Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:42, доклад
Начало модернизации России было положено в 18 в . Петром I . Необходимость петровских преобразований была обусловлена, во-первых, социально-экономическими процессами, которые развивались в стране в XVII в . и выразились в реформах деда, отца и брата Петра; во-вторых, прогрессирующим отставанием России от Запада; в-третьих, приверженностью Петра I западному рационализму, европейскому образу жизни. Таким образом, перемены во всех сферах общественной жизни России были объективно необходимы. Целью реформ было превращение страны в мощное обороноспособное (угроза со стороны Швеции и Турции) государство, с которым должны были считаться ведущие европейские державы.
Семинар №4
1)
Российская модернизация
в 18 веке.
Начало модернизации
России было положено в 18 в . Петром I . Необходимость
петровских преобразований была обусловлена,
во-первых, социально-экономическими процессами,
которые развивались в стране
в XVII в . и выразились в реформах деда,
отца и брата Петра; во-вторых, прогрессирующим
отставанием России от Запада; в-третьих,
приверженностью Петра I западному рационализму,
европейскому образу жизни. Таким образом,
перемены во всех сферах общественной
жизни России были объективно необходимы.
Целью реформ было превращение страны
в мощное обороноспособное (угроза со
стороны Швеции и Турции) государство,
с которым должны были считаться ведущие
европейские державы.
Руководствуясь
меркантилизмом, Петр I провел целый ряд
существенных экономических преобразований.
Проявлениями протекционистской политики
были государственная монополия на часть
товаров (соль, вино, табак и пр.) и развитие
промышленности путем учреждения мануфактур
(через Мануфактур-коллегию). Развитие
торговли стимулировалось с помощью расширения
внешнеторговых связей, фактически государственной
монополии на внешнюю торговлю, а также
путем укрепления позиций русского купечества,
для чего была определена его юрисдикция
(разделение на 2 гильдии, управление через
коммерц-коллегию).
В социальной области
наиболее существенными были следующие
преобразования: произошло слияние
вотчины и поместья, по указу о
единонаследии (1714 г.) поместье, как
и вотчина, передавалось по наследству
старшему сыну, другие же должны были идти
на гражданскую или военную службу; государственная
служба регулировалась “Табелью о рангах”
(1722 г.), которая вводила 14 рангов - ступенек
карьеры для служащих и принцип служебной
выслуги; вместо подворной была введена
подушная подать, благодаря которой увеличилась
доходная часть бюджета.
Ряд преобразований
был проведен в области управления.
По областной реформе (1708-1710 гг.)
страна была разделена на губернии
и губернатор обладал судебной, административной,
полицейской и финансовой властью.
Вместо Боярской думы был образован Правительствующий
Сенат (1711 г.) - высший орган, регулирующий
работу всех государственных учреждений.
Приказы были заменены коллегиями (1717-1721
гг.) отличающиеся четким разграничением
обязанностей. Был учрежден Святейший
Синод (1721 г.), который упразднил патриаршество
и сделал церковь частью государственного
аппарата. Также была введена рекрутская
повинность (1705 г.), на основе которой была
создана регулярная армия. Иерархию государственной
власти возглавлял император, в 1721 г. Россия
стала империей. Создание централизованной
административной системы, подчиненной
верховной власти, означало утверждение
в России абсолютной монархии.
Преобразования
Петра I один из самых спорных вопросов
русской истории. Со времен Петра I и
по сей день разные авторы неоднозначно
оценивают его деятельность. Одни считают
петровские реформы оптимальной моделью
политического реформаторства, ибо в результате
Россия создала современную армию и флот,
получила выход в Балтийское море, усилила
развитие промышленности и торговли, реорганизовала
аппарат и вышла в число великих держав.
По мнению других исследователей, реформы
означали разрыв преемственности в развитии
страны и имели целый ряд
отрицательных последствий: жесточайшая
эксплуатация и истощение сил населения,
рост бюрократизма и превращение бюрократии
в привилегированный слой, усиление закрепощения
крестьян.
Еще одна попытка
модернизации страны в 18в. была предпринята
Екатериной II (1762-1796). Историки по-разному
оценивают ее деятельность. Одни считают,
что, надев маску либерала, императрица
проводила свою крепостническую, продворянскую
политику в форме просвещенного абсолютизма.
Просвещенный абсолютизм действовал в
интересах дворянства и государства, но
при этом способствовал развитию капиталистического
уклада и при помощи законов ослаблял
остроту социальных противоречий.
Екатерина II способствовала
распространению и утверждению в российском
обществе идей Просвещения. Наиболее ярким
проявлением просвещенного абсолютизма
был созыв в 1767г. комиссии о сочинении
проекта Нового Уложения. В 1768г. комиссия
была распущена, однако вопросы, обсуждавшиеся
в ней (особенно о крепостном праве), вышли
за ее пределы и получили широкий общественный
резонанс. Изданная в 1785 году Жалованная
грамота дворянству укрепила и расширила
права и привилегии сословия землевладельцев
(в том числе освобождение их от обязательной
государственной службы). В результате
дворянство получило некоторую независимость
от монарха, возможность для улучшения
образования, приобщения к истинным ценностям
западной цивилизации. Таким образом,
деятельность Екатерины II способствовала
переменам в общественном сознании России,
что в конечном счете привело к переходу
передовой части дворянства в оппозицию
самодержавию и крепостничеству.
Россия встала
на путь радикальных преобразований
в XVIII веке и ей многое удалось сделать:
она превратилась в империю, с которой
считались европейские государства, заметно
вырос ее экономический потенциал, значительно
увеличилась ее территория и численность
населения, армия и флот стали одними из
лучших в мире. Однако преобразования
проводились на старой самодержавно-крепостнической
основе. В результате в России не сложились
действительно капиталистические экономика
и социальные отношения. Проблема модернизации
по-прежнему оставалась актуальной.
В первой половине
19 в. необходимость радикальных
Великие реформы
60-70-х г. 19 в . начались с отмены крепостного
права. 19 февраля 1861 года Александр
II подписал манифест “О всемилостивейшем
даровании крепостным людям прав состояния
свободных сельских обывателей” и “Положение
о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости”. По этим документам крепостные
крестьяне получили личную свободу и большинство
общегражданских прав, учреждалось крестьянское
самоуправление, крестьянам предоставлялись
наделы земли. Однако крестьяне по-прежнему
платили подушную подать, несли рекрутскую
повинность, подвергались телесным наказаниям.
Сохранялась община и общинное землевладение,
крестьянские наделы оказались в среднем
на 20% меньше тех, которыми они пользовались
при крепостном праве. Величина крестьянского
выкупа земли у помещиков в 1.5 раза превышала
рыночную стоимость земли. 80% выкупной
суммы помещикам выплачивало государство,
а крестьяне выплачивали ему до лг с пр
оцентами в течение 49 лет.
Итоги крестьянской
реформы неоднозначны. С одной
стороны, она дала толчок развитию капитализма
в сельском хозяйстве и промышленности.
С другой стороны, реформа законсервировала
крепостнические отношения, возложив
на крестьян всю тяжесть выкупной операции,
обрекая их на малоземелье и истощение
хозяйства. В результате создать слой
мелких собственников в России не удалось.
Поскольку крепостной
строй на протяжении веков определял
в России организацию системы управления,
судопроизводства, принцип комплектования
армии и многое другое, отмена крепостного
права диктовала необходимость продолжения
реформ. Земская реформа (1864 г.) вводила
всесословное выборное представительство
в масштабах уезда и губернии. Земства
ведали хозяйственными вопросами, школами,
медициной, благотворительностью, получили
право собирать налоги для своих нужд
и нанимать служащих. Аналогичные преобразования
были проведены в городском самоуправлении
(Городские думы, 1870 г.). Школьная реформа
(1864 г.) утвердила положение о начальных
народных училищах и доступность среднего
образования для всех сословий.
Судебная реформа
(1864 г.) дала России новый суд: бессословный,
гласный, с адвокатурой, выборностью
мирового судьи, с присяжными заседателями.
Университетская реформа (1863 г.) увеличила
административную и хозяйственную самостоятельность
учебных заведений, способствовала объединению
преподавателей и студентов в кружки,
ассоциации, повышая уровень общественной
активности. Реформа печати (1865 г.) отменила
предварительную цензуру. Военная реформа
(1874 г.) вводила всеобщую воинскую повинность
вместо рекрутчины, сократила сроки службы
в зависимости от образовательного ценза.
Великие реформы
60-70-х годов XIX века означали важный
шаг в формировании в России правого государства
и гражданского общества. Они создали
социально-политические и правовые условия
для модернизации, именно на их основе
на рубеже XIX - XX веков проводил свои реформы
С.Ю. Витте. Однако реформы были внутренне
противоречивы. Так, крестьянская реформа
обрекала крестьян на десятилетия экономической
зависимости, земства, в которых преобладали
дворяне, не имели завершенной структуры
в масштабе всей страны и права ставить
на обсуждение вопросы общегосударственного
характера. В российских
судебных уставах отсутствовал
один из важнейших принципов правового
государства - ответственность чиновников
перед судом. Университетская реформа
включала повышение платы за обучение,
увеличение прав министров и попечителей
в университетах, обязательность богословия.
Кроме этого, в
ходе проведения реформ в жизнь они
подвергались корректировке “вправо”
и оказались незавершенными. В
обществе не оказалось сил, способных
оказать давление на правительство
и довести реформы до логического
конца - создать общероссийское представительство.
Более того, процесс преобразований был
прерван в результате контрреформ 80-90-х
гг. Это затруднило дальнейшую модернизацию
страны и усилило социальную напряженность
в обществе.
Список литературы:
2)
Российская Империя
в эпоху просвещенного
абсолютизма.
XVIII в. - эпоха «просвещенного абсолютизма», «союза философов и монархов». В ту пору широкое хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов, прочих просвещенных людей. Самодержцы, как предполагалось, были или должны быть людьми просвещенными, своего рода учениками идеологов Просвещения. Такой и была Екатерина Вторая Российская.
Новый переворот был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера.
Переворот
1762г. поставил на трон
Императрица
желала законности и порядка
в управлении; знакомство с делами
показало ей, что беспорядок господствует
не только в частностях
Правление Екатерины продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 гг. Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.
«Петру Первому
- Екатерина Вторая» - такие слова
выбиты на постаменте
Историческое значение деятельности Екатерины II определяется на основании того, что было сказано в реферате об отдельных сторонах екатерининской политики. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.
Способность
Екатерины подводить итог
От того, что в конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, Екатерина II вступив на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета, пытается привлечь к анализу проблем и поиску путей выхода из них просвещенных людей, признанных западным миром. Это прекрасно видно из попыток привлечь их к одной из крупных акций политики «просвещенного абсолютизма», а именно к конкурсу о праве крестьян иметь в собственности землю