Русская правда - как правовой памятник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача настоящей работы заключается в том, чтобы сделать выводы о ценности этого памятника, как документа права. Следовательно, необходимо ответить на вопрос, насколько полно и верно отразился в нем действовавший на Руси юридический порядок? Для этого необходимо обратиться, во-первых, к вопросу о собственно происхождении Правды Русской. Во-вторых, ее содержание. А в-третьих, какое место она занимает среди других дошедших до нас правовых документов древней Руси.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр. Глава 1. Происхождение и содержание Русской Правды……………5 стр. 1.1.Содержание и время возникновения…………………………………5 стр. 1.2.Место возникновения…………………………ОБЪЕДИНИТЬ………………...7 стр.
1.3.Источники кодификации. Происхождение…………………………8 стр. Глава 2. Содержание Русской Правды………………………………...12 стр. 2.1. Правовое положение населения…………………………………...12 стр. 2.2.Частный характер права в Русской Правде. Имущественное и уголовное право…………………………………………………………14 стр. 2.3.Система наказаний по Русской Правде……………………………16 стр. 2.4.Судебный процесс по Русской Правде…………………………….18 стр. Глава 3. Русская Правда и другие памятники права древней Руси…В ! главу как один из параграфов..19 стр. Заключение………………………………………………………………21 стр. Список литературы……………………………………………………...22 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 60.66 Кб (Скачать файл)

 

 

Воронежский институт МВД России

кафедра теории и история государства и права

 

 

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

по дисциплине «История государства и права России»

На тему: «Русская правда - как правовой памятник»

 

 

 

          

              Выполнил: Летягин А.А.

                                                   Специальность- 031001.65(ПД),2013г.н.,14у.в.

 

                        Руководитель: Горбатенко Г.В.

к.п.н., ст. преподаватель кафедры ТИГП

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2014

 

 

ПЛАН

 

 

Введение…………………………………………………………………..3 стр.     Глава 1. Происхождение и содержание Русской Правды……………5 стр.          1.1.Содержание и время возникновения…………………………………5 стр.         1.2.Место возникновения…………………………ОБЪЕДИНИТЬ………………...7 стр.    

1.3.Источники кодификации. Происхождение…………………………8 стр.     Глава 2. Содержание Русской Правды………………………………...12 стр.      2.1. Правовое положение населения…………………………………...12 стр.     2.2.Частный характер права в Русской Правде. Имущественное и                        уголовное право…………………………………………………………14 стр.      2.3.Система наказаний по Русской Правде……………………………16 стр.     2.4.Судебный процесс по Русской Правде…………………………….18 стр.      Глава 3. Русская Правда и другие памятники права древней Руси…В ! главу как один из параграфов..19 стр.       Заключение………………………………………………………………21 стр.      Список литературы……………………………………………………...22 стр. 
ВВЕДЕНИЕ

 

Правда Русская (здесь «правда» употребляется в значении лат. Iustitia) – правовой кодекс Руси, принадлежащий к числу классических памятников отечественной истории, к которому на протяжении нескольких веков обращалось множество ученых (историков, лингвистов, правоведов, нумизматов, палеографов). Все авторы общих трудов по древнерусской истории так или иначе высказывали мнения об этом уникальном кодексе права Киевской Руси. Также многие исследователи посвящали годы, а то и десятки лет приведению в порядок всей системы знаний о Русской Правде, накопленных за более чем 250 лет ее изучения. Для того, чтобы представить наиболее полно и достоверно структуру Древнерусского государства и общества, формы эксплуатации населения в X—XII вв., необходимо снова и снова анализировать Русскую Правду. При помощи разбора изменения норм этого кодекса на протяжении времени можно проследить развитие государственного аппарата, гражданского и уголовного права и судопроизводства.

Можно предполагать, что древние юристы и книжники придавали Русской Правде большое значение. Об этом свидетельствует ее широкое распространение в виде рукописей. До нас дошло более 110 списков этого документа. В том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской Судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649г..

Русская Правда принадлежит к числу наиболее выдающихся правовых памятников средневековья, отражая в своем тексте общие пути становления и развития феодальных отношений Восточной и Западной Европы.

Итак, видно, что актуальность темы «Русская Правда» – как памятник древнерусского права» не вызывает сомнений.

Главная задача настоящей работы заключается в том, чтобы сделать выводы о ценности этого памятника, как документа права. Следовательно, необходимо ответить на вопрос, насколько полно и верно отразился в нем действовавший на Руси юридический порядок? Для этого необходимо обратиться, во-первых, к вопросу о собственно происхождении Правды Русской. Во-вторых, ее содержание. А в-третьих, какое место она занимает среди других дошедших до нас правовых документов древней Руси.

Цель, задачи, предмет исследования, методы 
Глава 1. Происхождение и состав Русской Правды

1.1 Состав и  время возникновения

 

Под Русской Правдой понимают три разновременно возникших, но тесно связанных между собой памятника (их иногда называют редакциями Русской Правды). Это – Краткая Правда (ее составные части обычно датируют XI в.), Пространная Правда (ее составные части часто относят к концу XI—XII в.) и Сокращенная Правда (по мнению большинства исследователей, составлена была в XIV—XVII вв., а по М. Н. Тихомирову – в XII в.). Все эти памятники в рукописной традиции встречаются не самостоятельно, а в составе сборников (обычно летописного или юридического характера). Поэтому ученые исследуют Русскую Правду не изолированно, а в тесной связи с теми источниками, которые ее сопровождают в рукописных сборниках. Это позволяет лучше понять не только время возникновения Русской Правды (во всех ее видах), но и причины ее создания, а также взаимоотношение с другими памятниками права, распространенными на Руси¹ [5, c. 16].

Одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права).

До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. По мнению некоторых историков, сторонниками норманнской теории происхождения Древнерусского государства, Закон Русский являлся скандинавским правом, а известный российский историк В.О. Ключевский считал, что Закон Русский являлся «юридическим обычаем», а в качестве источника Русской Правды представляет собой не «первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в 9-11 веках».

 

––––––––––––––––

¹ Иванова В. П. – Л.: Лениздат, 2009.   с.16

По мнению других историков Закон Русский являлся обычным правом, создававшимся на Руси в течение веков и отражал отношения социального неравенства и был правом раннефеодального общества, находящегося на более низкой стадии феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда. Закон Русский был необходим для поведения княжеской политики, в присоединенных славянских и неславянских землях. Он представлял собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. Известно, что он также частично отражен в договорах Руси с греками. Договоры с греками – совершено исключительный по важности источник, позволивший исследователю проникнуть в тайны Руси IX – X веков. Договоры эти – ярчайший показатель высокого международного положения Древнерусского государства, они являются первыми документами истории Руси средних веков. Само их появление говорит о серьезности отношений между двумя государствами, о классовом обществе, а детали достаточно ясно знакомят нас с характером непосредственных отношений Руси с Византией. Это объясняется тем, что на Руси был уже мощный класс, заинтересованный в заключении договоров. Они были нужны не крестьянским массам, а князьям, боярам и купцам. В нашем распоряжении их четыре: 907, 911, 944 , 972 годов. Из договоров с греками, мы имеем частное имущество, которым его собственник вправе распоряжаться и между прочим передавать его по завещанию. По мирному договору 907 года византийцы обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, а затем ежемесячно уплачивать еще и дань, предоставлять для приходящих в Византию русских послов и купцов, как и для представителей других государств, определенное продовольственное содержание. Князь Олег добился для русских купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках¹.

 

                             

––––––––––––––––

¹ «РУ́ССКАЯ ПРА́ВДА» П. И. Пестеля, проект конституции для России

Руссы даже получили право мыться в константинопольских банях, до этого их могли посещать только свободные поданные Византии. Договор был закреплен во время личной встречи Олега с византийским императором Львом VI. В знак окончания военных действий, заключения мира, Олег повесил свой щит на воротах города. Таков был обычай многих народов восточной Европы. Этот договор представляет нам россиян уже не дикими варягами, но людьми, которые знают святость чести и народных торжественных условий, имеют свои законы, утверждающие безопасность личную, собственность, право наследия, силу завещаний, имеют торговлю внутреннюю и внешнюю.

 

1.2 Место возникновения

 

Местом возникновения Краткой Правды некоторые исследователи (Б. Д. Греков, С. В. Юшков и др.) считают Киев, другие (М. Н. Тихомиров) - Великий Новгород. Доказательства М. Н. Тихомирова в пользу новгородского происхождения Русской Правды подверглись серьезной критике. К сожалению, доказательств в пользу киевского происхождения Краткой Правды, кроме общих соображений о значении Киева, как центра древней Руси в XI - XII вв., не было приведено вовсе¹.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

––––––––––––––––

¹ Иванова В. П. – Л.: Лениздат, 2009.   с.16 
1.3 Источники кодификации. Происхождение

 

На вопрос об источниках кодификации Русской Правды в ученой среде нет однозначного ответа. Так, Тихомиров М. Н. утверждает, что она есть древнейший памятник славянского права, основанный только на судебной практике восточных славян. «Русская Правда возникла целиком на русской почве и была результатом развития русской юридической мысли Х - ХII вв.» Автор учебника Исаев И. А. выделяет три основных источника кодификации: нормы обычного права (положения о кровной мести и круговой поруке), княжескую судебную практику и византийское каноническое право. Ключевский В. О. находит в памятнике черты церковно-византийского права, кроме того указывает на солидарность между Русской Правдой и юридическими понятиями древнерусского духовенства, но замечает лишь «следы» княжеской практики¹ [12, c. 36].

Итак, нам известно множество (более 110) разных списков Правды, различающихся количеством, порядком и даже текстом статей. Именно по этой причине среди ученых не существует единства мнений по вопросу происхождения этого документа.

Одни полагают, что это был кодекс, составленный Ярославом, дополненный его сыновьями, затем Мономахом I, и служивший руководством для княжеских судей, то есть подлинный памятник законодателя. К такому заключению их приводит заглавие над первой статьей памятника в древнейших списках, сообщающее о том, что это «суд» или «устав» Ярослава, а также не раз встречающееся замечание, что так «судил» или «уставил» Ярослав. На это указывает и память о Ярославе как установителе правды, закона: ему давалось иногда прозвание Правосуда. Так преподносят нам Русскую Правду авторы учебников Исаев И. А., Титов Ю. П² [9, c. 3].

–––––––––––––––––––

¹История политических и правовых учений / Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой.  2007.  с.36

²Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М.: Мысль, 2009, с. 3

Другие приходят к выводу, что это лишь приватный юридический сборник, составленный каким-то древнерусским законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей. Так, Ключевский В. О. полагает, что Русская Правда «это - церковный судебник по недуховным делам лиц духовного ведомства. Русская Правда - свод постановлений об уголовных преступлениях и гражданских правонарушениях в том объеме, в каком нужен был такой свод церковному судье для суда по недуховным делам церковных людей»¹ [4, c. 63].

Воспользуемся разбором Русской Правды Ключевским для того, чтобы проверить и оценить оба этих взгляда. Ученый указывает на следующие особенности:

  1. Текст некоторых статей есть не подлинный текст закона, а рассказ повествователя о том, как он был составлен. Например, ст.2 Пространной Правды: «После Ярослава собрались сыновья его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их и отменили месть за убийство, а установили денежный выкуп, всё же прочее, как судил Ярослав, как уставили и его сыновья».
  2. Русская Правда склонна умалчивать об особенностях современного ей права там, где они идут вразрез с юридическими понятиями древнерусского духовенства. Так, в Правде мы не найдем информации о судебном поединке, «поле». Однако из других источников известно, что оно практиковалось на Руси как до, так и после нее. Византийский писатель Х в. Лев Диакон в рассказе о болгарском походе Святослава говорит, что русские в его время имели обыкновение решать взаимные распри "кровью и убийством". Арабский писатель Ибн-Даста рисует нам картину судебного поединка на Руси в первой половине Х в. По его словам, если кто на Руси имеет дело против другого, то зовёт его на суд к князю, пред которым и препираются обе стороны. Дело решается приговором князя. Если же обе стороны недовольны этим приговором, окончательное решение предоставляется оружию: чей меч острее,

–––––––––––––––––

¹Зуйков В. В. Пособие по истории отечества, 2004 –с.63

тот и берёт верх. При борьбе присутствуют родичи обеих сторон, вооружённые. Кто одолеет в бою, тот и выигрывает дело. Русская Правда игнорирует «поле», как языческий остаток, против которого на протяжении веков (почти до конца XVI в.) восставала церковь.

  1. Большую часть списков Пространной Правды находили в Кормчих, древнерусских сводах церковных законов, иногда в сборниках канонического содержания, носящих название Мерила праведного, среди дополнительных статей к своду церковных законов, одной из которых, по Ключевскому, она и являлась.
  2. Некоторые постановления Русской Правды как будто составлены при содействии церковно-византийских. Например, смысл статьи о ночном воровстве из Моисеевых законов (Библии) таков: если ночью захватят татя на месте преступления и убьют, не считать это за убийство: если же его убьют по восходе солнца, то убийца виновен, должен сам подвергнуться смертной казни. В нашей Правде читается такая статья о ночной татьбе: «Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить, как собаку: если же продержат пойманного вора до рассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд: если же вор окажется убитым, а сторонние люди видели его уже связанным, то платить за убийство пеню в 12 гривен [18, c. 56].

Информация о работе Русская правда - как правовой памятник