Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 08:37, реферат
В общественной практике молодежной политики в последние годы проявляется беспокойство о резком снижении нравственности, стремлении молодежи к развлекательной жизни, усилении агрессии и экстремистских настроений. Эти настроения имеют место и среди студенческой молодежи.
Роль образовательных учреждений в оздоровлении межнациональных
В общественной практике
молодежной политики в
Пытаясь проникнуть в суть проблемы, выясним значение самих понятий «духовность» и «нравственность». В этимологических словарях «дух» объясняется как сознание, мышление, психические способности, определяющие действия и поведение человека, а «духовность» - как свойство души, в котором преобладают духовные, нравственные и интеллектуальные сферы сознания человека над материальными ценностями (1, с.183). Но в общественной практике понятия «дух», «духовное» часто ассоциируются религиозными характеристиками души и мыслей человека, обращенных к Богу, к своей судьбе. Понятие «нравственность» имеет аналогичное значение и объясняется как «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек и правила поведения, которым соответствует его поведение» (1, с. 429). Такое понимание духовности можно использовать как фактор единения, объединяющее начало для народов Дагестана.
Размышляя над самими понятиями, мы приходим к выводу о том, что общество,
устанавливая границы
и нормы нравственных
Но духовность
в ином значении определяется
как направленность сознания
и помыслов человека на
В связи с этим мы обратились к исходному состоянию отношений молодежи к своей жизни и проблемам ценностных отношений общества в современных условиях. Для чего было проведено тестирование студентов первых и вторых курсов с охватом более 590 человек. Тест состоял из трех частей. В первой части были вопросы мировоззренческого характера и соотношения научной и религиозной позиций в объяснении явлений мира и жизни человека. Во второй части выявлялись предпочтения молодежи среди нравственных качеств, которые присущи всем народам республики: доброжелательности, правдивости, сострадания, учтивости, скромности, смелости, совестливости и искренности. В третьей части выясняли готовность молодежи к благоприятным межнациональным отношений и факторам единства народов Дагестана.
Анализ материалов
первой части теста показал,
что ориентации на
Результаты теста в первой части показал распределение отношений в следующем порядке: божественное происхождение земли и людей не ней – 81% , полезность научных знаний для человека – 80%, предпочтение земных благ жизни – 73,7%, предпочтение нравственных норм – 66% и стремление к праведной жизни – 20% опрошенных(При этом каждый мог выбрать каждую форму ценностей). Качественный анализ этих данных дает
основание с разных позиций объяснять характер отношений молодежи в их понимании мира. Так поддержка полезности научных знаний в жизни человека 80% опрошенных можно считать закономерным следствием классического образования, направленного на получение и сохранение знаний. По этому результату можно считать, что преподаватели первых-вторых курсов вузов хорошо работают. Однако предпочтение 81% опрошенных молодых людей божественного происхождения природы и людей на земле явно противоречит идеологии и доказательности научных знаний. В такой ситуации трудно говорить о научном характере их мировоззрения. Но и это можно было простить нашему знаниевому образованию, ведь не мешало многим ученым в истории науки быть верующими людьми. И в Исламе основным стремлением человека к совершенству считается стремление к знаниям. Но следующий показатель предпочтения праведности земным благам жизни перечеркивает наши оправдания относительно эффективности влияния образования на духовно-нравственное совершенствование человека. Остается надеяться, что 66% молодежи, поддерживающей нравственные нормы в народных традициях и требованиях социальной жизни, станут той основой, на которой можно строить компромиссные межнациональные отношения.
Во второй части теста предпочтения распределились следующим образом: доброжелательность – 70%, смелость – 67%, сострадание – 58%, учтивость – 57%, скромность и совестливость – по 52%, правдивость – 47% и искренность – 38%.
Даже беглый взгляд на эти цифры говорят о том, что рыночные отношения с превалированием личной выгоды и провозглашением свободы выбора нравственного поведения уже вступают в силу. Здесь встречаются два разнонаправленных культурных влияния. Основой западной, массовой, разъединяющей культуры, которая выдает себя за общечеловеческие ценности, являются права человека. В них ограничения помыслов и деяний человека касаются только таких аспектов, которые не должны нарушать права и свободы другого человека. Если такого нет, человеку уже не предъявляют какие-либо ограничительные требования и границы поведения. В восточной культуре, к которой относятся культуры и стиль жизни народов Дагестана, сущностным компонентов в личностной структуре являются совесть, стыд, благо и достоинство как внутренние факторы, регулирующие помыслы, поступки и поведение человека. Поведение, основанное на них, не позволяет человеку думать о неблаговидных и не достойных деяниях, даже в одиночестве, при отсутствии других людей, даже если они касаются лично его жизни и здоровья. У народов Дагестана они выражены в двух, присущих всем народам. основных понятиях «ягь» и «намус». Видимо, нам необходимо в воспитании студенческой молодежи ориентироваться на эти сущностные понятия в противовес свободы выбора нравственного поведения, назойливо навязываемого средствами массовой информации и массовой разъединительной культурой.
Анализ материалов третьей
части теста показал, что
В сегодняшних условиях недостаточно добиться от молодежи осознанного выполнения установленных в обществе порядков и требований. Нам пора подумать о судьбе народов и единой культуры Дагестана. А этого можно достичь, если мы выставим на первое место формирование в молодежи понимания важности этнической культурной идентичности и национального характера, которые позволили народам Дагестана жить в мире на небольшой территории за всю историю своего существования. Только на такой устойчивой основе своего достойного существования мы можем выйти на требования общечеловеческой культуры, в которой считают, что «мы несет ответственность перед другими людьми, и мы должны защищать их права и свободы» (4, ст. 24).
Но можно ли успокоиться, перенося основную вину и причины падения нравов молодежи на внешние факторы, надеясь на продуктивность влияния более совершенных программ воспитания? Здесь полезно вспомнить философские изречение о том, что «каждый человек до процесса самоизменения есть машина, но действующая под внешним влиянием, не касаясь своей сущности» (5, с. 54 ). Обращение к сущности человека требует взаимопонимания и доверия между взаимодействующими преподавателями, учителями и студентами, учащимися. Наряду с поиском путей облагораживания межнациональных взаимоотношений важным является поиск путей понимания их внутреннего мира, характера их помыслов, планов и перспективных целей, их стараний, затруднений и ожиданий. Это является самым слабым местом в воспитательной работе с молодежью.
Так на традиционный
вопрос о том, зачем они
Если мы действительно заинтересованы судьбой молодежи и перспективой межнациональных отношений многих народов, объединенных в одной небольшой республике, то в ближайшей перспективе необходимо работать над следующими проблемами:
ЛИТЕРАТУРА
1.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 1999.
2. Борытко Н.М. Духовно-нравственное воспитание: светский подход // Развитие личности в образовательных системах. – Ростов на / Д.: ИПО ЮФУ, 2010. – с.23-29