Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 13:55, лекция
После смерти отца Александр II завершил неудачную Крымскую войну , заключив мир , по которому Россия не платила контрибуцию и почти не теряя территорий. Только после войны Александр объявил о своей официальной коронации. В дни коронации была дарована амнистия декабристам и петрашевцам , а 9 тысяч человек получили освобождение от полицейского надзора. Император распорядился закрыть строгий Бутурлинский цензурный комитет, восемь лет стеснявший российских издателей всевозможными запретами. По повелению Александра отменили ограничение числа студентов в университетах. Был разрешён выезд российских подданных за границу. В истории православной церкви произошло удивительное событие : 10 сентября 1856 года Синод принял решение перевести Библию со сложного церковно-славянского языка на русский-"для пособия к уразумению Священного писания". Император отправил в отставку могущественнейших сановников николаевской эпохи.
1 вопрос
После смерти отца Александр II завершил неудачную Крымскую войну , заключив мир , по которому Россия не платила контрибуцию и почти не теряя территорий. Только после войны Александр объявил о своей официальной коронации. В дни коронации была дарована амнистия декабристам и петрашевцам , а 9 тысяч человек получили освобождение от полицейского надзора. Император распорядился закрыть строгий Бутурлинский цензурный комитет, восемь лет стеснявший российских издателей всевозможными запретами. По повелению Александра отменили ограничение числа студентов в университетах. Был разрешён выезд российских подданных за границу. В истории православной церкви произошло удивительное событие : 10 сентября 1856 года Синод принял решение перевести Библию со сложного церковно-славянского языка на русский-"для пособия к уразумению Священного писания". Император отправил в отставку могущественнейших сановников николаевской эпохи. Начиная с 1856 года Александр решил отменить крепостное право , но дворяне не одобрили такого решения. В конце 1857 года дворяне всё же начали обращаться к императору с просьбой разрешить им разрабатывать проекты "об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян". Император разрешил. С этого момента Александру в крестьянском деле стали не так уж необходимы Негласный комитет и бюрократический аппарат. В течение 1858 года в губерниях дворяне образовали свои комитеты. Их проекты были собраны в так называемых Редакционных комиссиях , созданных в Петербурге в 1859 году. Почти одновременно с крестьянским вопросом они занялись разработкой реформ местного управления , суда , армии , образования , финансов. Обращаясь к Государственному совету 28 января 1861 года Александр II говорил : "Взгляды на представленную работу могут быть различны , поэтому все различные мнения я выслушаю охотно; но я вправе требовать от вас одного : чтобы вы , отложив все личные интересы , действовали государственные сановники , облечённые моим доверием". В мае 1862 года в Петербурге начались сильные пожары. Их причины не установили , но сочли , что это дело рук революционеров-нигилистов. В 1863 году вспыхнуло восстание в Польше. Реформы претворялись в жизнь одна за другой. В 1863 году были отменены телесные наказания. После судебной реформы 1864 года был введён "суд скорый, правый и милостивый", с состязанием обвинителя и защитника, с вынесением решения двенадцатью независимыми присяжными заседателями , равный для всех сословий. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы позволили уездам и губерниям самостоятельно решать свои хозяйственные проблемы, выбирать для их обсуждения самых доверенных людей.
Эти реформы узаконили
систему местного
Одной из последних
была завершена военная реформа
(1874г.), ставившая русскую армию
на уровень, соответствующий новой
промышленной эпохе и
Реформа 1861 г. Отмена крепостного права
Поражение России в Крымской войне и унизительные для нееусловия Парижского мирного договора 1856 г. поставили перед императоромАлександром II сложные проблемы. Однойиз них было крепостное право, поскольку Россия оставалась единственной европейскойстраной, где использовалась подневольный труд. Сохранение крепостного права в Российской империи означало бы неотвратимо ее превращение в будущемвторостепенную державу. Это, конечно, не соответствовало амбициозным планам ееправителей. Крымская война наглядно продемонстрировала отставание России отзападноевропейских стран, угрожающе усиливалось. К тому же крепостноеправо, владение "крестной собственностью", очень похоже на рабство,вызвало осуждение своей безнравственностью.Впрочем, постепенное распространение в российском обществемысли о необходимости ликвидации крепостничества не исключало острых споровотносительно того, как это можно осуществить. Либералы считали целесообразным осуществитькрестьянскую реформу таким образом, чтобы она создала условия для развития рыночныхотношений в сельском хозяйстве. Консерваторы, которые составляли большинствопомещиков, соглашались на реформу лишь как на вынужденную уступку. Онипытались сохранением длительной полукрепостнического зависимости крестьян обеспечитьсвое будущее.Крестьянская реформа стала следствиемкомпромисса, который должен удовлетворить государственные, помещичьи и крестьянскиеинтересы. На самом деле она полностью не устраивала никого.19 февраля 1861 Александр II утвердил "Положение", "Манифест" идругие документы крестьянской реформы. "Положения" распространялись набольшинство губерний Европейской России, в которых насчитывалось около 25 млнкрепостных крестьян. За "Манифестом" они получали личную свободу инекоторые гражданские права, могли наниматься на работу на фабрики и заводы. В"Положениях" определялись отдельные вопросы реформы: размеры земельныхнаделов, повинности, выкупные операции и др. Все крестьянские дореформенные наделысчитались собственностью помещика И находились У крестьян на правах землепользования.За это они выполняли в пользу помещика ряд повинностей и находились наположении "тимчасовозобовязаних Лишь после выкупа наделов крестьяне становилисьих владельцами. К выкупу крестьяне выполняли в пользу помещика повинности ввиде оброка. Срок выкупа земли крестьянами четко не определялся, а его условияпредусматривали, что 75-80% стоимости крестьянскогонадела деньгами или ценными бумарамы помещику выплачивало государство,остальное - сам крестьянин. Выплачена помещику государством сумма взималась с крестьянинатечение 49 лет в размере 6% годовых. Всего крестьянам пришлось заплатитьоколо 1, 5 млрд рублей (по стоимости земли около 500 млн рублей).Несмотря на то, что после реформы 1861 г. сохранились большиепомещичьи землевладения (ЗО тыс. помещиков имели 95 млн десятин земли, тогда как20 млн бывших помещичьих крестьян - 116 млн десятин), некоторую зависимость крестьян от помещиков и мелочную опеку состороны крестьянской "общины", крестьянская реформа имела прогрессивную сущность, поскольку ликвидировала многовековое раб- ствои создала условия для быстрого экономического развития страны.На селе началось расслоение:появлялись зажиточные крестьяне, которые использовали наемную рабочую силу, и бедняки,которые вынуждены были искать дополнительных источников заработка. Благодаря этому российскиефабрики и заводы получили возможность постоянного притока дешевой рабочей силы.Вместе реформа способствовала увеличению внутреннего рынка, что стало стимулом дляразвития промышленного производства. Вследствие наличия этих черт крестьянскуюреформу 1861 г. считали границей между старой и новой Россией.
2 вопрос
Отмена крепостного права потянулонеобходимость
дальнейшихших преобразованийсогласно
новым историческим условиям. Эти реформы, хотя и не изменили вцелом государственного
строя России и оставили незыблемым самодержавие,
создалиоснову для перехода от феодально-сословного
устройства Российской империи добуржуазного.В
1864 г. за земской реформой былосоздано
выборные органы власти в масштабе губернии
и уезда - земства. Земскиегласные избирались
из землевладельцев, городских избирателей
и представителейников сельских общин. Сфера
деятельности земскихучреждений огжувалася
хозяйственными вопросами местного значения:
содержаниепутей, почт, школ, больниц,
налаживание ветеринарной и агрономической службы
и т.п. Средства на это поступали из земскогоналога,
которым облагалось все население. Однако
земские управы не имели праватребовать
исполнения своих решений. Для этого они
должны были обращаться запомощью к царским
властям, главным полиции. Чиновники на
местах по своемуусмотрению могли приостановить
любое решение земства. И все же появление
земств имелабольшое значение. В Российской
Империи появились органы местного самоуправления,
деятельность которых существенно отрезподняласьот
господствующей государственно-бюрократической
системы.Вроде земских учреждений 1870был
перестроен и городское самоуправление.
Выборные городские думы занимались городскимблагоустройством,
охраной здоровья и образования.Одним изважнейших тогдашних
преобразований была судова реформа
1864 г.Дореформенный суд был сословным
(т.е. каждое состояние имел свойотдельный
суд) и негласным (судебные заседания проходили
за закрытыми дверями,подсудимые не имели
защитников). Суд полностью зависел от
администрации.Новые судебные уставы
провозглашали независимость суда отадминистрации:
судью назначал правительство, но снять
с должности мог только суд.Предварительное
следствие проводили судебные следователи,
которые не подлежали полиции.Вводился
суд, единый для всего населения. Он становился
гласным: насудебных заседаниях могли
быть представители прессы и публика.
Вводился состязательныйпроцесс: обвинение
поддерживал прокурор, оборону - адвокат
(присяжныйповеренный).
3 вопрос
В центре общественно-политической жизниРоссийской
империи второй половины XIX ст. находились самые болезненные вопросы
- землии свободы. Реформаторские
меры властей общество воспринялоблагосклонно.
Но нерешенность земельного вопроса, отсутствие
политических прав исвобод вызвали рост
числа недовольных среди различных общественныхслоев.В
1865 г. на собрании представителей московского
дворянствабыл поднят вопрос о введении
в стране представительной формыправления.
Император не стал репрессий, поскольку
не желал портить отношенияс влиятельным
московским дворянством, но ответил, что
введение вРоссийской империи конституции
повлечет ее распад. Аналогичные требованиявысказывались
земствами. В пореформенный период земства
стали основнымицентрами движения за
конституцию. Вследствие этого российское
правительство начал политикуограничение
прав земских учреждений.Нежелание правительства
считаться с общественным мнением вызвалиполяризацию
в среде интеллигенции, пополнялась выходцами
из недворянскихразночинской слоев. Среди
молодежи, прежде студенчества, распространялисьрадикально-
Вопрос 4
Политика Александра III.
Новый правительственный курс видимым
образом отличался от реформаторской деятельности
Александра II и его ближайшего окружения
– либерально настроенных министров.
На смену последним пришли Д.А.Толстой,
К.П.Победоносцев, С.Г.Строганов, В.П.Мещерский,
ставший ближайшим советником Александра
III. Это были люди с иным складом ума, другими
взглядами на пути развития России и роль
государства. Подобная замена ключевых
фигур в правительстве означала решительный
отход от прежнего курса правления. Предыдущий,
реформаторский, период прошёл под знаком
модернизации общественного строя России.
Предпринимались попытки хотя бы частично
привести его в соответствие с требованием
времени, с западноевропейским опытом
предоставления гражданских свобод. Наступившая
эпоха предпочитала сверять время по собственным
историческим часам. Именно в этот период
благодаря трудам Победоносцева (1827-1907),
одного из влиятельнейших деятелей нового
царствования, приобретает наиболее законченные
и совершенные черты российская государственная
идеология, отстаивающая незыблемость
самодержавия. Основная причина резкой
смены правительственного курса в начале
80-х гг. XIX столетия заключалась не только
в своеобразии личности Александра III
и его сподвижников. Решающую роль сыграла
напряжённая внутриполитическая обстановка,
вызванная террористической деятельностью
народовольцев, и прежде всего убийством
Александра II. Гибель императора произвела
на страну ошеломляющее впечатление. Александр
II стал не только царем - освободителем,
но и царём – мучеником. Воспоминания
о цареубийстве предопределили отношение
к революционным и либеральным силам не
только со стороны власть имущих, но и
большей части просвещенного общества,
настроенного на необходимость «наведения
порядка».Продолжать начатый отцом курс
будущий император был не расположен уже
при восшествии на престол, хотя на второй
день после гибели отца, собрав высшие
чины и свиту, сказал: «Я принимаю венец
с решимостью. Буду пытаться следовать
отцу моему и закончить дело, начатое им.
Если бы Всевышний и не судил мне ту же
участь, как ему, то, надеются, вы будете
моему сыну также верны, как моему отцу».
В депешах, отправленных 4 марта русским
послам при иностранных дворах, было сказано,
что «государь император посвятит себя,
прежде всего делу внутреннего государственного
развития, тесно связанному с успехами
гражданственности и вопросами экономическими
и социальными, составляющими нынче предмет
особых забот всех правительств». В обществе
о новом государе сложилось представление
как о человеке либеральных взглядов,
не чуждом и конституционных идей. Это
поддерживало надежды на продолжение
и развитие тех начинаний, с которыми Александр
II вернулся в последний год царствования.
Однако этим надеждам не суждено было
осуществиться.
Первые шаги Александра III на троне были
крайне осторожными. Новый самодержец
как бы выжидал и оценивал расстановку
сил в правительственных верхах. Заседание
Совета министров 8 и 21 марта с участием
великих князей, посвященное обсуждению
проектов Лорис-Меликова продемонстрировало
заметное преобладание сторонников преобразований.
Однако Александр III, интуитивно осознавая
ту опасность для своей единоличной власти,
которая исходила от замыслов конституционных
реформ, отложил их выполнение.В первые
месяцы царствования Александр III проводил
политику лавирования между двумя противостоящими
политическими группировками – «либеральной»
и «охранительной» (возглавляли их соответственно
М.Т.Лорис-Меликов, А.А.Абаза, Д.А.Милютин
- с одной стороны, К.П.Победоносцев - с
другой) – Александр III склонился в пользу
последней. Уже в марте был «похоронен»
конституционный проект министра внутренних
дел М.Т.Лорис-Меликова, предполагавший
введение общероссийского представительного
органа. (Александр II дал согласие рассмотреть
проект за несколько часов до своей трагической
гибели.)Характерна резолюция Александра
III на проекте Конституции: «Слава богу,
этот преступный и спешный шаг к конституции
не был сделан, и весь этот фантастический
проект был отвергнут!». Новый царь питал
отвращение ко всяким сколько-нибудь прогрессивным
движениям века. Поэтому суть внутренней
политики Александра III содержала постепенный
возврат к старому: укрепление сословного
строя и самодержавия.В опубликованном
29 апреля 1881 г. царском манифесте, составленном
К.П.Победоносцевым, заявлялось о решимости
«стать бодро на дело правления, с верою
в силу и истину самодержавной власти»,
которую император призван «утверждать
и охранять для блага народного от всяких
на неё поползновений». Формулировались
основные принципы внешней и внутренней
политики: сохранять порядок и крепкую
власть, соблюдать справедливость и экономию,
возвратится к исконно русским началам
и повсеместно обеспечивать исконно русские
интересы. С конституционными мечтаниями
было покончено. В России повеяло холодом.Из
писем К.П.Победоносцева Александру III:
«В нынешнее смутное время у всех добрых
людей душа в крайнем смущении, в болезни…Душа
у всех объята страхом, - боятся больше
всего именно этого коренного зла, конституции…,
которой русская душа не понимает... Это
гибель России и Ваша; это ясно для меня
как день… Время тяжкое, я не успокоюсь,
покуда здесь ещё остаются и граф Лорис-Меликов,
и Абаза, и великий князь Константин Николаевич.
Дай Бог, чтобы они ушли и разъехались
как можно скорее2»
На следующий день после опубликования
манифеста в знак протеста начали подавать
в отставку министры-либералы прежнего
царствования – М.Т. Лорис-Меликов, военный
министр Д. А. Милютин, министр финансов
А. А. Абаза. Вскоре Александр III в письме
к брату Владимиру сформулировал свое
политическое кредо: «Я никогда не допущу
ограничения самодержавной власти, которую
нахожу нужной и полезной для России»Первые
мероприятия правительства Александра
III подтвердили решимость властей твёрдо
проводить провозглашённый «охранительный»
курс: 14 августа 1881 г. было принято «Положение
о мерах к охранению государственной безопасности
и общественного спокойствия». Теперь
в любой губернии разрешалось вводить
чрезвычайное положение «для водворения
спокойствия и искоренения крамолы». Любого
её жителя могли подвергнуть аресту, сослать
без суда на пять лет, предать военному
суду. Но так как шкалы чрезвычайных ситуаций
не существовало, то в губерниях начался
беспредел. Увеличиваются штаты отдельного
корпуса жандармов, создаются новые охранные
отделения, а в 1882 г. – секретная полиция.
Губернаторы получили право закрывать
органы печати, торговые и промышленные
предприятия, учебные заведения; приостанавливать
деятельность земств и городских дум.
Изданное как «временное», сроком на три
года, это «Положение» постоянно возобновлялось
и действовало вплоть до 1917 г.В условиях
развивающегося капитализма Александр
III, выражая интересы наиболее консервативных
кругов дворянства, сохранял помещичий
уклад жизни. Однако в области экономической
политики император вынужден был считаться
с ростом капиталистических элементов
в стране. Александр III, потрясенный смертью
отца, стремился всякими способами ограничивать
влияние революционных группировок в
стране.Основными направлениями деятельности
нового правительства были «искоренение
крамолы» и успокоение общественности.
Особая роль в укреплении и охранении
режима отводилось Департаменту полиции,
деятельность которого приобрела невиданный
размах после назначения на пост его директора
В.К.Плеве, а затем И.Н.Друнова. В 1882 г. политический
розыск в России возглавил подполковник
Отдельного корпуса жандармов Г.П. Судейкин.
Этот умный, предприимчивый и честолюбивый
чиновник тщательно изучил опыт работы
тайной полиции европейских стран. На
посту инспектора секретной полиции и
начальника Петербургского охранного
отделения он создал в России продуманную
систему политического сыска, основанную
на провокаторской деятельности, шпионаже
и шантаже.Помимо официальных полицейских
органов в марте 1881 г. возникла своеобразная
тайная общественная организация для
защиты императора и борьбы с революционным
террором – «Священная дружина». Она была
создана с ведома Александра III и объединяла
более 700 представителей высшей знати,
сановной бюрократии, генералов и др. Среди
них были братья царя, министр двора И.
В. Воронцов-Дашков, граф П. А. Шувалов,
С. Ю. Витте. При помощи собственной агентуры,
а также шпионажа и провокаций «Дружина»
пыталась дезорганизовать действия революционных
организаций изнутри. Вскоре ее активная,
но непрофессиональная деятельность стала
мешать работе Департамента полиции. А
к концу 1881 г. Александр III осознав опасность
этого «добровольного» карательного органа,
подрывавшего авторитет власти и ее монополию
на репрессии, велел распустить «Священную
дружину».Всю намеченную программу контрреформ
царизму провести не удалось. Оно не могло
не считаться с реальным положением дел
в деревне, с развитием новых капиталистических
отношений в экономике. Так, в 1881 г. был
утвержден закон об обязательном выкупе
временнообязанных крестьян, значительно
понижены выкупные платежи, отменялась
подушная подать. Под влиянием роста рабочего
движения в 1881 г. правительство издает
закон по рабочему вопросу. Экономическая
политика имела буржуазный характер.
Информация о работе Российская империя во второй половине 19 века