Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:32, контрольная работа
В этой контрольной работе рассказывается о русской культуре 13-17 вв., а именно о русской культуре периода монгольского владычества 13-17 вв.. Здесь говориться о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшей за ним зависимости русского общества, которая стала одним из самых сложных в истории Руси. В это время не смотря на монгольские набеги развивается летопись, так же архитектура и живопись. Так же здесь рассказывается о особенностях культуры России 16в.. В этом веке завершается формирование великорусской народности. В 16в. продолжало развиваться русское летописание.
1. Русская культура периода монгольского владычества 13-17вв.
2. Особенности культуры России 16в.
3. Основные тенденции и особенности развития русской культуры в 17в.
4. Список используемой литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
Контрольная работа
по отечественной истории на тему:
Русская культура 13-17вв.
Выполнила студентка заочного отделения
по агрономическим
и экономическим
Специальности: бухгалтерский учет, анализ и аудит.
Группы Б-11
№2100269
Захарова Ольга Сергеевна
Проверил преподаватель
2010-2011 уч.год, г. Саратов.
Содержание:
едение.
В этой контрольной работе рассказывается о русской культуре 13-17 вв., а именно о русской культуре периода монгольского владычества 13-17 вв.. Здесь говориться о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшей за ним зависимости русского общества, которая стала одним из самых сложных в истории Руси. В это время не смотря на монгольские набеги развивается летопись, так же архитектура и живопись.
Так же здесь рассказывается о особенностях культуры России 16в.. В этом веке завершается формирование великорусской народности. В 16в. продолжало развиваться русское летописание. Этот век символизируется, как начало книгопечатания. В 16в. одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Одним из известных живописцев того времени был Дионисий.
В этой контрольной
работе так же описывается основные
тенденции и особенности
Русская культура 13-17 вв.
Монголо-татарское
нашествие и золотоордынское
иго затормозили темпы и ход
развития древнерусской народности.
В огне нашествия погибли многие
тысячи людей. Оставшиеся в живых
ремесленники были уведены в рабство.
Наблюдалось падение ремесла: исчезли
навыки изготовления шиферных пряслиц,
сердоликовых бус, стеклянных браслетов,
амфор-корчаг, полихромией (многоцветной)
керамики. На полвека прекратилось
каменное строительство. Захватчики разрушили
множество архитектурных
Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).
Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.
Вопрос о
воздействии татаро-
Возрастает значение князя и в политической сфере. Если в период Древней Руси князья находились в зависимости от веча, которое могло указать им и «путь чист»(т.е. изгнать), то теперь они приезжали в города с ханским ярлыком, а при необходимости с татарским отрядом. Таким образом, власть князей по отношению к населению усиливается.
Однако и
в этих условиях не была сломлена древнерусская
политическая система. Даннические
отношения отнюдь не означали коренного
изменения социально-
Не прерываются и древнерусские политические традиции. Одна из них- деятельность вечевых институтов. Грозные раскаты вечевого колокола собирают теперь горожан для организации отпора ордынцам и их сообщникам. Сильные волнения произошли в 1257-1259 гг. в Новгороде в связи с переписью населения: новгородцы отказались «даваться в число». Выступление было пресечено Александром Невским, проводившим политику компромисса с монголами и полагавшим, что время открытого столкновения с Ордой еще не настало. В 1262г. Расправились мусульманскими купцами-откупщиками горожане Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого, Владимира. Выступления происходили и позднее- в 70-90-е годы 13в. Широкий размах народного движения вынудил Орду изменить систему сбора дани: часть сбора была передана русским князям, а влияние баскачества было ограничено. Вече в русских городах собиралось и в 14 и даже в 15в.
В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.
Устное народное
творчество. В период борьбы с монгольскими
завоевателями и
Летописание. Благодаря хозяйственному подъему все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену "уставу", когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав - более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.
Как уже отмечалось,
в Новгороде летописание не прерывалось
даже в период монголо-татарского нашествия
и ига. В конце XIII - начале XIV в. возникли
новые центры летописания. С 1325 г. летописные
записи стали вестись и в Москве.
В период складывания единого
государства с центром в Москве
возросла роль летописания. Когда Иван
III шел походом на Новгород, он не
случайно взял с собой дьяка Степана
Бородатого: тот мог хорошо "говорить
по летописцам вины новгородские", т.е.
доказать на основе летописи необходимость
присоединения Новгорода к
В 1408 г. был
составлен общерусский
Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов - сочинений но немирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.
Исторические повести. Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть "О битве на Калке", "Повесть о разорении Рязани Батыем" (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.
Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей (например, "Сказание о Мамаевом побоище"). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму "Задонщина", построенную по образцу "Слова о полку Игореве". Но если в "Слове" описывалось поражение русских, то в "Задонщине" - их победа.
В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского - основателя Троице-Сергиёва монастыря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордынцами.
"Хождение
за три моря" (1466-1472) тверского
купца Афанасия Никитина - первое
в европейской литературе
Архитектура.
Раньше, чем в других землях, возобновилось
каменное строительство в Новгороде
и Пскове. Используя предшествующие
традиции, новгородцы и псковичи возводили
десятки небольших по размеру
храмов. Среди них такие значительные
памятники архитектуры и
Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде - Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя -создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.
Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохта-мыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV - начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.
Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен - 3,5-6,5 м, а их высота - 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.
Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).
В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля -Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой "трус" (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.
В 1481-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор -ломовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей - Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в фадициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). От "граней", украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.