования федерализма нужно учитывать много условий и факторов. Одним из них является федералистская культура, подразумевающая наличие индивидуальных свобод, экономическую и политическую свобод личности. Более того, политические институты, на которые опирается федералистская культура, должны формироваться в течение достаточно долгого периода времени. Учеными

отмечается спад федерализма в России, в то время, как в других странах его развитию уделяют огромную роль, так как в связи с процессами глобализации федерализм может стать одним из главных принципов организации функционирования мирового сообщества.

Сегодня на политической повестке дня в России актуальное место занимает проблема дальнейшего развития федерализма.  Россия вновь стоит перед выбором: оставаться ли федерацией в том виде, в каком она существовала на протяжении десятков лет или трансформироваться в территориальную федерацию по типу западных стран.  В данном реферате предпринята попытка обозначить основные подходы,  существующие в политической практике, и на этой основе изложить видение путей развития федерализма в России. 

 

 

  1. Основные проблемы и риски развития федерализма в России

 

По данным переписи населения Российской Федерации 2002 г., в стране зафиксировано свыше 200  этнических общностей [1].  Данный факт является

важным историческим достижением России,  сумевшей сохранить нацио-нальное многообразие страны.  Российским народностям присуще,  с одной стороны,  стремление к самостоятельности, а с другой  – стремление к взаимодействию,  к общению с соседними народами.  Эти качества выработаны у российских народов на протяжении многих сотен лет  существования в едином многонациональном государстве. 

Проблема развития российского федерализма с учетом этнического фактора сегодня вызывает активные споры. Некоторые политики заявляют,  что Федеративный договор 1992  г.  возродил этнический федерализм,  присущий социалистическому режиму.  Советская власть громогласно заявляла о стабильности межнациональных отношений,  дружбе народов,  отсутствии противоречий,  а этнический федерализм был гарантом территориального и политического единства огромной страны, созданной на национальной основе. Сегодня эта часть политиков предлагает модель,  предполагающую административно-территориальное деление России без привязки к национально-территориальному принципу, по типу губерний, где никак не выделяется какой-либо из народов, традиционно проживающий на определенной территории.  Предполагается,  что и название субъекта федерации также не будет содержать привязки к    наименованию народа.  По их мнению,  именно национально-территориальное деление делает Россию в современном мире неустойчивой и уязвимой с позиций удержания территориального пространства и что именно это обстоятельство влечет обострение межнациональных конфликтов .

Рассмотрение иных взглядов позволяет заметить резко противоположную точку зрения,  когда   модель этнического федерализма признается единственным возможным,  оптимальным вариантом в современных условиях России,  способствующим ее сохранению и территориальному единству. Переход к строительству федерации новых территорий приведет лишь к обострению межнациональных противоречий,  последующему развалу страны.  Поэтому для укрепления российской государственности,  по мнению сторонников данных взглядов,  необходимо признать неизбежность этнического строительства

Далее следует отметить,  что при росте социальной напряженности в реальных условиях современного российского общества заметна весьма частая ориентация действующих в них социальных субъектов на насилие как способ  преодоления разногласий.  В то же время все более широко осознается несостоятельность этого способа в качестве средства конструктивного разрешения возникших проблем и противоречий.

 

  1. Основные пути решения проблем развития федерализма в России

 

Со всей остротой ставится вопрос о поиске эффективных путей их локализации,  оптимизации,  выявления и использования их продуктивного потенциала .  Разрешение этнополитических проблем должно основываться на их глубоком научном анализе, выработке концептуально обоснованных рекомендаций по разрешению вызревающих и имеющихся социальных противоречий, по прогнозированию, профилактике, предупреждению напряжений внутри составляющих общество социумов. Для успешного разрешения в России образующихся проблем в области этнополитики необходимо провести структурные преобразования, которые тесно связаны с политикой межкультурного диалога. 

Основной целью структурных преобразований должно являться создание автономного и чувствительного к культурным различиям гражданского

общества.  Сильное и развитое гражданское общество,  объединяющее представителей различных этнических групп и социальных движений и основанное на принципах равенства прав и свобод всех граждан, независимо от этнической принадлежности,  необходимо для того, чтобы эффективно противодействовать эксцессам этнической исключительности и интолерантности.  Кроме того, важным является урегулирование территориальной структуры государства.

Игнорирование данного обстоятельства ведет к этнотерриториальным спорам и угрозе сецессии,  которая порождает межэтнические конфликты [5].  

Налаживание конструктивного межкультурного диалога осуществляется через СМИ,  систему образования, церковь,  которые наряду с историей и

искусством рассматриваются в качестве своего рода областей межкультурного образования.

Для сохранения политико-территориальной целостности страны в

условиях многонациональных общностей возможна только такая модель федеративного устройства,  которая содержала бы в себе определенные элементы национально-территориального признака.  Сегодня Россия переживает сложный момент своей истории,  когда происходит строительство  «нового»  федерализма и уже нет возврата к «старому»,

социалистическому.  В системе нового федеративного образования должно

быть выработано соединение национально-государственных и администра-

тивно-территориальных принципов. Кроме того, целесообразно выработать механизм превентивного разрешения возможных конфликтов в многонациональной стране на религиозной или национальной почве и создать правовую базу для функционирования органов местного самоуправления,  негосударственных организаций, СМИ и т.д. в процессе общенационального примирения, в том числе при переговорах в условиях

конфликта.    Одновременно следует осуществить снижение разрыва в правовом и социально-экономическом положении регионов России и создать необходимую правовую базу для эффективного функционирования органов местного самоуправления,  как базового элемента гражданского общества.  Проявляется острая потребность и во введении комплекса правовых норм, закрепляющих принципы и повседневную

практику толерантности не только на уровне основных государственно-

нормативных актов, но и всех специализированных законов в области социальной политики: защита прав детей, женщин,  беженцев,  вынужденных переселенцев,  института семьи.  Имеющаяся законодательная база федеративных отношений, бесспорно,  содержит множество пробелов по отношению к быстро развивающимся современным условиям

правовой жизни.  Данные обстоятельства заставляют задуматься о необходимости формирования долговременнойпрограммы реформирования федеративных отношений в стране, что, в свою очередь, невозможно без модернизации самой конституции. Для таких крупных и многонациональных государств как Россия федерализм является единствен-

ной моделью управления,  обеспечивающей стабильность,  целостность, процветание,  он устанавливает баланс между    сепаратизмом и авторитарным правлением. В России не стоит вопрос о том,  нужен ли ей федерализм,  он заключается в том,  какой федерализм ей

жизненно необходим.

Очевидно,  что Россия на обозримый исторический период сохранится

как федеративное многонациональное государство. Многонациональность для России является    исторической данностью. Этой объективной действительностью необходимо научиться управлять для достижения стратегически выверенной национальной политики.  Этнополитические процессы в России имеют проблемный характер, выражающийся в создании мононациональных анклавов, увеличении числа русских в областях и краях и,  в свою очередь,  росте титульного населения в республиках. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ сложившейся ситуации позволил нам выделить основные проблемы и риски развития федерализма в России. Особое внимание мы уделили этнополитике и проблеме развития российского федерализма с учетом этнического фактора. Принимая во внимание всю проанализированную информацию, можно сделать вывод о том, что в России не стоит вопрос о том, нужен ли ей федерализм, он заключается в том, какой федерализм ей жизненно необходим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Российский федерализм: исторические традиции и современность /

О.  Орлинская. –  Н.  Новгород, 2006.

  1. Догдаев Э. Бурятия в контексте современных проблем российского федерализма/ Э. Догдаев // Вестник БГУ. – Сер. 4. История. – Вып. 6. – Улан-Удэ: БГУ, 2003.
  2. Бухольц Н. Механизмы разрешения этнополитических конфликтов в процессе модернизации современной России /  Н.  Бухольц. – М., 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Риски федерализма в России