Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 13:54, контрольная работа
Россия в начале XIX века характеризуется как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана.
Во главе государства стоял император. В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства.
Введение 3
1 Основные тенденции социально-экономического развития страны 4
2 Внутренняя политика Александра I 7
3 Внутренняя политика Николая I 11
Заключение 16
Список использованных источников 17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: «История»
на тему: Россия в первой половине XIX века
СОДЕРЖАНИЕ
Россия в начале XIX века характеризуется как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана.
Во главе государства стоял император. В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства.
Основным содержанием экономического развития России в первой половине XIX в. было углубляющееся разложение феодальных и расширяющееся развитие капиталистических отношений. Рост производительных сил, развитие товарно-денежных отношений не только подрывали основы феодально-крепостнической системы хозяйства, но и создавали предпосылки для утверждения в стране капиталистических отношений. Этот процесс тормозился господством в стране крепостничества. Поэтому по мере развития капитализма обострялись противоречия между старым и новым, а на определённой стадии новое вступало в непримиримый конфликт со старым и требовало его ликвидации.
Целью данной контрольной работы является изучение государственного управления в первой половине XIX века в России. Исследование и сравнение внутренней политики Николая I и Александра I.
При изучении этого вопроса необходимо иметь представление о численности и социальной структуре населения, а также об основных формах хозяйствования в первой половине XIX века. Следует обратить особое внимание на эволюцию в развитии сельского хозяйства, проанализировать процессы, происходившие в сферах промышленности и торговли.
Россия вступила в XIX век первой державой Европы по численности населения. По данным переписи 1795г., на территории в 17,4 млн. кв. км проживало 37,4 млн., человек, принадлежавших к разным национальным и религиозным группам. Бок о бок с самым многочисленным русским народом жили украинцы, белорусы, тюрко-язычные и финно-угорские народы.
Россия была аграрной страной с архаичной системой хозяйства и феодально-крепостническими отношениями. Около 90% всего населения составляли крестьяне, примерно 2% - дворяне. Привилегированными слоями русского общества оставались дворянство и духовенство. Особым сословием в стране являлись казаки, заселявшие в особенности южнорусские территории.
Российская экономика носила экстенсивный (форма развития экономики за счет количественного увеличения факторов производства при неизменном техническом потенциале) характер. Тормозом на пути социально-экономического развития страны была не только крепостническая система, но и объективные факторы: природно-климатические, географические, демографические.
Говоря об экономическом развитии России в первой половине ХIХ века, следует помнить о том, в этот период именно сельское хозяйство продолжало оставаться основой экономики, но в нем продолжал господствовать феодальный способ производства.
Основными формами эксплуатации крестьян оставались барщина и оброк. На более плодородных землях (Юг, Черноземье) крестьяне отбывали барщину, в большинстве нечерноземных губерний - отрабатывали оброк. Социальное и экономическое положение большинства русских крестьян было очень тяжелым. Их труд был, как правило, малоэффективен.
Увеличение производства сельскохозяйственной продукции происходило в основном за счет освоения новых территорий и расширения барской запашки. Внедрение новых, импортных сельскохозяйственных машин шло медленным темпом, но в тех хозяйствах, где агротехника использовалась, урожайность была выше в четыре раза. Передовых помещичьих хозяйств было не более 4% от их общего числа. Определенные изменения происходили и в рамках крестьянского сословия. Многие оброчные крестьяне постепенно вместе земледелия начинали заниматься торговлей, домашними промыслами или уходили из деревень на заработки.
В первой половине XIX в. промышленное развитие в России было невысоким. В основном была широко распространена мелкая, преимущественно крестьянская, промышленность. Она располагалась в центрально-промышленных губерниях России - Московской, Владимирской, Калужской, Костромской. С 30-х гг. XIX века России начинается длительный процесс промышленного переворота (завершился лишь в 70-е - 80-е гг.).
Промышленный переворот России имел свои специфические черты, к числу которых можно отнести следующие:
Промышленный переворот раньше всего начался в текстильной промышленности (в первую очередь, хлопчатобумажной, где было занято около 30% всех рабочих), позже охватил горнодобывающую промышленность. Резко возрастает ввоз в Россию импортного машинного оборудования. Постепенно начинает зарождаться отечественное машиностроение. В становлении и развитии промышленного процесса выделяются три последовательные стадии: мелкое товарное производство; капиталистическая мануфактура; фабрика (крупная машинная индустрия).
Большое значение в рассматриваемый период приобретает развитие транспорта. В 1815 году был построен первый пароход, в 1837 году - первая железная дорога между столицей и Царским Селом. В 1851 году завершено строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Но в целом в первой половине XIX века система транспорта в России была развита довольно слабо. Транспортная проблема играла исключительно важную роль в народно-хозяйственной жизни страны. В первой половине XIX века основным видом транспорта в России оставался речной. Обслуживание водных путей требовало значительной рабочей силы, в основном это были занятые тяжелой физической работой бурлаки. Несовершенство водного транспорта резко повышало стоимость доставляемых грузов.
Финансовая система в это время также находились в расстроенном состоянии. Госбюджет ежегодно исполнялся с дефицитом. Основные расходы относились к содержанию армии, полиции, аппарата управления. Дефицит бюджета покрывался за счет выпуска ассигнаций - бумажных денег. Финансовая система страдала от инфляции. Окончательно решить острые финансовые проблемы не удалось ни при Александре I, ни при Николае I.
Таким образом, первая половина XIX в. принесла России немалые перемены, на фоне углубляющегося кризиса феодально-крепостнической системы и усиливающегося отставания страны от ведущих держав Запада. С началом столетия она вступила в новый этап своего развития. Всё более необходимой становилась потребность модернизации экономики России. Крепостническая система, плохое состояние путей сообщения - всё это ограничивало развитие производительных сил страны и усложняло решение многих внутренних и международных проблем.
2 Внутренняя политика Александра I
Александр I (1777-1825гг), российский император с 1801. Старший сын российского императора Павла I.
Обладая незаурядным умом, изысканными манерами, он отличался
виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений. Историки видели в нем «странное смешение философских поветрий XVIII века с принципами прирожденного самовластия», либерализма и деспотизма. Александр I считался с «духом времени», с влиянием французской революции на умы. Он стремился, не меняя основного направления политики Екатерины II и Павла I на укрепление абсолютизма,
найти такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы духу времени.
Исходя из этих намерений, с самого начала правления Александр взял курс на либеральные реформы и разработку фундаментальных законов. Буквально в течение месяца царствования он разрешил всем, кого уволил его отец, вернуться на службу, снял запрет на ввоз многих товаров, в том числе тех, которые были запрещены жесткой цензурой – нот и книг, а также снова ввел дворянские выборы.
`Реформа органов управления.
В начале царствования, молодой император приблизил к себе друзей юности. Это были В.П. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А. Чарторыйский. На протяжении 1801 – 1803 гг. этот так называемый «Негласный комитет» разрабатывал проекты преобразований в государстве.
Начать было решено с центрального управления. С весны 1801г. начал действовать постоянный «Непременный совет», чьей задачей было обсуждение постановлений и государственных дел. В него входили 12 сановников высшего ранга. Позднее, в 1810г., его преобразовали в Государственный совет, а также пересмотрели структуру: в его составе выделили Общее собрание и четыре департамента – военный, законов, государственной экономии и гражданских и духовных дел. Главой Государственного совета был либо сам император, либо один из его членов, который назначался волей монарха. Совет был совещательным органом, задачей которого была централизация законодательных процедур, обеспечение юридических норм и недопущение противоречий в законах.
В феврале 1802г. император подписал указ,
который объявил Сенат верховным органом
управления в России, в руках которого
была сосредоточена административная,
контролирующая и судебная власть. Однако
в нем не были представлены первые сановники
империи, и возможности непосредственно
связываться с верховной властью у Сената
не было, поэтому, даже принимая во внимание
расширение полномочий, значение этого
органа не возросло.
В начале 1802г. Александр I провел министерскую
реформу, согласно которой коллегии заменялись
8-ю министерствами, которые состояли из
министра, его заместителя и канцелярии.
Министр ведал делами своего министерства
и подотчетен был лично императору. Для
того чтобы организовать совместное обсуждение,
был учрежден Комитет министров.
Проекты решения крестьянского вопроса.
Сразу же после восшествия на престол Александр I объявил
о намерении прекратить раздачу государственных
крестьян. В течение первых девяти лет
своего правления он издал указы, разрешавшие
государственным крестьянам покупать
землю, а также запретившие помещикам
ссылать крепостных в Сибирь. В голодные
годы помещик был обязан снабжать своих
крестьян едой.
С ухудшением экономического положения
в государстве, некоторые пункты законов
о крестьянстве были пересмотрены: так,
в 1810 – 1811гг. было продано более 10000 казенных
крестьян, а в 1822г. помещикам вернули право
ссылать крестьян в Сибирь.
Реформа образования.
В 1803г. императорским указом были провозглашены новые принципы системы образования в России: бессословность, бесплатность низших ступеней образования, а также преемственность учебных программ. Система образования находилась в ведении Главного управления училищ. За годы правления императора было основано 5 университетов, которым затем была предоставлена значительная самостоятельность. Также были созданы лицеи – средние учебные заведения.
С 1807г. активную политическую деятельность начинает М.М. Сперанский (1772–1839гг.). Выходец из семьи бедного сельского священника, он благодаря уму, энциклопедическим познаниям, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую карьеру. В 1808г. Александр I поручил М. М. Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В 1810г. М.М. Сперанский подготовил манифест, согласно которому все государственные дела были разделены на 5 главных частей, а также провозглашались новые управления – министерство полиции и Главное управление духовных дел. Сперанский подготовил также проект реформы государственного управления, целью которого была модернизация и европеизация управления через введение буржуазных норм для того, чтобы укрепить самодержавие и сохранить сословный строй, однако высшие сановники не поддержали идеи преобразования. По настоянию императора, тем не менее, органы законодательной и исполнительной власти были реформированы.
Развитие государственности в России стимулировалось не только внутренними факторами; большое значение имела внешнеполитическая деятельность Российского государства. Победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812г., наряду с успешной кампанией в составе антифранцузской коалиции 1813–1814гг., не только изменила соотношение сил на континенте в пользу России и укрепила ее международный престиж. Но пожалуй большее значение, она имела для развития внутренней ситуации в России. Победа укрепила позиции самодержавной власти в стране, позволив ей стать более независимой от социального давления снизу, что заметно ослабило реформаторский пыл государственной власти.
В 1815–1825 гг. во внутренней политике самодержавия усиливаются
консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством.
Военные поселения.
Первый опыт введения таких поселений был в 1810 – 12 гг., массовый же характер это явление приобрело в конце 1815г. Целью создания военных поселений было освобождение населения от необходимости обеспечивать армию с помощью создания военно-земледельческое сословия, которое бы само себя содержало и комплектовало постоянную армию. Таким образом, предполагалось сохранить численность войск на уровне военного времени. Реформа была встречена в штыки и крестьянами, и казаками: они отреагировали многочисленными бунтами. Упразднены военные поселения были лишь в 1857г.