Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 22:55, реферат
Любое государство к чему-то стремится, чего-то хочет добиться, но чтобы прийти к будущему, надо учесть ошибки прошлого, особенно прошлого своего государства. Большинство современных историков считает, что начало нашего государства положило “Призвание варягов на княжение”. Изначально во время изучения истории Российского государства существовала норманнская теория возникновения государственности, однако со времен Ломоносова (1711-1765, представитель либерально-дворянского направления) в России появилось движение антинорманнистов2. Со временем это движение несколько изменилось, из-за неоспоримых фактов, но все равно такое движение есть.
Введение 3
Глава I 5
(За варяжский фактор) 5
Глава II 9
(Против варяжского фактора) 9
Заключение 12
Сноски 13
Список используемой литературы 14
Московский
энергетический институт
(национальный исследовательский институт)
Кафедра истории и культурологии
Институт тепловой и атомной энергетики
Тема
“Роль варяжского фактора в формировании
Древнерусской государственности”
Творческое
задание (реферат)
по учебной дисциплине “История”
Выполнил:
Студент группы: ТФ-05-13
Баранов Никита Андреевич
Проверил:
Афанасьева Татьяна Константиновна
Москва, 2013
План
Любое государство к чему-то стремится, чего-то хочет добиться, но чтобы прийти к будущему, надо учесть ошибки прошлого, особенно прошлого своего государства. Большинство современных историков считает, что начало нашего государства положило “Призвание варягов на княжение”1.
Изначально во время изучения истории Российского государства существовала норманнская теория возникновения государственности, однако со времен Ломоносова (1711-1765, представитель либерально-дворянского направления) в России появилось движение антинорманнистов2. Со временем это движение несколько изменилось, из-за неоспоримых фактов, но все равно такое движение есть.
Ломоносов в свое время считал, что Рюрика как такового не было и все это выдумки летописцев и первых историков (т.к. первые истории про государство Российское писали любители и иностранцы). Это движение не изменялось в течение долгого времени (в советском союзе эта теория была сильно распространена среди историков), однако после обнаружения могилы некого князя (предположительно князя Рюрика), это движение видоизменилось.
Перестав отрицать Рюрика как такового, антинорманнисты стали утверждать, что Рюрик был славянином или что славяне и сами вскоре создали бы полноценное государство и без вмешательства варягов.
Существует множество различных мнений о влияние “Призыва варягов” на формирование Древней Руси. В основном это связано с недостоверными источниками информации, которыми оперируют нынешние историки.
Большинство историков считают, что призыв Рюрика на княжение в Новгороде дало основной толчок к развитию государства. Однако и в этой большой группе ученых произошло расслоение. В основном из-за невозможности определить происхождение Рюрика и самого слова “варяги” в Повести временных лет.
Повесть временных лет – это самая древняя историческая летопись, дошедшая до наших дней, написанная монахом Нестором, однако под множеством редакций, что еще больше осложняет попытки современных историков выяснить точное происхождения Рюрика.
Есть множество толкования слова варяги:
- Наиболее распространённая
версия гласит, что варяги —
это некие скандинавские
- По другой версии это
Византийское название
- По одному предположению этмологов – это племя промышляющее солеварством
Основываясь на различных толкованиях слова и многих других факторах, а также на политических и социальных настроениях эпохи, во время которых эти труды были написаны.
Далее я приведу основных деятелей каждого движения и расскажу об их гипотезах, показав различия в их гипотезах.
Древнейшие русские летописные памятники — так называемый Начальный свод, написанный в конце XI века (текст его донесла до нас Новгородская первая летопись), и Повесть временных лет, изданная в начале XII века, — свидетельствуют, что примерно 1200 лет назад в наиболее развитых восточнославянских общностях (у словен в Новгороде и у полян в Киеве) к власти пришли князья варяжского происхождения: в Новгороде Рюрик, в Киеве Аскольд и Дир. Рюрик был призван на княжение словенами, кривичами и финоязычной общностью (по Начальному своду — мерей, по Повести временных лет — чудью), после того как эти народы изгнали варягов, бравших с них дань. Затем (согласно Повести временных лет — в 882 году) преемник Рюрика Олег (по версии Начального свода — сын Рюрика Игорь, при котором Олег был воеводой) захватил Киев и объединил северное и южное политические образования под единой властью, сделав Киев своей столицей. Летописные рассказы отстоят от описываемых событий более чем на два столетия, и многое, о чем они сообщают, явно основано на легендах, устных преданиях. Поэтому возникает естественный вопрос: насколько достоверна донесенная летописными памятниками информация? Чтобы на него ответить, необходимо привлечь как иностранные источники, так и данные археологии.
Археологически четко прослеживается присутствие с IX века выходцев из Скандинавии на севере Восточной Европы, а в X столетии — и на юге, в Среднем Поднепровье. В свою очередь, самое раннее письменное известие о политическом образовании под названием Русь оказывается определенным образом связано со скандинавами. Так, послы правителя «народа Рос», прибывшие, согласно так называемым Вертинским анналам, ко двору франкского императора Людовика Благочестивого в 839 году, были «свеонами» (шведами). В письме 871 года франкского императора Людовика II византийскому императору Василию правитель Руси именуется «каганом норманнов», что говорит о его скандинавском происхождении. Таким образом, нет достаточных оснований сомневаться в летописных известиях, согласно которым около середины IX века в двух самых развитых восточнославянских общностях — у полян в Киеве и у словен в Новгороде — к власти пришли норманнские правители.
Николай Михайлович Карамзин (1766- 1826) - русский историк, автор многотомной и очень популярной "Истории государства Российского"3.
Призвание варягов стало, по мнению ученого, центральным событием истории восточного славянства, покончившим с рассеянным состоянием славянских племен и положившим основание Древнерусского монархического государства. Варяги "дали России первых государей и самое имя". При этом Карамзин уточняет, что варяги не завоевали славянские и угро-финские племена, а были добровольно ими призваны, они "добровольно уничтожают свое древнее народное правление, и требуют государей от варягов".
Считая варягов норманнами, скандинавами, Карамзин поддержал историографическую идею XVIII века о создании варягами Русского государства. Но эта идея соответствовала его концепции благотворной роли монархии, самодержавия для процветания страны: кто был инициатором этого государственного начала не имеет большого значения.
Вопрос об этнической принадлежности варягов решался Карамзиным осторожно. Отстаивая свою точку зрения об их скандинавском происхождении, историк не обходит вниманием и другие идеи. Он приводит мнения других историков: В. Н. Татищева и И. Н. Болтина о том, что варяги - это финны, М. В. Ломоносова о южно-прибалтийском, прусском происхождении варягов. Приводит Карамзин и мнение об их датском происхождении и о том, что они являются "единоплеменниками славян". Особенно подробно пишет историк о прибалтийских славянах.
Все же в том, как формировалось Древнерусское государство, есть одна особенность, которую можно в определенной степени связать с деятельностью варягов, но которая никак не связана со спецификой образования скандинавских государств. Речь идет об объединении всех восточных славян в одном государстве. Это обычно воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Между тем данное обстоятельство уникально: объединения в одном государстве не произошло ни у западных, ни у южных славян - у тех и других сложилось по нескольку государственных образований (Болгария, Сербия, Хорватия, Карантания, Великая Моравия, Чехия, Польша). А на Руси вокруг единого центра были объединены все восточнославянские племена. Формирование такого единого государства, вероятно, в значительной мере было обусловлено наличием мощного силового ядра — дружины первых русских князей-викингов.
Она обеспечивала киевским князьям заметное военное превосходство над другими восточнославянскими князьями. Не будь этого фактора, скорее всего, у восточных славян к X столетию сложилось бы несколько государственных образований: как минимум два (у полян со столицей в Киеве и у словен и их соседей со столицей в Новгороде), а может, и более.
Василий Осипович Ключевский (1841 - 1911), ученик Сергея Михайловича Соловьева4, считает общественный строй славян в начале истории Киевской Руси примитивным. Варяги дают толчок к развитию городовой, торговой Руси с развитым торгом, промыслами и военно-промышленным классом. По мнению историка, варяжская дружина - наемная охрана торговых караванов; погостная организация - система внутренних торговых связей; договоры с греками - торговые трактаты; "Русская Правда " - кодекс торгового капитала.
По мнению ряда историков (например, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилева), агрессивная политика Хазарского каганата нарушала торговые связи между южными и северными регионами, населенными русами (этнической группой, составившей основу будущего великого народа). Это послужило поводом для “призыва варягов из-за моря”, акции, о которой упоминает древнейшая летопись, и которая стала начальным моментом отсчета истории русской государственности (862 г.).
Пришедший из Фрисланда Рюрик со своей дружиной обосновался на Ладоге и позже в Новгороде. Это наступление было развито силами русско-шведских отрядов, дошедших до Киева, вышедших на Тамань для соединения с русскими силами на Юге, а затем напавших на Константинополь.
Через несколько лет преемник Рюрика Олег установил в Киеве собственное, независимое от северного (варяжского) влияния правление. Киев стал укрепляться как центр, контролирующий водный путь по Днепру (“из варяг в греки”)5. Киев и Новгород представляли два независимых политических образования, в каждом из которых формировалась собственная государственность.
Суммируя все аргументы используемые сторонниками норманнской теории становления Руси, можно выделить следующие аргументы:
- Создание законов и порядков
- Защита городов от набегов вражеских племен
- Объединение разрозненных
городов под руководство
- Выход на мировую арену (Византия)
- Разумное руководство
и помощь в выборе пути
- Расширение территорий
и помощь в освоение
Борис Александрович Рыбаков (1908-2001) - современный отечественный историк, представитель материалистической, марксистской исторической школы, антинорманнист. Считает, что "норманнизм" на всех этапах своего "всплывания на поверхность" всегда служил той или иной политической цели.
С использованием значительного археологического материала Б. А. Рыбаков в своих работах показал процесс формирования феодальных производственных отношений, возникновение феодальной иерархии, развитие государственности у восточных славян в VII - VIII вв., процесс возникновения раннефеодального государства в XI в. На конкретном историческом материале раскрывается сложный и многогранный процесс возникновения Киевской Руси в результате перехода восточных славян от первобытнообщинного строя к классовому и формирования феодальных общественных отношений.
Призыв варягов, историк относит к политическим нуждам периода “всплытия” данного факта. Не отрицая самого факта княжения Рюрика, он утверждает о самобытной эволюции славянских народов в единое государство, а помощь князя только как защиту. Оперирую тем, что по одному из толкований слово варяги – это синоним викингам и факт призыва к одному из них показывает сильно развитую экономику и благополучное развитие общества.
Михаил Николаевич Тихомиров (1893 - 7965,) - отечественный историк, представитель материалистической, марксистской исторической школы, "классик отечественной исторической науки" (С. О. Шмидт).
Не отрицая фактов военной службы скандинавских конунгов в древнерусских землях, историк доказывал незначительность влияния варяжского элемента на развитие славянских племен. Норманны не превосходили славян по уровню социально-экономического и культурно-политического развития и, находясь на службе у формировавшегося класса славянских феодалов, быстро растворились в славянском обществе.
Существование славянских княжеств на протяжении IV - VIII вв., и притом княжеств на территории восточных славян, может считаться доказанным. Недаром же среди русских городов нельзя указать ни одного со скандинавским названием. Новгород, Смоленск, Полоцк, Киев и другие древние города носят славянские названия. Следовательно, варяги явились позже основания древнейших русских городов. Город - носитель культуры. Значит, русская культура начала складываться среди восточных славян задолго и вне варяжского влияния.
Среди восточных славян в VIII - IX вв. стало выделяться племя, жившее по среднему течению Днепра, в области полян, в древней культурной области, где когда-то была распространена трипольская культура. Но где первоначально находились поселения полян, самое имя которых обозначает людей, сидевших в "полях", тогда как окрестности Киева были лесистыми и город был окружен "великим бором", о чем еще помнил летописец? Трудно сомневаться в том, что основная масса полян жила к югу от Киева до реки России по течению этой реки и ее притока Россавы. Здесь при впадении Роси в Днепр находился летописный город Родня, остатки которого видят в Княжой горе, богатой археологическими находками. Сюда в град Родню "на устьи Роси" бежит Ярополк из Киева, убегая от своего брата Владимира Святого. Рось, Россава, Родня соединены в одном месте. Река Рось - только небольшой приток Днепра, впадающий в него с правой стороны. Однако весь бассейн Роси обильно усеян городищами.
Быть может, первоначальное название (реки) Роси распространялось на все среднее течение Днепра, а корень Рось, возможно, уже заключен в геродотовском названии Днепра - Борисфен. В области полян, по которой протекала река Рось, находим в IX - XIII вв. Русь, как об этом согласно свидетельствуют летописи. Не варяги назвали страну полян Русью, а осевшие в Киеве "словени и варязи и прочий прозвашася Русью".
Информация о работе Роль варяжского фактора в формировании Древнерусской государственности