Роль русской православной церкви в период монгольских завоеваний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 07:25, реферат

Краткое описание

В данный исторический отрезок одним из наиболее сложных и трудных вопросов является взаимоотношения Русской православной церкви с монголо-татарским ханами и, соответственно та роль, которую она сыграла в развитии русской государственности данного периода. Так в процессе анализа данного вопроса перед нами стоят следующие задачи:
• охарактеризовать политическое положение российского государства в период монгольских завоеваний;
• определить взаимоотношения Русской православной церкви с ханами Золотой Орды;
• определить причины, по которым Русской православная церковь осуществляла сотрудничество с Золотой Ордой;
• выявить полученные в связи с этим сотрудничеством привилегии Русской православной церкви.
• охарактеризовать роль Русской православной церкви в период монгольских завоеваний.

Вложенные файлы: 1 файл

История гос управления.docx

— 29.78 Кб (Скачать файл)

Роль русской православной церкви в период монгольских завоеваний

 

Введение

В XIII в. народам Руси пришлось вести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские земли подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей — крестоносцев. Исход борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии.

Особенно разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру, привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси, к резкому сокращению населения страны, особенно городского.

В данный исторический отрезок одним из наиболее сложных и трудных вопросов является взаимоотношения Русской православной церкви с монголо-татарским ханами и, соответственно та роль, которую она сыграла в развитии русской государственности данного периода. Так в процессе анализа данного вопроса перед нами стоят следующие задачи:

    • охарактеризовать политическое положение российского государства в период монгольских завоеваний;
    • определить взаимоотношения Русской православной церкви с ханами Золотой Орды;
    • определить причины, по которым Русской православная церковь осуществляла сотрудничество с Золотой Ордой;
    • выявить полученные в связи с этим сотрудничеством привилегии Русской православной церкви.
    • охарактеризовать роль Русской православной церкви в период монгольских завоеваний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политическое положение российского государства в период монгольских завоеваний

Ордынскими ханами, установившими власть на территории Руси, была создана целая система ограбления завоеванной страны путем выплат регулярной дани.

Конечно же, такая дань в 14 различных видах и тягостей истощала экономику Руси, мешала ей оправиться после разорения.

Значительно ухудшилось международное положение Руси, были разорваны древние торговые и культурные связи Руси с соседними странами: Русь была отрезана от Черного моря, прекратилась торговля с Византией и Закавказьем. Под власть Литвы попали западнорусские города, такие как Смоленск, Полоцк, и после этого многие попытки их возращения не раз терпели неудачи.

Отрицательные последствия монголо-татарского завоевания сказывались в течение нескольких столетий. Орда и государственность Руси Зависимость Руси от ханов Золотой Орды выражалась, прежде всего, в тяжелой дани, которую русский народ вынужден был платить завоевателям. Получив представление о военных возможностях Руси и готовности русского народа отстаивать свою национальную государственность, монгодо-татары отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды.  В отличие от завоеванных стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья, ставших территорией монгольских завоевателей, Русь сохранила свою государственность1.

Оставив в руках князей власть в их княжествах, ханы ограничились контролем за их вассальной верностью и деятельностью посылаемых в русские земли своих специальных представителей — баскаков. По их доносам «провинившихся» в чем-либо князей вызывал в Орду или же посылали на Русские земли карательную рать. Ханы Золотой Орды всячески способствовали феодальному дроблению русских земель и разжиганию усобиц между князьями, стремясь не допустить усиления отдельных князей. Ханы сталкивали послушных им князей с опасными и неугодными Орде князьями.

Превратив выдачу ярлыков на княжение в объект соперничества и торга между князьями, в орудие политического давления на них, ханы намеренно разрушали сложившийся порядок наследования «столов» и вмешивались в княжеские усобицы.

Сбор дани был отдан ханами на откуп мусульманским купцам из Самарканда и Бухары («бесерменам»), которые облагали население дополнительными произвольными поборами, кабалили крестьян и горожан ростовщическими путами и продавали несостоятельных должников в рабство на восточных невольничьих рынках.

 

2. Взаимоотношения русской православной церкви с ханами Золотой Орды

Однако для русской православной церкви времена татаро-монгольского владычества  стали временем, на которое пришелся ее расцвет.  В этот период церковь укрепила свои позиции настолько, что можно сказать,  превратилась в важнейшую экономическую и политическую силу русского государства.

Этому способствовали следующие факторы:

    • Монголо-татары в силу своих убеждений не устанавливали какую либо обязательную религию, среди них было распространено убеждение о сохранении так называемого религиозного нейтралитета. Они  старались открыто не посягать на духовный образ жизни ни  русских людей, ни в своем обществе: проявляли толерантность к любой вере и обрядам.
    • Не без основания ордынцы нередко русское духовенство считали своим союзником. Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а папа был врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой.

В свою очередь ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество. Духовенство освобождалось от всякой трудовой повинности, ограждалось от оскорблений и посягательств с чьей бы то ни было стороны.

Данный факт не исключает того, что в имущественном плане церковь конечно же пострадала: многие православные церкви и монастыри сжигались и разграблялись.

После того как покорение Руси было завершено, идет довольно быстрый процесс сближения русской православной церкви и завоевателей. В процессе этого сближения церковь получала все больше и больше экономических и политических привилегий2. Экономические привилегии выражались в первую очередь в освобождение церкви сначала от уплаты некоторых видов налогов, а после и от уплаты какой либо дани вообще.

Политические привилегии заключались в  том,  что в Орду от митрополита назначался его постоянный представитель для более тесного сотрудничества и поддержания постоянной связи. Русское священство обосновавшееся в Сарайской епископии, в самой столице Золотой Орды, участвовало в переговорах между русскими князьями и ханской администрацией3. Не редки были случаи, когда священники действуя в интересах ханской дипломатии убеждали русских князей в принятии того или иного решения. Под страхом отлучения от церкви многие русские князья соглашались с политикой Золотой Орды. Так принимались налоги для простого населения, таможенные сборы между княжествами и т.д. Православная церковь честно служила Орде, и эта преданность наделяла ее большим влиянием в глазах монголо-татарской аристократии.

Кроме того церкви удалось даже вернуть земли, которые были у нее до завоевания Руси татаро-монголами.

Епископы и митрополиты нередко посещали столицу Орды, целью выступало получение ярлыков на утверждение их в должности. Такие встречи носили отнюдь не унизительный характер (как  например, посещение русских князей с тем чтобы заплатить дань за разрешение править на собственной земле), а характер официального визита с целью продолжения сотрудничества:  их встречали с почетом, и нередко не только принимали от них подарки, но и одаривали самих.

Иногда церковные иерархи ездили в Орду добиваться того, чтобы она оказала давление на князей в интересах церкви. Как правило, в спорах между князьями и епископами власти Орды были на стороне последних, ибо церковные деятели убеждали народ не противиться поработителям, покорно сносить их ярмо и покорно платить любую дань и пошлины.

 

3. Ханские ярлыки как документы, регулирующие взаимоотношения Русской Православной Церкви и Золотой Орды

Среди источников по истории взаимоотношения русских княжеств и Золотой Орды выделяются ханские ярлыки, данные русским митрополитам в XIV-XV вв.

Их происхождение обусловливалось тем, что они были необходимы  при возникновении имущественных споров в отношении церковных владений. Их составители стремились доказать, что даже при татарских ханах  церковные феодалы пользовались рядом привилегий. Ханские ярлыки митрополитам сохранились в двух редакциях - краткой и полной4.

  Так, например  в ярлыке Тюляка, в котором закреплены особые права митрополита заключающиеся в том, что с него не может никакая пошлина, подать, дань ни в форме денег, нив форме скота либо урожая.          

 Еще одним  важным документом по истории  отношении между Золотоордынскими  ханами и русской православной  церковью является Великая Яса  Чингисхана, что представляло собой  источник обычного права татаро-монгольского  государства. В частности в нем  объяснялась религиозная терпимость  проявляемая к православному  населению: «Поскольку Чингисхан  не принадлежал к какой-либо  религии и не следовал какой-либо  вере, он избегал фанатизма и  не предпочитал одну веру другой  и не превозносил одних над  другими. Напротив, он поддерживал  престиж любимых и уважаемых  мудрецов и отшельников любого  племени, рассматривая это, как акт  любви к Богу»5.     

Монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать что-либо и требовать от духовенства выполнения какой-либо службы. К смерти приговаривался так же любой, кто был виновен в клевете и поношении греко-православной религии6.

Так им образом, ярлык явился удачным внешнеполитическим шагом, поскольку обеспечивал, по крайней мере, до определенной степени, лояльность к монгольским ханам наиболее образованной социальной группы на Руси, которая пользовалась большим авторитетом среди народа.

Татарские ханы обрели в лице русской православной церкви преданнейшего слугу. И на первых порах союз мусульманских завоевателей и православного духовенства был в равной степени выгоден для обеих сторон.

Татарские ханы получали в свои руки надежное средство для духовного закабаления побежденных. Церковь же приобретала большие привилегии, которые позволяли ей накапливать все новые богатства.

В средневековой Руси главную роль в жизни нации играла церковь. Таким образом, после победы ислама в Золотой Орде, оставалось немного возможностей для прямого монгольского влияния на Русь в религиозной сфере, поэтому характеризуя отношения  русской православной церкви с монголо-татарскими ханами следует подразумевать лишь то, что эти отношения носили политический характер, с одной стороны и корыстный с другой.  Лишь желание высших духовных лиц обогащаться все больше и обретать тем самым еще большую власть способствовало такому близкому сотрудничеству с татарскими ханами.

Церковь на Руси в этот период меньше, чем в какой либо исторический период зависела от княжеской власти: фактически, в руках митрополита была сосредоточена вся политическая власть7.      

 Это время  было также периодом, когда русская  церковь имела возможность создать  большую материальную базу для  своей деятельности. Поскольку церковные  земли были ограждены от вмешательства  государственных властей, как монгольских, так и русских, они привлекали  все больше крестьян и доля  их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла8.      

 Кроме того то влияние которое было достигнуто русской православной церковью в описываемый период во многом способствовало усилению ее идеологического и духовного влияния. Так церковью выполнялись задачи:

    • оказания моральной поддержки ожесточенным людям - от князей до простолюдинов. Помогая тем самым преодолеть сложный период государства, церковь предлагала покориться воли Божьей и  проявить смирение перед врагом.
    • завершить христианизацию русского народа. Сложившаяся политическая и социальная ситуацию во многом способствовала этому, так как в тяжелые времена люди всегда ищут опору в религии в духовности. Только в монгольский период сельское население Восточной Руси было еще более основательно христианизировано. Это было достигнуто как энергичными усилиями духовенства, так и ростом религиозного чувства среди духовной элиты самого народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Роль православия в период монголо-татарского нашествия неоднозначна. На мой взгляд, эта роль скорее негативна. Дело в том, что РПЦ не просто тесно сотрудничала с ханскими чиновниками, но, по сути, являлась частью монголо-татарской власти на Руси, о чем свидетельствуют документы «ярлыки»: согласно Чингисхановой Ясе, татаро-монголы приняли русскую церковь под свое покровительство.

О том, что роль Русской православной церкви в этот период была отрицательной, говорит и тот факт, что она будучи, по своему замыслу, Абсолютом морали, благонадежности и патриотизма,   столь тесно сотрудничала с угнетателями Руси, и даже не предпринимая попыток оказать влияние на русских князей с тем, чтобы покончить с гнетом. На мой взгляд, именно это и есть самое отрицательное в данном вопросе, так как именно это способствовало падению русского духа не только русских князей, но и всего  русского народа. Православная церковь не теряла времени даром и использовала все выгоды своего положения, предоставленные ей завоевателями. Татарских ханов русская православная церковь поддерживала до тех пор, пока она не увидела нового, более выгодного союзника в лице усиливающихся московских князей. Но к началу возвышения Москвы она превратилась в одну из самых могущественных организаций русского феодального общества.      

Информация о работе Роль русской православной церкви в период монгольских завоеваний