Роль парижского парламента в структуре государственного управления Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:05, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрена роль парижского парламента в структуре государственного управления Франции 13-16 вв.

Содержание

Введение 3
1. Феодальное государство Франции 4
2. Компетенция парижского парламента 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

роль парижского парламента в структуре государственного управлении Франции.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление  

      Введение

 

      Образование самостоятельного государства во Франции  явилось прямым следствием становления  феодальных отношений во франкской  империи. Соответственно история феодального  государства Франции включает следующие  периоды:

       1. Сеньориальная монархия (IX-XIII вв.).

       2. Сословно-представительная монархия (XIV-XVI вв.).

       3. Абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.). Буржуазная  революция 1789 года привела к  крушению абсолютизма и феодальной  государственности. 

        Попробуем воссоздать историю  образования феодальной государственности. В конце IX в. в состав Западно-франкского государства входили: Нейстрия, Аквитания, Бретань, Гасконь, Сентимания, Испания, Марка. На этой территории позднее возникло одна из ведущих ныне держава мира - Франция.

      До  середины XIII в. юстиция оставалась во Франции почти полностью в пределах местных кутюмов. И суд вершили главным образом на уровне вассалов. (Бомануар в своем сборнике «Кутюмы Бовези» даже особо оговорил, что «сеньор не судит в своем суде, судят только его люди»). Высшей инстанцией был королевский двор, однако для того, чтобы получить право защищать там свое дело, надо было или принадлежать к высшим вассалам короны, или получить особую привилегию на это. Формирование единой общегосударственной юстиции началось с реформ Людовика IX в середине XIII в. Самым важным средством укрепления централизованной юстиции, подчиненной единой государственной воле короны, стал парламент. 
 

      1. Феодальное государство  Франции

 

        Феодализм стал господствующим  общественно-экономическим укладом. Организация власти и управления строилось как дворцово-вотчинная система. Личные слуги короля, вместе с тем, были должностными лицами королевства.

        Власть короля во Франции была  ограничена советом знати, которая  избиралась королем. В период феодальной раздробленности в совет короля вошли знатоки государственного права - легисты (со времени Филиппа II). Должность майордома была упразднена, королевским судом руководил дворцовый граф. Бывший главный конюх стал именоваться начальником королевской конницы. Во главе местных органов власти вместо графов учреждена должность прево.

        Глубокие перемены в государственном  строительстве во Франции связаны  с именем Людовика IX (1226-1270), который  заявил: "Во Франции имеется  только один король".

      В своем домене им были прекращены частные войны. Феодалы, решившие начать военные действия, за 40 дней до начала войны, передавали спорный вопрос на рассмотрение короля. Обращение к королю за судебной защитой облагалось пошлиной.

      Была  произведена военная реформа, в содержание которой вошло формирование наемного войска, а в городах - милиционного ополчения.

        Совет короля (курия) был разделен  на две палаты - финансовую и  судебную. Финансовая палата следила  за поступлением в казну доходов  из его домена от вассалов, городов, духовенства. Судебная палата вскоре стала называться парламентом, этот орган выполнял функции высшего суда. Легисты (знатоки римского права) возбуждали уголовные дела против тех, кто не желал отдавать свою землю короне.

      Ввел  на территории домена единую денежную единицу, запретив использование денег, выпущенных другими феодалами.

      Введена система специализированных инспекторов, которые следили за верностью  королю сенешалов и бальи, рассматривали  жалобы на их действия.

        Реформы Людовика IX содействовали усилению королевской власти. В IX-XI вв. во Франции сложились феодальные отношения с развитием феодальной собственности на землю. Отношения между сеньорами и вассалами строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного положения.

        Вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода, обязывался признать верховенство сюзерена. Вассальный договор происходил в торжественной форме, главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж). Вассальные договоры четко фиксировали обязанности сторон.

        Сеньор, наряду с предоставлением  феода, обеспечивал защиту вассала.  Вассал должен был также участвовать  в судебных и других собраниях  феодалов под председательством сеньора.

        Денежные выплаты сеньора были  строго определены: выкуп сеньора  из плена, финансирование его  крестовых походов, подарки при  посвящении в рыцарский сан  его старшего сына и выхода  замуж старшей дочери.

        Первоначально вассальные договоры считались заключенными на срок жизни, носили персональный характер, но вскоре они стали передаваться по наследству.

        Если вассал нарушал клятву  верности, он должен был отдать  феод. К XI в. во Франции сложилась  следующая социальная структура.

        На вершине феодальной лестницы  стоял король, однако, многие крупные  феодалы считали себя равные  королю - герцоги и графы пэрами  и часто не признавали вассальной  зависимости. 

        В 1302 г. Филипп IV Красивый созвал  расширенный Совет светских и  духовных феодалов. На Совет впервые были допущены представители так называемого 3 сословия, состоявшего из горожан.

        Органы сословного представительства  получили название Генеральных  Штатов.

        С момента возникновения органов  сословного представительства феодальная монархия во Франции становится сословно-представительской. Генеральные штаты созывались королем, когда он испытывал нужду в деньгах, вводил новые налоги. Генеральные штаты не превратились в постоянно действующий средневековый парламент, главным образом из-за того, что крестьянское сословие было слабо.

        В свой последний раз Генеральные  штаты были созваны в 1614 г., и вместо них король созвал  совет нотабелей. В данном совете  имелись представители самых  богатых сословий. Формально решение  нотабелей не было обязательным, но по многим вопросам король считался с мнением знати, заседавшей в данном органе. Подобного рода учреждения возникли в крупных провинциях.

        Первым сословием было духовенство.  Французское духовенство должно  было жить по законам королевства и рассматривалось как составная часть французской нации. Оно имело право на получение десятины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от государственной службы и повинностей.

        Дворянство - слуги короля (замкнутое и наследственное сословие). Родовое дворянство добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянские звания. Важнейшая привилегия - право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Они имели право на знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Освобождались от уплаты государственных налогов. Дворянство неоднородно: герцоги, графы, маркизы, виконты занимали высшие посты, а основная масса - скромное положение.

        Городское население и крестьяне-цензитарии - это неблагородные, у них нет  особых политических и имущественных  прав. Организация этого сословия  носила феодально-корпоративный  характер.

        Каждое сословие собиралось и  заседало в Генеральных Штатах отдельно. Голосование шло по бальяжам и сенешальствам. Если было противоречие - то голосовали по сословиям.

        В IX-XI вв. произошло окончательное  оформление феодально-зависимых  крестьян. Подавляющее большинство  именуется сервами, правовой статус  которых как лично зависимых людей был заимствован от рабства.

        Сервы рассматривались как простая  принадлежность земли. Они платили  феодалу поголовную подать, ежегодный  оброк, выполняли барщинные работы.

        Серв не имел семейного статуса,  он не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе.

        Другую группу феодально-зависимых  крестьян составляли вилланы.  Они считались лично свободными  держателями земли, принадлежащей  феодалу. Виллианы уплачивали  сеньору оброк (талью), размер которой фиксировали обычаем, но был более легким, чем у сервов. Виллианы ограничивались в праве на брак, должны были испрашивать разрешение сеньора на женитьбу.

        Все крестьянское население Франции  обязано было соблюдать (баналитеты): печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в винодельне, существовало право сеньора на первую брачную ночь.

       XII век - век появления и развития  новой социальной группы - городское  население, правовой статус которого  был универсальный. 

        Правовой статус крестьян был ограничен рамками феодализма, пережитками рабовладельческого строя.

        По мере укрепления королевской  власти централизованная система  местного управления приобрела  следующий вид: крупные округа  на Севере назывались бальяжами  (во главе с бальи), на юге - округа-губернаторства, возглавляемые сенешалами.

       XVI век - век абсолютной власти  короля. Он издавал и отменял  законы, назначал и сменял чиновников, власть монарха носила надзаконный  характер, а сам монарх считался  наместником бога.

        Общественный строй этого периода характеризуется - развитием капиталистического способа производства;

      в сельском хозяйстве сеньоры стремятся  перевести крестьян на денежные повинности;

      повсеместная  ликвидация личной зависимости крестьян от феодалов, но остались ряд феодальных повинностей;

      превращение буржуазии из торговой в промышленную.

        Предпосылки абсолютной монархии - остатки раздробленности мешали  развитию капитализма; 

      обострение  классовой борьбы.

        Государственный строй: Людовик  XI (1461-1483 гг.) вел борьбу против  коалиции крупных феодалов, возглавляемых  Бургундским герцогом Карлом "Смелым". При короле Франциск (1515-1547гг.) началось  укрепление абсолютной власти. Кардинал  Ришелье (1585-1642) - завершилась укрепление абсолютной власти (Король Людовик XIII). Людовик XIV (1643-1715 гг.) - абсолютная монархия достигла высшей степени расцвета " Государство - это Я".

        Идеологическое и теоретическое  обоснование абсолютной монархии  дал Жан Боден (1530-1596), устанавливается понятие "суверенитет" - отождествленное с властью короля.

      2. Компетенция парижского  парламента

 

      Обособление судебных функций королевского двора (курии) стало заметным с усилением  централизаторских тенденций в  политике королей в 1250-е годы. С 1254 г. в королевской курии стали вести регулярную запись состоявшихся решений королевского суда, оформилось собственное делопроизводство. Наконец, с 1260 г. заседания королевской курии, посвященные судебным делам, стали проходить отдельно от тех, где рассматривались финансовые вопросы; со временем среди членов курии и королевских советников сложилась специализация. Так произошло образование особого королевского суда – парламента (от франц. parler – говорить). Его официальным местопребыванием стал Париж. Первоначально значение парламента было неотделимо от значения королевского двора (во второй половине XIII в. он и назывался Cour de parlement). Как часть курии, парламент сохранял свой феодальный характер: в его составе доминировали светские и духовные вассалы короля, главным образом постоянно пребывавшие при дворе. На протяжении XIV в. феодальный элемент в составе и делах парламента значительно сократился, членами его стали особые советники, которых избирал король. В 1319 г. было запрещено участвовать в работе парламента прелатам. По королевскому ордонансу (указу) 1345 г. установилась стабильная организация парламента: его стали составлять только советники из духовных или светских лиц, назначавшиеся королем. Появилась особая должность выборного президента парламента (1366). По ордонансам 1389 и 1401 гг. выборный порядок был распространен на всех советников. Право окончательного одобрения кандидатур оставалось за канцлером. В начале XV в. на место выборности в организацию парламента пришел порядок кооптации (самопополнения). Члены парламента сами определяли 2–3 кандидатов на вакантную должность, а окончательное утверждение принадлежало королю.

Информация о работе Роль парижского парламента в структуре государственного управления Франции