Роль образовательных учреждений в оздоровлении межнациональных отношений в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 08:37, реферат

Краткое описание

В общественной практике молодежной политики в последние годы проявляется беспокойство о резком снижении нравственности, стремлении молодежи к развлекательной жизни, усилении агрессии и экстремистских настроений. Эти настроения имеют место и среди студенческой молодежи.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль обр. учр. в оздоровт мно молодежи.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

              Роль образовательных учреждений в оздоровлении межнациональных

                                      отношений в молодежной среде                                                                              

                                                                                         Нюдюрмагомедов А.Н. (ДГУ)

 

    В общественной практике  молодежной политики в последние  годы проявляется беспокойство  о резком снижении нравственности, стремлении молодежи к развлекательной жизни, усилении агрессии и экстремистских настроений. Эти настроения имеют место и среди студенческой молодежи. В образовательной практике также активно обсуждаются вопросы, связанные с духовностью человека, поскольку обнаруживаются существенные упущения в формировании мировоззрения молодежи через потенциал содержания и методов учебно-воспитательного процесса. В связи с этим возникают проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи, что позволит значительно смягчить проблемы межнациональных отношений в республике.

    Пытаясь проникнуть  в суть проблемы, выясним значение  самих понятий «духовность» и  «нравственность». В этимологических словарях «дух» объясняется как сознание, мышление, психические способности, определяющие действия и поведение человека,  а «духовность» - как свойство души, в котором преобладают духовные, нравственные и интеллектуальные сферы сознания человека над материальными ценностями (1, с.183). Но в общественной практике  понятия «дух», «духовное» часто ассоциируются религиозными характеристиками души и мыслей человека, обращенных к Богу, к своей судьбе.  Понятие «нравственность» имеет аналогичное значение и объясняется как «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек и правила поведения, которым соответствует его поведение» (1, с. 429). Такое понимание духовности можно использовать как фактор единения, объединяющее начало для народов Дагестана.

    Размышляя над  самими понятиями, мы приходим  к выводу о том, что общество,

 устанавливая границы  и нормы нравственных отношений,  старается формировать личность в соответствии со своим идеалом. В то же время личность, руководствуясь нравственными нормами, поддерживает здоровье общества. В любом случае духовно-нравственное воспитание имеет целью формирование личностного и общественного сознания, направленного на гуманные человеческие взаимоотношения, что может служит еще одним фактором оздоровления межнациональных отношений.

    Но духовность  в ином значении определяется  как направленность сознания  и помыслов человека на ценностное  взаимодействие с окружающим миром, культурой отдельных народов или ценности, созданные всем человечеством. Нравственность с таких же позиций можно понимать как ориентация на внутренне принятый  человеком смысл вещей и явлений мира, нормы человеческих отношений (2, с.25). Получается так, что основой духовно-нравственных отношений людей являются ценности как явления идейного характера, обладающие положительной значимостью и способные удовлетворять потребности общения и поведения человека (3, с.223-224). Но при этом различают национальные этнокультурные и общечеловеческие духовные ценности. С их различием мало кто спорит, а об их соотношении, различии функций, изменчивости, различных мерок оценки их значимости в жизненных условиях людей идут постоянные споры и дискуссии, которые выступают негативным фактором в межнациональных отношениях. Соответственно, поднимая вопрос об использовании духовно-нравственного воспитания молодежи в оздоровлении межнациональных отношений , мы также не можем избежать разных оценок духовных ценностей, нравственных норм в их объективном значении и в субъективной позиции и поведении отдельных молодых людей или их различных групп.

     В связи с этим мы обратились к исходному состоянию отношений молодежи к своей жизни и проблемам ценностных отношений общества в современных условиях. Для чего было  проведено тестирование студентов первых и вторых курсов с охватом более 590 человек. Тест состоял из трех частей. В первой части были вопросы мировоззренческого характера и соотношения научной и религиозной позиций в объяснении явлений мира и жизни человека. Во второй  части выявлялись предпочтения молодежи среди нравственных качеств, которые присущи всем народам республики: доброжелательности, правдивости, сострадания, учтивости, скромности, смелости, совестливости и искренности. В третьей части выясняли готовность молодежи к благоприятным межнациональным отношений и факторам единства народов Дагестана.

    Анализ материалов  первой части теста показал,  что ориентации на общечеловеческие  ценности придерживаются 16%, предпочтение общедагестанским культурным ценностям отдают 46% и национальные этнические нормы культуры считают  значимыми для себя 19% опрошенных. Остальные студенты не смогли точно определить свои предпочтения. О чем говорят эти цифры?  Их можно оценивать с разных позиций, но мы считаем, что признание значительной частью молодежи ценностей дагестанской национальной культуры является позитивной тенденцией, свидетельствующей о прочности связей молодежи разных народов, не дающей повода межнациональным конфликтам и непониманию. Но вместе с тем низкий процент молодых людей, назвавших значимыми для себя ценности этнической культуры и самобытной жизни, вызывает серьезные опасения за то, что таким путем может прерваться связь поколений и потеря молодежью своих духовных корней, веками объединявших народы Дагестана. Но предпочтение обшедагестанских духовных ценностей может привести к потере  статуса самостоятельного существования отдельных, особенно малочисленных народов Дагестана. Низкий процент(16%)  предпочтений мировой культуры мы связываем со слабой ориентированностью молодежи в характере культуры. Но это может быть связано и с тем, что под мировой культурой молодежь Дагестана понимают массовую безродную развлекательную культуру, против которой они здесь высказывает свое неприятие. Если наша позиция подтвердится, то такая тенденция тоже является позитивной.

     Результаты  теста в первой части показал распределение отношений в следующем порядке: божественное происхождение земли и людей не ней – 81% , полезность  научных знаний для человека – 80%, предпочтение земных благ жизни – 73,7%, предпочтение нравственных норм – 66% и стремление к праведной жизни – 20% опрошенных(При этом каждый мог выбрать каждую  форму  ценностей). Качественный анализ этих данных дает

основание с разных позиций объяснять характер отношений молодежи  в их понимании мира. Так поддержка полезности научных знаний в жизни человека 80% опрошенных можно считать закономерным следствием классического образования, направленного на получение и сохранение знаний. По этому результату можно считать, что преподаватели первых-вторых курсов вузов хорошо работают. Однако предпочтение 81% опрошенных молодых людей божественного происхождения природы и людей на земле явно противоречит идеологии и доказательности научных знаний. В такой ситуации трудно говорить о научном характере их мировоззрения. Но и это можно было простить нашему знаниевому образованию, ведь не мешало многим ученым в истории науки быть верующими людьми. И в Исламе основным стремлением человека к совершенству считается стремление к знаниям.  Но следующий показатель предпочтения праведности земным благам жизни перечеркивает наши оправдания относительно эффективности влияния образования на духовно-нравственное совершенствование человека.  Остается надеяться, что 66% молодежи, поддерживающей нравственные нормы в народных традициях и требованиях социальной жизни, станут той основой, на которой можно строить компромиссные межнациональные отношения.

    Во второй части  теста предпочтения распределились следующим образом: доброжелательность – 70%, смелость – 67%, сострадание – 58%, учтивость – 57%, скромность и совестливость – по 52%, правдивость – 47% и искренность – 38%.

     Даже беглый взгляд  на эти цифры говорят о  том, что рыночные отношения с превалированием личной выгоды и провозглашением свободы выбора нравственного поведения уже вступают в силу. Здесь встречаются два разнонаправленных культурных влияния. Основой западной, массовой, разъединяющей культуры, которая выдает себя за общечеловеческие ценности, являются права человека. В них ограничения помыслов и деяний человека касаются только таких аспектов, которые не должны нарушать права и свободы другого человека. Если такого нет, человеку уже не предъявляют какие-либо ограничительные требования и границы поведения. В восточной культуре, к которой относятся культуры и стиль жизни народов Дагестана, сущностным компонентов в личностной структуре являются совесть, стыд, благо и достоинство как внутренние факторы, регулирующие помыслы, поступки и поведение человека. Поведение, основанное на них, не позволяет человеку  думать о неблаговидных и не достойных деяниях, даже в одиночестве, при отсутствии других людей, даже если они касаются лично его жизни и здоровья. У народов Дагестана они выражены в двух, присущих всем народам. основных понятиях «ягь» и «намус». Видимо, нам необходимо в воспитании студенческой молодежи ориентироваться на эти сущностные понятия в противовес свободы выбора нравственного поведения, назойливо навязываемого средствами массовой информации и массовой разъединительной культурой.

    Анализ материалов третьей  части теста показал, что ориентации  на общечеловеческие ценности  придерживаются 16%, предпочтение общедагестанским  культурным ценностям отдают 46% и национальные этнические нормы культуры считают  значимыми для себя 19% опрошенных. Остальные не смогли точно определить свои предпочтения. О чем говорят эти цифры?   Их можно оценивать с разных позиций, но мы считаем, что признание значительной частью молодежи ценностей дагестанской национальной культуры является позитивной тенденцией, свидетельствующей о прочности связей молодежи разных народов, не дающей повода межнациональным конфликтам и непониманию. Но вместе с тем низкий процент молодых людей, назвавших значимыми для себя ценности этнической культуры и самобытной жизни, вызывает серьезные опасения за то, что таким путем может прерваться связь поколений и потеря молодежью своих духовных корней, веками объединявших народы Дагестана. Но предпочтение обшедагестанских духовных ценностей может привести к потере  статуса самостоятельного существования отдельных, особенно малочисленных народов Дагестана. Низкий процент(16%)  предпочтений мировой культуры мы связываем со слабой ориентированностью молодежи в характере культуры. Но это может быть связано и с тем, что под мировой культурой молодежь Дагестана понимают массовую безродную развлекательную культуру, против которой они здесь высказывает свое неприятие. Если наша позиция подтвердится, то такая тенденция тоже является позитивной. 

 

     В сегодняшних условиях  недостаточно добиться от молодежи осознанного выполнения установленных в обществе порядков и требований. Нам пора подумать о судьбе народов и единой культуры Дагестана. А этого можно достичь, если мы выставим на первое место формирование в молодежи понимания важности этнической культурной идентичности и национального характера, которые позволили народам Дагестана жить в мире на небольшой территории за всю историю своего существования. Только на такой устойчивой основе своего достойного существования мы можем выйти на требования общечеловеческой культуры, в которой считают, что «мы несет ответственность перед другими людьми, и мы должны защищать их права и свободы» (4, ст. 24).

       Но можно ли успокоиться, перенося основную вину и причины падения нравов молодежи на внешние факторы, надеясь на продуктивность влияния более совершенных программ воспитания? Здесь полезно вспомнить философские изречение о том, что «каждый человек до процесса самоизменения есть машина, но действующая под внешним влиянием, не касаясь своей сущности» (5, с. 54 ). Обращение к сущности человека требует взаимопонимания и доверия между взаимодействующими преподавателями, учителями и студентами, учащимися. Наряду с поиском путей облагораживания межнациональных  взаимоотношений важным является поиск путей понимания их внутреннего мира, характера их помыслов, планов и перспективных целей, их стараний, затруднений и ожиданий. Это является самым слабым местом в воспитательной работе с молодежью.

    Так на традиционный  вопрос о том, зачем они учатся  в университете, студенты называют самые разные, но несущественные ожидания: учиться, получать знания, стать специалистом, получить диплом, работать хорошо, хорошую зарплату получать и т.д. С большим трудом удается привести мысли студентов к тому, что конечной их целью является получить возможность жить счастливо, и они интуитивно связали эту возможность с получением образования и специальности. А  вопрос о том, почему они жалеют сил для своей же счастливой жизни, ставит их в тупик и заставляет задуматься над своим поведением в поликультурной среде.

     Если мы действительно  заинтересованы судьбой молодежи и перспективой межнациональных отношений многих народов, объединенных в одной небольшой республике, то в ближайшей перспективе необходимо работать над следующими проблемами:

  1. Многие проблемы неорганизованности, невоспитанности, ничегонеделания и отвлечения на посторонние развлекательные или экстремистские мысли и настроения связаны с потерей веры в успех в учебе или значимом для себя деле, независимо от принадлежности к той или иной нации или этнической группе. Нельзя забывать, что распределение материальных благ  в рыночных условиях приобретает особую значимость
  2. Необходимо разработать концепцию воспитания молодежи в образовательных учреждениях и возобновить презентации, фестивали народных культур в образовательных учреждениях.
  3. В разработку этих документов необходимо привлекать ученых педагогов и психологов университетов, поскольку они научно и профессионально занимаются и ответственны за этот участок работы по оздоровлению общественных отношений.
  4. Необходимо с помощью комитета по работе с молодежью и профсоюзной организацией налаживать работу по созданию молодежных интернациональных коллективов, в которых можно повысить взаимную зависимость и ответственность.
  5. Необходимо использовать учебные аудитории  и коридоры образовательных учреждений для наглядной агитации качеств совершенного, праведного человека на лучших образцах представителей разных народов Дагестана, России и мировой культуры. 

 

       ЛИТЕРАТУРА

       1.Ожегов  С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь  русского языка – М.: Азбуковник, 1999.      

       2. Борытко Н.М. Духовно-нравственное воспитание: светский подход // Развитие личности в образовательных системах. – Ростов на / Д.: ИПО ЮФУ, 2010. – с.23-29

Информация о работе Роль образовательных учреждений в оздоровлении межнациональных отношений в молодежной среде