Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 11:09, реферат
«Русская правда» - свод законов, самый известный памятник древнерусского княжеского законодательства, которое регламентировало внутригосударственные феодальные отношения Киевской Руси . «Русская правда» - основной источник познания общественного строя, государства и права Древнерусского государства.
«Русская правда» - свод законов, самый известный памятник древнерусского княжеского законодательства, которое регламентировало внутригосударственные феодальные отношения Киевской Руси . «Русская правда» - основной источник познания общественного строя, государства и права Древнерусского государства.
Этот свод законов имел огромное значение для дальнейшего развития украинского, русского, белорусского, а отчасти и литовского права. Известно более 100 списков «Русской правды», которые принято делить на три редакции - краткую, расширенную и сокращенную (некоторые исследователи выделяют пять и более редакций). Каждая из редакций отражает определенную степень зрелости феодальных отношений.
Краткая редакция содержит: «Правду Ярослава», или «Самую раннюю правду» (автором ее считается Ярослав Мудрый ; «Правду Ярославичей», или «Устав Ярославичей» (этот текст приписывается сыновьям Ярослава Мудрого), а также две статьи - так называемый «Покон вирный» и «Урок мостникам», о происхождении которых нет точных сведений.
Основными источниками « Русской правды » были нормы обычного права. В частности «Правда Ярослава» отражает общественные отношения раннефеодального периода, сохраняет, хотя и в очень ограниченном виде, институт кровной мести. Предметом правовой защиты в ней есть преимущественно жизнь, телесная неприкосновенность и честь дружинной знати, а защита феодального землевладения еще не получила надлежащего оформления. В «Правде Ярославичей» уже достаточно ясно отражена феодальная сущность регулируемых ею общественных отношений. Почти все ее нормы направлены на защиту княжеского феодального поместья, земельной собственности князя и т.д. Здесь четко выражено природа феодального права как права привилегии. «Покон вирный», или «Устав вирна», определяет типичный для раннефеодального государства порядок «кормления» княжеского слуги поверенного (собирателя веры), а «Урок мостникам» непосредственно продолжает и завершает статьи краткой редакции о порядке оплаты представителям княжеского аппарата.
Правовой кодекс Древнего государства устанавливает и защиту собственности. За посягательства, нарушения, кражи устанавливались достаточно высокие штрафы.
Неотъемлемой частью законодательства стало формирование обязанностей населения по отношению к правительству. Назначались многочисленные налоги в форме оброков, дани.
В законодательстве Ярослава существовали некоторые положения, пытавшиеся установить статус «смерда». В правовых актах рассматривалось не только определение его статуса, но и правоспособность, обязанности. Есть указания на различные штрафы, назначавшиеся смердам. Однако, несмотря на то, что «Русская Правда» при необходимости в законодательном акте указывает на принадлежность к конкретной группе (социальной), понятие и статус «смерд» трактовано в кодексе весьма расплывчато.
Свободное население в городах было обеспечено правовой защитой актов «Русской Правды». Особое внимание уделялось купечеству, рано начавшему формировать объединения (гильдии).
« Русская правда » состоит из норм различных отраслей права, прежде всего гражданского, уголовного и процессуального. При этом уголовное и гражданское правонарушения принципиально не различалось: и то, и другое рассматривалось как обида. Наказание предусматривало денежные выплаты: «виру» - в пользу князя и «головщину» - в пользу потерпевшего или его родственников. Телесных наказаний «Русская правда» не предусматривала, за исключением наказания для холопов за избиение свободного человека. Смертная казнь этим актом также не предусматривалась. Размеры денежных выплат, как и в большинстве других феодальных кодексов, зависели от социальной принадлежности потерпевших. Крупнейшие наказания назначались за вред, причиненный представителям господствующей верхушки. Нормы гражданского права касались права собственности, наследования, договоров купли-продажи, ссуды и т.д. Судебный процесс по «Русской правде» преимущественно имел состязательный характер.
«Русская Правда" Ярослава Мудрого определяла холопа в качестве собственности господина, при этом сам холоп собственностью не обладал.
Формирование класса феодалов происходило постепенно. К нему относились дружина, князья, местная знать и прочие. Гражданское управление осуществлялось феодалами, кроме того, они отвечали и за воинскую организацию. Законодательством предполагался сбор дани и судебных штрафов с населения, которые шли на обеспечение функций по управлению.
Основу содержания кодекса составляют акты, отражающие интересы княжеского управления. Сравнивая отдельные его части, достаточно явно видно расширение власти князей и княжеского суда.
«Русская правда» - исключительно светский памятник феодального права. Все ее редакции исходили от княжеской власти, имели официальный государственный характер и не затрагивали церковную юрисдикцию, которая возникла после крещения Руси и определялась отдельными княжескими уставами.
«Русская правда» сохраняла свою силу в течение нескольких веков и намного пережила Древнерусское государство, в котором она возникла, ее нормы оказали значительное влияние на Литовские статуты, российское Соборное Уложения 1649 г. и другие памятники права Украины, России, Белоруссии, Литвы и некоторых других стран.
В «Русской правде» была установлена система огромных штрафов за преступления. Подчеркиваю, что при Ярославе Мудром за убийство и бедного и богатого штраф был одинаковым! Уже позднее жизнь бедного человека стала цениться дешевле в 15 раз!
Гривна – это денежная единица Древней Руси. Дойная корова стоила почти 2 гривны. Так вот за убийство тиуна полагалась вира (штраф) 80 гривен! 40 коров даже в современной России дорого, а в те времена тем паче. Вот и «вкалывала» вся деревня на уплату виры.
Нагадит один, а отвечать будут все. Такие меры приводили к усилению воспитательного контроля внутри каждой общины, чтобы никто не натворил беды. Авторитет старших людей для молодежи был огромен!!!
В древности, борода и усы были символом мужского достоинства. Страшным оскорблением считалось, если кто-то плюнул в бороду, вырвал клок, обжег ее. В «Русской правде» за такие нарушения наказывали сильнее, чем за отрубленный палец руки!!
Итак, в «Русской правде» Ярославе Мудрого было составлено 17 статей, в которых ограничивалась кровная месть, регулировались отношения в княжеской дружине, уменьшалось влияние языческих обычаев. Потомки Ярослава добавили нормы по усилению власти феодала и защите его имущества, по наследственному праву. Усилилась разница в правовой защите бедного народа и богачей. Меняется жизнь в обществе - меняются и законы.