Роль образования в сохранении традиций, культуры, религии и национальной идентичности народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 22:12, доклад

Краткое описание

В своем интервью телеканалу «Россия» 9 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о самых острых проблемах сегодняшнего мира, частью которого является Россия, сказал: «Вот мы все время проливаем крокодиловы слезы по поводу коррупции, по поводу криминала. Так ведь не с этого же начинать надо! Никакими правоохранительными средствами не победить грех, а коррупция и криминал — это результат греха человека. И мы видим, что сегодня происходит: раскрепощенное общество потребления не может справиться с обузданием человеческих пороков и отказывается от этого. Делайте что хотите! … Больше того, пороки легализуются, законодательно оправдываются.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 29.03 Кб (Скачать файл)

Роль образования в сохранении традиций, культуры,

религии и национальной идентичности народов России .

 

В своем интервью телеканалу «Россия» 9 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о самых острых проблемах сегодняшнего мира, частью которого является Россия, сказал: «Вот мы все время проливаем крокодиловы слезы по поводу коррупции, по поводу криминала. Так ведь не с этого же начинать надо! Никакими правоохранительными средствами не победить грех, а коррупция и криминал — это результат греха человека. И мы видим, что сегодня происходит: раскрепощенное общество потребления не может справиться с обузданием человеческих пороков и отказывается от этого. Делайте что хотите! … Больше того, пороки легализуются, законодательно оправдываются. Все это в конце концов приводит к разрушению человеческой личности, к невероятному кризису, который попеременно вспыхивает в области экономики, финансов, экологии, политики». И далее: Мир находится в смятении, а источником этого смятения являются не те или иные события, о которых люди каждый день узнают из новостных программ телевидения, а сам человек, человеческая личность «Я не буду перечислять все проблемы, а это и легализация однополых «браков», и эвтаназия, а теперь уже и возможная легализация педофилии, о чем, кстати, наша Церковь говорила уже много лет назад. И этому нет конца, как нет конца греху в человеческой душе…».1

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершенно обоснованно, как представляется, связывает глобальные проблемы общества, такие как, например, коррупция и криминал, с умножившимся грехом, причиной которого является нравственная деградация (развращение) общества. Результатом этого развращения является, в частности, легализация в некоторых странах таких извращений, как однополые «браки», педофилия и эвтаназия, что приводит, в конечном счете, к разрушению человеческой личности.

С целью предотвращения распада  человеческой личности, сохранения традиций и национальной идентичности народов  России необходимо, как думается, обратить особое внимание, прежде всего, на духовно-нравственное воспитание в образовательном процессе в течение всей жизни. Следует  обратить внимание, что по данному  вопросу у Церкви и государства  единая позиция. В свидетельство  того можно привести XXI Международные  Рождественские образовательные чтения «Традиционные ценности и современный мир», открытие которых проходило 24 января 2013 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве. Возглавил торжественное открытие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На открытии также присутствовали архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, государственных органов и общественных организаций, сотрудники синодальных структур и преподаватели церковных учебных заведений, работники высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений России и зарубежья.

С докладами выступили, в частности, министр образования Д.В. Ливанов; министр культуры РФ В.Р. Мединский, руководитель Администрации Президента РФ С.Б. Иванов и другие представители власти, а Президент России В.В. Путин и Председатель Правительства Д.А. Медведев прислали послания.

В своем  послании В.В. Путин отмечает, что  «эти встречи, впервые прошедшие 20 лет  назад, стали значимым событием в  жизни страны, примером плодотворного диалога и соработничества Русской Православной Церкви, органов государственной власти, общественных организаций. По традиции, здесь поднимаются актуальные вопросы, связанные с сохранением нашего богатейшего исторического и культурного наследия, укреплением непреходящих духовно-нравственных и семейных ценностей. Особое внимание на форуме уделяется проблемам образования и просвещения подрастающего поколения, воспитания молодежи в духе патриотизма и гражданственности, уважения к отечественной истории»2.

Необходимо  отметить, что все выступавшие  представители государственной  власти единодушно подчеркивали важную роль сотрудничества Церкви и государства  в деле воспитания традиционных ценностей  в подрастающем поколении.

Данное  мероприятие общегосударственного масштаба имеет важнейшее значение для укрепления понимания и уважения традиционных ценностей не только в  России, но и в других странах, поскольку  в рамках данной конференции в течение нескольких дней было запланировано 16 направлений, в рамках каждого из которых прошло от 2 до 22 секций, включая Рождественские парламентские встречи, которые проходили в Государственной Думе Российской Федерации в рамках 7 секций. Кроме того, региональные секции прошли в более чем десяти городах России.

Проведение Рождественских чтений напрямую согласуется с призывом Совета ООН по правам человека к государствам по оказанию содействия в более глубоком понимании традиционных ценностей человечества, основную роль в утверждении которых «играют семья, общество и образовательные учреждения». Этот призыв Совета ООН по правам человека содержится в его резолюции «Поощрение прав человека и основных свобод благодаря более глубокому пониманию традиционных ценностей человечества» (далее – «Резолюция»), принятой по предложению Российской Федерации абсолютным большинством голосов 27 сентября 2012 г.3

Однако важно обратить внимание на перечень тех государств, которые  поддержали российскую позицию по Резолюции. В этот перечень вошли: Ангола, Бангладеш, Буркина Фасо, Камерун, Китай, Конго, Куба, Джибути, Эквадор, Индия, Индонезия, Иордания, Кувейт, Кыргызстан, Ливия, Малайзия, Мальдивские о-ва, Мавритания, Филиппины, Катар, Саудовская Аравия, Сенегал, Таиланд и Уганда. В разработке проекта Резолюции участвовали и страны, которые не входят в Совет ООН по правам человека, такие как: Беларусь, КНДР, Узбекистан, Вьетнам, Сирия.

К государствам, которые выступили против Резолюции, относятся, в частности: Австрия, Бельгия, Венгрия, Испания, Италия, Мексика, Норвегия, Польша, Румыния, США, Чешская республика, Швейцария. Следует также отметить, что данная резолюция критиковалась Советом Европы.

Не говоря о политической составляющей результатов голосования по Резолюции, которая, безусловно, имеет место, данное положение однозначно подтверждает озвученное ранее заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

С другой стороны, если посмотреть на перечень стран, проголосовавших за принятие Резолюции, можно сделать  вывод, что понятие традиционных ценностей близко и понятно государствам с глубокой религиозной традицией, причем необязательно православной или христианской, но также исламской.

Относительно того, что происходит в Европе, которая единодушно выступила против Резолюции, очень точно на Рождественских чтениях отметил митрополит Иларион (председатель отдела внешних связей Московского Патриархата): на Западе секулярные тенденции приводят к размыванию традиционных ценностей.

Подтверждение этому мы видим в  позиции представителя Норвегии, который, голосуя против Резолюции, в частности, указал, что в международном праве нет однозначного определения таким понятиям, как «традиции» и «ценности». Эти понятия могут быть использованы в ущерб правам человека. При желании «традиционные ценности» можно обнаружить в таких явлениях, как домашнее насилие и рабство. Эту позицию поддержала Австрия, выступая от лица всего Европейского союза.4 Данная позиция представляется лишенной логики, поскольку существует целый ряд понятий, которые письменно не закреплены в международном праве в силу того, что понятны всем и не требуют каких-либо разъяснений.

Как отметил в cвоем выступлении на Рождественских чтениях Святейший Патриарх Кирилл, традиционные ценности, которые вечны и абсолютны, поскольку они исходят не от человека, но от Бога, представляют собой нить, на которую насаживаются все остальные человеческие ценности, созданные людьми в процессе истории. Если же нить рвется, то в основу уже не ложатся абсолютные и вечные ценности, и тогда человеческие ценности искажаются, культура превращается в антикультуру, гармония в обществе разрушается. Что мы и наблюдаем сегодня в Европе – регистрацию однополых браков, усыновление ими детей и т.п.5

Все вышесказанное напрямую связано  с правом на образование, положения  о котором закреплено в целом  ряде международных договоров6. Все положения этих документов закреплены по одной схеме и сводятся к роли государства и роли семьи в образовании детей.

Учитывая позицию европейских  государств по Резолюции, представляется важным привести в пример положения именно Европейской конвенции по правам человека 1950г.7 (ЕКПЧ).

Статья 2 Протокола I ЕКПЧ гласит: «никому не может быть отказано в праве на образование. Государства при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями».

Итак, статья 2 Протокола I ЕКПЧ устанавливает два основных положения в праве на образование, которое гарантируется государством, а именно: роль государства и роль семьи в образовании детей. Причем статья сформулирована таким образом, что, во-первых, подтверждает основной тезис о том, что именно родители несут основную ответственность за образование своих детей. Во-вторых, в статье четко определяется основной критерий нормы воспитания, а именно религиозные или философские убеждения родителей.

Европейский суд по правам человека в своем решении по делу Кэмпбелл и Козанз от 25 февраля 1982 г. указал: «Именно руководствуясь естественным долгом перед своими детьми (родители несут главную ответственность за «образование и обучение» своих детей), родители могут требовать от государства уважать их религиозные и философские убеждения»8.

Данное положение еще раз  подтверждает вышесказанный тезис  о том, что в основе духовно-нравственного воспитания и, следовательно, традиционных ценностей, лежат религиозные убеждения, которые передаются изначально в семье, а затем в образовательных учреждениях. Именно поэтому на Рождественских чтениях все представители государственной власти говорили о соработничестве Церкви и государства в воспитании традиционных ценностей в подрастающем поколении. Безусловно, они упоминали и о сотрудничестве с представителями других традиционных религий. И это тоже важно, поскольку по результатам голосования в Совете ООН по правам человека видно, какие страны голосуют за традиционные ценности.

Необходимо отметить, что правоприменительный аспект статьи 2 Протокола I ЕКПЧ (а также аналогичных положений других международных универсальных и региональных договоров) в России заключается во введении по многочисленным просьбам родителей в государственный образовательный стандарт предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», который включает, по выбору родителей, православной компонент, компоненты других традиционных религий или светской этики. К слову сказать, преподавание религии в школе никак не только не противоречит светскости образования, о чем часто ошибочно заявляют некоторые политики, но напрямую согласуется с обязательствами, взятыми на себя государством в соответствии с ЕКПЧ и другими международными договорами, закрепляющими право на образование.

Таким образом, можно заключить, что  в сохранении традиций, культуры, религии и национальной идентичности народов России ключевая роль отводится именно образованию, важной составляющей которого является духовно-нравственное воспитание. Причем, это подтверждается взятыми Российской Федерацией международными обязательствами.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // СПС «Консультант Плюс».

2. МИД России. О принятии Советом ООН по правам человека российского проекта резолюции «Поощрение прав человека и основных свобод благодаря более глубокому пониманию традиционных ценностей человечества: примеры наилучшей практики». / URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/FD74E649332CFF3644257A86005BCDC8 (доступно на 20 мая 2013).

3. Патриарх Кирилл. Раскрепощенное общество потребления не может справиться с обузданием человеческих пороков / URL: http://www.pravoslavie.ru/news/61401.htm (доступно на 20 мая 2013).

4. Рождественские чтения открылись в Москве / URL: http://rus.ruvr.ru/2013_01_24/Mezhdunarodnie-Rozhdestvenskie-chtenija-otkrilis-v-Moskve/  (доступно на 20 мая 2013).

5. Святейший Патриарх Кирилл  возглавил открытие XXI Международных  Рождественских образовательных  чтений / URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2745631.html (доступно на 20 мая 2013).

6. Case of Campbell and Cosans v. the United Kingdom (7511/76 ; 7743/76). Judgment of the European Court of Human Rights. A48. 25/02/1982. / URL: http://cmiskp.echr.coe.int/tkp197/view.asp?item=1&portal=hbkm&action=html&highlight=Campbell&sessionid=62716295&skin=hudoc-en (Доступно на: 20.05.2013 г.).

 

3 Соавтором текста данной резолюции является профессор кафедры международного права Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук, профессор В.А. Карташкин.

(доступно на 20 мая 2013).

6 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,  Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г., Конвенция о правах человека и основных свободах 1950 г., Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. и ряде других международно-правовых актов.

7 Официальное название этой конвенции - Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.




Информация о работе Роль образования в сохранении традиций, культуры, религии и национальной идентичности народов России