Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:04, доклад
Россия XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу XVI века происходит значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян.
Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и гражданская оборона»
Дисциплина «История России»
СООБЩЕНИЕ
на тему:
Роль Земских соборов В России 17 века
студентка исторического факультета
гр. ИЗБ-101-О
Проверила: д.и.н., профессор
Волошина В.Ю.
Омск 2012
Россия XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу XVI века происходит значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян.
Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов. Земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали царей. Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.
Историю земских соборов можно разделить на 6 периодов:
1. Время Ивана Грозного (с 1549 года). Соборы, созываемые царской властью, уже сложились. Известен и собор, собранный по инициативе сословий (1565 год).
2. Со смерти Ивана Грозного до падения Шуйского (с 1584 до 1610 года). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных России сил.
3. 1610-1613. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда земский собор играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни.
4. 1613-1622. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Через них проходит вопросов текущей действительности. Правительство стремится опереться на них при проведении финансовых мероприятий (сбор пятинных денег), при восстановлении подорванного хозяйства, ликвидации последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши.
5. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.
6. 1632 1653. Соборы собираются сравнительно редко, но по большим вопросам политики внутренней (составление Уложения, восстание в Пскове) и внешней (русско-польские, и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове). В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, помимо соборов, также через челобитные.
7. После 1653 до 1684. Время затухания соборов (небольшой взлет был в 80-х годах).
В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса. Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На этих соборах основными вопросами были: изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.
В истории сословного представительства Земский собор 1613г. – самый представительный и многочисленный из всех, какие только собирались в XVI-XVII вв. В нём участвовали выборные от дворянства, посада, белого духовенства и, возможно, черносошенного крестьянства. Главным был вопрос об избрании государя. В результате острых споров наиболее приемлемой оказалась кандидатура 16-летнего Михаила Романова. Он стал реальным претендентом на престол не потому, что был лучше, а потому, что устроил в конечном счёте всех. «Мишка-де Романов молод, разумом ещё не дошел и нам будет поваден», - якобы писал Ф. Шереметьев, выдавая аристократические местания знати о соправлении при слабом государе. В отличие от других претендентов, М. Романов был относительно нейтрален: не успев ничем проявить себя, он позволял связывать с собой все чаяния и мечты о преодолении смуты. Своей родословной связью с прежней династией Михаил Фёдорович более всего воплощал идею возврата к старине. История рода Романовых также способствовала выбору. Для аристократии они были свои – почтенный старомосковский боярский род. Однако до последнего момента стороны готовы были оспаривать престол. Решающим оказалось давление вольного казачества, которое преобладало на момент избрания в Москве и которое, по сути, заставило аристократию и духовенство поспешить с выбором. По некоторым сведениям, при вступлении на престол в феврале 1613г. Михаил Фёдорович дал обязательство не править без участия Земского собора и Боярской думы. Подобное было вполне вероятно – уже сложилась своеобразная традиция воцарения, обставленная целым рядом условий. Другой вопрос, что идеалы старины вошли в столкновение с самой идеей ограничения самодержавия и в последующем ограничительная запись никак не проявляет себя.
С 20-х годов 17 века государственная власть несколько окрепла, и земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны.
Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде.
Специальная комиссия Боярской думы во главе с боярином князем Н.И. Одоевским подготовила проект «Соборного Уложения» - кодекса законов самодержавной монархии XVII века, в котором были учтены пожелания помещиков и посадской верхушки. Проект «Соборного Уложения» обсуждался членами Земского собора, созванного в сентябре 1648 года, и был окончательно утверждён 29 января 1649 года.
Земские соборы 1651 и 1653 годов были связаны с разрешением вопроса о войне с Польшей. На соборе 1653 года был положительно решён вопрос о воссоединении Украины с Россией.
Все последующие земские соборы были неполными и являлись фактически совещаниями царя с представителями определённых сословий. Земские соборы способствовали укреплению самодержавной власти царя и государственного аппарата. Созывая Земский собор, правительство рассчитывало на получение от его членов информации о положении дел на местах, а также на моральную поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых и прочих мероприятий правительства.
Падение роли земских соборов тесно
связано с глубокими социально-
Роль Земских Соборов:
Смута упрочила идею самодержавия. После пережитого, когда земля была «безгосударной», монархия Романовых воспринималась как символ национального суверенитета, условие внутреннего мира и стабильности. Это вело к укреплению самодержавной власти, которая постепенно сводит на нет огромную роль земщины в годы смуты. Однако первоначально, когда перед правительством первого Романова стояли задачи восстановления государственной системы, правящие круги опирались за земские соборы.
Земские соборы занимались
преимущественно изысканием средств
для пополнения казны и внешними
сношениями. Помимо увеличения прямых
поземельных налогов
Итоги смуты предопределили
главные направления
Все это еще не было правительством, как и установление новой династии.
Однако в XVII веке значение Боярской думы постепенно уменьшается. Наряду с ней возникает при царе так называемая «ближняя», или «тайная», дума. Это небольшой круг особо доверенных лиц царя, его фаворитов, иногда многие из них не являлись даже членами Боярской думы. С этим узким кругом лиц царь обсуждает все важные вопросы, и Боярская дума постепенно превращается в безвластный орган, автоматически утверждающий все решения царя. В начале XVIII века Боярская дума окончательно прекращает свое существование.
Первые годы царствования Михаила Федоровича во многом были определены смутой, последствия которой ощущались во всех сферах жизни.
По определению современников, русские люди «понаказались смутой». Возросло значение православных ценностей, усилились настроения изоляционизма и особой ответственности за судьбы православного мира. Важной стала проблема восстановления страны, которое происходило в рамках расшатанного, но сохранившегося крепостничества. С целью упорядочения налогообложения в 20-е годы составлялись новые дозорные и писцовые книги, прикрепляющие население к месту жительства. Преодоление «великого московского разорения» затянулось до конца 20-х годов XVII в. Земские Соборы собирались всё реже и реже.
Следуя привычке, преемник Михаила Алексей еще продолжал созывать Соборы и даже поручать им выполнение текущих дел, но уже при Михаиле, в 1642 году, когда собрание высказалось в громадном большинстве за окончательное присоединение Азова, захваченного казаками у татар, царь принял в конце концов противоположное решение. Соборы 1611--1613 и 1648 гг., в противоположность всем другим, действительно вынесли решения. Конечно, это неудивительно в безвластное время ополчений. Надо, однако, учитывать, что тогдашние собрания были вовсе не «соборы», (что в литературе редко замечают) «земские советы». Разница в значении термине «собор» и «совет» ясна: «собор» происходит из духовной сферы («освященны собор» от греч. synhodos), а под «советом» подразумевается государев совет. Соборы продолжали играть подчиненную роль, ибо правительство было больше всего заинтересовано в полном восстановлении самодержавия -- как и все тосковавшие тогда по добрым старым временам.
Более того, по мере укрепления самодержавной власти Земские соборы все реже собирались в стране. Сначала правительство собирает выборных от какого-то одного сословия, в зависимости от того, какой вопрос собирался обсуждать. Последний же полный Земский собор был созван в России в 1653 году по вопросу воссоединения Украины с Россией. А в конце XVII века и неполные соборы окончательно прекращают свое существование.
И в самом деле, больше ничего на соборе не произошло. Во время переговоров с польско-литовскими послами царь заговорил о продолжении войны, причем лично опросил только духовенство, тогда как другие участники ответили «по государскому приказу», или «наказу». Духовники «дали совет»(это слово они сохранили за собой), а другие дали только «думу» - все согласились. Это не имеет ничего общего с активной ролью представителей и еще меньше - с какими-либо сословными волеизъявлениями. Противоречить было тогда и без того опасно для жизни. В Московском государстве соборы (или одно только понятие о них) служили внешнеполитическим инструментом, и это случалось, по-видимому, уже с 1566 года.
Итак, в середине XVII в., когда явились первые признаки абсолютизма, соборы служили правительству в основном местом для деклараций, даже внутриполитических. Во внешней политике это проявилось почти тогда же. В 1651 г. Алексей Михайлович таким способом обнародовал на соборе польскую неправду, сделать это он грозился полякам еще в предшествующем году. Что касается присоединения Украины, то решение «принимать казаков под высокую руку» было принято правительством уже в феврале и марте 1653 г., в то время как собор занимался этим вопросом, по всей вероятности, только в мае и был использован для санкционирования в октябре, не имея возможности внести сколько-нибудь отличные предложения.
В 1650 г. выяснилась еще и другая функция собора, которая раньше уже проявлялась во внешнеполитических отношениях. Теперь Алексей Михайлович употребил его как инструмент внутренней политики в форме декларативного совещания. После псковского восстания царь объявил собору принесение присяги псковитянами и свое помилование, чтобы предотвратить распространение восстания на другие части страны.
Уменьшение роли Боярской думы, ликвидация Земских соборов ознаменовали начало нового процесса - в стране начали складываться предпосылки для перехода к абсолютизму, т.е. полной, ничем не ограниченной власти цари. Главной опорой абсолютизма становятся армия и органы центрального управления.