Россия в начале 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:55, контрольная работа

Краткое описание

Признаки Смуты стали обнаруживаться тотчас после смерти последнего царя старой династии, Федора Ивановича. Смута прекращается с того времени, когда земские чины, собравшиеся в Москве в начале 1613 года, избрали на престол родоначальника новой династии, царя Михаила. Смутным временем в нашей истории можно назвать 14 -15 лет с 1598 по 1613 г.
Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного со Смутным временем в России в XVI - XVII веках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. "Смутное время": причины, сущность, проявления…………………….…4
2. Проблема исторического выбора в период Смуты, возможные альтернативы развития……………………………………………………...….9
Заключение…………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

отечественная история.docx

— 37.63 Кб (Скачать файл)

 

                                                    Содержание.

Введение…………………………………………………………………………2

1. "Смутное время": причины, сущность, проявления…………………….…4

2. Проблема исторического выбора в период Смуты, возможные альтернативы развития……………………………………………………...….9

Заключение…………………………………………………………………….11

Список литературы……………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение.

     К концу  XVI века Московское государство  переживало тяжелое время. Постоянные набеги крымских татар и разгром Москвы в 1571 году; затянувшаяся Ливонская война, длившаяся 25 лет: с 1558-го по 1583-ий, достаточно измотавшая силы страны и закончившаяся поражением; так называемые опричные "переборы" и грабежи при царе Иване Грозном, потрясшие и расшатавшие старый уклад жизни и привычные отношения, усиливавшие общий разлад и деморализацию, серьезно подорвали экономику страны. Положение еще более ухудшилось из-за нескольких неурожаев и эпидемии чумы. Все это привело в итоге к серьезному кризису. Центральные и западные районы страны обезлюдели. В Новгородской земле численность населения сократилась в пять раз. В Московском уезде обрабатывалось лишь шестнадцать процентов пахотных земель.

     Такое грандиозное  запустение было вызвано не  только политическими и природными  катаклизмами, но и намечавшейся  во второй половине XVI века массовой  миграцией жителей центральных  районов Московского государства  за Оку и в Поволжье. Переселенцы  стремились сменить северные  суглинки на южный чернозем, а  также избавиться от непосильного  государственного и помещичьего  тягла. Бегство податного населения  стало серьезной государственной  проблемой, и правительство оказалось  перед лицом трудноразрешимых  противоречий, вызванных несовпадением  интересов главных общественных  сил - крестьянства и землевладельцев.  Острые разногласия существовали  и между различными группами  феодалов. 

 Вырваться наружу скопившимся  в русском обществе социальным  страстям и политическим амбициям  помог династический кризис. В  1581 году Иван Грозный в припадке  ярости убивает своего сына  Ивана, который своими достоинствами  и своими недостатками, кажется,  повторил своего отца. Престол унаследовал слабый умственно и физически царь Федор Иоаннович. В 1598 году он скончался, не оставив потомства. С его смертью пресеклась династия московских князей "собирателей русских земель" Рюриковичей. Предстояло невиданное еще в отечественной истории событие - выборы нового царя. Это не могло не вызвать в верхах острую борьбу за власть. Но кто бы не взошел на московский престол, он не мог располагать в народе авторитетом "природных" государей. Отношение к новым выборам царя было иным, менее почтительным. Если Рюриковичи, как считалось, получали власть от Бога, то выборные государи - от подданых. Люди дали царю власть, люди, следовательно, могли ее и отобрать.

     Это свершилось  в первые годы XVII века и известно  в нашей истории под именем  Смуты или Смутных времен. Русские  люди, пережившие это тяжелое  время, называли его, и именно  последние его годы, "великой  разрухой Московского государства". Признаки Смуты стали обнаруживаться  тотчас после смерти последнего  царя старой династии, Федора  Ивановича. Смута прекращается  с того времени, когда земские  чины, собравшиеся в Москве в  начале 1613 года, избрали на престол  родоначальника новой династии, царя Михаила. Смутным временем  в нашей истории можно назвать  14 -15 лет с 1598 по 1613 г. 

     Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного  со Смутным временем в России  в XVI - XVII веках. 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1. "Смутное  время": причины, сущность, проявления 

     СМУТА (СМУТНОЕ  ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический,  социальный, и внешнеполитический  кризис, постигший Россию в конце  16– начале 17 в. Совпал с династическим  кризисом и борьбой боярских  группировок за власть, поставившей  страну на грань катастрофы. Основными  признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.

     Современники  говорили о Смуте как о времени   «шатости», «нестроения», «смущения  умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в., делопроизводстве московских приказов, вынесен в заголовок сочинения Григория Котошихина (Смутное время). В 19– начале 20 в. попал в исследования оБорисе Годунове, Василии Шуйском. В советской науке явления и события начала 17 в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И.И.Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий стоялиЛжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III – поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.

     Предпосылками  Смуты стали следствия опричнины  и Ливонской войны1558–1583: разорение  экономики, рост социального напряжения.

     Причины Смуты  как эпохи безвластия, согласно  историографии 19 – начала 20 в., коренятся   в пресечении династии Рюриковичей  и вмешательстве сопредельных  государств (особенно объединенной  Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова). Церковная историография 19– начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

     Хронологические рамки Смуты определяются, с одной стороны, смертью в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей, с другой – избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613, последующими годами борьбы с польскими и шведскими захватчиками (1616–1618), возвращением в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619).

     Первый  этап.

     Смутного времени  начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына  Ивана, приходом к власти его  брата Федора Ивановича и смертью  их младшего сводного брата  Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.

     Смерть  бездетного  царя Федора Ивановича (1598) позволила  прийти к власти Борису Годунову (1598–1605), правившему энергично и  мудро, но неспособному пресечь  интриги недовольных бояр. Неурожай 1601–1602 и последовавший за ним  голод стали причиной вначале  первого социального взрыва (1603, восстание Хлопка). К внутренним  причинам добавились внешние: объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. Появление в Польше молодого галичского дворянина Григория Отрепьева, объявившего себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием стало подарком королю Сигизмунду III, поддержавшего самозванца.

     В конце  1604, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим войском вступил   в Россию. На его сторону перешли   многие города юга России, казаки, недовольные  крестьяне. В апреле 1605, после неожиданной  смерти  Бориса Годунова и непризнания   его сына Федора царем, на  сторону Лжедмитрия I перешло и  московское боярство. В июне 1605 самозванец  почти на год стал царем  Дмитрием I. Однако боярский заговор  и восстание москвичей 17 мая  1606, недовольных направлением его  политики, смели его с трона.  Через два дня царем был  «выкрикнут» боярин Василий Шуйский,  давший крестоцеловальную запись  править с Боярской думой, не  налагать опал и не казнить  без суда.

  К лету 1606 по стране  распространились слухи о новом  чудесном спасении царевича Дмитрия:  в Путивле вспыхнуло восстание  под главенством беглого холопа  Ивана Болотникова, к нему присоединились крестьяне, стрельцы, дворяне. Восставшие дошли до Москвы, осадили ее, но потерпели поражение. Болотников летом 1607 был схвачен, сослан в Каргополь и там убит.

     Новым претендентом  на русский трон стал Лжедмитрий  II (происхождение не известно), объединивший вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, казаков во главе с Иваном Заруцким, польские отряды. Обосновавшись с июня 1608 в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский вор»), он осадил Москву.

     Второй  этап.

     Смуты связан  с расколом страны 1609: в Московии  образовалось два царя, две Боярские  думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Это дало польскому королю Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 польские войска осадили Смоленск, дошли до Троице-Сергиева монастыря. Лжедмитрий II бежал из Тушина, покинувшие его тушинцы заключили в начале 1610 договор с Сигизмундом об избрании на русский престол его сына королевича Владислава.

     В июле 1610 Шуйский  был свергнут боярами  и  насильно пострижен в монахи. Власть временно перешла к  «Семибоярщине», правительству, подписавшему  в августе 1610 договор с Сигизмундом  III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. В Москву вступили польские войска.

     Третий  этап.

     Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. С нарастанием с 1611 патриотических настроений усилились призывы к прекращению раздоров, восстановлению единства. Центром притяжения патриотических сил стали московский патриарх Гермоген, кн. Д.Т.Трубецкой. В сформированном Первом ополчении участвовали дворянские отряды П.Ляпунова, казаки И. Заруцкого, бывшие тушинцы. В Нижнем Новгороде и Ярославле собирал войско К.Минин, формировалось новое правительство, «Совет всея земли». Первому ополчению освободить Москву не удалось, летом 1611 ополчение распалось. В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведам – взять Новгород, во Пскове объявился новый самозванец – Лжедмитрий III, который 4 декабря 1611 был там «оглашен» царем.

 

     Осенью 1611 по  инициативе К.Минина и приглашенного   им Д.Пожарского в Нижнем Новгороде   было сформировано Второе ополчение.  В  августе 1612 оно подошло  к Москве и 26 октября 1612 освободило  ее. В 1613 Земский собор избрал  царем 16-летнего Михаила Романова, в Россию вернулся из плена  его отец, патриарх Филарет, с  именем которого народ связывал  надежды на искоренение разбоя  и грабежей. В 1617 был подписан  Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Территориальные потери России смог возместить и восстановить лишь царь Петр I почти сто лет спустя.

     Однако  долгий  и тяжелый кризис был разрешен, хотя экономические последствия   Смуты – разорение и запустение  огромной территории, особенно на  западе и юго-западе, гибель почти  трети  населения страны продолжали  сказываться  еще полтора десятилетия.

     Следствием  Смутного времени стали изменения   в системе управления страной.  Ослабление боярства, возвышение  дворянства, получившего  поместья  и возможности законодательного  закрепления за ними крестьян  имели  следствием постепенную  эволюцию России к абсолютизму.  Переоценка идеалов предыдущей  эпохи, ставшие очевидными негативные  последствия боярского участия  в управлении страной, жесткая  поляризация общества привели  к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.

     2 Проблемы  исторического выбора  в период  Смуты, возможные альтернативы  развития 

     Обозначенный  период третьего этапа можно  назвать  временем выбора путей  развития Российского  государства.  События в стране развивались  стремительно. К 1610 г. тушинский  лагерь распался, Лжедмитрий II тайно бежал в Калугу, где вскоре был убит своими приспешниками. Василий Шуйский по-прежнему рассчитывал на помощь Швеции, однако после сокрушительного поражения царских войск, нанесенного поляками летом 1610 г., он был свергнут с престола. Власть перешла к правительству из семи бояр («семибоярщина»),  которые в августе 1610 г. заключили договор с польским королем о приглашении на русский престол его сына Владислава, а осенью впустили польские войска в Москву.

     В эти трагические  дни огромную роль сыграла  церковь, призвавшая к  защите  православия и восстановлению  суверенного государства. Национально-освободительная   идея консолидировала здоровые  силы общества- население городов, служилых людей и привела к формированию всенародного ополчения.

     Первое  ополчение  было создано в 1611 г., объединив   дворянские отряды Ляпунова и  бывших тушинцев, «вольных казаков» под началом князя Д. Трубецкого и И. Заруцкого. Однако освободить Москву им не удалось. С распадом первого ополчения и падением Смоленска страна подошла к краю пропасти. Осенью 1611 г. провинциальные города охватил новый патриотический подъем. Инициаторами выступили нижегородцы во главе со старостой Кузьмой Мининым, Было создано второе ополчение, возглавленное князем Д.М. Пожарским. Осенью 1612 г. Москва была освобождена от иноземцев. Организаторы второго ополчения созвали в январе 1613 г. Земский Собор, избравший на русский престол 16-летнего Михаила Романова. Первостепенной задачей новой власти было восстановление государственности, изгнание интервентов и прекращение междоусобной борьбы.

Информация о работе Россия в начале 17 века