Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 19:48, контрольная работа
Отечественной, унесшей миллионы жизней. Актуальность данной контрольной работы обусловлена тем,что военная операция российской
армии и внутренних воск в Чечне не стерлась еще в нашей памяти,
продолжает волновать нашу душу, заставляет осмысливать происходящее в
истории сегодня.
В происхождении войны в Чечне многое еще не выяснено, и
неизвестно.
Введение
1. История русско-чеченских отношений и её этапы……………………………………………………………..5
2. Природа чеченского конфликта………………………………………………………14
3. Цели военного конфликта………………………………………………………18
Заключение.
Список используемой литературы.
Иллюстрации.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
Филиал в г. Домодедово
Кафедра гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Контрольная работа по дисциплине: «История России: новое и новейшее время»
На тему: «Россия и Чечня: долгий путь к урегулированию взаимоотношений»
Группы Э-12
Зач. Книжка
№
027-163/Э(4)-13
Преподаватель:
к.и.н, доцент
Исупов П.П
Домодедово 2014
Оглавление
Введение
Заключение.
Список используемой литературы.
Иллюстрации.
Введение
Трудно на планете найти другое государство, которому пришлось в
прошлом тысячелетии столько воевать, как России. Из 537 лет со времен
Куликовской битвы до момента выхода из Первой мировой войны наши
соотечественники провели в сражениях и походах 334 года. При этом из 170
военных лет в X-XIX столетиях они сражались на своей земле, защищаясь от
агрессии, более 150, а в XX веке из 15 – 9. В том числе почти 4 года Великой
Отечественной, унесшей миллионы жизней. Актуальность данной контрольной работы обусловлена тем,что военная операция российской
армии и внутренних воск в Чечне не стерлась еще в нашей памяти,
продолжает волновать нашу душу, заставляет осмысливать происходящее в
истории сегодня.
В происхождении войны в Чечне многое еще не выяснено, и
неизвестно. Чеченская трагедия была спровоцирована
целым комплексом объективных и субъективных причин глобального,
регионального и местного происхождения.
Российская армия защищает сегодня единство Российской Федерации,
ибо как государство эта федерация объединяет не только русский народ, но и
все другие народы, которые проживают на ее территории. И как общество, и
как государство Россия исторически сложилась не только как русское
православное образование, но и как многонациональное и
многокофессиональное государство и общество.
«Мы ведем войну
за национальные интересы
судьбу Северного Кавказа, который является неотъемлемой частью России»,
- говорят дипломаты. Но, тем не менее, даже преследуя благие цели, не
следует забывать, что война – есть война. Это гибель миллионов людей,
трагедия многих жизней. В работе Тишкова В.А., Беляевой Е.Л., Марченко чеченский конфликт относится к разряду внутригосударственных уже даже не конфликтов, а войн, в основе которых изначально лежит стремление явочно осуществить сецессию, то есть отделение части территории государства, и создать на ее основе новую государственность.1Ю.А. Айдаев указывал, что развитие событий в Чечено-Ингушетии "перестроечной эпохи" до августа-сентября 1991 г. в целом повторяет общую позднесоветскую модель, единую модель распада тоталитарной системы. Но сама революция - наиболее "классическая" революция на позднесоветском-постсоветском пространстве, восстание вооруженного народа, свергнувшего старую элиту и, тем более, последующие события: война, поразительное чеченское сопротивление, победа, попытки установления псевдоисламского режима - явления уникальные, резко выделяющие Чечню из всех постсоветских государственных образований. Ю.А.Айдаев в своей статье хотел показать, как в событиях, ведших к чеченской революции, и в самой этой революции переплелось общесоветское и то, что связано с уникальностью чеченской культуры и исторического опыта.2 Также акцентировал своё внимание на события тех лет Аречага Э.Х., в его работе было указано, что российско-чеченский конфликт изначально принял форму острого легитимного противоречия, ставящего под вопрос самые основания политической системы России — политическую общность. Проведенный анализ показывал, что эскалация конфликта явилась результатом слабости и неэффективности таких ключевых компонентов политической системы России, как а) конституционная легитимность федеративного устройства; б) урегулированность политических, финансово-экономических, юридических взаимоотношений федерального и регионального уровней государственной власти; в) механизм принятия и реализации политических решений; г) правовая регламентация действий исполнительной власти в кризисных ситуациях и т.д. 3.Также была приведена цитата из работы М.Брусиловского.4
Цель данной контрольной работы: проанализировать события, происходящие в Чечне.
Задачи контрольной работы: рассмотреть этапы русско-чеченских отношений;
установить цели военного конфликта.
История русско-чеченских отношений и её этапы.
Истоки современного чеченского конфликта во многом коренятся в истории русско-чеченских отношений, в которых в основном можно выделить шесть этапов.
Первый этап, начавшийся с середины XVI в., продолжался до конца 17 века и был периодом мирной колонизации края. Он характеризуется вассально-союзническими формами отношений московских царей со старейшинами чеченских общин. Москва пыталась расширить свое влияние в регионе, в основном, политическими и торгово-экономическими средствами. Эта политика имела успех и чеченские общины на добровольной основе (посредством заключения договоров) заявляли о признании верховной власти Московского государства.5
Второй этап, длившийся почти
весь XVIII век, знаменует собой начало открытой
военной экспансии России на Северный
Кавказ. В эпоху царствования Петра I, а
затем и Екатерины II, доминирует доктрина
военной колонизации горских земель. И
хотя в 1781 г. присягами было оформлено
добровольное подчинение приграничных
с русскими крепостями чеченских общин
России, в 1785 году в Чечне началось мощное
национальное движение под руководством
шейха Мансура6. С этого момента начинается
вооруженная борьба чеченского народа
за свободу и независимость7. Отсюда берет начало чеченское
национальное движение. С конца XVIII в. шейх
Мансур первым предпринял попытку объединения
северокавказских народов под знаменем
ислама в единое государство. Однако реализовать
эту идею полностью шейху Мансуру не удалось.
Начавшееся в Чечне антиколониальное
движение горцев охватило и некоторые
другие районы Северного Кавказа. В нем
приняли участие главным образом социальные
низы горцев. Имущие слои горских народов
вначале пытались использовать антиколониальное
движение крестьян в интересах упрочения
своей власти в горских общинах, а также
для восстановления утраченных позиций
свободы выбора в отношениях с Москвой. 8Но вскоре, испугавшись роста
антифеодальной направленности движения
шейха Мансура, горские верхи не только
отошли от него, но и в ряде случаев вместе
с русскими войсками приняли участие в
усмирении восставших крестьян. Первый
имам горцев Северного Кавказа около шести
лет вел войну с царскими войсками, но
потерпел поражение. Шейх Мансур был пленен
в 1791 году и умер в Шлиссельбургской крепости.
Третий этап русско-чеченских отношений приходится на первую половину ХIХ века. С назначением генерала А. П. Ермолова (1816-1827 гг.) командующим русской армией на Кавказе начинается планомерное продвижение русских войск в глубь территории Чечни, военное давление усиливается. В ответ в Чечне нарастает национальное движение. Более 30 лет его возглавляет Бейбулат Теймиев9. Ему удалось впервые объединить большинство чеченских обществ. Он также пытался объединить горские народы, заключив союз вольной Чечни с феодальными княжествами Северного Кавказа. Бейбулат Теймиев был сторонником мирного разрешения конфликта и стремился избежать большой войны с Россией10. Его предательское убийство способствовало эскалации военных действий.
1828 год стал поворотным в Кавказской войне. Борьба отдельных горских общин Чечни и Дагестана за независимость вступила в новый этап. В Дагестане началось движение мюридизма (религиозно-политическое движение, направленное против немусульман), вскоре перекинувшееся в восточные районы Чечни11. Имамы Гази-Магомед, Гамзат-Бек, Шамиль и Ташов-Хаджи возглавили газават — священную войну правоверных мусульман против неверных. Имаму Шамилю удалось в 1834 году завершить то, что начал шейх Мансур: объединить часть горцев Северного Кавказа в борьбе против царской России и создать имамат — светско-религиозное государство, которое оказалось в состоянии 27 лет противостоять самой сильной тогда военной державе мира.12
В 1859 году Шамиль потерпел поражение и стал почетным пленником императора Александра II. Он и его родственники были обласканы царем и отреклись от идеалов Кавказской войны.13 Чечня оказалась во власти царской военной администрации. Вместо обещанной автономии во внутренних делах чеченцы получили колониальный режим14. Их оттеснили в предгорные и горные районы. По сговору с Турцией царизм начал добровольно-принудительное переселение чеченцев в Османскую империю15. В результате царские власти избавились от значительной части населения.
На политику захватов, депортаций, насилия чеченцы отвечали восстаниями. Царизм пытался решить проблему силовыми методами. Однако насилие только провоцировало новые выступления. И тогда в Чечне было введено так называемое военно-народное управление, иными словами военно-оккупационный режим.16
Анализируя причины Кавказской войны, следует отметить, что она стала следствием не только военной экспансии царизма, но и внутренних раздоров на Кавказе, борьбы местных элит за власть и влияние в горских обществах. Агрессивному этнонационализму, религиозному экстремизму в Чечне всегда противостояли пророссийские силы, поддерживавшие идею создания светского, демократического государства и традиционный ислам. Кроме того, в основе национальных движений, восстаний, революций и войн на Кавказе лежали социально-экономические причины: отсталость и нищета большей части населения края, отданного на расправу продажной колониальной администрации и местной бюрократии.17
В целом история российско-кавказских отношений в этот период свидетельствует не о войне народов и их культур, а о противостоянии на уровне интересов элит, не всегда совпадавших с интересами нации. Бесспорно, в основе противостояния Чечни и России присутствовал элемент межцивилизационного конфликта, но он не являлся доминирующим. Чеченское национальное движение, часто имело религиозную оболочку. Однако идея сохранения и развития этноса всегда брала верх над идеей религиозных войн.18 В этой связи уместно напомнить, что массовое вступление чеченских общин в войну против России, приглашение имама Шамиля в Чечню состоялось не столько под влиянием пропаганды идей газавата, сколько в результате карательного похода генерала Граббе в 1840 г. в Чечню и жестоких репрессий против мирного населения19. Насилие, грубое вмешательство в традиционный уклад жизни горцев — вот что толкнуло их на войну с Россией.
То же самое произошло и в современной чеченской войне. Начав широкомасштабные военные действия против мирного населения, Москва спровоцировала массовое сопротивление чеченцев федеральным войскам, породила агрессивный сепаратизм (национализм). Но и на этот раз в вооруженной борьбе участвовала только часть чеченского населения. Большинство чеченцев было против войны с Россией. Так же, как в свое время были чеченские общины, которые воевали против имама Шамиля, так нынче были те, кто сознательно противостоял Дудаеву.20 Но именно в период Кавказской войны зародилась идеология чеченского воинствующего этнонационализма. На нее опираются современные чеченские сепаратисты, отвергая идеи союза Чечни с демократической Россией, вычеркивая из истории мирные созидательные периоды развития русско-чеченских отношений.21
В период пребывания Чечни в составе России (вторая половина XIX в.) царизм проводил политику кнута и пряника. Государственно мыслящие представители царской администрации осознавали, что насилием проблему горцев не решить. В 70-90-х гг. наблюдается ослабление полицейского режима, формируется пророссийская чеченская элита. Создаются первые русские школы для горцев.22 Регион постепенно втягивается в экономическую систему российского капитализма. В Грозном начинается добыча и переработка нефти, прокладывается железная дорога, формируется национальная буржуазия23. Именно в этот период (годы правления царя реформатора Александра II) Чечня выдвинула таких духовных лидеров, как Кунта-Хаджи, Солца-Хаджи, Дени-Шейха Арсанова, Баммат-Гирея Митаева, Али Митаева, Сугаип-Муллу — носителей идей традиционного для Чечни (суфистского) ислама. В этот период сложились благоприятные условия мирного разрешения национальных проблем в рамках начавшейся либерализации российской политической системы в сторону становления конституционной монархии.24
Информация о работе Россия и Чечня: долгий путь к урегулированию взаимоотношений