Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 22:12, доклад
В своем интервью телеканалу «Россия» 9 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о самых острых проблемах сегодняшнего мира, частью которого является Россия, сказал: «Вот мы все время проливаем крокодиловы слезы по поводу коррупции, по поводу криминала. Так ведь не с этого же начинать надо! Никакими правоохранительными средствами не победить грех, а коррупция и криминал — это результат греха человека. И мы видим, что сегодня происходит: раскрепощенное общество потребления не может справиться с обузданием человеческих пороков и отказывается от этого. Делайте что хотите! … Больше того, пороки легализуются, законодательно оправдываются.
Роль образования в сохранении традиций, культуры,
религии и национальной идентичности народов России .
В своем интервью телеканалу «Россия» 9 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о самых острых проблемах сегодняшнего мира, частью которого является Россия, сказал: «Вот мы все время проливаем крокодиловы слезы по поводу коррупции, по поводу криминала. Так ведь не с этого же начинать надо! Никакими правоохранительными средствами не победить грех, а коррупция и криминал — это результат греха человека. И мы видим, что сегодня происходит: раскрепощенное общество потребления не может справиться с обузданием человеческих пороков и отказывается от этого. Делайте что хотите! … Больше того, пороки легализуются, законодательно оправдываются. Все это в конце концов приводит к разрушению человеческой личности, к невероятному кризису, который попеременно вспыхивает в области экономики, финансов, экологии, политики». И далее: Мир находится в смятении, а источником этого смятения являются не те или иные события, о которых люди каждый день узнают из новостных программ телевидения, а сам человек, человеческая личность «Я не буду перечислять все проблемы, а это и легализация однополых «браков», и эвтаназия, а теперь уже и возможная легализация педофилии, о чем, кстати, наша Церковь говорила уже много лет назад. И этому нет конца, как нет конца греху в человеческой душе…».1
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершенно обоснованно, как представляется, связывает глобальные проблемы общества, такие как, например, коррупция и криминал, с умножившимся грехом, причиной которого является нравственная деградация (развращение) общества. Результатом этого развращения является, в частности, легализация в некоторых странах таких извращений, как однополые «браки», педофилия и эвтаназия, что приводит, в конечном счете, к разрушению человеческой личности.
С целью предотвращения распада человеческой личности, сохранения традиций и национальной идентичности народов России необходимо, как думается, обратить особое внимание, прежде всего, на духовно-нравственное воспитание в образовательном процессе в течение всей жизни. Следует обратить внимание, что по данному вопросу у Церкви и государства единая позиция. В свидетельство того можно привести XXI Международные Рождественские образовательные чтения «Традиционные ценности и современный мир», открытие которых проходило 24 января 2013 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве. Возглавил торжественное открытие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На открытии также присутствовали архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, государственных органов и общественных организаций, сотрудники синодальных структур и преподаватели церковных учебных заведений, работники высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений России и зарубежья.
С докладами выступили, в частности, министр образования Д.В. Ливанов; министр культуры РФ В.Р. Мединский, руководитель Администрации Президента РФ С.Б. Иванов и другие представители власти, а Президент России В.В. Путин и Председатель Правительства Д.А. Медведев прислали послания.
В своем послании В.В. Путин отмечает, что «эти встречи, впервые прошедшие 20 лет назад, стали значимым событием в жизни страны, примером плодотворного диалога и соработничества Русской Православной Церкви, органов государственной власти, общественных организаций. По традиции, здесь поднимаются актуальные вопросы, связанные с сохранением нашего богатейшего исторического и культурного наследия, укреплением непреходящих духовно-нравственных и семейных ценностей. Особое внимание на форуме уделяется проблемам образования и просвещения подрастающего поколения, воспитания молодежи в духе патриотизма и гражданственности, уважения к отечественной истории»2.
Необходимо отметить, что все выступавшие представители государственной власти единодушно подчеркивали важную роль сотрудничества Церкви и государства в деле воспитания традиционных ценностей в подрастающем поколении.
Данное
мероприятие
Проведение Рождественских чтений напрямую согласуется с призывом Совета ООН по правам человека к государствам по оказанию содействия в более глубоком понимании традиционных ценностей человечества, основную роль в утверждении которых «играют семья, общество и образовательные учреждения». Этот призыв Совета ООН по правам человека содержится в его резолюции «Поощрение прав человека и основных свобод благодаря более глубокому пониманию традиционных ценностей человечества» (далее – «Резолюция»), принятой по предложению Российской Федерации абсолютным большинством голосов 27 сентября 2012 г.3
Однако важно обратить внимание на перечень тех государств, которые поддержали российскую позицию по Резолюции. В этот перечень вошли: Ангола, Бангладеш, Буркина Фасо, Камерун, Китай, Конго, Куба, Джибути, Эквадор, Индия, Индонезия, Иордания, Кувейт, Кыргызстан, Ливия, Малайзия, Мальдивские о-ва, Мавритания, Филиппины, Катар, Саудовская Аравия, Сенегал, Таиланд и Уганда. В разработке проекта Резолюции участвовали и страны, которые не входят в Совет ООН по правам человека, такие как: Беларусь, КНДР, Узбекистан, Вьетнам, Сирия.
К государствам, которые выступили против Резолюции, относятся, в частности: Австрия, Бельгия, Венгрия, Испания, Италия, Мексика, Норвегия, Польша, Румыния, США, Чешская республика, Швейцария. Следует также отметить, что данная резолюция критиковалась Советом Европы.
Не говоря о политической составляющей результатов голосования по Резолюции, которая, безусловно, имеет место, данное положение однозначно подтверждает озвученное ранее заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
С другой стороны, если посмотреть на перечень стран, проголосовавших за принятие Резолюции, можно сделать вывод, что понятие традиционных ценностей близко и понятно государствам с глубокой религиозной традицией, причем необязательно православной или христианской, но также исламской.
Относительно того, что происходит в Европе, которая единодушно выступила против Резолюции, очень точно на Рождественских чтениях отметил митрополит Иларион (председатель отдела внешних связей Московского Патриархата): на Западе секулярные тенденции приводят к размыванию традиционных ценностей.
Подтверждение этому мы видим в
позиции представителя
Как отметил в cвоем выступлении на Рождественских чтениях Святейший Патриарх Кирилл, традиционные ценности, которые вечны и абсолютны, поскольку они исходят не от человека, но от Бога, представляют собой нить, на которую насаживаются все остальные человеческие ценности, созданные людьми в процессе истории. Если же нить рвется, то в основу уже не ложатся абсолютные и вечные ценности, и тогда человеческие ценности искажаются, культура превращается в антикультуру, гармония в обществе разрушается. Что мы и наблюдаем сегодня в Европе – регистрацию однополых браков, усыновление ими детей и т.п.5
Все вышесказанное напрямую связано с правом на образование, положения о котором закреплено в целом ряде международных договоров6. Все положения этих документов закреплены по одной схеме и сводятся к роли государства и роли семьи в образовании детей.
Учитывая позицию европейских государств по Резолюции, представляется важным привести в пример положения именно Европейской конвенции по правам человека 1950г.7 (ЕКПЧ).
Статья 2 Протокола I ЕКПЧ гласит: «никому не может быть отказано в праве на образование. Государства при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями».
Итак, статья 2 Протокола I ЕКПЧ устанавливает два основных положения в праве на образование, которое гарантируется государством, а именно: роль государства и роль семьи в образовании детей. Причем статья сформулирована таким образом, что, во-первых, подтверждает основной тезис о том, что именно родители несут основную ответственность за образование своих детей. Во-вторых, в статье четко определяется основной критерий нормы воспитания, а именно религиозные или философские убеждения родителей.
Европейский суд по правам человека в своем решении по делу Кэмпбелл и Козанз от 25 февраля 1982 г. указал: «Именно руководствуясь естественным долгом перед своими детьми (родители несут главную ответственность за «образование и обучение» своих детей), родители могут требовать от государства уважать их религиозные и философские убеждения»8.
Данное положение еще раз подтверждает вышесказанный тезис о том, что в основе духовно-нравственного воспитания и, следовательно, традиционных ценностей, лежат религиозные убеждения, которые передаются изначально в семье, а затем в образовательных учреждениях. Именно поэтому на Рождественских чтениях все представители государственной власти говорили о соработничестве Церкви и государства в воспитании традиционных ценностей в подрастающем поколении. Безусловно, они упоминали и о сотрудничестве с представителями других традиционных религий. И это тоже важно, поскольку по результатам голосования в Совете ООН по правам человека видно, какие страны голосуют за традиционные ценности.
Необходимо отметить, что правоприменительный аспект статьи 2 Протокола I ЕКПЧ (а также аналогичных положений других международных универсальных и региональных договоров) в России заключается во введении по многочисленным просьбам родителей в государственный образовательный стандарт предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», который включает, по выбору родителей, православной компонент, компоненты других традиционных религий или светской этики. К слову сказать, преподавание религии в школе никак не только не противоречит светскости образования, о чем часто ошибочно заявляют некоторые политики, но напрямую согласуется с обязательствами, взятыми на себя государством в соответствии с ЕКПЧ и другими международными договорами, закрепляющими право на образование.
Таким образом, можно заключить, что в сохранении традиций, культуры, религии и национальной идентичности народов России ключевая роль отводится именно образованию, важной составляющей которого является духовно-нравственное воспитание. Причем, это подтверждается взятыми Российской Федерацией международными обязательствами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // СПС «Консультант Плюс».
2. МИД России. О принятии Советом ООН
по правам человека российского проекта
резолюции «Поощрение прав человека и
основных свобод благодаря более глубокому
пониманию традиционных ценностей человечества:
примеры наилучшей практики». / URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/
3. Патриарх Кирилл. Раскрепощенное общество
потребления не может справиться с обузданием
человеческих пороков / URL: http://www.pravoslavie.ru/
4. Рождественские чтения открылись в
Москве / URL: http://rus.ruvr.ru/2013_01_24/
5. Святейший Патриарх Кирилл
возглавил открытие XXI Международных
Рождественских
6. Case of Campbell and Cosans v. the
United Kingdom (7511/76 ; 7743/76).
Judgment of the European Court of Human Rights. A48. 25/02/1982. / URL: http://cmiskp.echr.coe.int/
3 Соавтором текста данной резолюции является профессор кафедры международного права Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук, профессор В.А. Карташкин.
6 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г., Конвенция о правах человека и основных свободах 1950 г., Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. и ряде других международно-правовых актов.
7 Официальное название этой конвенции - Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.