Русская правда как памятник древнерусского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:51, реферат

Краткое описание

Наиболее крупным памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве, но их единая классификация до сих пор отсутствует.
В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья но и на движимое имущество коней бобров орудия производства и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I . Происхождение и источники Русской правды……………………..4
Глава II . Правовое положение населения по Русской правде………………6
Глава III . Право собственности ………………………………………………11
Обязательное право……………………………………….....14
Наследственное право……………………………………….18
Преступление и наказание………………………………….22
Суд и судебный процесс…………………………………….29
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной литературы………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ИОГП полный.docx

— 67.75 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 

Российская  академия народного хозяйства и  государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Факультет Очного обучения

Кафедра  Истории государства и права

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «История отечественного государства и права»

«Русская  правда - как памятник древнерусского права»

 

 

 

Направление подготовки: 030900 Юриспруденция

Выполнила: студентка Юк-312

Баринова Екатерина Андреевна

 

  Научный руководитель:

доцент, кандидат исторических наук Кайнова  Елена Владимировна                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

Глава I . Происхождение и источники Русской правды……………………..4

 

Глава II . Правовое положение населения по Русской правде………………6

 

Глава III . Право собственности ………………………………………………11

 

            Обязательное право……………………………………….....14

 

            Наследственное право……………………………………….18

 

            Преступление и наказание………………………………….22

 

            Суд и судебный процесс…………………………………….29

Заключение.............................................................................................................33

 

Список использованной литературы………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Наиболее крупным памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве, но их единая классификация до сих пор отсутствует.

В статьях  Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности  не только на землю и угодья но и  на движимое имущество коней бобров орудия производства и др.

Русская Правда была кодексом древнерусского феодального  права Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных  актов не только русского но и литовского права.          

Основное  содержание Русской Правды отражает интересы княжеского хозяйства управления. При сравнении отдельных ее частей ясно виден рост княжеской власти и расширение княжеского суда.

          Для эпохи предшествовавшей Русской  Правде характерным объединением  сельского населения была соседская  община Она выросла в процессе  разложения семейной общины .

          Древнейшая часть Русской Правды  является записью более старых  норм сделанной при князе Ярославле  Владимировиче. Ее иногда называют  “Правдой Ярослава”. Эта часть  состоит из первых 16 статей “Краткой  Правды”. За ней следует “Правда  Ярославичей”, т.е. сыновей Ярослава  Пространная редакция более сложна  по составу и включает в  себя множество княжеских законов  изданных между серединой XI и  началом XIII в.в., систематизированных  и хронологически перемешанных.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

Происхождение и источники Русской  правды

 

    Русская Правда - древнейший русский  сборник законов сформировалась  на протяжении Х1-Х11 вв., но отдельные  ее статьи уходят” в языческую  старину2. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати В.Н. Татищевым в 173Г. г. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки - закон. законник. На Руси в это время были известны понятия “устав”. “закон”, “обычай”. но кодекс обозначен легально-нравственным термином “Правда”. 3

         Принято делить сборник на  три редакции (большие группы  статей, объединённые хронологическим  и смысловым содержанием): Краткую,  Пространную и Сокращенную. В  Краткую редакцию входят две  составные части: Правда Ярослава ( или Древнейшая) и Правда Ярославичей  - сыновей Ярослава Мудрого. Правда  Ярослава включает - первые 18 статей  Краткой Правды и целиком посвящена  уголовному праву. Скорее всего,  она возникла во время борьбы  за престол между Ярославом  и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина  Ярослава вступила р конфликт  с новгородцами, сопровождавшийся  убийствами и побоями. Стремясь  урегулировать ситуацию. Ярослав  задобрил новгородцев “дав им  Правду, и устав списав, тако рекши  им: по ее грамоте ходите”.4 За этими словами в Новгородской 1 летописи помещен текст Древнейшей Правды.

  Правда Ярославичей включает ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц. Из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

     Со второй половины ХI в.  стала формироваться Пространная  Правда (121 статья по Троицкому  списку), сложившаяся в окончательном  варианте в ХП в. По уровню  развития правовых институтов  социально-хозяйствейному содержанию  это уже весьма развитой памятник  права. Наряду с новыми постановлениями  он включал и видоизмененные  нормы Краткой Правды. Пространная  Правда состоит как бы из  объединенных единым смыслом  групп статей. В ней представлено  уголовное и наследственное право,  основательно разработан юридический  статус категорий населения и  холопов, содержится банкротский  устав и т.д. К началу XII в.  Пространная Правда сформировалась.

         В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная  редакция, дошедшая до нас всего  в нескольких списках (50 статей  по IV Троицкому списку). Она представляет  собой выборку из Пространной  Правды, приспособленную для более  развитых общественных отношений  периодам раздробленности.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.

 

Правовое  положение населения по Русской  правде

 

  Все  феодальные общества были строго  стратифицированы, то есть. состояли  из сословий, права и обязанности  которых четко определены законом  как неравные по отношению  друг к другу и к государству.  Иными словами, каждое сословие  имело свой юридический статус. Было бы большим упрощением  рассматривать феодальное общество  с точки зрения эксплуататоров  и эксплуатируемых. Сословие феодалов, составляя боевую силу княжеских  дружин, несмотря на все свои  материальные выгоды, могло потерять  жизнь - самое ценное - проще и  вероятнее, нежели бедное сословие  крестьян.

   Феодальное общество было религиозно-статичным,  не склонным к резкой эволюции. Стремясь закрепить эту статичность,  государство консервировало отношения  с сословиями в законодательном  порядке.

       Не сложившись в глобальную  систему производства, рабство Руси  получило распространение как  общественный уклад. Источником  рабства был прежде всего плен, рождение от рабыни. В рабство  попадали за тяжкие уголовные  преступления (поток и разграбление), зависимый закуп обращался в  раба в случае бегства от  хозяина и кражи, в рабство  обращался злостный банкрот.6 Статья 110 Пространной Правды устанавливает еще три случая холопства: женитьба на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажа в рабство хотя бы за “наготу”.

            В первом тысячелетии н.э. рабство  у славян, по сообщениям римские  авторов, носило патриархальный  характер, пленных рабов отпускали  за выкуп или включали в  состав племени; Самые жесткие  формы присущи рабству на ранних  этапах государственности, в IХ-Х  вв. рабы у славян являются предметом продажи и обогащения. В договорах с Византией (Х в.) фигурирует специальная “челядинная цена”. 7В XI в. в русском праве уже действует принцип, согласно которому раб не может быть субъектом правоотношений, вступать в договоры. Русская Правда считала холопов собственностью господина, сами они не обладали собственностью. За уголовные преступления холопов и нанесенный ими имущественный ущерб ответственность по его возмещению несли хозяева. За убийство холопа полагалось возмещение ущерба в 5-6 гривен (как за уничтожение вещи). Хозяин холопа за его убийство не привлекался к ответственности - за подобные случаи назначалось церковное покаяние.

   В русской Правде отразились  процессы, аналогичные римскому  праву, где раб наделялся особым  имуществом (пекулием), с правом распоряжаться  им в хозяйственных целях в  пользу господина. В Уставе о холопах говорится, о ведении торговых операций холопами по поручению хозяев.8

     Класс феодалов формировался  постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать,  посадники, тиуны и т.д. Феодалы  осуществляли гражданское управление  и отвечали за профессиональную  военную организацию. Они были  взаимно связаны системой вассалитета,  регулирующей права и обязанности  друг перед другом и перед  государством. Для обеспечения функций  управления население платило  дань и судебные штрафы Материальные  потребности военной организации  обеспечивались земельной собственностью. Вассальные и земельные отношения  феодалов, их связь с великим  князем регулировались, скорее всего,  специальными договорами. В Русской  Правде раскрыты лишь некоторые  аспекты правового статуса этого  сословия. Она устанавливает двойную  виру (штраф за убийство) в 80 гривен  за убийство княжеских слуг, тортов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит. Вероятно, за посягательства на них применялась смертная казнь. В летописях неоднократно описывается применение казни во время народных волнений.

 Следующая  группа статей Русской Правды  защищает собственность. Устанавливается  штраф в 12 гривен за нарушение  земельной межи. Некоторые исследователи  считают, что высокая ставка  штрафа указывает на принадлежность  собственности феодалу. Такой  же штраф следует за разорение  пчельников, бояриных угодий, за  кражу ловчих соколов и ястребов. Высшие штрафы в 12 гривен устанавливаются  за побои, выбитые зубы, поврежденную  бороду, - видимо, корпоративное понимание  чести зачастую приводило к  физическим столкновениям. 

В феодальной прослойке ранее, всего произошла  отмена ограничений на женское наследование. В церковных уставах за насилия  над боярскими женами и дочерьми устанавливаются высокие штрафы - от 1 до 5 гривен золота, за остальных - до 5 гривен серебра.

   Обязанности крестьянского населения  по отношению к государству  выражались в уплате налог9в  в форме дани и оброков и  участии в вооруженной защите  в случае военных действий. На  крестьян распространялись государственная  юрисдикция и княжеский суд.

      В науке существует ряд мнений  о смердах, их считают свободными  крестьянами, феодальнозависимыми,  лицами рабского состояния, крепостными  и даже категорией, сходной с  мелким рыцарством. Но основная  полемика ведется по линии:  свободные – зависимые (рабы). Важное место в обосновании  мнений имеют две статьи Русской  Правды.

        Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая  штраф за убийство рабов, в  одном прочтении гласит: “Ав смерде  и в холопе 5 гривен” (Академический  список). В Археографическом списке  читаем: “А в смердьи в холопе 5 гривен”.9 В первом прочтении получается, что в случае убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф. Из второго списка следует, что смерд имеет холопа, которого убивают. Разрешить ситуацию невозможно.

        Статья 90 Пространной Правды гласит: “Если смерд умрет, то наследство  князю; если будут дочери у  него, то дать им приданое…” 10Некоторые исследователи трактуют ее атом смысле, что после смерти смерда его имущество переходило целиком к князю и он человек “мертвой руки”, то есть не способный передавать наследство. Но дальнейшие статьи разъясняют ситуацию - речь идет лишь о тех смердах, которые умерли, не имея сыновей, а отстранение женщин от наследства свойственно на определенном этапе всем народам Европы.

         Однако трудности определения  статуса смерда на этом не  кончаются. Смерд по другим  источникам выступает как крестьянин, владеющий домом, имуществом, лошадью.  За кражу его коня закон  устанавливает штраф 2 гривны. За  “муку” смерда устанавливается  штраф в 3 гривны. Русская Правда  нигде конкретно не указывает  на ограничение правоспособности  смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы (продажу), характерные для свободных граждан.

   Русская Правда всегда указывает  при необходимости на принадлежность  к конкретной социальной группе (дружинник, холоп и т.д.). В массе  статей о свободных людях, именно  свободные и подразумеваются,  о смердах речь заходит лишь  там, где их статус необходимо  специально выделите.

Информация о работе Русская правда как памятник древнерусского права